Юрий Никитин «Как стать писателем?» Часть 1

Вслед за недавним разбором широко известного опуса заокеанского короля ужасов Стивена Кинга «Мемуары о ремесле» после короткого совещания с читателями блога было решено дать наш ответ Чемберлену, а именно разобрать по косточкам книжку «Как стать писателем?» нашего талантливого и замечательного, как он сам себя именует, литейщика с мускулами – Юрия Никитина. Сборник советов Никитина, наверное, ничем не уступает по популярности в нашей стране аналогичному творению Кинга. Даже ваш покорный слуга на заре своего приобщения к графоманскому сообществу первыми прочел именно эти две книги. А посему не будем нарушать паритет между двумя титанами литературы и подробно разберемся в том, чему же учит Юрий Никитин начинающих на страницах своего сборника.

Никитин Как стать писателем

Общее впечатление от книги.

Сразу отмечу, что книга написана в формате сборника. Вопросы и темы в ней не имеют жесткой структуры, последовательность изложения весьма сумбурна и напоминает своего рода «записки на полях». В руки мне попало второе издание (дополненное и переработанное), и возможно, какие-то моменты будут исправлены в следующих переизданиях.

Несмотря на обилие действительно полезных рекомендаций, легкий и живой стиль изложения и чрезвычайную харизматичность автора, книга мне не понравилась. И вовсе не потому, что Никитин говорит что-то не так, или я в чем-то с ним не согласен. Согласен-то почти во всем. А впечатления от книги испортило огромное количество воды. Водой здесь я именую вопросы и темы, которые, быть может, интересно обсудить с коллегами по литературному цеху на каком-нибудь сабантуйчике (например, как без причины задирают носы начинающие, как слабо вычищали свои тексты классики – Лев Николаевич и Федор Михайлович), но которые совершенно неприменимы к мукам становления молодого автора. И я мог бы понять, присутствуй эти эпизоды как редкие  полемические вкрапления, однако ж нет – из этих рассуждений состоит практически вся книга. К концу сборника автор начинает повторяться: проходиться по классикам уже по пятому разу, по пятому разу оппонировать критикам, устроителям кумовских литературных премий и завистливым недоброжелателям, устраивающим анонимные разносы в интернете. Никитин действительно дает очень дельные рекомендации, но они тонут в том море окололитературного шума, который автор решает обрушить на наши головы. И это печально.

Полагаю, если убрать все повторные рассуждения, книга легко похудеет наполовину. Если выкинуть и то, что не особенно нужно начинающему на первых порах, то и вовсе останется тоненькая брошюрка. К сожалению, обилие лишней и, главное, повторяющейся информации делает чтение книги утомительным.

После прочтения сборника у меня остался двухстраничный конспект тезисов, которые мы и будем разбирать. Для удобства изложения и усвоения я структурировал записи по трем основным направлениям: идея и тема, язык, работа над произведением. Сегодня мы разберем первый, основополагающий блок об идеях и темах.

Идея и тема. Подготовка к написанию.

Критерии нетленки: новая идея и/или тема, твердые критерии добра и зла, яркие образы, точный и ясный язык, чистый жанр.

Начать я решил именно с этой цитаты, дабы вы поняли, какими критериями, по мнению Ю. Никитина, должна обладать идеальная рукопись. Самые любопытные элементы здесь – это твердые критерии добра и зла, а также чистый жанр. В первом случае подразумевается, что в произведении не должно быть полутонов, или модных сейчас сюжетов, в которых намеренно смывается грань между добром и злом, и читатель понимает, что добро, мол, не такое уж и доброе, а зло вовсе не злое, а все вместе некое серое и бесформенное. Никитин настаивает на том, что в произведении должны присутствовать четко обозначенные центры добра и зла.

Суждение о чистом жанре раскрывается в том, что, опять же по мнению автора, смешение стилей (фэнтези и научной фантастики, киберпанка и женского детектива) не поможет книге добиться успеха. Никитин настаивает именно на чистом жанре.

Рекомендации, конечно, весьма спорные. Лично я воспринимаю их исключительно как частное мнение, а не как непреложную истину. Думается мне, не столь важно, смешаны жанры или нет, если это помогло раскрыть тему и выразить идею. Все-таки и стирание рамок добра и зла, и смешение стилей – это авторские инструменты. Почему же не использовать их, если возникнет необходимость?

Старайтесь начинать с поиска новой идеи. Без идеи нет произведения, потому не стоит ничего начинать, пока не определились ясно и четко: для чего, зачем и что именно хотите сказать? Не приступайте к написанию, пока не отыщите оригинальную идею.

Здесь мнение Ю. Никитина идет вразрез с мнением Стивена Кинга, который в своей книге советов рекомендовал начинать с ситуации, а уже в ней искать идею. Наш соотечественник предлагает классический подход, где содержание определяет форму, а не наоборот. Так что когда в произведении присутствует четкая и доходчиво выраженная идея (а если еще и новая, так вообще замечательно), то это уже немало. Тупых-то боевиков на наш век хватит!

Только вот сказать здесь проще, чем сделать. Многие идеи (добро всегда побеждает зло, любовь все снесет и т.д.) силами литературы и кинематографа настолько избиты, что стали просто неинтересны для авторов и читателей. Вот тут-то писатель и начинает ломать голову, а какую идею выбрать для нового произведения?

Вы должны выбирать ту дерзкую и злую идею, которая перевернет мир.

Я уже не в первый раз слышу этот совет. Еще он звучит так, что писатель должен говорить о том, о чем все другие боятся. Про коррупцию и кумовство, про волчьи отношения между людьми, про всеядность государственной машины. Все в качестве примера. Сможет ли автор писать про такое? Хватит ли мужества? Возьмут ли это в издательстве? Согласитесь, это нелегкий путь. Но к известности – один из самых быстрых. Хотел бы услышать мнения в комментариях.

Выбирая между темой знакомой, хорошо изученной и неизведанной, всегда берите неизведанную.

Исключительно потому, что основная масса ходит укатанными в асфальт дорогами фэнтези, космоопер, вампирских саг, попаданцев и прочих спасителей всея Руси. Эти темы хорошо известны, и писать про них легко. Трудно писать о них оригинально. А вот то, что изучено плохо, в перспективе может выстрелить. А еще там фактически нет конкуренции. Да, разрабатывать новую тему – занятие сложное и неблагодарное, это требует в разы больше сил и времени. И перспективы туманные. Понравится ли? Оценят ли? Но оригинальность там найти проще.

Совет, на самом деле, очень здравый. Но малопригодный для новичков. Ну не напишет человек без опыта роман по теме, в которой еще никто ни сном, ни духом. Утонет в изучении материала, в нюансах, и бросит все это дело. Так что всему свое время. Иногда полезно и на кошках потренироваться.

Один роман – одно фантастическое допущение.

Это, скажем так, правило хорошего тона для фантастической литературы. Сформулировано для тех лихих начинающих авторов, любящих, чтобы в одном произведении собрались сразу и вампиры, и оборотни, и галактические императоры, и черепашки-ниндзя. Я, конечно, утрирую, но иногда бывает так, что автор перенасыщает текст допущениями, и происходящее приобретает вид народной сказки или подростковых фантазий. Важно помнить, что фантастическое допущение – это тоже инструмент, и вводится он в текст не для вау-эффекта, а для того, чтобы с его помощью вскрыть какую-либо социальную, этическую или моральную проблему.

Юмор и героические характеры несовместимы.

Ю. Никитин подметил одну интересную особенность: все великие драматические герои напрочь лишены чувства юмора. В силу сюжета или склада характера, но им по должности шуточки и приколы прямо противопоказаны. Ну не должны они смешить публику, и все тут! Получается, что юмор сбивает с героя большую часть драматизма (и пафоса, добавлю от себя). Авторы, зная такую особенность, часто вводят в партнеры крутому Герою некоего простачка, который отвечает за юмор, острит и ерничает, как только хочет, и оттеняет достоинства главного героя. На фоне этого нерадивого спутника Герой кажется круче. Примеров таких сочетаний масса: в мультипликации это Микки и Дональд, Шрек и Осел; в литературе – Шерлок и Ватсон (хотя Ватсон далеко не простак, но Шерлок своим вечным «элементарно» на его фоне выглядит… ну, так как и должен выглядеть), из последнего – Людвиг и Проповедник в цикле Пехова «Страж». Вот такие дела. Срочно вычеркиваем у главных героев все шуточки.

Трагедия – когда обе стороны правы.

Да, можно понимать трагедию и так. Вообще, такие сюжеты, где у каждой стороны своя правда, одни из самых интересных. Красные хотят всеобщего равенства и братства, обещают накормить голодных и помочь обездоленным, белые ратуют за соблюдение канонов и уважение к истокам, за надежность, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И те, и другие правы. Столкновение интересов – есть основа любого конфликта. А конфликт – это основа драмы, или трагедии, если хотите. Так что все верно. Пользуемся на благо собственных произведений.

Что ж, на этом остановимся на сегодня. Оставляйте свои комментарии по поводу книги «Как стать писателем?» (можете поделиться, стали вы им в итоге или нет), по поводу тезисов, да и просто комментируйте без особого повода. В следующий раз – новый блок рекомендаций от Юрия Никитина и мои скромные мнения. Не пропустите.

До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Юрий Никитин «Как стать писателем?» Часть 1

23 комментария для “Юрий Никитин «Как стать писателем?» Часть 1

  1. Татьяна, не могу не согласиться. Тут, быть может, дело еще и в том, что в литературе не так уж много нерушимых правил. Везде есть свои тонкости и отступления. Вот Никитин и заполнил книгу рассуждениями на тему, а также субъективными суждениями о том, как должно быть. У Кинга две третьих книги заняла автобиография, а у Никитина — рассуждения. Создается впечатление, что и тому, и другому нужен был объем, иначе книги не вышли бы.

  2. Кинг мне больше импонирует. 🙂 Автобиография написана интересно, с юмором и без поучений. А вообще — да, в книге о мастерстве хочется видеть больше информации по теме, чем лирических отступлений.

  3. По поводу дерзкой и злой идеи Никитин, наверное, прав. Но только не совсем понятно что подразумевается в конечном итоге идея или тема. Возьмите хоть 50 оттенков сами знаете чего. Вот вам и рецепт: тема о которой не принято говорить на людях + умение печатать = популярное произведение (конечно PR тоже много значит). И плевать, что скучно и автор скорее всего не разбирается в том о чём пишет, а идея с трудом видна. Главное смело и пипл хавает. В следующий раз, думаю, затронут тему каннибализма.

  4. Кстати, интересно было бы услышать мнение о вышесказанном шедевре мировой литературы.

  5. Alvisid, в оригинале Никитин говорит об идее. Тему это уже я приплел. Но работает, как мне кажется, и с тем, и с другим.

    Что же касается 50 оттенков, то я прошел мимо и книги, и фильма. И знакомиться не собираюсь. Для меня все, обозванное издательствами страшным словом «бестселлер» (что переводится как «лучший по продаваемости»), сразу становится неинтересным. Потому как рассчитано на массовую аудиторию, примерно сопоставимую с аудиторией шоу «Пусть говорят».

  6. Вот и получается, чтобы книга стала популярной, надо сказать всем, что она популярна, а чтобы хорошо продавать — что она бестселлер. А ведь это трилогия)))) Потом объявят классикой и революционной для своего времени :-!

  7. Очень спорные тезисы. Весьма и весьма спорные. Много субъективизма. Почему бы не смешать жанры? Почему у главного героя не может быть чувства юмора? Сразу вспомнился Геральт А.Сапковского.

  8. Как там было в комментариях к МиМ?) *встаёт со скамьи*

    О, нет, конечно я не потяну такой красивый и ёмкий комментарий, как у того достойного человека, однако я есть самый лучший пример воздействия Юрия Никитина на неокрепший мозг «недописателя». Мне нравится, как он говорит: «Не издался — не писатель!» Хе-хе, потому я пока что «недо-».

    До определённого момента(до попадания на этот, да будет Бог милосерден к автору, сайт-блог), я считал ЮАН-а всем, а остальных ничем. Как было сказано выше — он очень харизматичен и мне пришёлся по нраву, завоевал сердце, можно сказать. Да и книги его читаются, тиражи как бы намекают, а вручение «лучшего коммерческого писателя» в 2014 тоже свидетельствует. Я очень постарался всё понять, я сделал выписку по всему, что там было и почти что учил «правила»))

    Очень многое я нашёл в жизни потом. Не совсем конкретные приёмы, как жизненный опыт(«Мне 75» — хорошо дополняет «Как стать писателем»). И только здесь, на сайте ЛМ, я смог наконец чётко и ясно понять, что нужно делать для написания хорошей истории. Очень может быть, что я просто не созрел или не подхожу для «Как стать писателем» Никитина. Он сам пишет, что нужно брать, что берётся. Пройдёт линька другая и остальное приложится, само. «Не подхожу» — это я о реальных результатах после прочтения, под которыми я понимаю публикации и гонорары. Вместе с тем, знаком с товарищем, который прямо говорит, что без книги Никитина не было бы его книг(товарища).

    Я всё равно считаю Юрия Никитина выдающимся писателем и его книгу полезной, но, возможно, слишком не обработанной. Допустим, настоящее время мне далось с «большой болью» и до сих пор корявится в тексте. Юным начинающим она может доставить неприятностей, помимо возможностей.

  9. Да и к тому же, ЮАН же пишет, что нужно работать, трудиться, писать много и даже очень много. Это наиглавнейший совет, к которому нужно присовокупить, для верности, смелость и волю пробовать прочие рекомендации по ремеслу в деле. Т.е. применять изученное. Если всё помножить, то результат гарантирован.

    А я то, как и всем «мы», хочу быстрых, лёгких в труде результатов, что бы прочёл статейку на ЛМ(или книгу «Как стать писателем») и всё, тут же стал нетленковаяющим гением. В этом проблема. Может казаться, что приёмы из книги не работают, а на самом деле сам не работаешь и всё))

    Никитин приводит отличное сравнение писательства со спортом. Отмечает многие моменты психологии писательства и трудности с ней. Ведь даже имея весь багаж практических рекомендаций, обретя даже достаточный опыт для серии или романа, можно действительно скатиться в пьянки, гулянки, побасёнки в открытые ушки дам, да и просто в бизнес, офисы и работы. И не стать Великим и Знаменитым, да к тому же Богатым при жизни.

  10. Геннадий, знаете, два года назад я критиковал книгу Юрия Никитина, обличал в водянистости и затянутости, но чем больше я читаю других учебников, тем больше мне нравится учебник Никитина. Осилив знаменитое «Слово...» Норы Галь, я понял, что Никитин прямо-таки молодец. Да, конечно, он льет воду (набивает объем для публикации), но и дельных советов дает поболее остальных.

    Про труд все верно сказано, подписываюсь под каждым словом. Но от себя еще хотел бы добавить — всему свое время. Никто не становится знаменитым писателем в двадцать, обычный возраст для состоявшегося матерого литератора — после сорока. Писатель — это не статус, это — путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх