«Регистр научно-фантастических идей» Генриха Альтова

Автор: , 24 Июн 2013

Сегодня я пребываю в некоем волнительном настроении, потому как статья, которую вы сейчас читаете, способна стать для нас ключом к значительным литературным свершениям. Безусловно, сейчас вы считаете, что я преувеличиваю – быть может, так оно и есть, однако вещь, о которой я собираюсь вам рассказать, способна стать для любого автора серьезным подспорьем в работе над фантастическими произведениями. Итак, если мне удалось вас заинтересовать, читайте эту статью до конца.

Регистр научно-фантастических идей

В общем, не буду томить, вся интрига крутится вокруг «Регистра научно-фантастических идей» Генриха Альтова.

Что это за вещь и чем она так примечательна? А тем, что это сборник, вобравший в себя поистине колоссальное количество фантастических идей, когда-либо использовавшихся в литературе. Разумеется, список далеко не полный, однако на наш с вами век хватит: огромные таблицы протяженностью около трехсот страниц можно разбирать не одну неделю, а уж на то, чтобы применить хотя бы треть из представленных в них идей не хватит и жизни.

Зачем, спросите вы, нужны все эти фантастические идеи, которые когда-то уже были кем-то озвучены? Во-первых, я полагаю, среди читателей вряд ли найдется много искушенных знатоков, знакомых с рассказом какого-нибудь румынского автора, опубликованным, скажем, в далеком 1950 году, идею которого вы решились использовать. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое, не так ли? Во-вторых, целью создания Регистра была не просто систематизация идей научной фантастики, а выделение закономерностей и приемов их создания. И самое замечательное, что цель эта была в конечном итоге достигнута! Таким образом, данная статья блога «Литературная мастерская» открывает цикл публикаций по мотивам трудов Г. Альтова и его последователей, в ходе которого мы разберем основные приемы и методики создания новых фантастических идей. Вы, наверное, уже поняли, что разобравшись во всем этом детально, любой автор может на порядок повысить уровень своего мастерства. Да что там, я полагаю, что освоение подобных методик может стать для кого-то началом широкой известности. Но не будем забегать вперед и вначале разберемся с самим «Регистром научно-фантастических идей» и методами его использования.

История.

Автором «Регистра научно-фантастических идей» является известный советский писатель-фантаст, изобретатель, автор знаменитой ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним – Генрих Альтов). Наверняка, вы если не знакомы в подробностях, то слышали о ТРИЗ, но вот о том, что Генрих Альтшуллер занимался систематизацией научно-фантастических идей, знают не все.

Генрих Альтов начал заниматься сбором Регистра в далеком 1964 году. И эта идея советского писателя-фантаста не была встречена его собратьями по перу с большим энтузиазмом. Большинство из них полагало недопустимым вмешательство в таинства создания произведений с целью какой-либо систематизации. Писательское сообщество обрушилось на Альтова с критикой его начинаний, однако автор системы ТРИЗ справедливо полагал, что в основе создания научно-фантастических идей, ровно как и в основе изобретательства, должны лежать некие принципы. Определив и проанализировав эти принципы, человечество наверняка приблизилось бы к пониманию самого процесса творчества, к разгадке великой тайны воображения. А вот для того, чтобы выявить эти закономерности, требовалось собрать и систематизировать огромный массив фантастических идей. Данная цепочка размышлений, казавшаяся логичной Г. Альтову, вызывала настоящее недоумение и негодование его коллег по писательскому цеху. Результатом титанического труда Генриха Альтшуллера и стал «Регистр научно-фантастических идей».

Вы, вероятно, уже поняли, что основной целью создания Регистра являлась классификация и систематизация научно-фантастических идей. Но кроме этой, хорошо понятной цели, существовали еще три, более перспективные. Первую я уже упомянул: выявление методов и приемов, при помощи которых создаются новые фантастические идеи. Вторая заключалась в создании на основании выявленных закономерностей специальных методик развития творческого воображения. Ну и третья, самая футуристическая: использование методики создания научно-фантастических идей и методики развития творческого воображения для прикладных целей научного прогнозирования.

К нашей великой удаче, все эти цели в определенной мере были достигнуты, и мы можем полноценно воспользоваться полученными результатами.

Регистр научно-фантастических идей.

Итак, что же из себя представляет Регистр? Это большой сборник фантастических допущений, в котором все идеи разделены на 11 больших классов:

  1. Космос;
  2. Земля;
  3. Человек;
  4. Общество;
  5. Кибернетика;
  6. Инопланетные разумные существа;
  7. Фантастические животные и растения;
  8. Время и пространство;
  9. Фантастические исходные ситуации;
  10. Научно-технические идеи;
  11. Экология.

Каждый класс разбит на подклассы, а те в свою очередь на группы и подгруппы. В каждой подгруппе приведен ряд примеров использования идей, так что мы всегда можем узнать, где и когда выбранное нами допущение уже появлялось. Удобство Регистра заключается еще и в том, что наметив какое-то направление мысли, мы можем проштудировать в таблице все сопутствующие идеи. Как, например, в группе «Межзвездные полеты и межпланетные корабли» значатся и реактивные корабли, и антигравитационные, и фотонные, и атомные, и даже корабли, приводимые в действие психической энергией человека. Так что, задумав описать в романе космический корабль, мы можем выбрать весьма и весьма нетривиальный вариант. Что, разумеется, сделает произведение более необычным и позволит избежать штампов.

Единственное неудобство Регистра заключается в отсутствии в нем идей новых направлений фантастики, таких как фэнтези. Это связано в первую очередь с тем, что формирование Регистра велось во времена весьма ограниченного доступа к зарубежной фантастике, поэтому в основе его лежат произведения советских фантастов и разрешенных авторов из стран так называемого социалистического лагеря. Но мы, я думаю, легко переживем подобные неудобства, ведь собранных в Регистре идей и без того огромное количество.

В сети трудам Генриха Альтшуллера посвящены несколько сайтов, но мне больше всех импонирует www.altshuller.ru. Там вы найдете много интересного, касающегося ТРИЗ, другие не известные широкой публике работы автора, и, конечно, сможете ознакомиться с самим «Регистром научно-фантастических идей».

Методики.

Как я уже отмечал, Регистр – это хороший инструмент, своего рода энциклопедия, к которой автор может обращаться во времена творческого кризиса и нехватки идей. Однако самое замечательное, что помимо всего прочего Г. Альтовым и его последователями был разработан ряд методик, используя которые можно самостоятельно находить новые и еще никем не описанные фантастические идеи. А вот это, как вы понимаете, совершенно другое дело, это новая ступень, позволяющая превратиться из потребителя готовых идей в настоящего творца. Именно эти методики я считаю самым большим сокровищем, к которому ведет нас Регистр.

Итак, к упомянутым выше методикам относятся:

  • Этажная схема конструирования научно-фантастических идей
  • Специальные приемы конструирования научно-фантастических идей
  • Морфологический анализ
  • Метод фантограмм
  • Шкала «Фантазия-2»

Каждой из них я постараюсь посвятить отдельную статью блога «Литературная мастерская», чтобы в подробностях разобрать все особенности и хитрости их использования. А на сегодня все. Обзаводитесь «Регистром научно-фантастических идей», изучайте его, пользуйтесь им, совершенствуйте свои произведения.

Рекомендую вам подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых горячих материалов! До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий