Этажное конструирование научно-фантастических идей

Автор: , 01 Июл 2013

Сегодня мы продолжим начатый не так давно разговор о «Регистре научно-фантастических идей» Генриха Альтова и разберем первую из методик, составленных на основе собранной в регистре информации, а именно этажное конструирование научно-фантастических идей. Прочитав эту статью до конца, вы научитесь улучшать уже известные фантастические идеи и даже придумывать новые, еще нигде и никогда не озвученные. Итак, если вы хотите, чтобы в ваших текстах были только самые оригинальные фантастические допущения – читайте эту статью.

Этажное конструирование научно-фантастических идей

Этажное конструирование научно-фантастических идей.

Суть метода достаточно прозрачно описал П. Амнуэль – советский и израильский физик, писатель-фантаст, соратник Генриха Альтшуллера. Более подробно с методикой этажного конструирования вы можете ознакомиться в  трудах этих замечательных ученых и писателей, я же попытаюсь рассказать о ней в рамках одной статьи, донеся самую суть. Напомню, что данная статья является идейным продолжением записи о «Регистре научно-фантастических идей», опубликованной не так давно в рамках блога «Литературная мастерская».

Итак, прежде всего, следует отметить, что данная методика хорошо работает в основном для технических изобретений, фантастические допущения других направлений могут не всегда укладываться в предлагаемую этажную конструкцию. Однако это совершенно не означает, что от нее следует отказываться – методика весьма хороша сама по себе, ее можно пробовать как в отношении общественных явлений, так и природных. Экспериментируйте, фантазируйте – этажное конструирование не придумает за вас нечто новое, это всего лишь инструмент, призванный помочь вашему воображению.

Подготовительный этап.

Прежде всего, нам необходимо выбрать какой-то реальный предмет, или явление, или любое иное фантастическое допущение, с которым мы будем работать. Важно понимать, какие функции выполняет выбранная вещь, для чего она нужна, какова в глобальном смысле ее цель. Безусловно, если у нас уже есть наметки сюжета, мы должны постараться, чтобы выбранный объект в него вписывался. Иначе получится вариант космооперы про курочку Рябу.

Первый этаж.

Самый простейший: он подразумевает фантастическое допущение, использующее один выбранный объект.

Если мы выбрали, к примеру, самолет, то это уже не фантастика. Потому как самолет – наша повседневная реальность. Однако не забывайте, что лет эдак двести назад самолет был самой что ни наесть фантастической выдумкой! Сами подумайте, как крепостной крестьянин где-нибудь в Центральной России отреагировал бы, приземлись возле барской усадьбы подобный агрегат? Так что не всегда на первом этаже у нас будут появляться идеи именно фантастического свойства.

Но мы можем взять и другой пример: скажем, телепорт. Вещь уже давно придуманная, но на данный момент не сконструированная. Предположим, что мы выбрали телепорт, расщепляющий тело до атомов и перемещающий их с огромной скоростью в другое место пространства, где они благополучно соединяются вновь. Это его принцип работы. Его цель – сверхбыстрое перемещение в пространстве. В схеме нашей конструкции это будет первый этаж.

Разумеется, придумать нечто новое на первом этаже крайне непросто: фантасты уже изрядно поломали голову над различными изобретениями. Однако не стоит отчаиваться. Методика этажного конструирования была придумана еще и для того, чтобы улучшать уже существующие идеи. Так что движемся дальше.

Второй этаж.

Здесь действуют фантастические допущения, подразумевающие изменение количества выбранных нами объектов. Как это работает?

Допустим, нами выбран телепорт. На втором этаже мы конструируем фантастическое допущение, в котором телепортов становится очень много. В каждом городе установлен свой телепорт, при помощи которого люди могут перемещаться в любую точку пространства. Или возьмем еще круче: телепорт теперь есть в каждой квартире, и люди даже не выходят на улицу – походы на работу, в магазин или в гости осуществляются теперь только через такие устройства мгновенного перемещения.

Как видите, это фантастические допущения уже несколько иной направленности. Замечу также, что можно пофантазировать и в обратном направлении.

Что, если телепорт существует на Земле в единственном экземпляре? В таком случае, разумеется, многие пожелают им воспользоваться (например, чтобы покинуть Землю при угрозе некоей катастрофы), а многие предприимчивые лица – просто попытаются его захватить. В результате за подобное техническое чудо может развернуться даже нешуточная война… И это тоже будет являться одним из вариантов фантастической идеи второго этажа.

Третий этаж.

Подразумевает достижение той же цели, но без использования объекта.

Теперь мы оставляем только одну цель – сверхбыстрое перемещение объекта в пространстве, но убираем саму конструкцию под названием телепорт. Что получается? Например, люди, наделенные сверхспособностью по собственной воле телепортироваться туда, куда сочтут нужным. Или место (загадочный Бермудский треугольник), бесконтрольно перемещающее попавшие в него объекты за тысячи километров. Все это будут идеи третьего этажа, использующие одну лишь цель выбранного объекта без участия его самого.

Придумать можно много разного, все зависит от вашей фантазии.

Четвертый этаж.

Здесь собраны ситуации, в которых вообще отпадает необходимость достижения поставленной цели.

В нашем случае с телепортом все может быть так: мгновенные перемещения на дальние расстояния больше не нужны, потому как самих расстояний больше не существует – Вселенная сжалась до площади небольшого города, и телепортироваться больше не имеет смысла. Или же более широко: во Вселенной начались некие необратимые процессы – она стремительно уничтожает саму себя, а Земля остается последней планетой, на которой еще теплится жизнь, и перемещаться с нее теперь просто некуда, да и незачем.

Как видите, идеи здесь несколько иной направленности – они используют отказ от самой цели выбранного объекта, они создают такие условия и обстоятельства, когда нашему объекту попросту не находится применения. Особенно оригинальные идеи получаются, когда на четвертый этаж попадают вещи, без которых уже не мыслима наша обычная жизнь. Попробуйте сами пофантазировать над обстоятельствами, при которых отпадает необходимость в столовых приборах, или в упаковке, или в органах чувств. Я полностью уверен, что здесь кроется еще немало самых оригинальных фантастических допущений.

Что ж, на сегодня все. Надеюсь, данная статья поможет вам более креативно подходить к вопросу придумывания идей для собственных произведений и принесет вам еще немало пользы. А впереди у нас очередная статья, в которой мы будем разбирать приемы конструирования научно-фантастических идей. И дабы не пропустить ее выход, рекомендую подписаться на обновления блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий