Приемы конструирования научно-фантастических идей

Автор: , 18 Июл 2013

Эта статья продолжает цикл публикаций, стартовавших статьей о «Регистре научно-фантастических идей» Генриха Альтова. Сегодня речь пойдет о специальных методах и приемах конструирования фантастических допущений. Ни для кого не секрет, что придумать какую-то новую фантастическую идею – дело весьма непростое, подавляющее большинство возникающих в голове идей уже когда-то и где-то встречались. Цель данной статьи – вооружить вас действенными инструментами, при помощи которых вы могли бы придумывать новые допущения для своих произведений. Итак, если вы хотите узнать, каким образом это делается, читайте данную статью.

Конструирование НФ идей

Специальные приемы конструирования научно-фантастических идей.

Как я уже упоминал ранее в статье о «Регистре научно-фантастических идей», одной из основных целей его составления было выявление специфических приемов, при помощи которых человек может самостоятельно сформировать новое, еще нигде не озвученное фантастическое допущение. В результате многолетних трудов Генриха Альтшуллера и его последователей эти приемы были выявлены. Как оказалось, они во многом перекликаются с методами, описанными в Г. Альтшуллером в его Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), однако это ни в коей мере не должно нас смущать – напротив, этот факт – лишнее доказательство того, что процессы фантазирования и технического конструирования имеют в человеческом сознании общие корни.

Теперь предлагаю разобраться с каждым из приемов по отдельности.

Прием увеличения (уменьшения).

Один из самых распространенных и простых приемов. Заключается в увеличении (уменьшении) свойств объекта или его численных характеристик. Использовать этот прием достаточно просто: нужно лишь взять некий объект и гипертрофировать одно из его свойств – физических, функциональных, количественных до нужных масштабов. Точно так же работает и прием уменьшения. Степень подобных изменений также сильно варьируется.

Примеров применения этого метода можно вспомнить великое множество: им воздействовали на физические свойства самого человека (уменьшали размеры, увеличивали выносливость и силу), на окружающие его объекты (гигантские растения, насекомые), на устройства и механизмы (гипертрофированные до размеров городов космические корабли), даже на небесные тела. Как вы понимаете, это достаточно распространенный в литературе прием, но тем не менее, знание его не будет лишним.

Прием «наоборот».

Смысл его сводится к следующему: для изменяемого объекта выделяется его основное свойство, и именно оно изменяется на противоположное.

Например, такое свойство человека как старение неоднократно обыгрывалось в литературе при помощи данного приема – вспомним многочисленные истории, когда герой с течением жизни молодел.

Или возьмем в качестве примера телепорт, который мы разбирали в статье про «Этажное конструирование». Его основным свойством является мгновенное перемещение объекта на дальние расстояния. А что будет, если применить к нему прием «наоборот»? Тогда перемещение станет не мгновенным, а чрезвычайно затянутым во времени, то есть человек при помощи телепорта, по сути, переместиться в будущее, нисколько при этом не постарев. Вот таким образом от идеи телепорта можно шагнуть к оригинальной модели машины времени.

Прием ускорения (замедления).

Требует ускорить или замедлить действие объекта (процесса) до такой степени, чтобы возникло новое качество.

Относительно уже обозначенного выше свойства старения это может выглядеть как его полное замедление – человек проживает всю жизнь молодым, а сам процесс старения обрушивается на него лавинообразно только перед физиологической смертью. Обратный вариант – сверхбыстрое старение – описан в потрясающем рассказе Рэя Брэдбери «Лед и пламя». В нем жизнь героев от рождения до смерти длилась всего лишь считанные дни.

В общем, прием отлично работает с любыми процессами: будь то обращение Земли вокруг Солнца, химические реакции или биологические процессы. Достаточно лишь выбрать нужный объект.

Приемы дробления и объединения.

Подразумевают под собой два противоположных подхода: дробление объекта (процесса) на составные части и наоборот – объединение свойств разных объектов (процессов).

На примере телепорта это могло бы выглядеть следующим образом: в случае дробления телепорт мог бы создавать по одной копии человека на каждом из существующих порталов. Получался бы некий побочный эффект системы в виде нежелательного клонирования. Далее людям пришлось бы избавляться от подобных случайных клонов, а это обязательно тронуло бы чувства какого-нибудь гуманиста, ну и так далее. В общем, здесь легко вырисовывается завязка целой истории.

Эффект объединения вы могли наблюдать в давнем фильме под названием «Муха», где главный герой оказался в камере телепорта вместе с насекомым, а управляющий компьютер решил объединить их тела при перемещении.

Прием вынесения (внесения).

Довольно интересный прием, который заключается в следующем: в случае вынесения от объекта отделяется одно из его главных свойств, в случае внесения объекту приписывается свойство совершенно другого объекта.

Приемом вынесения в фантастике достаточно плотно прошлись по человеку: вспомним хотя бы многочисленные истории про зомби. Ведь зомби – это, по сути, обычный человек, из которого вынесены два основных свойства – разума и жизни.

Прием внесения наделяет объект свойствами другого объекта. Например, различного рода левитанты – люди, получившие свойства птиц. А звери, научившие говорить? Или механические устройства, наделенные интеллектом? Все это – образцы применения приема внесения. Полагаю, что именно у этого метода самый большой потенциал из всех представленных в данной статье. Пользуйтесь.

Прием универсализации (ограничения).

Нужен для того, чтобы сделать объект (факт) универсальным, распространив его действие на максимально широкий спектр явлений. Прием ограничения действует в обратном направлении – предельно ограничивает влияние универсального факта.

Этот прием тоже кажется мне весьма перспективным, потому как с его помощью можно придумать массу оригинальных идей.

Самым простым примером будет распространение способности к мышлению на все объекты неживого мира, начиная от минералов и заканчивая звездами и планетами. Или же можно поэкспериментировать со способностью некоторых организмов к регенерации: распространив ее на все живое, легко получить весьма занимательную почву для фантастической истории.

С обратным методом ограничения все еще проще. Что будет, например, если люди потеряют потребность к самовыражению и творчеству? Как изменятся их взгляды на произведения искусства? Каким станет в таком случае современный мир?

Прием квантования (непрерывности).

Формулируется следующим образом: если действие факта (объекта) происходит непрерывно, нужно сделать его прерывистым. И обратный ему ход: прерывистое действие делается непрерывным.

Например, движение небесных тел – процесс непрерывный. А что произойдет, если планеты и звезды начнут делать остановки? Есть, над чем поломать голову, не так ли?

Вариант приема непрерывности: человек вынужден все свое время проводить на работе, не прерываясь на личные дела и отдых. Во что превратиться его жизнь? Как изменится мировоззрение? Тоже весьма интересный вопрос.

Прием динамизации (статичности).

В чем-то схож с предыдущим методом. Если выбранный нами объект (факт) статичен – сделать его изменяющимся во времени, динамичным. Аналогично и в обратном направлении: динамичный факт сделать статичным.

Самые яркие примеры динамизации, уже использованные в литературе и кинематографе – это ходячие деревья, а также изменяющиеся изображения картин. Здесь мы видим, как заведомо статичные объекты начинают приобретать динамические свойства.

Прием статичности неоднократно применялся к периодической смене времен года (вечная зима), времени суток (вечная ночь), погодным явлениям (вечный дождь).

Прием естественности (искусственности).

Чрезвычайно прост в применении: волею автора искусственный объект делается естественным; естественный – искусственным.

Что если люди начнут селиться в жилищах биологического происхождения? Гигантские деревья будут обустроены в виде небоскребов, вмещающих сотни квартир. Лифтами станут древесные каналы, сеть переплетенных корневых систем будет подобна тоннелям метро и так далее…

Примерами обратных перевоплощений могут служить искусственные космические тела – огромные военные и исследовательские базы, замаскированные под видом астероидов и планетарных спутников.

Прием изменение неизменяемого.

Требует от нас выделить и изменить свойство объекта, которое считалось неизменяемым. В усовершенствованном виде: сделать управляемым свойство объекта, которое таковым не считалось.

Например, человек приобретает способность по собственному желанию изменять свою внешность, возраст, голос или даже пол. Тоже чрезвычайно интересный прием.

Следует отметить также, что если использование того или иного приема не привело к новой фантастической идее, можно поступить иначе: изменять не выбранный объект, а среду, в которой он находится. Или же любую выбранную часть этого объекта; а иногда и совокупность объектов. Это позволит еще более разнообразить и усложнить фантастические допущения.

Что ж, на этом все. Надеюсь, приведенные в данной статье приемы позволят вам сконструировать для ваших произведений не один десяток новых оригинальных фантастических допущений. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Олександр:

    Неймовірно цікава стаття. Дуже корисна. Більше того, я знайшов у «Прийомі універсалізації» ідею свого роману. Тепер от буду знати, як цей прийом називається. Дякую величезне!

Ваш комментарий