Теория шутки

Автор: , 28 Июл 2014

Ну что ж, не успел я отъехать буквально на пару недель на юг, как хостинг-провайдер недолго думая заблокировал наш сайт. Но теперь, к счастью, все уже восстановлено, и я искренне надеюсь, что впредь подобных неприятностей не повторится.

А сегодня мы поговорим о шутках. И не только потому, что шутки довольно часто встречаются в прозе, а еще и потому, что сам процесс придумывания чего-то смешного является очень увлекательным и по-настоящему творческим. Не так давно я задался вопросом, а каким образом вообще создаются шутки, какие механизмы и принципы заложены в их основе? И вот что мне удалось узнать об этом.

Шутка

Заход и добивка.

Начать следует непосредственно с того, что именно большинство людей знает о структуре шутки. В общем-то, все мы примерно знаем, что обычная короткая шутка делится на две части:

  1. Заход (или по-буржуйски «сетап»);
  2. Добивка (или «панч»).

Ну вот и простой пример:

«На разогреве у группы «Коррозия металла»… подожгли Киркорова».

Исходя из этого, заходу и добивке можно дать простые определения. Заход – это первая часть шутки, которая подготавливает к смеху. Добивка – это вторая часть шутки, которая непосредственно вызывает смех. Эти определения действительно верны, однако не объясняют нам сам механизм юмора.

Дело в том, что заход и добивка непосредственно связаны в сознании человека с эффектами ожидания и удивления. Иными словами, заход шутки формирует у слушателя некие ожидания, а добивка эти ожидания опровергает, вызывая тем самым удивление. Еще один пример:

Заход, создающий ожидание: На матче по хоккею с мячом болельщики кричали сильнее обычного…

Добивка, создающая удивление: …ибо фанатский сектор угодил в прорубь.

Таким образом, шутка сначала заставляет нас ожидать одного, а затем удивляет другим. Причем первое не работает без второго, а второе не имеет смысла без первого.

Как работает шутка?

Нам известно, что заход и добивка создают у публики ожидание и удивление, но каким образом они это делают? Очень просто. Заход шутки создает в нашей голове первую историю, и мы начинаем чего-то ожидать. А затем добивка удивляет нас второй историей, которая связана с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.

Вот, например:

«Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».

Заход формирует у нас в голове первую историю: мужчину бросила жена, и он несчастлив, потому что скучает по ней. Мы ожидаем окончания шутки, в котором нас удивляет вторая история, которая связана с первой, но совершенно неожиданным образом: мужчина несчастлив, но потому, что он скучает по другу.

Невольно может возникнуть вопрос, в чем же заключается принципиальная разница между первой историей и заходом? А разница между тем достаточно ощутимая. Заход – это слова, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего более. А вот основанная на заходе первая история является подробной сценой в воображении публики. И первая история у каждого слушателя будет своей, индивидуальной. Она сформируется простым домысливанием деталей на основе тех крупиц информации, что были в заходе. В то время как сам заход – один единственный для всех.

Те же самые рассуждения справедливы и для второй истории с добивкой.

Механизмы формирования шутки.

Важным элементом шутки, который еще не был назван напрямую, но косвенно все равно затрагивался, является предположение.

Что же такое предположение? Это мысль, которую мы принимаем за правду, еще не убедившись в ее истинности.

С понятием предположения тесно связаны первые два механизма формирования шутки – это главное предположение и реинтерпритация. Главное предположение является ключевым элементом первой истории. Реинтерпритация – ключевой элемент второй истории. Эти механизмы тесно связаны между собой, потому что они представляют, по сути, разную интерпретацию одного и того же. Главное предположение является ожидаемой интерпретацией, и реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того же самого.

Главное предположение.

Итак, как формируется главное предположение? Когда мы слышим заход, в нашем воображении при помощи большого количества предположений формируется первая история. Так вот одним из этих предположений и будет наше главное предположение. Чем оно так примечательно на фоне всех остальных? А тем, что оно обладает двумя уникальными признаками:

  1. Главное предположение – это предположение, на основании которого строится первая история. То есть из всех предположений, которые помогают нам представить историю, лишь одно – главное предположение – дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
  2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивается добивкой.

Шутки без захода.

В ходе прочтения всех этих теоретических выкладок вполне может возникнуть вопрос: а как быть с теми шутками, в которых нет захода?

Действительно, встречаются такие шутки, у которых формально нет захода. Но, тем не менее, в них все равно присутствует главное предположение. Просто это предположение настолько распространенное, что оно и так есть в головах слушателей, и его нет необходимости озвучивать. Именно поэтому подобные шутки не нуждаются в заходе.

Реинтерпретация.

Итак, механизм создания шутки выглядит для нас следующим образом: прочтение захода рождает ожидание, когда аудитория с помощью предположений создает первую историю. Затем добивка разбивает главное предположение, и раскрывается вторая история. Добивка рождает смех, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в заходе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.

Мы должны понимать, что у любой фразы, любого объекта может быть большое количество интерпретаций. Любая интерпретация, кроме предполагаемой – реинтерпретация. Дело в том, что слова могут иметь многочисленные интерпретации – в этом и кроются важнейшие возможности для юмора.

Реинтерпретация тоже должна придерживаться определенных правил:

  1. Реинтерпретация – это та мысль, на основе которой создается вторая история. Как главное предположение создает первую историю, так реинтерпретация создает вторую историю: Когда Геннадий Зюганов был маленьким, на веселых стартах он всегда прибегал вторым.
  2. Реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того, на что нас нацеливает главное предположение.

Таким образом, основная задача реинтерпретации – разрушить главное предположение. Разрушение главного предположения с помощью неожиданной реинтерпретации как раз и создает то самое удивление, о котором мы уже говорили в самом начале.

Шутки без добивки.

Да, действительно, раз уж существуют шутки без захода, то наверняка есть шутки и без добивки. Эта та категория шуток, построенных таким образом, что слушатель сам интуитивно додумывает реинтерпритацию, которая разрушает главное предположение. То есть здесь просто не нужно проговаривать добивку – публика сама понимает, к чему все это велось.

Коннектор.

В центре структуры шутки находится третий механизм, который можно назвать коннектором (или «шарниром»). Коннектор – это слово или понятие, которое можно интерпретировать не менее чем двумя способами. Когда слушатель интерпретирует коннектор одним путем – получается главное предположение, когда слышит добивку, то уже другим – рождается реинтерпретация.

Пример:

«Если сын начал ходить на рыбалку, значит отец уже пропил авто».

Тут фраза «начал ходить» в заходе интерпретируется как «приобретение нового увлечения». Добивка дает вторую, неожиданную интерпретацию: «начал ходить» означает, что он просто «потерял возможность ездить».

Безусловно, коннекторы могут иметь множество интерпретаций. Но для создания шутки нужно всего лишь две.

Это приводит нас к требованию к коннекторам:

  1. Коннектор должен быть чем-то одним. Коннектор – это своеобразный шарнир, который переворачивает интерпретации внутри шутки. Но, безусловно, переворот всегда осуществляется вокруг какого-то одного слова или понятия.

Что ж, на этом все на сегодня. Надеюсь, вы досидели до конца и не уснули. Оставляйте свои комментарии к статье, подписывайтесь на обновления, если еще не подписались. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. Иван:

    А знаете почему у сисАдминов такое хорошее чувство юмора? Потому что они работают с коннекторами.

    Ну? У меня получилось?

  2. admin200:

    Иван, по-моему, не очень :-D

  3. О, какой высокотехнологичный процесс у шутки...:-)))

    Любопытная статья, прям подноготная КВН-а.:-) Правда слово «Реинтерпретация» только с 4-ой попытки прочитал :-D

  4. максим:

    Очень интересная статья...я сам занимаюсь психологией юмора...недавно я сформулировал 3 принципа юмора. Это  ломка ожидания (ваше удивление).  элемент запретности...то о чем не принято говорить открыто. Поэтому юморэто или пошлость или кощунство или страдание...если не в прямом виде то в завуалированном. Но есть 3 принцип без которого юмор не юмор. Например такая история. Жена возьми в магазине макарон ,выбрось их в мусорное ведро. Тут есть и заход и добивка но это не смешно. Это просто алогично. А вот если я говорю жена пнинеси мне макарон а потом обращаюсь к сыну который спрашивает меня куда девать старые вещи. То вся семья и я в том числе при условии что все слышат меня начинает угорать над такой фразой. Таким образом появляется 3 элемент юмора которые может быть отнесен и к шутке как к часному его случаю. Непреднамеренность, то есть случайнгсть незапланированность, неожиданность для самого участника событий. Прямая или завуалированная.

  5. serega:

    пассажиры автобуса КАЗИНОшка выходят из автобуса голыми

  6. Гелла:

    «впредь подобных неприятностей не повториться»

    Ь стоит убрать. А статья занимательная, спасибо.

     

  7. Интересный обзор, но и правда до конца не ясно, почему одни шутки смешные, а другие — так себе, при одной и той же структуре.  :(

  8. admin200:

    Дмитрий, ну вы же не думали, что я так просто возьму и раскрою такую страшную тайну во всеуслышанье? Секрет уже продан Урганту за хорошие деньги... :-D

  9. Рахитосик:

    Более несмешных шуток, чет те, что приведены в качестве примеров, мне ещё читать не доводилось.  *UNKNOWN*

  10. admin200:

    Рахитосик, у вас еще все впереди.

  11. Дмитрий:

    «у вас еще все впереди» тут есть какая то доля шутки.

Ваш комментарий