Физиогномика на службе писателя. Часть 1

Автор: , 03 Июн 2013

В сегодняшней статье речь пойдет о тонкостях работы над персонажами, а именно над описанием внешности. Тут, казалось бы, нет ничего сложного – автор в этом плане абсолютно свободен и волен сделать своего героя таким, каким только пожелает. Захочет, будет у него краснощекий говорливый толстячок, не захочет – худой и большеголовый интеллектуал. Однако легко заметить, что даже по этим скупым односложным описаниям в нашем воображении уже возникает некий, пусть и достаточно фрагментарный, психологический портрет.

Вот возьмем краснощекого толстячка. Какие лично у меня ассоциации с подобным героем? Если толстячок – значит, любит хорошо поесть, а те, кто любят поесть – в основной своей массе добрые люди. И, правда, толстячки редко бывают злыми. Краснощекость подразумевает обильный приток крови к лицу. Значит, герой у нас энергичный и, наверняка, не глупый… Ну и так далее.

К чему я все это? А к тому, что в человеческой психологии крепко засели некие древние ассоциации, которые связывают определенные детали внешности и черты характера. Изучением этих связей занимается наука физиогномика. И вот как раз ее знания я и предлагаю вам взять на вооружение при работе над образами героев. Лично я уже давно использую эти данные при написании собственных произведений.

 Физиогномика на службе писателя

Физиогномика – искусство определения внутреннего состояния человека по движениям и мимике лица, а также учение о связи между внешним обликом человека и его характером.

Итак, чтобы вам было проще изучать постулаты этой науки, я сделал небольшую выборку наиболее характерных черт внешности, которые можно использовать при описании. Именно этой шпаргалкой я пользуюсь, когда затрудняюсь придумать внешность какого-нибудь персонажа.

Форма лица

Начать предлагаю именно с формы лица, так как это та база, с которой начинают профессионалы – будь то изображение портретов или составление фотороботов.

 

Прямоугольное лицо.

Ширина лба примерно равна ширине подбородка. Многие назовут это правильное лицо  аристократическим. Обладатели таких лицевых пропорций зачастую умеют держать себя в руках, они уравновешены и интеллектуальны. Человек с подобным лицом, как правило, расчетлив и рассудителен, у него стратегический склад ума. Здесь же может таиться и талант организатора, и недюжинная целеустремленность.

Квадратное лицо.

Обладателями таких лиц обычно являются суровые, мужественные, а иногда и бессердечные люди. Они, как правило, несговорчивы, грубы, но настойчивы. Кто-то может назвать их тугодумами. В разговоре прямолинейны и откровенны, совершенно не умеют обманывать. Наиболее яркая черта этого типа – решительность. Эти люди обладают  неутомимой жаждой успеха. В целом, из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию.

Круглое лицо.

Издревле ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием. Нередко помогает определить гурмана. Такие люди ценят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Если у человека с круглой  формой  лица  высокая  переносица и выступающие скулы, это говорит о целеустремленности. Именно из таких людей зачастую получаются сильные лидеры.

Треугольное лицо.

Это высокий, широкий лоб, выдающиеся скулы, некрупный, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, маленький подбородок. Человек с такой формой лица обладает малой  чувствительностью. Печально, но у таких людей от природы может отсутствовать чувство привязанности  и  преданности. Считается, что это также признак большой одаренности. Однако такой человек, как правило, неуживчив, а нередко чертовски хитер и склонен к предательству.

Вот оно, лицо идеального злодея!

Трапециевидное лицо.

Для этого лица характерен широкий лоб и слегка  суженный, но не заостренный подбородок. Такая  форма  лица присуща людям интеллигентным, чувствительным и артистичным. Им также свойственен и бойцовский дух. Женщины с трапециевидным лицом – веселые неисправимые оптимистки. Они живут в гармонии с собой и делают окружающих счастливыми.

Глаза

Глаза – одна из самых важных и броских деталей на лице. Человек с красивыми притягательными  глазами обладает здоровьем, сильной волей и живым умом. Большие  глаза  говорят  о  чувствительности  души,  мужестве,  иногда о стремлении к лидерству. Маленькие  глаза  выдают угрюмых и замкнутых людей. Однако таких людей отличает завидное постоянство. Большая радужная оболочка говорит о мягкости и спокойном характере, маленькая – признак дисбаланса психических процессов, что неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Если глаза несколько отличаются по форме, это выдает страстную увлекающуюся натуру.

Цвет радужной оболочки.

Черный, коричневый, зеленый выдают людей активных и энергичных. Голубой принадлежит чувственным натурам.  Светло-коричневый – людям застенчивым. А вот  серые глаза ассоциируются с верностью.

Веки и посадка глаз.

Самое гармоничное расположение, когда оба глаза находятся на одной горизонтальной линии. Скошенные  книзу глаза у мужчин говорят о решительности, а вот у женщин – о неблагоразумии. Если верхнее веко слегка опущено – это признак зрелости, сильно опущенное верхнее веко у мужчин – усталость, истощение энергии. Набухшее нижнее веко – признак бурной жизни. Слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтрольности влечений. Если оба века вздуты – человек, скорее всего, устал от жизни. Сеточка морщин у внешних уголков глаз – признак проницательности.

Типы глаз.

Существует также весьма занятная классификация типов глаз. В ней глаза человека сравниваются с глазами того или иного реального или мифического животного.

Глаза дракона – большие с живым блеском. Такими глазами обладает человек, наделенный или стремящийся к власти.

Глаза волка – глаза с чрезмерно большой радужной оболочкой. Принадлежат людям, способным быстро принимать решения.

Глаза лошади – крупные глаза с треугольным разрезом и провисшими веками. Принадлежат умному, талантливому, веселому и коммуникабельному человеку.

Глаза слона – узкие, вытянутые с двойными, а то и с тройными веками. Характерны для тучных людей. Главная черта их характера – невозмутимость.

Глаза вепря – глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой говорят о большой жизненной энергии и стойкости.

Глаза тигра – круглые с желтоватым  блеском. Принадлежат настойчивым и храбрым натурам.

Глаза феникса – удлиненная, миндалиевидная форма глаз, иногда с  загнутыми  кверху венчиками. Выдают утонченную натуру.

Глаза льва – большие глаза со складками на веках. Это глаза лидера.

Глаза овцы – узкие, маленькие, с черно-желтой радужной оболочкой. Характерны для страстных натур.

На этом, думаю, остановимся. В следующий раз продолжим разговор о физиогномике, разберем новые черты лица и связанные с ними грани характера. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и получайте первыми самые полезные статьи! До скорого!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Володя:

    Описанные здесь закономерности в большей степени относятся к стереотипам, а не к обоснованным научным фактам и совершенно не учитывают расовых отличий людей.  

  2. Гелла:

    Вполне занимательно и соответствует действительному восприятию внешности, но стоит ли отливать по этим формам своих героев? Я не говорю о второстепенных (хотя и им можно и нужно придать ну хоть какую-то индивидуальность), но хотя бы главные герои могут хоть чем-то отличаться от инкубаторских голубоглазых красавиц и крепких парней с суровым взглядом? И, что самое отвратительное, шаблоны есть для любых групп читателей с разными вкусовыми пристрастиями. Любишь субтильных мужчин — вот тебе, пожалуйста, темные волосы до плеч, пронзительный (всенепременно!) взгляд и тонкие пальцы! Бьешься в экстазе от «качков» — вот тебе мускулы, «обтянутые кожей» или «бугрящиеся мышцы». Немного раздражает то, что в жизни мы все гораздо неказистее (надеюсь, это не заденет ничьих самодовольных чувств). Волосы на ветру у нас не развеваются, а лезут в рот и глаза. А еще, бывает, форма носа неудачная, подбородок уж больно островат или щеки как у хомяка перед зимовкой. В связи с этим хочется заметить, что поначалу этих стандартизированных героев воспринимаешь с энтузиазмом. Но потом становится даже противно. У особо слабонервных могут и комплексы развиться. Одним словом, вопрос вот в чем: может лучше быть поближе к действительности и делать героев не по стандартам ГОСТ и ISO? Ведь достойные люди бывают и непривлекательными внешне. А последний подлец может оказаться вторым Аленом Делоном. Обидно, право.

  3. Гелла:

    И да, интересно было бы взглянуть на типы глаз в картинках, если это возможно.  =)

  4. admin200:

    Гелла, конечно, бездумно лепить героев по шаблону не следует, и автор в своей работе должен быть ближе к реальности, реальным людям и лицам. Но ценность изысканий физиогномики, как мне видится, заключается именно в том, что ее можно использовать в описании героя штрихами для создания нужных ассоциаций. А можно и вовсе не использовать и спокойно описывать так, как хочется. 

  5. Гелла:

    Ваша фраза о «создании нужных ассоциаций» натолкнула меня вот на какую жуткую мысль: А может ли быть такое, что автор выберет в герои неказистого и отходящего от канонов красивости героя, а читатель возьмет и...не полюбит его? Не проникнется его плутаниями и походами сквозь метель с мечом наперевес? Неудачно выбранная внешность героя может повлечь за собой такое?

  6. admin200:

    Сильно сомневаюсь, что такое возможно. Все-таки в восприятии героя читателем внешним данным отводится совершенно скромная роль, аудитория, в основном, оценивает персонажей по их мыслям, словам и, главное, поступкам.

  7. Яков:

    ((...еловек, как правило, неуживчив, а нередко чертовски хитер и склон...))  Треугольное лицо...... лицо злодея)) — анекдот.

    Явно несимметричное лицо — этого человека берегитесь.

  8. Элина:

    Столько идей на ночь глядя пришло после этой статьи! Восторг!   Спасибо *IN LOVE*

  9. Яков:

    От проф. физиогномиста: средневековая галиматья.

  10. Элина:

    Идеи не только появились, я уже их применила, сделав «краше» своих героев))!..

Ваш комментарий