Леонид Костюков о литературе и творчестве (видео)

Автор: , 20 Июн 2013

Сегодня я приготовил для вас не совсем обычную запись: в том плане, что это не очередная статья, освещающая один из аспектов писательского мастерства. Вовсе нет. Сегодня я предлагаю вам потратить некоторое количество своего времени на просмотр видеоролика с лекцией писателя, поэта и критика Леонида Костюкова о литературе и творчестве.

В этой лекции Леонид Владимирович затрагивает порой очень тонкие моменты, которые не всегда присутствуют в сознании и в мировоззрении начинающих авторов. Думаю, многим из нас будет полезно посмотреть этот сюжет. Ну а во второй части сегодняшней записи я позволю себе высказать собственное мнение по некоторым вопросам и где-то даже не согласиться с уже признанным литератором.

Леонид Костюков

В этой лекции высказывается довольно много тезисов, касающихся как литературы в целом, так и творчества в частности, и естественно, я не со всеми из них могу согласиться. Возможно, мои суждения покажутся вам неверными, либо вы также усмотрели нечто спорное в словах Костюкова – смело высказывайтесь в комментариях по этому поводу.

А вот то, что лично у меня вызвало некоторый диссонанс:

1. Суждение о том, что для автора очень важен момент, когда он начинает идентифицировать себя как писателя.

В принципе, рассуждение в некоторой степени верное, в том плане, что это необходимо человеку, решившему выбрать себе новую профессию, новый социальный статус. Однако у меня возникают сильные сомнения в том, что этот «щелчок» каким-то образом способен изменить качество текстов, а уж тем более повлиять на уровень природной одаренности (не будем отрицать, что она тоже играет свою роль). Все-таки одного внутреннего желания, решения называть себя писателем мало, чтобы писать действительно сильные вещи. Без основы и базиса это все – пустое сотрясание воздуха. Во мне живет искренняя уверенность, что написать достойное произведение может и простой человек, не причисленный к высокой касте писателей. Если у него есть соответствующая идея и навыки для ее воплощения – я не вижу преград. А вы?

2. Суждение о том, что в литературу пробиваются самые лучшие, что абсолютное большинство текстов сейчас никому, кроме самих авторов, их написавших, не нужно.

Лично я в корне не согласен с данными рассуждениями. Мы сейчас живем в век информационного взрыва. Современный человек потребляет сейчас в десятки раз больше информации, чем потребляли люди сто, двести лет назад. Сколько различных авторов вы прочли за свою жизнь? А сколько еще прочтете? Теперь вспомним о том, что по сравнению, скажем, с девятнадцатым веком сейчас царит поголовная грамотность. То есть литература в наше время – это уже не развлечение для избранных. Люди читают повсеместно: дома, в транспорте, на улице, даже слушают аудиокниги за рулем автомобиля. Чтение стало буквально поголовным увлечением. И заметьте, что уровень читающих совершенно различный: как в  интеллектуальном плане, так и в возрастном. Многие мои знакомые открыто признаются, что не любят читать книги с длинными описаниями, что не любят философских рассуждений. Но они читают! Просто другие книги. Поэтому я считаю, что сейчас как раз то время, когда практически каждый автор может найти свою собственную аудиторию, в каком бы ключе он не писал. Люди читают все: похожие на скелеты диалоговые романы, книги по мотивам компьютерных игр, даже набившие оскомину графоманские серии про вампиров – и те люди проглатывают, не раздумывая. Так что ставить крест на собственном творчестве только потому, что оно не дотягивает до стилистики Бунина или до масштабности Толстого – по крайней мере, весьма опрометчиво.

3. Суждение о вдохновении: хорошее произведение даже у классиков отличается от плохого наличием вдохновения.

Я уже говорил как-то в одной из статей, что не представляю, откуда можно взять столько вдохновения, чтобы написать книгу в четыре сотни страниц. Написать короткий рассказ, стихотворение – безусловно, но каким образом можно каждодневно вызывать вдохновение на протяжении нескольких месяцев – для меня загадка. Если вы знаете ответ, просьба поделиться.

Ну и конечно, очень повеселил камешек в огород Стивена Кинга и его книги «Мемуары о ремесле». В этом я с Леонидом Владимировичем полностью согласен: книга американского автора весьма спорная. Однако и это мое суждение вы вправе опровегнуть в комментариях. На этом я завершаю сегодняшнюю необычную запись. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. Володя:

    1. Перумов — микробиолог по профессии, начал писательство как развлечение «литературную игру», и тем не менее один из самых востребованных фэнтези-писателей в России.

    2. Согласен с вами. Дарья Донцова востребована и тиражи у нее больше чем у какого-нибудь Велемир Хлебников.

    3. Может быть имеется ввиду, о том что нужно вдохновение для создания первоначальной идеи. Ведь сюжет для романа, который будет писаться десять лет, можно сочинить за несколько минут :)

  2. Marika:

    Интересная лекция. Но я не согласна с господином Костюковым в его утверждении, что ранний Кинг лучше зрелого Кинга. На мой взгляд у «короля ужасов» процент удачных / неудачных романов одинаков не зависимо от возраста. Кинг вообще неровный писатель. Скорее всего это связано с его плодовитостью и с тем, что он пишет, в основном, по наитию, т.е. не утруждая себя составлением планов и доскональной проработкой сюжета. Пишет — куда фантазия заведёт. А вот на коротких дистанциях он всегда хорош, что ни рассказ, то шедевр!

  3. admin200:

    Marika, согласен со всем, кроме шедевральности рассказов  =)

  4. Marika:

    admin200, ну, например, такие рассказы как "Корпорация «Бросайте курить», «Длинный джонт», «Оставшийся в живых», «Последняя перекладина», «Сражение», «Дверь» — очень яркие и запоминающиеся вещи. *THUMBS UP*     (но это всё конечно ИМХО).

Ваш комментарий