Блогу 6 лет!

Вот как неожиданно подкралась очередная годовщина. Я и глазом не успел моргнуть, а мальчику уже шесть лет! Скоро в школу пойдёт, ага.

И на волне этого скромного праздника и чтобы хоть как-то прервать затянувшееся молчание, займу немного вашего времени и скажу о судьбах блога и о моих мыслях, связанных с ним.

блогу 6 лет

Пару слов о том, что сейчас происходит. Те, кто более или менее следят за блогом, вероятно, заметили, что в последнее время частота выхода новых материалов резко снизилась, и связано это исключительно с тем, что практически всё моё свободное время уходит на роман. Как-то так вышло, что, пускаясь во всю эту авантюру, я и не думал, что она займёт такое количество времени. Я, сказать честно, и не думал, откуда буду столько этого времени брать. И дело даже не в собственно написании – кое-как туда-сюда написать три-четыре сотни страниц можно достаточно быстро, это вам скажет любой литнегр, но обработать весь этот сырец, довести его до того уровня качества, когда хочется читать, не отплёвываясь, – вот это, ребятки, задача, вот где силы и время! И понятное дело, что я увяз. Увяз в мелочах, по сути: в редактуре, в поисках интонаций и нужных слов. Подробнее я расскажу об этом в следующей статье, тут впечатлений не на одну страницу. А пока по-настоящему обнадёживающая новость для вас одна – если вы вдруг по какой-то причине задумали писать роман, точно уверены в своей геройской решимости дойти до конца, но всё ещё опасаетесь конкурентов – не бойтесь. Мысль о том, что есть какие-то орды писателей, которые заваливают издательства своими шедеврами, из которых вдумчивые седые редакторы выбирают только самое-самое, смешна. Возможно, их и заваливают, но примерно тем, что следовало бы смывать в унитаз. Поверьте, ни один человек без дьявольской мотивации и прорвы свободного времени роман не напишет никогда в жизни. По факту вы конкурируете только с теми ненормальными личностями со стальными задницами и капитальным отсутствием иных интересов, которые и так уже издаются. Есть ещё, конечно, полк графоманов, которые пишут, не перечитывая и не ведая редактуры, и выкладывают свои опусы в интернет в специализированные загоны-курятники и тем удовлетворяются, но этих счастливых людей мы в расчёт не берём. Остаётся мало. Поэтому роман нельзя рассматривать как соревнование с другими писателями, это штучка экзистенциальная, процесс постижения самого себя. А как же иначе? Вы ведь никогда всерьёз не думали, что на протяжении нескольких лет будете самовольно жертвовать по нескольку часов драгоценного свободного времени, каждый божий день, а особенно на выходных, чтобы сидеть и писать что-то там без всякой гарантии даже не на то, чтоб быть понятым (кому понимать, дорогие?) и оцененным по достоинству, но хотя бы услышанным. В наш век шаговой доступности любых сервисов и любых развлечений подобные эскапады – удел авантюристов и психов. Ну, вроде меня. А о результатах похода за золотым руном вы относительно скоро узнаете.

Что касается перспектив развития блога, то я до сих пор нахожусь в той странной разреженной неопределённости, которая началась у меня примерно три года назад, в то самое время, когда о развлекательной литературе было написано и сказано если не всё, то многое, и у меня, если честно, окончательно истратился к ней интерес. С тех пор ничего кардинально не изменилось: я спокойно отстранился от жанровой литературы, но вместе с тем невольно отстранился и от той огромной аудитории, которая её читает. И я понимаю, что подавляющее большинство людей, заходящих на этот ресурс, а заходят они через поисковик в материалы для новичков, являются поклонниками именно данного сорта литературы. И возникает такое чувство, будто мы находимся хоть и в одном здании, но на разных этажах, даже внутри блога я не пересекаюсь с этим многочисленным подвидом читателей. Но я не могу переступить через себя и писать о том, что мне не интересно, даже если это будет иметь хороший отклик и обратную связь. Значит, объясняю себе, это не моя аудитория, только и всего.

Я вообще очень слабо представляю, кто меня читает. Я понимаю, что есть категория молодых людей или людей, поддавшихся некоему сиюминутному порыву, заходящих в статьи вроде «Как написать рассказ?» или «Как составить план произведения?», чтобы, пробежавшись глазами, больше никогда сюда не вернуться, но я не совсем представляю тех, кто читает (чаще всего молча) мои материалы – время от времени и даже на постоянной основе. Вообще, пытаясь хоть как-то анализировать происходящее, я осознал, что сильнейшая волна интереса к писательству, в которую я и сам попал более десяти лет назад и в которой продолжаю счастливо пребывать, давно схлынула. Ну подумайте, а много сейчас таких, кто хочет всерьёз стать писателем? Давно нет уже той славы, тех тиражей и тех гонораров, о которых стоило бы мечтать. Сейчас мы существуем в волне, когда молодые люди хотят становиться видеоблогерами, и надо думать, все эти упражнения на бумаге для них – пещерный век или что-то из наскальной живописи. Нас часто пытаются убедить, что Россия де литературоцентричная страна. Возможно, в веке ХХ оно так и было, но сейчас у меня совершенно нет подобного ощущения.  Круг моих коллег и знакомых не читает книг от слова совсем, главный канал получения информации и развлечений – это интернет и YouTube. Понятно, что в среде московской и питерской интеллигенции всё обстоит иначе, но в моей не самой отдалённой провинции литература – это уже нечто совершенно пыльное и почти что забытое. Поэтому, выключенный из общего литературного процесса, я и не понимаю происходящего. Слежу, читаю и смотрю, но в деле генерации контента выходит ровно то, что выходит.

В  вопросе обрастания аудиторией блог уже давно вышел на некоторое плато, и прорыва куда-то выше не происходит. Возможно, это связано с тем отливом массового интереса, о котором я сказал выше, а возможно, что нет. Периодически у меня мелькают мысли бросить всё это, но жалко, иных альтернатив нет, а блог – какая-никакая трибуна. Тащу свой чемодан без ручки. В свете этого хотел бы узнать у вас, какие материалы и форматы лично вам хотелось бы увидеть в блоге? А ещё: зачем вы вообще сюда приходите и что хотите найти здесь? Очень интересно узнать.

Спасибо за внимание.

28 комментариев

  • Галина, спасибо. Знаете, для меня удивительно слышать, что такое количество людей прислушиваются к моим рекомендациям. Уж я-то думал, что мой вкус настолько специфичен, что им вообще нельзя руководствоваться для каких-либо рекомендаций. Мне кажется, что каждый из нас всё равно ищет в литературе что-то своё, в том плане, что существуют индивидуальные болевые точки, или точки интереса, которые притягивают наше внимание. И эти точки, кажется, при желании можно даже классифицировать. Вот жанр детектива зачастую строится на человеческом интересе к феномену убийства. Читателю этого рода литературы интересна психология убийцы, психология сыщика. Но меня, например, это абсолютно не занимает. Поэтому детективы, даже хорошо написанные, меня не трогают. Одна из моих реперных точек — это тема заточения, лишения свободы, тюрьмы или сумасшедшего дома. Тех обстоятельств, когда человеку под огромным гнётом системы нужно сохранить свою внутреннюю самость, сохранить своё «Я». Почему-то именно эти сюжеты отдаются во мне с утроенной силой. Но тут же я понимаю, что у других людей — другие острые темы. В этом, мне кажется, и заключается одна из главных сложностей всяких рекомендаций.

    Что касается романа, то он не про выдуманных героев, хотя и реальными я их тоже не могу назвать. Это вообще-то нелёгкий вопрос. Когда я, к примеру, описываю события n-ой давности и себя в этих событиях, то создаваемый персонаж — это не тот самый я n лет назад. Это скорее экстраполяция меня сегодняшнего на меня тогдашнего. И разумеется, этот литературный гомункул будет иметь к тому реальному юноше самое приблизительное отношение. Более того, даже факты, события в изложении их участников будут иметь совершенно разные интерпретации. В этом плане подобные произведения — как двояковыпуклая линза, через которую рассматриваются не только события прошлого, но и сегодняшний портрет самого автора. Такая вот специфика.

    А вообще, где-то осенью или ближе к зиме я ещё буду терзать вас всех вопросами, в каком виде всё это выпускать. Потому что есть варианты, и они, как водится, не всегда очевидные.

  • Я вот тоже не могу найти такого человека, на которого мог бы опереться в выборе книг. Дело в том, что я, в отличие от, видимо, подавляющего большинства читателей, ищу в литературе хорошо написанный текст. Скажем, начал читать «Интриганку» Сиднея Шелдона. Оценка на Фантлабе довольно высокая — 8.2 (оценили 204 человека). Читаю и вижу, ну слабо это с литературной точки зрения. А сюжет любопытный. Не могу. Не могу читать плохо написанный интересный сюжет. А большинство людей не только могут, но и любят такого рода книги. По крайней мере, мне так кажется. А, скажем, читаю «Большие надежды» Диккенса и как бальзам на душу. Праздник. И вот думаю, как так получается? Для того, чтобы оценить, хорошо ли человек пишет, достаточно закончить Литературный институт. Но я пока не нашёл такого выпускника Литинститута, который взялся бы вести блог, где ставил бы оценку произведению за чисто литературное мастерство. Так и живу. Приходится самому читать и, прочитав, скажем, четверть, решать, читать ли дальше или сэкономить время. А в остальном интересны окололитературные проблемы. Много на кого подписан. Интересна эта тема. Читаю книг довольно много последние годы.

  • Мне было бы интересно узнать мнение здешних «жителей» на свои романы ) Есть ли здесь возможность дать почитать? )) Елена Альмалибре

  • Вадим, сдаётся мне, вы не там ищите. Переводная литература — штука специфическая, и чтобы получить классный художественный текст должны сойтись сразу два фактора: во-первых, сам автор должен обладать ярким изобразительным стилем, что не так уж часто встречается, особенно среди фантастов, а во-вторых, должно дико повезти с переводчиком, чтобы его, переводчика, технического оснащения хватило для переноса всей красоты авторского стиля с языка оригинала на русский. Лично я уже давно смирился и не жду никаких чудес от переводов. Бывают правда приятные исключения, но ими мы обязаны в основном т.н. кашкинской школе советского художественной перевода.

    Так что если вы хотите получить удовольствие от авторского стиля, то пробуйте читать русскую литературу. Набоков и Бунин, вероятно, будут тяжеловесны, а вот Бабель, Аксёнов, ранний Лимонов времён Харьковской трилогии и «Это я, Эдичка», Довлатов, ранний Пелевин, Сорокин, Улицкая, Дмитрий Быков, Стругацкие, Веллер, Маканин, Водолазкин и Терехов будут как раз то, что надо.

  • Да нет, что вы! Вы меня не так поняли 🙂 Во-первых, я читаю всё подряд, имею в виду — любой жанр. Главное, чтобы было хорошо написано (помню прочитал около года назад отличный рассказ в жанре, который в целом не люблю — ужасы, но так написано великолепно, м-м-м). Во-вторых, любых авторов — и наших, и зарубежных. В-третьих, я не ищу в вашем блоге советов, что почитать, у нас явно разные вкусы: почти всё, что вы перечислили, я пробовал читать, нравятся только Стругацкие (да и у них были разные периоды, что-то нравится, что-то совсем не нравится). Нет, я же говорю, такого человека, который помог бы мне в выборе, пока не нашёл. Вы наверное подумали так, потому что пользуюсь Фантлабом? Название обманчиво, там ставят оценки любым книгам, не только фантастике и средняя оценка обычно мне что-то говорит: ниже восьми обычно читать точно не стоит. А ваш блог интересен, потому что мне интересны писатели, люди, которые обсуждают литературу и так далее.

  • Вадим, ну мне точно вас не понять, если вам из этого списка зашли только Стругацкие. Ну если вы активно пользуетесь фантлабом, то проблем с поиском ориентиров быть вообще не должно, там есть крутая система рекомендаций на основании выставленных вами оценок, которая рекомендует не только произведения, но даже показывает пользователей, с которыми у вас похожие вкусы.

    Про тамошние рейтинги я вообще молчу: «Метель» — 7.84; «Теллурия» — 7.38; «Великий Гэтсби» — 8.02; «Числа» — 7.55; «Ожог» — 6.82; «Цинковые мальчики» — 7.56. Детский лепет.

  • Система-то есть, но это кажется, что она помогает. Если присмотреться внимательнее, то люди, которые являются моими клонами, то есть имеют со мной очень высокий коэффициент корреляции, ставят конкретному произведению, скажем, от 6 до 10. И как я это должен понимать? Рекомендации по этой системе? Конечно, я её пробовал. Некоторые произведения да, а некоторые, знаете ли, совсем нет. И опять же, как я это должен понимать? Думаю, дело в том, что большинство людей просто не задумывается над тем *как* написано произведение — хорошо ли, плохо ли. Люди оценивают «синтетически», в целом. В результате я с такими оценками пролетаю, поскольку у меня первый критерий... Ну, вы поняли.

  • Конечно, вы правильно сказали, люди ищут в литературе разное. Я бы сказал, похоже на то, что вы ищете в литературе (скрытые) смыслы, а я бы сформулировал свои предпочтения так: нужно чтобы мне хорошо рассказали интересную историю.

  • Вадим, вы правильно поняли, я всегда ищу нечто большее, чем просто история. И я вполне готов отказываться от истории и увлекательности в пользу тех самых пресловутых смыслов, потому что прекрасно знаю, что сюжет имеет коварное обыкновение перетягивать на себя всё внимание в ущерб идеям. Поэтому-то я зачастую и оказываюсь в тех областях литературы, своеобразных джунглях, где сквозь текст приходится продираться, и я знаю, что чтение — не всегда удовольствие, но главное — отыскать в этих дебрях сокровища. Боюсь, пафосно прозвучит, но для меня хорошая книга — это та книга, которая меня поменяла. Может быть, за неимением настоящих учителей я воспитываюсь книгами. Но это исключительно мой путь как автора, писатель должен в первую очередь состояться как личность, как мыслитель, вы же не будете внимать голосу того, кто очевидно глупее вас и пытается учить жить по прописным истинам? Рядовой читатель же от всей этой муки освобождён и волен читать, что захочет, исключительно в своё удовольствие. И это ещё раз подтверждает моё убеждение, что есть авторы для читателей, а есть — для писателей. Примерно так.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *