Регистр научно-фантастических идей

Сегодня я подготовил необычную запись, и необычность эта сойдется не только в монументальности и сложности предмета обсуждения, но и в тех радужных перспективах, что откроются терпеливому автору, потратившему время и силы на его изучение. Как мне кажется, этот инструмент в умелых руках может стать ключом к значительным (и даже великим) литературным свершениям. Считайте, что я преувеличиваю, но как бы то ни было о Регистре научно-фантастических идей Генрих Альтова должен знать любой уважающий себя писатель-фантаст.

Итак, сегодня статья для всех любителей фантастической прозы.

Регистр научно-фантастических идей

Регистр.

Как вы уже поняли, вся интрига здесь крутится вокруг «Регистра научно-фантастических идей» Генриха Альтова.

Что это за зверь такой, и чем он знаменит? РНФИ — это сборник, вобравший в себя колоссальное количество фантастических идей, когда-либо использовавшихся в литературе. Сборник структурирован и снабжен примерами. Конечно, список далеко не полный, однако уж на наш-то век хватит: огромные таблицы на добрых трех сотнях страниц можно разбирать не одну неделю, а уж на то, чтобы применить хоть мизерную часть из собранных там идей не хватит и жизни.

Зачем же нужны все эти бесчисленные фантастические идеи, которые уже когда-то и кем-то были озвучены? Фантаст должен придумывать свои, новые! Ну, во-первых, еще попробуй придумай. А во-вторых, чтобы понять, что идея действительно нова, необходимо в этом удостовериться — «прогнать по базе». Вот и получается, что РНФИ — вещь очень нужная. Я уверен, среди читателей вряд ли найдется хотя бы пару искушенных знатоков, знакомых с рассказом какого-нибудь румынского автора, опубликованным в далеком 1950 году, идею которого вы решились использовать. Недаром говорят, все новое – хорошОднако не стоит думать, что целью создания Регистра была банальная систематизация идей, Г. Альтов стремился выделить закономерности, оформить приемы создания новых идей. И самое замечательное, что цели этой он, в конечном итоге, достиг! Эта статья открывает цикл публикаций по мотивам трудов Генриха Альтова и его последователей, в ходе которого мы разберем основные приемы и методики создания новых фантастических идей. Так что разобравшись во всем этом детально и попрактиковавшись, вы сможете на порядок повысить уровень своего мастерства. Более того, считаю, что освоение подобных методик для кого-то может стать путевкой в жизнь и большую литературу, началом широкой известности. Но не будем забегать вперед и вначале разберемся с самим «Регистром научно-фантастических идей» и возможностями его использования.

История.

Составителем «Регистра научно-фантастических идей» является известный советский писатель-фантаст, изобретатель, автор знаменитой ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним – Генрих Альтов). Не сомневаюсь, что вы, скорее всего, что-то слышали о ТРИЗ, но вот о том, что Генрих Альтшуллер занимался систематизацией НФ литературы, знают не все.

Генрих Альтов начал заниматься сбором Регистра в далеком 1964 году. Однако в писательских кругах его идея не вызвала энтузиазма. Большинство коллег по перу полагали недопустимым копания в структуре произведения, вмешательства в таинства его создания с целями какой-то пошлой систематизации. Писательское сообщество обрушилось на Альтова с критикой, однако автор продолжал верить, что в основе разработки фантастических идей, ровно как и в основе изобретательства, должны лежать определенные принципы. Выявив, собрав и проанализировав эти принципы, человечество должно приблизиться к пониманию процесса творчества, к разгадке великой тайны воображения. Но как выявить эти закономерности? Только собрав и систематизировав максимально крупный массив фантастических идей. Эта цепочка простых размышлений, логичная с точки зрения Альтова, вызвала натуральное недоумение и даже негодование коллег по писательскому цеху. Однако, не смотря на осуждение и непонимание, колоссальный труд был проделан, и результатом его стал «Регистр научно-фантастических идей».

Вероятно, вы уже поняли, что целью создания Регистра стала классификация и систематизация фантастических идей. Но кроме нее существовали еще три, более дерзкие и перспективные цели. Первую я уже упомянул: выявление методов и приемов создания фантастические идеи. Вторая — создание на основании выявленных закономерностей специальных методик развития творческого воображения. Ну и третья, самая футуристическая: использование методики создания научно-фантастических идей и методики развития творческого воображения для прикладных целей научного прогнозирования.

К нашей великой удаче все эти цели в определенной мере были достигнуты, и мы можем полноценно воспользоваться полученными результатами.

Регистр научно-фантастических идей.

Итак, что же из себя представляет Регистр? Это большой сборник фантастических допущений, все идеи которого разделены на 11 классов:

  1. Космос;
  2. Земля;
  3. Человек;
  4. Общество;
  5. Кибернетика;
  6. Инопланетные разумные существа;
  7. Фантастические животные и растения;
  8. Время и пространство;
  9. Фантастические исходные ситуации;
  10. Научно-технические идеи;
  11. Экология.

Каждый класс разбит на подклассы, а те в свою очередь на группы и подгруппы. В каждой подгруппе приведены примеры, так что мы всегда можем узнать, где и когда появлялось выбранное допущение. Удобство Регистра заключается еще и в том, что наметив какое-то направление мысли, мы можем проштудировать в таблице все смежные и сопутствующие идеи. Так, например, в группе «Межзвездные полеты и межпланетные корабли» значатся и реактивные корабли, и антигравитационные, и фотонные, и атомные, и даже корабли, приводимые в действие психической энергией человека. Так что, задумав описать в романе космический корабль, мы можем выбрать весьма и весьма нетривиальный вариант. Что поможет сделать историю необычной и позволит избежать штампов.

Единственное неудобство Регистра заключается в отсутствии там новых современных направлений, таких как фэнтези. Это связано с тем, что составлялся Регистр в те времена, когда доступ к зарубежной фантастике был сильно ограничен, поэтому в основу его легли, в основном, труды советских фантастов и разрешенных авторов стран социалистического лагеря. Но мы, думаю, легко переживем эти неудобства, ведь собранных в Регистре идей и без того невообразимое количество.

В сети трудам Генриха Альтшуллера посвящены несколько сайтов, но мне больше всех импонирует www.altshuller.ru. Там вы найдете много интересного, касающегося и ТРИЗ, и других почти не известных работ автора, и, конечно, сможете ознакомиться с самим «Регистром научно-фантастических идей».

Методики.

Как я уже отмечал, Регистр – это прикладной инструмент, своего рода энциклопедия, к которой писатель-фантаст может обращаться в тяжелые времена кризиса и нехватки идей. Однако Г. Альтовым и его последователями также были разработаны и методики, позволяющие самостоятельно находить новые, еще никем не описанные фантастические идеи. И это совершенно другое дело, новый уровень и принципиально новая ступень, позволяющая писателю переквалифицироваться из тиражера готовых идей в подлинного творца. Именно эти методики составляют самое большое сокровище, оставленное нам Регистром.

Итак, к упомянутым методикам относятся:

  • Этажная схема конструирования научно-фантастических идей;
  • Специальные приемы конструирования научно-фантастических идей;
  • Морфологический анализ;
  • Метод фантограмм;
  • Шкала «Фантазия-2».

Каждую из них я попробую осветить в отдельной статье, чтобы максимально подробно разобраться во всех особенностях и хитростях использования. А на сегодня все. Обзаводитесь «Регистром научно-фантастических идей», изучайте его и совершенствуйте свои произведения.

Рекомендую подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых горячих материалов! До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>