10 сокрушительных ошибок начинающего автора

В последнее время в масс-медиа набирают огромную популярность разного рода рейтинги, топы, выборки самых-самых «лучших», «худших», «глупых» и «смешных». Сегодня я решил намеренно пойти на поводу у этой странной моды и предложить вам свои ТОП-10 сокрушительных ошибок начинающих писателей. Вообще, в интернете полным-полно таких подборок, почва здесь самая благодатная, потому как начинающие и неопытные, еще не зная подводных камней, пишут так и то, что первое пришло на ум. А в нашем писательском деле первая идея, как правило, оказывается самой банальной и избитой. Поэтому я представляю вашему вниманию свой субъективный рейтинг ошибок, после встречи с которыми у меня безвозвратно пропадает всякое желание читать. Это исключительно мое мнение и мое видение, и моментов таких, на самом-то деле, я мог бы припомнить значительно больше, но ограничусь пока лишь десятью самыми-самыми.
Осторожно! Далее по тексту автор допускает эмоциональные выплески.
Итак, дамы и господа, мы начинаем!

Ошибки начинающих писателей

1. Розовый дневник.

Если мне на глаза попадается оформленное текстом признание в любви, признание собственных ошибок с просьбой все простить и вернуться, псевдофилософские рассуждения на тему «как жесток мир» и «меня никто не понимает», у меня возникает одно лишь желание – поскорее закрыть эту вещь и никогда больше к ней не возвращаться. Я абсолютно не понимаю, зачем люди публикуют такие личные записи. Хотят показать утонченность натуры и богатый внутренний мир? Быть может, прозвучит цинично, но читателю плевать на такие богатые внутренние миры, у него, читателя, у самого внутренний мир – ого-го, дай бог каждому! И записки эти, бездумно выдранные из пропитанного слезами дневника, к счастью, не представляют и никогда не будут представлять никакой литературной ценности. Это личные вещи, ценные исключительно для автора (и, быть может, для жертвы его воздыханий, но это не точно), а потому им не место на всеобщем обозрении. Я же призываю вас уважать себя и не выворачивать душу на потеху публике. Не оценят и не поймут. Как мудро высказался один мой добрый товарищ: «не все, что написано, можно показывать людям».

2. Дикая экзотика.

Частенько бывает, что начинающий автор так и норовит поместить действие своих произведений в какое-нибудь гордое суверенное государство самого дальнего зарубежья. Причем совершенно не зная тамошних реалий, законов, нравов и норм поведения. Ему отчего-то кажется, что так интереснее, что своей лубочной экзотикой он приблизится к светилам мировой беллетристики (к коим он справедливо причисляет П. Коэльо, Х. Мураками, Г.Г. Маркеса). Ведь в бестселлерах действие никогда не происходит в России! Россия вообще очень скучная страна для начписов. О чем тут писать, ну ей-богу?! Весь драйв, все загадки и интриги – там, за рубежом. Вот и пишут о зарубежье, ничегошеньки о нем не зная, а получается слабенько. Иностранные имена, наспех выдуманная автором обстановка – все выглядит большим мыльным пузырем, лопающимся от первого же дуновения.

3. Место действия – Штаты.

Суровая вариация предыдущего пункта. И если в вышеназванном случае автор сумел проявить определенную долю креатива, отправив героев, скажем, в таинственную Японию или в жаркую Италию, то здесь все намного печальнее. Юный литератор решил не заморачиваться и взял на вооружение композицию тех зарубежных книг, что осилил за последний месяц. В основном, это почему-то тихая американская глубинка любимца всех подростков Стивена Кинга. Но сами понимаете, о жизни простых американцев наш молодой автор знает примерно столько же, сколько сами американцы о нем. А ведь, кажется, малым детям сейчас известно: демонстрируемые в прокате блокбастеры и настоящая американская действительность – это две разные планеты. Но нашего новоявленного писателя это не останавливает. Вот и проходят у него простые американцы в дом, не разуваясь; не разуваясь же, прыгают на кровать, питаются исключительно в макдоналдсах и разделяются поголовно на два основных подвида: прыщавых, оплывших жиром весельчаков и стройных, спортивных красавцев с идеальной улыбкой. И где-то там, в подворотне сюжета, если автор не запамятует, обязательно промелькнет недалекий и громкий афроамериканец, положительный, но почему-то всегда недостаточно эрудированный.
Чтобы не впасть в грех всей этой вакханалии, есть одна хорошая рекомендация. Пишите только о том, что знаете. Если не знаете, но очень хочется написать, скажем, о современном Китае или средневековой Англии – изучайте вопрос, читайте дополнительную литературу и только после этого пишите. Иначе недостаточная осведомленность, необразованность и невежество превратят все ваши труды в балаган.

4. Редактировать? Зачем это?

Так уж выходит, что многие вбрасывают свои труды в интернет, даже не удосужившись перечитать. Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, опечатки, лишние слова – да что там, иногда герои меняют имена прямо по ходу повествования!
Банальную вещь скажу, но неграмотность автора – это неуважение к читателю.
Кроме того, сам процесс написания текста от первой буквы до последней точки – есть только малая часть работы над произведением. Основная работа делается до, а уже после – долгая многоступенчатая доводка, пренебрежение которой отправит все многочасовые старания автора коту под хвост. Более подробно о редактировании читайте в соответствующей статье: "Редактирование".

5. Законы физики? Что это?

Поразительно, но некоторые люди всерьез полагают, что могут писать научную фантастику без технического образования и штудирования многочисленной специальной литературы! Или, например, берутся за историческую прозу, совершенно не изучив реалии и жизненный уклад той эпохи. Наверное, они полагают, что подготовку заменит пара фильмов и несколько книг данной тематики, а на возможные оплошности никто и внимания не обратит. А вот и обратят, да еще как! Критиков и знатоков сейчас столько, что их хлебом не корми, дай разнести какую-нибудь книжонку в пух и прах. Если уж маститые авторы то и дело попадаются на каком-нибудь ляпе (хотя достоверно известно, что многие во время работы прибегают к услугам консультантов по тем или иным вопросам), то уж попытки пионеров литературного цеха родить нечто очень серьезное в жанре НФ для критиков – настоящий подарок. Вот уж где они проявят свое остроумие и блеснут знаниями.
Поэтому чтобы не пришлось краснеть, пользуемся рекомендацией из третьего пункта: писать нужно о том, что знаешь и в чем хорошо разбираешься.

6. Вампиры против эльфов.

Нет, правда, ну сколько можно? Утонченные бессмертные остроухие эльфы, полные мудрости и единения с природой, хранители древних магических секретов кочуют из романа в роман, из повести в повесть, аки цыгане. Неужели больше ни один народ не может быть источником мудрости и не способен хранить древние секреты? Чем люди-то провинились, чем они хуже?
У меня, например, есть одна теория, в которую я свято верю: в большинстве случаев, любую расу в любой фэнтезийной саге можно смело заменить на людей, и смысл истории практически не поменяется!
А вампиры? Эти смертельно опасные, но чрезвычайно притягательные мерзавцы? Скольких еще девушек им нужно соблазнить, сколько еще тонн крови высосать, чтобы прекратить, наконец, появляться на страницах книг? Я понимаю, упыри и вурдалаки издревле будоражили людское воображение, однако всему должен быть какой-то предел.
Эти неистребимые фэнтезийные штампы набили уже такую оскомину, что завидев в тексте вампира или невообразимо прекрасного мудрого эльфа, я предпочитаю закрыть это произведение.

7. Свинцовые тучи, лазурное небо…

И другие речевые описательные штампы. Наш начинающий автор частенько хочет красиво описать природу, или погоду, или небо, но вот не хватает ему терпения, чтобы уделить этому достаточно времени. Вот и лепит он на высокое синее небо первые попавшиеся серые тучи, наползающие на рыжий солнечный диск. И точно так же поступает еще полторы тысячи начинающих письменников. А бедные читатели буквально через раз натыкаются на однотипные описания.
Штампы – это настоящий бич писателей, их надо старательно избегать и внимательно выпалывать из уже написанного текста.

8. Утреннее похмелье.

Безбожнейший штамп зачина. Когда начинающий литератор не продумал начало своего рассказа (романа, повести), он хватает первый попавшийся вариант, которым почему-то оказывается утренняя побудка героя. Далее идет его описание (в классическом случае герой смотрится в зеркало – вот это прием!), потом, как правило, следует неожиданный звонок или появление роли второго плана, и далее по накатанной. В самом тяжелом случае утреннее пробуждение героя сопровождается приступом суровейшего похмелья. Ну, это, простите, уже просто финиш.

9. Суицид.

Зачастую главного героя (героиню) произведений начписов хлебом не корми – дай наложить на себя руки. Понимаю, жизнь молодого поколения не сахар, однако это совершенно не означает, что собственную депрессию и дурное настроение нужно вымещать на героях. Просто голова идет кругом от количества утопленников, повешенных и принявших яду на страницах сетевых рассказов. Советую не давить на жалость и не прибегать к подобному сюжетному штампу без серьезной необходимости.

10. Попаданцы.

Вообще, за десятую строчку моего хит-парада боролись сразу несколько лютых штампов, однако победу вырвал самый мне ненавистный. Так уж сложилось, что не люблю я истории, в которых наш современник попадает в Средневековье или в вымышленную сказочную страну. Потому как махровым цветом распускаются там ошибки за номерами 2, 5 и 6. Но молодые и неопытные тянутся к подобным сюжетам, причем не мелочатся, замахиваются сразу на роман. И в большинстве случаев роман этот еще не продуман даже наполовину, а автор уже пишет первые главы, действуя по наполеоновскому принципу «главное ввязаться». Для опытного взгляда это хорошо заметно. И крайне печально. Не знаю, какой процент подобных романов доходит до финала, но думаю, сильно не ошибусь, если предположу, что не более 5%.

Вот такие получились наблюдения. Надеюсь, вы не узнали в них себя, а если и узнали, то не сильно расстроились. Все же первые рассказы – как первые шаги, всегда неловкие, неумелые, с кучей ошибок и недочетов. Это уже потом мы приноравливаемся «бегать», а то и «летать» по бумаге. Что же касается меня, то я в свое время наступил практически на все вышеописанные грабли, что, впрочем, не помешало мне написать вот такую милую статью. Так что учитесь на своих, а лучше на чужих ошибках!

Если вы считаете, что не впустую провели эти минуты, подписывайтесь на мой блог и узнавайте первыми обо всех обновлениях! Удачи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

10 сокрушительных ошибок начинающего автора

97 комментариев для “10 сокрушительных ошибок начинающего автора

  1. Спасибо! Всё описано прекрасно! Насмеялся я вволю!  😀

  2. Александр, рад, что вам понравилось.

     

  3. Очень часто в фэнтези, (да что говорить — во всех!) основные действия разворачиваются в глухих лесах (названия лесов могут быть самыми что ни на есть волшебными) причем всевозможным неприятностям очень нравится происходить в ночное время суток, либо в неблагоприятные погодные условия. Не является ли это тоже своеобразным штампом, или все же многое зависит от задумкм автора? Ведь фэнтези чаще всего подразумевает  эпоху средневековья, а древний человек неотделим от природы? 

    И еще... часто в рассказах новичках вижу, как фэнтези-герой восхищается природой, мне кажется, это очень нарушает атмосферу произведения. Как-то неправдоподобно. Мог ли наш предок, идя на охоту, например, любоваться блеском утренней росы? Даже если повествование ведется от лица автора, все равно выглядит неестественно. На первый взгляд, несущественная мелочь, но как вредит общему впечатлению! Лично я заметила у себя подобный ляп, лишь почитав рассказы начинающих авторов. 

    Ну вот, начала штампом, а закончила ляпом. В связи с этим последняя мысль — очень не хватает новичкам последовательности и логики в изложениях своих мыслей.

    И самое последнее. Интересно, а какие еще жуткие штампы боролись за десятое место?  =)

  4. Леона, ночь, плохая погода, глухой непролазный лес — это символы, которые начинающие авторы используют, в основном, бессознательно, стараясь добиться нужно атмосферы.  

    Что же касается десятого места, то там вариантов была масса: и задолбавшие своим морализаторством главные герои, и идеальные красавицы со своими чарующими улыбками и водопадами волос, и могущественные маги в роли злодеев в каждом втором произведении, и драконы, вечно стерегущие какие-то ценности, и странная манера персонажей собираться в отряды. Да мало ли надоевшего и избитого можно встретить? Просто начинающие с трудом отличают штампы от правил жанра. А чтобы начать видеть штампы, надо много читать.

  5. Да уж, состряпать нечто новое в данном жанре действительно сложно... Так же сложно, как и представить волшебный мир без прекрасных принцесс и злобных магов =)  Начала читать Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника» и после пары глав бросила. Очень удивило, что данная книга пользуется популярностью... Не могли бы вы посоветовать нечто действительно качественное, но чтобы с магом-злодеем в главной роли? Мне очень нужно  =)

  6. Леона, качественное и с магом-злодеем — это практически взаимоисключающие параграфы. Советовать Толкиена как-то даже смешно (его надо читать без всяких советов), а вот в остальных качественных как-то ни одного мага-злодея не проскакивает. Да и потом жанр, по моему мнению, слишком узкий. Книг вроде много, а интересных и оригинальных — единицы. Отсюда и многочисленные штампы.

  7. Прочтя данные комментарии, некоторые читатели мне напоминают Верещагина у тарелки полной икры.

    Штампы, не качественность  и т.п. все это присутствует в любых жанрах и не меньше чем в жанре фэнтэзийном. Насчет узости жанра я не соглашусь. Ну, в первых как мне кажется что качественных, оригинальных, интересных  произведений не должно быть много и даже и половины не должно быть, иначе они через некоторое время точно так же превратятся в серую массу, и опять же читатели будут вести себя по Верещягински. А что бы еще больше подчеркнуть красоту и оригинальность произведения, нужен контраст на фоне этой однотипной массы. Хорошего фэнтэзи не так много и, слава богу.

    Во вторых фантазия безгранична. Не жанр узок, а узок талант писателя ну и его способности к фантазии и знания.  

                И вот что я еще скажу, мы все-таки живем на одной планете, в одном сообществе с устоявшимися традициями, нормами, моралью (пускай даже они относительно немного разниться у разных народов) и т.п. И как следствие  оригинальность всех произведений будет заключаться в разных ракурсах на одни и те же вещи ну плюс выдвинутые под разной оберткой.

     

                Зачастую в погоне за оригинальностью людей уж слишком бывает, заносит на поворотах.   

  8. Как мне кажется, что самые большие перспективы, в том числе и в плане написать, что-то оригинальное и интересное, у научной фантастики, поскольку там можно поднять вопросы, выходящие за приделы нашего мира и мировоззрения, туда, куда человеческое мышление устремлено, но еще не добралось.

  9. Сергей, интересное сравнение жанра фэнтези с черной икрой... На мой вкус икры там не так уж много. В основном, суррогат.

    Понимаете, говоря о том, что фэнтези — узкий жанр, я имел в виду то, что по сравнению с НФ, например, где можно придумать любой мир с любыми законами физики, времени и мироустройства, в фэнтези автор во многом скован атрибутикой Средневековья. Плюс к тому жила разрабатывается уже много веков силами различных европейских и ближневосточных легенд и сказок. Жанр оброс гроздьями архетипов (отважный рыцарь, прекрасная принцесса в заточении, злобный чародей, глупый король, хитрый воришка, верный оруженосец, вечно что-то стерегущий дракон и т.д.), и их практически невозможно обойти.

    А вот про талант мне очень понравилось. Только вот как определить, есть у молодого автора талант или нет?

  10. «А вот про талант мне очень понравилось. Только вот как определить, есть у молодого автора талант или нет?»- Ни как, пока не выйдет на свет его творение.

    Тогда приведу еще одно сравнение ( опять все-таки с едой J так как произведение можно сравнить с блюдом).

    Однажды когда то очень давно человек придумал готовить пищу на огне, и она ему понравилась. Это можно сравнить с зарождением фэнтези.  Но вот через некоторое время она ему приелась и тогда он, придумал добавлять различные специи, соль, сахар ( это есть зарождение разных ответвлений фэнтэзи). Но все-таки большая часть до сих пор преподносит именно приевшиеся блюда, пересаленные, переперченные или наоборот. Дело не узости, а в ограниченности самого автора. Писателя можно сравнить с поваром, либо он готовит прекрасные блюда в шикарных ресторанах для ограниченного круга гурманов, либо он готовит в обычном общепите.

    Талант есть способность  чутью подбора правильных специй, их правильных пропорций, способность к эксперименту.

                    «Отважный рыцарь, прекрасная принцесса в заточении, злобный чародей, глупый король, хитрый воришка, верный оруженосец, вечно что-то стерегущий дракон и т.д.» – Да конечно очень трудно их обойти и даже наверно  невозможно по одной простой причине того что это психотипы которые эквивалентны реальным (ну разве что кроме дракона, хотя и тут можно найти аналогию) т.е они присутствуют в нашей жизни. Проблема не в их наличии, а в гипертрофированности поведения этих психотипов, в неестественности их поведения по незнанию автора (по мне так писатель должен быть в некоторой степени психологом и уметь видеть суть причин и закономерности в поведении персонажа).

    В поэтому зачастую некоторые фэнтэзийные истории напоминают мне бал душевно больных.

    По-моему в фэнтэзи можно тоже придумать любой мир с любыми законами физики, времени и мироустройства. По-моему  вы во власти стереотипов. Фэнтэзи все-таки имеет много ответвлений, например научное фэнтэзи, технофэнтэзи и т.п. Еще раз повторю дело не в фэнтэзи, а в авторах.

    Аналогично разруха не в фэнтэзи, а в головах

     

    Ну и раз человек очарован средневековьем да бог с ним все-таки ни кто некого не принуждает это дело вкуса.   =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх