Дела не срочные, а важные

Автор: , 10 Фев 2015

Сегодня я хотел бы затронуть один очень важный вопрос. Вопрос, без ответа на который, ни одному начинающему не вырасти в серьезного автора.

Не секрет, что многие авторы (как начинающие, так и опытные) в процессе работы над текстом сталкиваются с проблемой мотивации к написанию и/или последующей доработке написанного. Это ведь частая история: в голове у автора созрела неплохая идея, написаны наброски плана и характеров, но сесть за написание самого текста он никак не может. Или просто застопорился где-то на середине, а заставить себя писать дальше не получается. Проходят дни, недели. Текст залеживается, автор начинает терять настрой, нити характеров и сюжета… Знакомая ситуация, не правда ли? Сегодняшняя запись как раз о том, каким образом можно мотивировать себя на писательский труд. Конечно, в глубинах интернета вы найдете сотню разнообразных советов, но метод, предложенный мною сегодня, является настолько фундаментальным, что все остальные в сравнении с ним – просто детские уловки. Возможно, кому-то он покажется чересчур трудным, кто-то, начав его применять, наоборот – вздохнет полной грудью. Так или иначе, узнать о нем непременно стоит. Так что не будем затягивать.

Заставить себя писать

Чем мы занимаемся в повседневной жизни? Виды дел.

У всех нас повседневная рутина складывается из череды разнообразных дел и обязанностей, которые нам необходимо выполнять. Утро мы посвящаем гигиеническим процедурам и завтраку. Потом спешим на учебу или работу. Там полчаса отведем на обед. Вечер у нас загружен домашними и личными делами: приготовить ужин, пообщаться с друзьями, сходить на тренировку, посмотреть фильм или передачу по зомбоящику, почитать. Иногда возникают неотложные дела: съездить за покупками или пойти к другу на день рождения… И как, спрашивается, в этой безостановочной карусели дел найти время для вдумчивой и спокойной работы над книгой или рассказом? Давайте разбираться.

Начать следует с того, что все вышеперечисленные дела можно разделить на четыре большие группы, используя два основных критерия: Срочность и Важность. По шкале срочности все наши дела подразделяются на срочные (требующие немедленного выполнения, не ждущие до завтра) и несрочные (те, которые можно выполнить и завтра, и послезавтра). По шкале важности разделение будет на дела важные и неважные. Важность каждого дела будет целиком и полностью зависеть от личных приоритетов конкретного человека. А приоритеты, как известно, у всех разные. Но о них мы поговорим ниже. А сейчас сформируем те самые четыре группы, в которых разместятся все наши повседневные дела и обязанности.

  • Группа №1. Дела срочные и важные. К этой группе относится все, что требует незамедлительного исполнения здесь и сейчас и одновременно является в нашей жизни важным и приоритетным. Это работа или учеба. Это прием пищи и сон. Это поход на день рождения или юбилей (срочность обусловлена конкретной датой проведения, важность – дружескими отношениями). Сюда добавляем все форс-мажорные обстоятельства, связанные со здоровьем и безопасностью нас и наших близких. В целом, если не брать в расчет работу и учебу, доля дел группы №1 в жизни обычного человека не так уж велика, редко она занимает более 20% от общего числа дел.
  • Группа №2. Дела несрочные, но важные. Это дела, важность которых человек полностью осознает, но, тем не менее, они не являются срочными для исполнения. Например, это занятия спортом. Все прекрасно знают о том, насколько они важны и полезны. Но никто не поднимает тревогу и не бьет в набат, если вы вдруг сегодня не выполнили упражнения. Эти дела не обладают срочностью, но они важны в той же степени, что и дела из группы №1. А в чем-то, быть может, даже важнее. Сюда мы отнесем внимание, которое необходимо уделять родным и близким, хобби и увлечения (в нашем случае – писательское ремесло), самообразование и самосовершенствование.
  • Группа №3. Дела срочные, но неважные. Эта группа дел, которые мы зачастую вынуждены выполнять по стечению обстоятельств или по чьей-то воле. Например, во многих социальных сетях есть игры, в которые нужно заходить каждый день, чтобы получить некий бонус. Это как раз пример срочного, но абсолютно неважного дела. Или нас, бывает, просят что-то сделать наши коллеги или знакомые. Кого-то куда-то свозить или завести, составить компанию, помочь с каким-то делом. Важность этих мероприятий для нас сомнительна, но они срочные (везти, составить, помочь нужно прямо сейчас), поэтому мы соглашаемся.
  • Группа №4. Дела несрочные и неважные. В основном, это развлечения. Просмотр телевизора, фильмов или сериалов, серфинг в интернете, сидение в социальных сетях, компьютерные игры. Все эти «дела» отнимают у нас уйму времени, но не приносят какой-либо ощутимой пользы. Они не обременены никакой срочностью. Мы привязаны к ним узлами привычки, лени, склонности к праздному времяпрепровождению.

Итак, теперь, когда вы знаете об этой фундаментальной классификации, я хочу спросить: какая из этих групп самая важная? Какая из них определяет достижения человека, его успех в жизни?

Если вы скажете, что группа №1, то вы поторопились. Дела первой группы вынуждены выполнять практически все: все мы питаемся, все ходим на работу, все вызываем «Скорую», если станет плохо. Это никоим образом не отличает людей друг от друга. Правильным ответом на вопрос будут, конечно, дела группы №2. Именно выполнение этих дел позволяет нам развиваться, расти над собой, созидать, добиваться успехов и радовать людей. Но, к великому сожалению, из-за того, что дела этой группы не являются срочными, многие из нас откладывают их на потом. Спорт и диета откладываются до понедельника или до начала следующего месяца. Умные и полезные книги неделями лежат на тумбочке возле кровати, а советы и рекомендации, из них прочитанные, никогда не реализуются в жизни. Просто потому, что это не срочно. То же самое и с работой над текстами. Мы откладываем написание до прихода музы, до соответствующего настроения, и текст лежит, прокисает, пока мы, наконец, не соизволим накалякать пару страниц. И то, после того, как все сериалы просмотрены, все комментарии написаны и лайки проставлены.

Реальность такова, что бесполезные «дела» группы №4 каждый день отнимают у нас бесценное время на важнейшие свершения в группе №2. Я даже не побоюсь влепить сейчас в текст такую банальность, что если пересчитать все то время, что мы тратим впустую на всякое развлекалово, то окажется, что его с лихвой хватило бы на написание пары десятков полновесных романов да еще осталось бы на спорт, здоровье и саморазвитие. Эту тему можно развивать бесконечно, но я не хочу читать тут мораль. Я описываю положение вещей, а выводы каждый делает самостоятельно.

Итог этого подраздела будет следующим. Для осуществления планов и мечтаний, для успеха в выбранном направлении необходимо забыть о развлечениях группы №4, свести их до минимума. По возможности, минимизировать сомнительные мероприятия из группы №3. Все свободное время должно быть посвящено делам группы №2. Дела этой группы – это работа над собой, своим будущим и своим успехом. Помните, что никто не сделает это за вас.

Приоритетность.

Полагаю, с классификацией дел мы разобрались. И раз вы читаете сейчас эту запись, то важные дела из группы №2 в очередной раз перебороли во мне развлечения, интернет, фильмы и прочую чепуху. Теперь пора поговорить непосредственно о писательском ремесле.

Для того чтобы у вас никогда не возникало проблем с мотивацией к нашему непростому, но увлекательному делу, необходимо четко расставить для себя приоритеты. Посидеть и подумать над вопросом: а что для меня писательство? Баловство? Любимое занятие? Способ выразить себя? Смысл жизни? Миссия перед человечеством? Какое место будет занимать писательское ремесло в моей жизни, скажем, лет через 20? Я забуду это дело как страшный сон? Я буду пытаться написать что-то раз в год, исключительно под настроение? Я буду писать с большим удовольствием для себя и своих близких? Я буду известным писателем, и каждая дворняга будет знать мое имя? Определитесь для себя с писательством. Кто вы здесь? Случайный прохожий или хозяин заведения? Это действительно очень важный вопрос. И если пытаетесь писать, скажем, уже около года, то самое время определиться с местом этого занятия в вашей жизни.

Когда в вашей голове наступит ясность в данном вопросе, писательскому увлечению в вашем сознании будет присвоена определенная приоритетность. У каждого она будет своей. Так и должно быть. Важно знать для себя приоритетность каждого дела и направления.

А дальше включается простейшая система весов. Планируя свой вечер, вы просто взвешиваете приоритетность тех дел, которыми можете заняться. Посмотреть фильм или работать над текстом? Встретиться с друзьями или работать над текстом? Поиграть или работать над текстом? Заняться спортом или поработать над текстом? В зависимости от приоритетности писательство будет отодвигать на второй план другие, менее приоритетные дела. У кого-то оно пересилит спорт, у кого-то общение с друзьями, а у кого-то даже сон. Это не значит, что от этих дел придется отказываться (не спать, не общаться с друзьями, не тренироваться) – вовсе нет. Это значит лишь то, что каким-то из этих дел придется подвинуться.

Когда вы осознаете и взвесите приоритетность каждого из повседневных занятий, когда откинете дела несрочные и неважные, выяснится, что свободного времени высвобождается столько, что хватает на все важные и полезные дела из группы №2.

Садясь за написание текста, понимайте его важность именно для вас, для вашей жизни. Если это – действительно ваше дело, не позволяйте всякой чепухе отвлекать вас и сбивать с пути. Занимайтесь любимым делом, совершенствуйтесь в нем и будьте гармоничны в этом.

Желаю вам успехов. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. Приоритетность — это, наверное, не все =) Еще сила воли пригодится, так как отговорок почему-то находится очень много :-D

  2. Максим Л.:

    Спасибо! Перечитывать статью надо ежедневно, чтобы научиться (и привыкнуть) планировать свое время. Лично у меня проблема в том, что мне для работы над текстом (замыслом) требуется создание определенного настроения (обратно сложить в голове то, что рассеялось с момента прошлого «подхода»), но на это уходит какое-то время, за которое обычно появляются дела группы №1. Два интеллектуальных дела одновременно делать я не умею (я программист, там тоже требуется «работа над текстом»). Как говорят коллеги, есть большие потери на переключение контекста. :)

  3. Хм... ну, это основы тайм-менеджмента. 8)

    Только они ну никак не помогут «заставить» себя писать

    Видите, вам тут уже пишут «надо читать статью ежедневно» ыыыы...  :-D :-D человек в лучшем случае месяц так продержится.

    Хотела написать длиииный коммент. Но подумала, что хорошо бы сделать «альтернативный» пост на эту тему в своем блоге.

    Оповещу вас об оном после выходных ;)

  4. admin200:

    Neon Rain, лично для меня понятие «сила воли» ассоциируется с умением терпеть и преодолевать трудности. Так что если приходится подключать силу воли, чтобы заниматься любим делом, то такое уж оно любимое?

    Максим, по своему опыту могу сказать, что настрой здорово теряется, если в написании вещи возник перерыв (даже в несколько дней). Беда в том, что если писательское ремесло не основная ваша профессия, а хобби, и вы трудитесь где-то еще, то писать становится чрезвычайно тяжело. Именно поэтому приходится отодвигать в сторону все остальные дела, потому как фактически написание становится второй работой. Я не хотел бы сейчас поднимать одну неприятную тему, но вы ее очень тонко прочувствовали и ухватили, поэтому хоть вскользь, но все-таки скажу. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев добиться в нашем труде достойных результатов, если это не основной вид деятельности (которому посвящается полный рабочий день со свежими силами и головой), практически нереально. Ну где любитель и его пару часов после работы пару раз в неделю и где автор-профессионал с его восемью часами ежедневно? Качественная книга, как и все качественное в жизни, требует большого труда и огромных затрат времени.

    Наташа, будем ждать ваш альтернативный пост и надеяться, что прочтем его с интересом.  =)

  5. admin200, писательство — это ведь в любом случае труд, даже если и любимое занятие ;) А в любом труде без силы воли не обойтись. Это, конечно, субъективное мнение =)

  6. Максим Л.:

    admin200, согласен со всем сказанным, понимаю это, но в силу объективных причин пока вынужден мириться с таким положением дел. Надеюсь, когда-нибудь это изменится.

  7. vera_15:

      Я была уверена, что это только у меня такая проблема из-за личной лени и неумения правильно распределить время. Оказывается не только у меня... (уже легче...) Я тоже жду «вдохновения», чтобы начать писать, а надо сесть и заняться хотя бы редактированием, тогда и вдохновение быстрей придет. За статью спасибо!

  8. admin200:

    vera_15, простите за нескромный вопрос, но сколько раз в неделю к вам приходит вдохновение?

  9. Максим Л.:

    vera_15, вдохновение настолько неверная «жена», что в ожидании нее литература бы кончилась, не начавшись. Рабочее настроение, о котором я писал, и вдохновение — не одно и то же.

  10. vera_15:

      «Неделя» — это сильно сказано:) Но я не зарабатываю литературой, могу и подождать... Опять же, без вдохновения, только на «рабочем настрое» выходит графоманское НЕЧТО, а не произведение. Но, как я говорила, над текстом работать нужно постоянно, или самосовершенствоваться как-то, тогда и «искомое состояние» придет быстрее. =)

  11. Думаю, здесь полезней всего ознакомиться с тем, как классики для себя эту проблему решали. Насколько я помню, у одних были жёстко установлены часы для литературной работы, у других — норма написанного за день. Почти всех стимулировал срок сдачи рукописи в издательство  ;)

  12. vera_15:

     Добавлю к вышесказанному. Когда-то прочитала интересную дискуссию на одном из лит. блогов на тему: почему у великого Дюма так часто встречаются многословные и малосодержательные диалоги. Оказалось, как раз по-этому. Ему платили за количество слов. Так он выполнял дневную норму по «словам» и заказ редакции. :-D

     Только не думайте, что ожидание вдохновения я считаю достоинством. Я наоборот  постоянно с этим борюсь, и уже три вечера подряд выделяю время на дела №2. Хотя первую половину дня все равно приходится жертвовать на дела №1...

  13. admin200:

    Дмитрий, позвольте небольшое уточнение: а почему именно с опытом классиков ознакомиться в данном вопросе полезнее всего?

    vera_15, все верно, пустые диалоги строчить наименее утомительно. Это вы к тому, что человеческая лень способна обойти любые правила?

  14. vera_15:

    =)  Нет, это о вечной борьбе вдохновения и обязаловки...

  15. Маргарита:

    Мне кажется, что сложнее всего определить свое место в писательстве. Точнее сделать это честно. Сейчас я пишу от случая к случаю, только когда это доставляет удовольствие. А через 20 лет? В глубине души, наверное, многие хотят быть общепризнанными, известными, читаемыми. А если не получится? Если «в люди не выбьюсь»? Стоит ли на это тратить столько времени сейчас?

  16. vera_15:

     Абсолютно с вами согласна. У меня и 20-ти лет уже нет. Но если это доставляет удовольствие, почему бы и нет? В советское время были писатели, которые писали «в стол», даже не надеясь, что их напечатают. Но некоторых оценили потомки... Хотя нам-то от этого не легче... :(

  17. admin200:

    Маргарита, в том-то и дело, что если не тратить уйму времени, никогда в общепризнанные, известные и читаемые не выбиться. Тут все просто: величина возможного успеха прямо пропорциональна количеству затраченных на него сил и времени. А труд, скажем честно, сейчас не в моде. Не желает молодое поколение трудиться. Не потому что плохое или ленивое, а потому что соответствующие примеры перед глазами. Потому что везде примеры «легкого» заработка, малолетние миллионеры, сколотившие состояние в интернете, мужики и женщины с парой извилин, но на крутых тачках и т.д. А на труженика уже смотрят как на дурака.

    Дело осложняется еще и тем, что у каждого из нас есть амбиции. А амбиции — это очень коварная вещь. Когда человек идет к цели, они подстегивают, помогают пробиваться наверх. Когда он мнется на месте, они разъедают изнутри. Поэтому человека неопределившегося эти самые амбиции и грызут, и чем дальше, тем сильнее. Поэтому-то и надо самоопределяться. Жизнь станет проще, а цели — четче.

  18. Маргарита:

    Да, эти чертовы амбиции! И еще страх неопределенности: «величина возможного успеха прямо пропорциональна количеству затраченных на него сил и времени» - согласна, НО возможный успех все равно может и не наступить, хоть сколько сил ты на него не трать! Тут нет гарантий. Это, по-моему, и отличает писательский труд.

  19. admin200:

    Маргарита, конечно, успех никто не гарантирует. И это отличает любой труд, не только писательский. Никто не гарантирует спортсмену золотую медаль, никто не гарантирует молодому специалисту должность директора, никто не гарантирует новоиспеченному предпринимателю места в списке Forbes. Странно, если бы было иначе :-D

  20. Маргарита:

    ) Я просто думала о своей сегодняшней официальной работе, где я уверена, что постаравшись, у меня все получится (хотя там, конечно, высоты ограничены). Спасибо за статью. И иногда ну очень хочется, чтобы сутки были хотя бы как на Марсе, длиннее на 40 минут!

  21. Мне кажется, что нужно просто сразу ставить для себя конкретные высоты и цели. Если желаем известности, признания и прочих благ — работать на это, не покладая сил. Верить в свой успех и талант. А иначе, смысл мяться в нерешительности?

    Если же просто любим писать, то и делать это нужно ради удовольствия, не замахиваясь на коммерцию. Может и правда придет потом известность сама собой. Но, если это не самоцель, не стоит софитами забивать голову на первых порах =)

    Подчеркну, хотите быть писателями в общеизвестном смысле со славой и прочими приятными вещами — работайте, будто у вас уже есть контракт с издательством. Верьте в свой успех и он придет, рано или поздно ;)

     

  22. admin200:

    Neon Rain, все именно так и есть.

  23. Леона:

    Почитала комментарии к статье и как-то даже взгрустнула — неужели чтобы создать качественную вещь необходимо тратить помногу часов каждый день? У меня их столько нет, как ни жаль! И неужели все известные авторы — профессионалы, зарабатывающие на жизнь писательским трудом? Я немного сумасшедший начинающий писатель  %) Пишу везде, где только можно и на чем можно! На остановках, в очередях, в магазине на товарном чеке, бросив сумки! Сгодятся любые подручные средства =)  мысль может застать меня врасплох в любой момент... Но мне это нравится! Не могу жить без страстей! Ой, странный комментарий получился

  24. admin200:

    Леона, вы все правильно поняли. Качественная вещь подразумевает большой труд и опыт. Опыт приходит со временем, и труд требует времени. 

  25. Я так давно обещала это сделать. Ну наконец-то дошли руки :)

    18vsegda.ru/content/kak-p...avtorskiy-recept

    ссыль можете удалить, она персонально Вам преднажначена ;)

  26. admin200:

    Наташа, спасибо за мнение, но ваш вариант — это как раз тот случай, в котором сказать проще, чем сделать. Лично мне сложно понять, как это «научиться» получать удовольствие от чего-то. Сложно. Просто потому, что когда я, например, просто пишу, то получаю удовольствие. А когда перечитываю написанное — меня иногда едва Кондратий не хватает. Редактура — это, знаете ли, такой процесс. Сложно понять, где там можно найти кайф. Я бы с удовольствием прочитал статью, как искать удовольствие в таких муторных монотонных занятиях.

    И еще частенько бывает, что нужно писать сложные эпизоды. Эпизоды насилия, убийств, издевательств. Опять же сложно получать от этого удовольствие. Ну не думаю я, что Достоевский кайфовал, когда писал «Преступление и наказание».

    Все-таки, как мне видится, удовольствие автор получает уже постфактум. Когда его текст читают и хвалят, когда просят написать еще. То есть удовольствие от результата.

  27. Бесполезные дела отнимают время у тех, у кого нет мечты. Или она очень слабенькая, что тяжко поднять зад с дивана и начать делать.

  28. admin200:

    Андрей, по-моему, бесполезные дела отнимают время у всех.

  29. Shmaksya:

    Неплохие советы о том, как правильно группировать, чтобы не тратить время на неважное и не срочное. Только не дают они ответа на вопрос «как заставить себя писать»? Это, скорее, ответ на вопрос как «освободить время для творчества?». А вот что делать если желание писать (идеи, сюжетные повороты) приходит именно тогда, когда ты занят другими срочными и важными делами? У меня часто бывает что сюжеты придумывают по дороге домой с работы или на работу или во время уборки-готовки. Но к тому времени когда я сажусь за компьютер с намерением поработать над текстом всё придуманное улетучивается куда-то, как бы выцветает.  :(

  30. admin200:

    Shmaksya, мне кажется, что для неожиданно пришедших идей, сюжетов и поворотов существует замечательная штука — блокнот. Туда по ходу дня можно записывать все свои гениальные мысли. А вечером уже оценивать их с холодной головой.

  31. Shmaksya:

    Да, блокнот штука хорошая. Особенно с отрывными листочками. Я на таких стихи записываю. Но со стихами проще, их можно вызубрить по дороге. А проза чаще возникает в голове в виде обрывочных кинокадров. Картинку видишь четкую,  а  нужные слова для описания увиденного так сразу не подберёшь. 

  32. Светозар:

    Несмотря на то, что третьими и четвертыми делами почти не занимаюсь, первые и вторые отнимают очень много времени  :( Все чаще задумываюсь об увольнении с основной работы, чтобы писать, писать, писать... Экономика — поистине каторжная цепь для творчества, которое рвется наружу много лет ;) Эх, жаль, невозможно повернуть время вспять, наплевать на стереотипы и посвятить любимому делу всю жизнь. 

  33. admin200:

    Светозар, я не уверен, что уволившись с основной работы, вы будете писать именно то, что вам самому нравится. В современной России писатель на контракте у издательства не сильно отличается от китайца, шьющего вещички где-нибудь в подвале — работа творческая, но в жестких рамках. Примеры молодых и талантливых, севших за сериальный станок, не вызывают ничего кроме жалости. Десять раз подумайте, надо ли оно вам.

  34. Светозар:

    Печальное сравнение... Да и не хотелось бы быть литературным рабом ;) Фрилансером — да =) 

  35. Светозар:

    Я все же рискну! Иначе загрызут меня собственные амбиции  :-D В школьные годы учительница литературы, интереснейшая образованная женщина 60-ти лет, прочила мне будущее великого писателя =) Эх, если б молодость знала, если б старость могла...©

  36. admin200:

    Светозар, ох уж эти учительницы литературы...  :-D

    Школа, конечно, потрясающее учреждение по возведению воздушных замков. Вас вон в великие писатели определяли, меня — в президенты. И смех, и грех :-D

Ваш комментарий