Антонимы и антитеза

Автор: , 03 Сен 2013

Мы продолжаем разговор о стилистике русского языка, и сегодня речь пойдет об антонимах. Не секрет, что противопоставление значений, которое и несут в себе антонимы, является сильным и широко распространенным средством художественной выразительности. В рамках данной статьи мы постараемся разобраться, каким образом используются антонимы в художественных произведениях, а также поговорим о стилистическом приеме антитезы, об оксюмороне и антифразисе.

антонимы

Антонимы.

Итак, вспомним, что же такое антонимы? Антонимы – это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие прямо противоположное лексическое значение (добрый – злой, горячий – холодный, молчать – говорить, день – ночь). С точки зрения современного языка можно говорить о синонимии и антонимии как о крайних случаях взаимозаменяемости и противопоставления слов по их значению. В данном случае для синонимических отношений характерно семантическое сходство, а для антонимических – семантическое различие. Думаю, понятно, что синонимические и антонимические пары тесно связаны между собой. Даже когда мы упоминаем одно из слов-антонимов, то в сознании невольно возникает его противоположная по значению пара. Из этого следует, что антонимы не только взаимно отрицают, но в то же время и предполагают друг друга. Это обусловлено характером человеческого мировосприятия, его сложностью, выражающейся в единстве и борьбе противоположностей.

Обычно антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не означает, что то или иное слово может иметь только один антоним. Те же самые синонимические связки слов позволяют выражать и противопоставление понятий (радостный, веселый, оптимистичный – грустный, унылый, подавленный). Подобный подход к самому понятию антонимии опровергает распространенное суждение о том, что антонимы образуют замкнутые пары слов.

Необходимо учитывать, что у многозначных слов, как правило, очень широкие антонимические отношения. В частности, это означает, что у разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово «близкий» имеет антоним «далекий», если употреблено в значении небольшого расстояния или промежутка времени. Но вот в значении кровной связи это прилагательное становится антонимично уже слову «чужой». А выступая в значении «сходный» слово «близкий» образует антонимическую пару со словом «различный». Однако нередки случаи, когда многозначное слово имеет один антоним, который точно так же выступает в нескольких значениях.

Вообще, само явление антонимии следует рассматривать как особую дополнительную характеристику лексического значения слова. Иногда можно услышать о так называемых контекстных антонимах, когда в предложении противопоставляются два слова с не противоположными значениями: У Ули глаза были большие, темно-карие – не глаза, а очи, с длинными ресницами.

Антитеза.

Разумеется, антонимы и различные противопоставления широко используются в художественной речи, прежде всего как яркие средства выразительности. Вообще, главная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы.

Антитеза – это речевая фигура, заключающаяся в сопоставлении логически противоположных понятий или образов: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Возраст данного стилистического приема насчитывает многие столетия: об этом можно с уверенность судить по широте его распространения в народном поэтическом творчестве, пословицах и поговорках.

Антитеза может быть простой, состоящей из одной пары противопоставлений: У сильного всегда бессильный виноват. И сложной, когда в фигуру вовлечено сразу несколько антонимичных пар: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.

Как видно из последнего примера, употребление антонимов придает речи дополнительную экспрессию, делает фразу афористичной именно за счет двойственности, столкновения противоположностей. Не случайно, что антонимия лежит в основе многих знаменитых афоризмов: Дома новы, но предрассудки стары. Чем ночь темней, тем ярче звезды.

Использование антитезы может быть оригинальным ходом в названии романа или книги, по этому принципу построено множество заглавий известных произведений («Война и мир» Л.Н. Толстого). Противопоставления являются также одним из излюбленных инструментов журналистов и публицистов, использующих антитезу в громких и вызывающих заголовках статей. Таким образом, мы видим, что авторы, не зависимо от того, что они пишут – статью или серьезный роман, могут использовать антитезу для привлечения внимания читателя, для придания фразе двойственности и афористичности. Принцип противопоставления замечательно повышает экспрессию и эмоциональность фразы. И этим необходимо пользоваться.

Отрицание отрицания.

Существует также прием, противоположный антитезе, заключающийся в отрицании контрастных признаков предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Здесь бесконечное нанизывание антонимов подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярко выраженных признаков.

Иногда для особой экспрессии один из членов антонимической пары употребляется с отрицанием: Не ссориться я пришел, а мириться; Я не враг тебе, а друг. Такое соединение антонимов усиливает и подчеркивает значение одного из них, употребленного без отрицания. Возникающая при этом речевая избыточность, которую мы уже разбирали в одной из статей, служит для дополнительного привлечения внимания читающего.

Оксюморон.

Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron – остроумно-глупое) – стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Классическое сочетание антонимов в оксюмороне встречается достаточно редко (начало конца, в разгар застоя). В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, идут в связке существительного и прилагательного (крупные мелочи, дорогая дешевизна), поэтому их нельзя называть антонимами в точном значении этого слова,  так как антонимы всегда должны принадлежать одной части речи. Оксюморон часто встречается в поэзии, названиях художественных произведений, заголовках статей.

Стилистика антонимов.

Стилистические функции антонимов не исчерпываются простым выражением противопоставления. Антонимы помогают писателям показать полноту явлений и временных границ: Войска идут и день и ночь, Им становится невмочь. В таких случаях часто используется нанизывание антонимических пар или сложная антитеза. Сопоставление антонимов также может отражать чередование действий или указывать на быструю их смену: Вон вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла.

Следует отметить, что некоторые антонимические пары могут выступать в речи как единая конструкция, фразеологизм: рано или поздно, и стар и млад. Их употребление добавляет художественной речи разговорных интонаций.

Писатели-юмористы в своем творчестве часто используют столкновения антонимов, комические антитезы: Незрелый ананас для человека справедливого всегда хуже зрелой смородины. Антонимы нередко рождают неожиданные каламбуры; источником занимательной игры слов может стать употребление многозначного антонима: Молодая была уже не молода.

Использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой – это один из необычных стилистических приемов: Отколе, умная, бредешь ты голова? Здесь за словом «умная», сказанным в насмешку, стоит его антоним – «глупая». Такое употребление слова в противоположном значении называется антифразисом. Антифразис часто встречается в юмористических или сатирических текстах, пронизанных авторской иронией.

Иронического эффекта можно добиться заменой одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях на его антоним (Долг платежом зелен). В таких конструкциях особую роль играет именно нелогичность высказывания, поскольку для нашего слуха привычна обычная форма фразеологизма. Это также хорошо привлекает внимание читателя, а потому широко используется, к примеру, в заголовках газетных статей.

Таким образом, мы разобрались, что антонимические противопоставления в тексте являются особым, сильным художественным приемом, повышающим экспрессию сказанного, доводящим фразу до афоризма. Также антонимия является источником таких стилистических фигур как антитеза, оксюморон и антифразис. Это говорит о чрезвычайной плодовитости антонимических связок, об их богатом потенциале художественной выразительности, который просто необходимо использовать начинающим авторам.

Что ж, на этом все. Смело высказывайтесь в комментариях, следите за обновлениями блога «Литературная мастерская» — впереди у нас еще много интересного. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Алвисид:

    Всем доброго здоровья. Может несовсем по теме, но, возможно, в названии «Война и мир» Л.Н. Толстого отсутствует противопоставление. Ведь «мир», антоним слову «война», имеет несколько значений. Сегодня они употребляются не часто, но для времени Льва Николаевича это было нормально, а именно: общество, окружающая действительность. Да и мы говоря «мир вокруг нас», не подразумеваем отсутствие войны. И тогда получается «Война и общество» или «Жизнь во время войны», а может «Война и человечество». Что вы об этом думаете?

  2. admin200:

    Неоднократно слышал эту версию и совершенно не возражаю против такой интерпретации. Просто пример этого названия настолько ярок и настолько у всех на слуху, что не упомянуть его было бы преступлением =)

  3. Дмитрий:

    Версия интересная (про «войну и мир»), но очевидно неверная.

    Вот тут почитайте, если не лень.

    peace-and-world.narod.ru

    Если коротко — в старом написании слово «мир» == состояние без войны,

    а «мiр» == общество, вселенная.

    Так вот роман назывался именно «война и мИр»

     

  4. Хилолка:

    очень нужные правила, спасибо автору.

     

Ваш комментарий