Дела не срочные, а важные

Сегодня я хотел бы затронуть один очень важный вопрос. Вопрос, без ответа на который, ни одному начинающему не вырасти в серьезного автора.

Не секрет, что многие авторы (как начинающие, так и опытные) в процессе работы над текстом сталкиваются с проблемой мотивации к написанию и/или последующей доработке написанного. Это ведь частая история: в голове у автора созрела неплохая идея, написаны наброски плана и характеров, но сесть за написание самого текста он никак не может. Или просто застопорился где-то на середине, а заставить себя писать дальше не получается. Проходят дни, недели. Текст залеживается, автор начинает терять настрой, нити характеров и сюжета… Знакомая ситуация, не правда ли? Сегодняшняя запись как раз о том, каким образом можно мотивировать себя на писательский труд. Конечно, в глубинах интернета вы найдете сотню разнообразных советов, но метод, предложенный мною сегодня, является настолько фундаментальным, что все остальные в сравнении с ним – просто детские уловки. Возможно, кому-то он покажется чересчур трудным, кто-то, начав его применять, наоборот – вздохнет полной грудью. Так или иначе, узнать о нем непременно стоит. Так что не будем затягивать.

Заставить себя писать

Чем мы занимаемся в повседневной жизни? Виды дел.

У всех нас повседневная рутина складывается из череды разнообразных дел и обязанностей, которые нам необходимо выполнять. Утро мы посвящаем гигиеническим процедурам и завтраку. Потом спешим на учебу или работу. Там полчаса отведем на обед. Вечер у нас загружен домашними и личными делами: приготовить ужин, пообщаться с друзьями, сходить на тренировку, посмотреть фильм или передачу по зомбоящику, почитать. Иногда возникают неотложные дела: съездить за покупками или пойти к другу на день рождения… И как, спрашивается, в этой безостановочной карусели дел найти время для вдумчивой и спокойной работы над книгой или рассказом? Давайте разбираться.

Начать следует с того, что все вышеперечисленные дела можно разделить на четыре большие группы, используя два основных критерия: Срочность и Важность. По шкале срочности все наши дела подразделяются на срочные (требующие немедленного выполнения, не ждущие до завтра) и несрочные (те, которые можно выполнить и завтра, и послезавтра). По шкале важности разделение будет на дела важные и неважные. Важность каждого дела будет целиком и полностью зависеть от личных приоритетов конкретного человека. А приоритеты, как известно, у всех разные. Но о них мы поговорим ниже. А сейчас сформируем те самые четыре группы, в которых разместятся все наши повседневные дела и обязанности.

  • Группа №1. Дела срочные и важные. К этой группе относится все, что требует незамедлительного исполнения здесь и сейчас и одновременно является в нашей жизни важным и приоритетным. Это работа или учеба. Это прием пищи и сон. Это поход на день рождения или юбилей (срочность обусловлена конкретной датой проведения, важность – дружескими отношениями). Сюда добавляем все форс-мажорные обстоятельства, связанные со здоровьем и безопасностью нас и наших близких. В целом, если не брать в расчет работу и учебу, доля дел группы №1 в жизни обычного человека не так уж велика, редко она занимает более 20% от общего числа дел.
  • Группа №2. Дела несрочные, но важные. Это дела, важность которых человек полностью осознает, но, тем не менее, они не являются срочными для исполнения. Например, это занятия спортом. Все прекрасно знают о том, насколько они важны и полезны. Но никто не поднимает тревогу и не бьет в набат, если вы вдруг сегодня не выполнили упражнения. Эти дела не обладают срочностью, но они важны в той же степени, что и дела из группы №1. А в чем-то, быть может, даже важнее. Сюда мы отнесем внимание, которое необходимо уделять родным и близким, хобби и увлечения (в нашем случае – писательское ремесло), самообразование и самосовершенствование.
  • Группа №3. Дела срочные, но неважные. Эта группа дел, которые мы зачастую вынуждены выполнять по стечению обстоятельств или по чьей-то воле. Например, во многих социальных сетях есть игры, в которые нужно заходить каждый день, чтобы получить некий бонус. Это как раз пример срочного, но абсолютно неважного дела. Или нас, бывает, просят что-то сделать наши коллеги или знакомые. Кого-то куда-то свозить или завести, составить компанию, помочь с каким-то делом. Важность этих мероприятий для нас сомнительна, но они срочные (везти, составить, помочь нужно прямо сейчас), поэтому мы соглашаемся.
  • Группа №4. Дела несрочные и неважные. В основном, это развлечения. Просмотр телевизора, фильмов или сериалов, серфинг в интернете, сидение в социальных сетях, компьютерные игры. Все эти «дела» отнимают у нас уйму времени, но не приносят какой-либо ощутимой пользы. Они не обременены никакой срочностью. Мы привязаны к ним узлами привычки, лени, склонности к праздному времяпрепровождению.

Итак, теперь, когда вы знаете об этой фундаментальной классификации, я хочу спросить: какая из этих групп самая важная? Какая из них определяет достижения человека, его успех в жизни?

Если вы скажете, что группа №1, то вы поторопились. Дела первой группы вынуждены выполнять практически все: все мы питаемся, все ходим на работу, все вызываем «Скорую», если станет плохо. Это никоим образом не отличает людей друг от друга. Правильным ответом на вопрос будут, конечно, дела группы №2. Именно выполнение этих дел позволяет нам развиваться, расти над собой, созидать, добиваться успехов и радовать людей. Но, к великому сожалению, из-за того, что дела этой группы не являются срочными, многие из нас откладывают их на потом. Спорт и диета откладываются до понедельника или до начала следующего месяца. Умные и полезные книги неделями лежат на тумбочке возле кровати, а советы и рекомендации, из них прочитанные, никогда не реализуются в жизни. Просто потому, что это не срочно. То же самое и с работой над текстами. Мы откладываем написание до прихода музы, до соответствующего настроения, и текст лежит, прокисает, пока мы, наконец, не соизволим накалякать пару страниц. И то, после того, как все сериалы просмотрены, все комментарии написаны и лайки проставлены.

Реальность такова, что бесполезные «дела» группы №4 каждый день отнимают у нас бесценное время на важнейшие свершения в группе №2. Я даже не побоюсь влепить сейчас в текст такую банальность, что если пересчитать все то время, что мы тратим впустую на всякое развлекалово, то окажется, что его с лихвой хватило бы на написание пары десятков полновесных романов да еще осталось бы на спорт, здоровье и саморазвитие. Эту тему можно развивать бесконечно, но я не хочу читать тут мораль. Я описываю положение вещей, а выводы каждый делает самостоятельно.

Итог этого подраздела будет следующим. Для осуществления планов и мечтаний, для успеха в выбранном направлении необходимо забыть о развлечениях группы №4, свести их до минимума. По возможности, минимизировать сомнительные мероприятия из группы №3. Все свободное время должно быть посвящено делам группы №2. Дела этой группы – это работа над собой, своим будущим и своим успехом. Помните, что никто не сделает это за вас.

Приоритетность.

Полагаю, с классификацией дел мы разобрались. И раз вы читаете сейчас эту запись, то важные дела из группы №2 в очередной раз перебороли во мне развлечения, интернет, фильмы и прочую чепуху. Теперь пора поговорить непосредственно о писательском ремесле.

Для того чтобы у вас никогда не возникало проблем с мотивацией к нашему непростому, но увлекательному делу, необходимо четко расставить для себя приоритеты. Посидеть и подумать над вопросом: а что для меня писательство? Баловство? Любимое занятие? Способ выразить себя? Смысл жизни? Миссия перед человечеством? Какое место будет занимать писательское ремесло в моей жизни, скажем, лет через 20? Я забуду это дело как страшный сон? Я буду пытаться написать что-то раз в год, исключительно под настроение? Я буду писать с большим удовольствием для себя и своих близких? Я буду известным писателем, и каждая дворняга будет знать мое имя? Определитесь для себя с писательством. Кто вы здесь? Случайный прохожий или хозяин заведения? Это действительно очень важный вопрос. И если пытаетесь писать, скажем, уже около года, то самое время определиться с местом этого занятия в вашей жизни.

Когда в вашей голове наступит ясность в данном вопросе, писательскому увлечению в вашем сознании будет присвоена определенная приоритетность. У каждого она будет своей. Так и должно быть. Важно знать для себя приоритетность каждого дела и направления.

А дальше включается простейшая система весов. Планируя свой вечер, вы просто взвешиваете приоритетность тех дел, которыми можете заняться. Посмотреть фильм или работать над текстом? Встретиться с друзьями или работать над текстом? Поиграть или работать над текстом? Заняться спортом или поработать над текстом? В зависимости от приоритетности писательство будет отодвигать на второй план другие, менее приоритетные дела. У кого-то оно пересилит спорт, у кого-то общение с друзьями, а у кого-то даже сон. Это не значит, что от этих дел придется отказываться (не спать, не общаться с друзьями, не тренироваться) – вовсе нет. Это значит лишь то, что каким-то из этих дел придется подвинуться.

Когда вы осознаете и взвесите приоритетность каждого из повседневных занятий, когда откинете дела несрочные и неважные, выяснится, что свободного времени высвобождается столько, что хватает на все важные и полезные дела из группы №2.

Садясь за написание текста, понимайте его важность именно для вас, для вашей жизни. Если это – действительно ваше дело, не позволяйте всякой чепухе отвлекать вас и сбивать с пути. Занимайтесь любимым делом, совершенствуйтесь в нем и будьте гармоничны в этом.

Желаю вам успехов. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

45 комментариев

  • Витя:

    Думаю не все так однозначно. Молодым вполне по силам сюжетка, востребованная издательствами. Например у Лукьяненко и Перумова более интересны их ранние творения.

    Нетленки молодежь тоже может выдавать. Админ вы правы на все сто процентов в последнем посте. Но есть ниша где молодые писатели могут обогнать возрастных авторов. Это критика, оригинальная проза с оттенком минус. В этой теме молодежь имеет все преимущества, сам возраст, свежий взгляд, несогласие с устоями идут в помощь.Из недавних произведений сразу не вспомню, интернет с первым правилом ютуба всплывает. Не самое свежее: “Похороните меня за плинтусом”.

    Неплохой аналогией ( да я знаю лучше внятно доносить мысль без украшательств но Админ где то в статьях “разрешил” начинающим графоманам использовать метафоры и прочее… ) являются исполнители русского рока. Молодыми пели про ветер перемен, поворот куда то, сейчас выдают шедевральные “Что нам ветер…”,а критические песни больше похожи на бурчание старушки. Развивая пример можно вспомнить качественную попсу, использовавшую оригинальные наработки в музыке, это ближе к сюжетке, молодые в выигрыше. Тут, пожалуй, сами сравните, я потер кусок про прыгающих старых придурков и бесконечные диалоги для объема. Не хочу быть брюзжащей старушкой.

  • Геннадий:

    Да, согласен. Чему может научить юноша или молодой человек не ясно. Исключения есть, но мало. Однако, я считаю жанры «боевик», «фентази», т.н. «попаданцы» вполне подходят для начписов. Утопию в жанре реализма, конечно, не напишут, но что-нибудь из ряда анти-утопий, постапокалипсиса вполне могут.

  • admin200:

    Витя, вот вы сказали, что для молодежи «несогласие с устоями идет в помощь». А не кажется ли вам, что писать всякую развлекаловку, вроде фэнтези и боевиков, будучи несогласным с устоями общества, для писателя — это есть трусость и малодушие?

  • Витя:

    Просто да.

    Попытаюсь пересказать мысль из своего предыдущего, заикающегося, поста. Молодые писатели имеют все шансы написать интересную и оригинальную вещь, критикуя, не важно что. Разумное, доброе, вечное темы куда лучше не соваться пока не наберется жизненного опыта, то есть не для юных. Взрослый писатель, переживший время ухода поэтов, в чём то конформист, иначе помер бы. Он легко и интересно подружит змею с ёжиком но критиковать… трудно искренен ругать дороговизну выпивки и сигарет платя ипотеку, прозвучит фальшиво.

    С примерами, как и позавчера, плохо. Интересно, какой Довлатовская “Зона” могла быть попади в печать вовремя?

  • admin200:

    Витя, я не помню, кто сказал, но фраза звучала примерно так: «молодому автору, чтобы добиться известности и призвания, необходимо выбить с литературного Олимпа кого-то из старых». Ну не классиков, понятно, а современников. Я понимаю, о чем вы говорите. О бурлении молодости, о жажде перемен, о новом взгляде. О том, что признанные костенеют, становятся мэтрами и кроме поучительстсва ничем себя не утруждают. Что ж, во многом, это действительно так.

    Я своим вопросом лишь хотел натолкнуть вас на такую мысль, что есть два пласта литературы: первый — это тот, что про книжные серии, развлекалово и большие контракты, а второй — как раз про ум, честь и совесть. И так получается, что в наших обсуждениях мы постоянно мешаем первых и вторых.

    Что касается конкретно «Зоны» Довлатова, то у повести очень узкая и специфическая цель, понятная, во многом, только одному автору. Он хотел показать отсутствие какой-либо ощутимой разницы между зэка и вохровцем. Мол, и там люди, и там. Я точно знаю, что он читал «Колымские рассказы» Шаламова (и понимал, что не сможет приблизиться по уровню эмоционального накала к ним), но не знаю доподлинно, читал ли он «Архипелаг ГУЛАГ». Так вот у Солженицына в начальных главах есть глубочайшие рассуждения о следователях и их мотивации, и в общем, тут Довлатова он уже обошел. Так что «Зона» Сергея Донатовича — вещь хоть и добротная, но для меня стала лишь поводом прочитать две вышеупомянутые знаковые и великие книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>