Инфинитив

Автор: , 07 Июл 2014

В этот раз в рамках блога «Литературная мастерская» мы продолжим изучение стилистических функций разных частей речи.  Сегодня разговор пойдет о неспрягаемой форме глагола – инфинитиве. В чем его преимущества и недостатки, какие образом используется инфинитив в художественной речи, а также как грамотно и по делу употреблять эту форму глагола для усиления текста – все это мы разберем и обсудим в сегодняшней записи.

Инфинитив

Инфинитив.

Инфинитив – это неспрягаемая  форма глагола, обозначающая событие без указания на обстоятельства его осуществления (то есть на время и лицо). Служит начальной формой глагола.

В русском языке инфинитив обычно выступает в синтаксических связках именных слов предложения: подлежащего (Шуметь запрещается), дополнения (Призываю всех молчать, шума не допускать), обстоятельства (Ходили в лес гулять, собирать грибы) или несогласованного определения (И следующая попытка победить оказалась неудачной). Для инфинитивной формы типичным является употребление в связке с глаголами или другими частями речи, имеющими фазовое и модальное значение: Он начал выходить из дому лишь спустя пару месяцев после трагедии.

Важно отметить, что инфинитив участвует также и в образовании форм будущего времени несовершенного вида (будет ходить) и форм повелительного наклонения первого лица (давай/те будем смеяться). Инфинитив нередко выступает и в собственной глагольной позиции сказуемого (Мне уйти?).

Важная особенность инфинитива заключается в том, что он как неспрягаемая форма глагола лишен важнейших грамматических категорий – наклонения, времени, лица, числа и рода. Этот момент во многом и определяет его особое положение в русском языке. Однако, давая минимальную грамматическую информацию, он выражает в наиболее чистом виде саму идею процесса.

Как определить инфинитив? В русском языке инфинитив образуется при помощи следующих суффиксов:

-ть (в том случае, если ему предшествует гласный звук, который и сам является суффиксом): сидеть, молоть, пнуть, принять.

-ти (если ему предшествует согласный звук, являющийся обычно частью корня): войти, трясти, везти. Однако в случае безударности суффикса он сокращается до формы -ть: лезть.

В глаголах на -чь (печь, стричь, стеречь) -чь является не окончанием, а частью корня, что подтверждается при спряжении глаголов: печь — печёт, стричь — стрижёт, стеречь — стережёт.

В целом, с функционально-синтаксической точки зрения, инфинитив представляет собой наименее глагольную и наиболее именную форму глагола.

Стилистика инфинитива.

При статистических подсчетах частоты использования инфинитивов в различных стилях речи выясняется, что наибольшей популярностью эта глагольная форма пользуется в официально-деловом стиле. Это обусловлено самой спецификой официальных документов: в них само наименование процесса зачастую важнее, чем его частности. А вот для художественной речи отвлеченного наименования действия недостаточно, поэтому инфинитивные формы здесь не столь популярны. Однако авторы все же обращаются к ним. Более того, отсутствие у инфинитива точных глагольных категорий (времени, числа, лица и т.д.) открывает дорогу к его необычному стилистическому использованию, связанному с переносом тех или иных грамматических значений.

Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие или как возможное свойство предмета. Отсутствие грамматических категорий позволяет сфокусировать внимание аудитории на его лексическом значении. Как правило, в художественной речи используются глаголы яркие и очень конкретные, поэтому в их контексте инфинитивы могут стать удачным средством речевой конкретизации. Хорошо иллюстрируют данное суждение эти строки А.С. Пушкина:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать.

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Инфинитив по стилистическим функциям близок к прилагательному: цель и одних и других – показать отличительные признаки предмета или лица. Но если прилагательные указывают на статические признаки, то инфинитив называет те свойства, которые проявляются в динамике, реализуются в поведении героя.

Некоторые исследователи русского языка высказывали мысль о том, что в инфинитиве потенциально заложено отношение к лицу. Именно этот момент и позволяет употреблять инфинитив вместо других форм глагола: Я идти – ноги не несут. Она кричать – они не слышат. В таких случаях неопределенная форма глагола получает значение изъявительного наклонения и может на равных конкурировать со спрягаемыми глагольными формами в экспрессивной речи. Об этом моменте не стоить забывать при работе над особенно эмоциональными местами текста.

Что ж, на этом сегодняшний ликбез считаю законченным. Надеюсь, понятие инфинитива стало для вас более четким и понятным. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий