Морфологический анализ

Автор: , 06 Авг 2013

В этой статье блога «Литературная мастерская» мы продолжим обсуждение различных приемов конструирования фантастических допущений, начатое не так давно записью о «Регистре научно-фантастических идей». Сегодня речь пойдет о морфологическом анализе и методе фантограмм. Если вы до сих пор не знаете, что это такое, то весьма рекомендую потратить капельку своего времени на его освоение и взять на вооружение этот простой прием, при помощи которого, тем не менее, можно успешно совершенствовать старые и придумывать абсолютно новые фантастические допущения. Звучит, действительно, очень заманчиво. Но давайте обо всем по порядку.

Морфологический анализ

Откуда взялся морфологический анализ?

Вообще, как таковой морфологический анализ придумал американский астроном швейцарского происхождения Фриц Цвикки. Именно с его помощью Цвикки в тридцатых годах двадцатого века предсказал существование нейтронных звезд, а также предположил наличие во вселенной так называемых «адских звезд», описание которых чудесным образом оказалось крайне схожим с открытыми сорок лет спустя черными дырами. Таким образом, американец, по сути, открыл с помощью морфологического анализа черные дыры. Ф. Цвикки выпустил книгу «Морфологическая астрономия», где описал возможности прогнозирования астрономических открытий с помощью разработанного им морфологического метода. Однако в дальнейшем широкого применения в астрономии морфологический анализ так и не нашел, зато замечательно пригодился разного рода изобретателям и фантастам.

Суть морфологического анализа.

Морфологический анализ заключается в систематическом обзоре всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Не больше, но и не меньше. Как это работает на практике? Мы выбираем какой-либо объект и составляем список его основных характеристик. Далее для каждой из характеристик мы перечисляем все возможные варианты. Так вот, комбинируя эти самые варианты, мы получаем в итоге огромное множество новых, еще нигде не фигурировавших объектов. Вот вам и оригинальные фантастические допущения.

Итак, выберем для примера компьютер. На первом этапе мы перечисляем его характеристики: тип блока питания, производительность, способ управления, энергопотребление, габаритные размеры и так далее. Чем больше выделено характеристик на этом этапе, тем большее количество вариантов может быть получено на выходе.

Далее для каждой из характеристик составляем список всех мыслимых и немыслимых вариантов, не обязательно относящихся к данному объекту. Например:

  1. Блок питания: а) электрический; б) паровой; в) механический; г) гидравлический; д) внутреннего сгорания; е) ядерный и так далее. Чувствуете, как закрутились вокруг интересные варианты? Погодите, дальше их появится еще больше.
  2. Производительность (в сравнении с лучшей моделью на данный момент): а) низкая; б) средняя; в) высокая; г) сверхвысокая и так далее.
  3. Способ управления: а) ручной; б) голосовой; в) жестовый; г) мысленными командами; д) интуитивный, аппарат сам предугадывает желания.
  4. Энергопотребление (в сравнении с моделями данного времени): а) сверхнизкое; б) низкое; в) среднее; г) высокое; д) сверхвысокое.
  5. Размеры (в сравнении с современными моделями): а) сверхмалые; б) малые; в) средние; г) большие; д) сверхбольшие.

Таким образом, комбинируя полученные варианты можно представить себе, например, управляемый мыслью сверхмалый компьютер с чрезвычайно низким энергопотреблением (как вариант, от биотоков самого человека). Или как вам компьютер, размером с планету с фантастической производительностью, использующий для работы энергию внутренних процессов занятого им небесного тела? В общем, вариантов может быть очень много, вам остается лишь выбрать наиболее подходящий. Здесь основное значение имеет первоначальное количество характеристик в первом шаге и оригинальность вариантов их исполнения во втором. Если составленная таким образом морфологическая таблица получилась обширной и полной, сформировать из нее оригинальное фантастическое допущение не составит никакого труда.

Метод фантограмм.

Морфологический анализ, который мы уже разобрали выше, вполне успешно может быть дополнен использованием приемов, рассмотренных в статье «Приемы конструирования фантастических идей». В этом случае каждая ячейка составленной нами морфологической таблицы снабжается дополнительной координатной осью: осью изменения идеи с помощью уже известных нам приемов фантазирования. Таким образом, многократно расширяется число возможных вариантов, а сам морфологический анализ становится не чем иным, как предложенным Г. Альтовым методом фантограмм.

Как вы понимаете, фантограмма потенциально содержит намного большее количество идей, нежели морфологический анализ, поскольку каждую из них можно многократно преобразовывать, используя уже известные нам приемы увеличения (уменьшения), квантования, дробления и многие другие.

В качестве примера возьмем все тот же управляемый мыслью сверхмалый компьютер, вживленный в тело и работающий от биотоков самого человека. Применив к нему прием квантования, мы сделаем непрерывную работу такого компьютера прерывной, то есть, как вариант, он будет запускаться только в строго определенные моменты – например, когда его владельцу грозит смертельная опасность.

Как видите, метод фантограмм позволяет значительно расширить наши возможности в рамках придумывания новых фантастических идей.

Вот вкратце и весь смысл морфологического анализа и метода фантограмм. Надеюсь, вы с легкостью освоите их и научитесь успешно применять в своей практической творческой деятельности. В чем и желаю вам успехов. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий