Стилистическое использование обращений

Автор: , 10 Янв 2014

Мы продолжаем разбирать стилистику русского языка и совершенствовать с ее помощью собственные тексты, и сегодня речь пойдет об использовании обращений. Не секрет, что без обращений невозможно представить вообще ни один нормальный диалог. Обращения встречаются повсеместно: и в художественной, и в разговорной речи, но до сих пор мало кто задумывается, какие все-таки стилистические функции они несут. Именно об этом, а также о том, как использовать обращения в собственных трудах мы и поговорим в рамках сегодняшней записи.

Обращение

Обращения.

Итак, предлагаю, как и всегда, начать с определения.

Обращение — это самостоятельный компонент предложения, обособленный интонационно и грамматически, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи.

Главными особенностями обращений, выделяющими их среди других стилистических средств, являются экспрессивная окраска и функционально-стилевая закрепленность.

Функции обращений.

Вообще, в современном русском языке обращение выполняет две функции, которые зачастую реализуются совместно:

  • апеллятивная (или призывная) функция;
  • экспрессивная функция.

Апеллятивная функция характерна в большей степени для официальных сфер. Это различные предписания, воззвания или лозунги: Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!

Экспрессивная функция позволяет выразить отношение говорящего к тому лицу, к которому он обращается. Наиболее часто эта функция реализуется в бытовой сфере, а также в художественной речи. С точки зрения автора эта функция обращений наиболее ценна.

И конечно, не стоит забывать о значительной роли обращений как стилистических фигур поэтического синтаксиса.

Стилистика обращений.

Как уже было отмечено выше, главным стилистическим «козырем» обращений является возможность выражения дополнительной экспрессии по отношению к объекту обращения.

Экспрессивность выражается в оценочных суждениях, которые могут быть вынесены посредством обращений. Например, выраженная автором нежность: Ты жива еще, моя старушка? Или грубость: Вот и мы. Здорово, старая. Иногда выражение эмоций таким образом может достигать даже высокой патетики: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! Или же напротив – убийственного сарказма: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. Как видите, степень эмоциональности при использовании обращений широко варьируется, что может и должно быть использовано автором.

Стоит также отметить, что нередко для придания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской (самовластительный злодей; надменные потомки) или образные перифразы (О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?).

Ко всему прочему в связке с обращениями часто используют эпитеты. Впрочем, и сами они нередко выступают как тропы – метафоры, метонимии: Иди сюда, борода!

Та же самая экспрессия нередко подчеркивается частицами (Эй, сынок!; А ну-ка, девушки! ), а иногда и тавтологическими сочетаниями (Ветер-ветрило!)

Все эти приемы призваны усиливать выразительную способность этого синтаксического приема в художественном тексте.

Однако не стоит забывать, что обращения используются и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования различных экспрессивных элементов: например, в деловой переписке и официальных документах. В них функция обращений совершенно иная. Они играют сугубо информативную роль – указывают, кому адресован данный документ, а также участвуют в организации текста, выступают своего рода «зачином».

В официально-деловой речи уже давно выработаны устойчивые сочетания, используемые в качестве обращений в определенных ситуациях: уважаемый господин, гражданин, дамы и господа и др. Естественно, с течением времени многие из употреблявшихся ранее обращений успели устареть (товарищ, достопочтенный), но на смену им пришли новые, современные. Об этом тоже не стоит забывать при работе над текстом, выбирая обращения, соответствующие времени, обстановке и эпохе.

На этом все на сегодня. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская», оставляйте свои комментарии. До новых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий