В сегодняшней статье я собираюсь затронуть вопрос достаточно щекотливого характера, который время от времени встает перед каждым автором, начинающим или опытным, а именно — вопрос написание рецензии на литературное произведение. В настоящее время с этой проблемой связано огромное количество недопониманий и кривотолков, а посему считаю необходимым внести хоть какую-то ясность.
Ни для кого не секрет, что помимо работы над собственными проектами, любому автору периодически приходится излагать свое мнением о трудах соратников по литературному цеху. И самый распространенный способ – это, разумеется, написание рецензии. Если вы, дорогие мои читатели, уже пробовали выкладывать свои опусы в интернете на различных сайтах для начинающих писателей, то наверняка уже оценили, какие причудливые формы могут приобретать отклики и комментарии. Где-то вы увидите огромные портянки разборов, превосходящие по объему сам разбираемый текст, а где-то рецензенты будут ограничиваться парой скупых предложений, памятуя о незыблемом завете Антона Палыча. Сегодня мы оставим в стороне содержание рецензий (это тема отдельной статьи, и поверьте, мне есть, что сказать по этому поводу), а разберем исключительно форму.
Для начала обратимся к толковому словарю и посмотрим определения двух очень важных понятий:
Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства.
Отзыв – высказанное мнение о ком- , чем-либо; оценка кого- , чего-либо. // рецензия, критическая статья.
Как видите, понятия рецензии и отзыва во многом очень схожи и в чем-то даже синонимичны. Однако присутствуют и четкие отличия. Рецензия – это официальный письменный анализ произведения, а отзыв – это всего лишь мнение о произведении. Чувствуете разницу? Рецензия по определению подразумевает под собой нечто большее, чем сумбурный набор ощущений от прочитанного. И ключевое слово в определении этого понятия – анализ. Таким образом, мы определили: для того, чтобы написать рецензию, нужно провести анализ литературного произведения.
Ну а как же рецензии к нашим опусам в интернете? В 99% случаев эти комментарии не могут называться рецензиями, это отзывы, да и то в лучшем случае! Просто чье-то мнение по поводу прочитанного, субъективная оценка. IMHO, если выражаться на сетевом сленге. Со всеми вытекающими отсюда выводами. А это может означать, что рецензент вполне мог чего-то не понять, не прочувствовать, а может быть, он и вовсе не задавался такой целью. Более подробно о том, какие нравы царят на сайтах начинающих писателей, читайте в статье «Жизнь сайта начинающих писателей». Мы же не будем отвлекаться на эти моменты и разберем основные элементы, присущие и отзыву, и рецензии.
Отзыв.
Отзыв дает лишь общую характеристику текста без подробного анализа, однако зачастую содержит практические рекомендации (указания на недочеты, ошибки и способы их исправления). Самое главное при написании отзыва — выделение основной идеи текста. Если рецензент по какой-то причине не понял основную идею, многие его замечания могут оказаться попросту не корректны. Например, он может заявить, что тексту не хватило психологизма, что остались не раскрытыми характеры и внутренний мир героев, хотя сам автор и не собирался этого делать, он-то писал зубодробительный боевик. Поэтому и замечания эти будут, как говорится, мимо кассы. Лично я, когда пишу отзыв, стараюсь определить, как средства и приемы, используемые автором, соотносятся с основной идеей: помогают ли они ее раскрытию или же наоборот – отвлекают, являются лишними, инородными элементами в полотне повествования. Следует понимать, что во главе угла всегда находится идея, а средства реализации автор подбирает с тем соображением, чтобы в максимальном объеме донести ее до читателя. В общем-то, написание отзыва не требует от рецензента каких-то невообразимых усилий, он просто должен почаще ставить себя на место автора, пытаться разобраться, что тот хотел донести своим текстом.
Как правило, отзыв включает в себя:
- Оценку актуальности темы.
- Формулировку основного тезиса (идеи) произведения.
- Общую оценку произведения. Указание основных моментов, в которых автор проявил умение и мастерство (или тех правильно выбранных элементов, которые помогали раскрытию темы). Указание на новшества в его работе, расширение представления читателей о тезисе или проблеме произведения.
- Недостатки и недочеты (или те элементы, которые мешали раскрытию темы).
- Выводы.
Как видите, план довольно простой, и пройдясь по нему, любой желающий сможет составить грамотный отзыв.
Рецензия.
А вот с рецензией дела обстоят намного сложнее. Как мы уже поняли, основа любой рецензии – это анализ, а он в свою очередь не терпит эмоциональных, голословных и субъективных оценок. Другими словами, требует от рецензента определенного уровня компетенции и старательности. А еще объективности, или хотя бы стремления к ней. Лично я считаю, что хорошая рецензия подразумевает максимально отстранение рецензента как от собственного отношения к автору, так и от жанровых предпочтений.
Рецензия должна включать в себя:
- Характеристику объекта анализа (тема, жанр рецензируемой работы);
- Оценку актуальности идеи произведения;
- Место произведения в творчестве автора;
- Сравнительный анализ с другими аналогичными произведениями;
- Общую оценку работы рецензентом;
- Недостатки, недочеты работы;
- Выводы.
Не слабо, согласны?
Иными словами, критик перед написанием серьезной рецензии просто обязан ознакомиться с творчеством рецензируемого, выделить в нем основные мотивы и направления, отметить особенности стиля, и уже вооружившись этими знаниями, разбирать данное конкретное произведение. Естественно, это не в пример сложнее, нежели написание отзыва. Это требует большой вдумчивой и скрупулезной работы, однако и результат будет на порядок выше любого, даже самого блистательно отзыва.
Мы же на данном этапе просто запомним: главное ключевое слово для отзыва – впечатление; ключевое слово рецензии – анализ. Как правильно было отмечено кем-то из авторов, рецензия – это диагноз врача, изучившего как симптомы, так и историю болезни своего пациента. Замечательная аналогия.
Ввиду всех этих изъяснений я должен сделать небольшую поправку касательно рубрики «Рецензии», которая недавно стартовала на блоге «Литературная мастерская». Все мои впечатления от прочитанных книг будут оформляться в форме отзывов, а не рецензий. Все-таки пока я не настолько глубоко и подробно изучил творчество современников и классиков, чтобы брать на себя смелость проведения глубокого анализа. Поэтому пусть все будет легко и в чем-то даже незатейливо – потому как порой, чтобы решить для себя, стоит ли книга прочтения, достаточно всего лишь отзыва.
Итак, на сегодня все. Надеюсь, вы прочувствовали разницу между понятиями отзыв и рецензия, поняли, какие основные моменты затрагиваются при их написании, и впредь сможете применять эти знания на практике.
Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы получать свежие статьи на e-mail – впереди еще море интересного. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
«Никак» в фразе «а ни_как не рецензий» пишется слитно (это 3-й абзац снизу). Ибо это наречение, а не частица «не»...
😛
«Никак» в фразе «а ни_как не рецензий» пишется слитно (это 3-й абзац снизу). Ибо это наречие, а не частица «не»...
😛
Геннадий, спасибо за поправку. Приятно, когда люди знают, что такое наречие.