Джо Аберкромби «Последний довод королей»

Автор: , 30 Сен 2013

Сегодня вашему вниманию представляется отзыв, но ни в коем случае не рецензия, на заключительный том трилогии «Первый закон» британца Джо Аберкромби. Для тех, кто пропустил начало разбирательства, даю ссылку на первую часть: Джо Аберкромби «Кровь и железо». В этот же раз мы разберемся, чем закончилась вся эта загадочная история, насколько удачно автор справился с разрешением придуманных им многочисленных конфликтов, и сколько сюжетных лазеек оставил он на следующую свою трилогию.

Последний довод королей

Джо Аберкромби «Последний довод королей».

Итак, нашему вниманию представлена заключительная книга цикла «Первый закон». Не буду скрывать, что на эту книгу были возложены мои огромные читательские надежды. В предыдущих двух томах Аберкромби весьма неторопливо готовил нас к финальному противостоянию Союза и его многочисленных недругов, поэтому здесь автор был просто обязан не ударить в грязь лицом и довести все конфликты до логического решения. А вот получилось ли это у него, разберемся ниже.

Традиционно книга разделяется на несколько магистральных сюжетных потоков, которые иногда пересекаются, обмениваясь главными героями и второстепенными персонажами. В томе «Последний довод королей» таких линий я насчитал три.

Первая и, по моему мнению, самая интересная – линия северной войны. Главные действующие лица здесь – северянин Ищейка, офицер Союза Колем Вест и могучий берсерк Логен Девятипалый. В Инглии продолжается затяжной и не очень удачный поход войск Союза против самозваного короля Бетода, а потому мы не без оснований ожидаем масштабных битв и кровавых стычек в темных северных лесах. И в общем-то, действительно, все ожидания сбываются на страницах книги с завидной регулярностью. Автор предлагает нам и отчаянную оборону крепости, и жестокий поединок с кажущимся непобедимым врагом, и неожиданные драматичные сюжетные повороты… Словом, здесь есть все, что требуется от остросюжетного боевика. Конечно, свой неприятный колорит вносит и Девять Смертей, превращающий понятное противостояние двух масштабных сил в шизофренический фарс. Вообще, образ Логена весьма неоднозначен, и лично мне направление, выбранное Аберкромби для этого персонажа, не показалось удачным и интересным. Все же для меня Логен – это в первую очередь туз в рукаве, способный, как и Байяз, решить исход любого противостояния в пользу автора. Думаю, наличие двух таких фактически всесильных и неубиваемых героев на одной стороне вносит явный дисбаланс в расстановку сил на карте. Но даже не смотря на это, северная линия показалась мне самой удачной как в последней книге, так и во всем цикле в целом.

Следующая сюжетная линия – это приключения инквизитора Глокты. Наш добрый знакомый вновь предсказуемо попадает в сеть интриг, на этот раз он оказывается заложником подковерной борьбы архилектора Сульта и одного из могущественных банков. Здесь автор вновь предлагает нам неожиданные повороты, интриги, убийства и, конечно, предательства. Как мне показалось, Глокта к третьему тому несколько выдохся, и следить за его злоключениями уже не так интересно, как в первом и начале второго томов. Но, в общем и целом, инквизитор – именно тот персонаж, на котором держался мой читательский интерес ко всей истории. Полагаю, он удался автору лучше всего. То ли за счет подробности и реалистичности описаний, то ли из-за гремучей смеси цинизма и душевной сломленности – не важно. Главное, что образ вышел сильным и запоминающимся.

И третья магистральная линия связана в этой книге с аристократом Джезалем дан Луфаром, ставшим волею судеб, автора и мага Байяза королем всея Союза. Вообще, лично мне не совсем понятно настойчивое желание автора продвинуть всех своих героев по «служебной» лестнице. Но получается так, что все основные персонажи (кроме разве что дикарки Ферро) на протяжении истории сделали карьеру: и Джезаль, и Вест, и Ищейка, и Глокта, и даже Логен. Пошло ли это на пользу сюжету, сказать сложно, но вот подобное синхронное восхождение в правящие элиты выглядит, безусловно, весьма надуманно. Возвращаясь к новоявленному королю Союза, могу сказать, что линия Джезаля показалась мне одной из самых скучных во всей истории. Все-таки этот персонаж – в большей степени инструмент в руках Байяза, чем самостоятельное действующее лицо. Его порывы в основной своей массе сумасбродны, а характер из-за отсутствия настоящих обдуманных поступков выглядит блекло. Следить за его метаниями мне было не интересно.

В линию короля Джезаля входит также и долгожданное открытое вооруженное столкновение Союза и гурков, но описано оно, как мне кажется, не столь детально, как хотелось бы. Все же Аберкромби отчего-то сторонится описания батальных сцен, делая упор на боевку в поединках. Что ж, это в полной мере его право, а где-то, может быть, даже и элемент самобытного стиля.

Следует отметить, что совсем потерялась на страницах книги дикарка-демонесса Ферро Малджин. Автор не нашел для нее достойного применения в третьей книге и потому использовал как эпизодический персонаж. Думаю, сильно не ошибусь, сказав, что из всех главных героев образ Ферро получился самым слабым: к сожалению, кроме всепоглощающей злобы и вялой любовной линии с Логеном предложить ей читателю больше было нечего.

Если говорить о книге в целом, то лично меня не покидало ощущение марионеточности повествования. Еще в середине второго тома стало понятно, что полковник Вест получит командование северной армией, было понятно, что Логен должен сразить Наводящего Ужас, а также, что Байяз целенаправленно готовит Джезаля к руководству нацией и страной. И автор активно вел своих героев к этим вполне ожидаемым событиям. В общем-то, марионеточность заключается еще и в том, что в первом и во втором томах накапливается масса персонажей (отправленный на каторгу торговец; глава гильдии торговцев, отпущенная Глоктой на свободу в Дагоске; ученые в Университете Адуи; брат Длинноногий и прочие), судьба которых кажется уже давно и бесповоротно решенной, но которые впоследствии вновь возникнут уже в третьей книге, дабы сыграть уготованные для них автором партии. Получается, что на страницах романа практически нет случайных людей, для каждого автор приготовил свою роль – и читатель это, безусловно, чувствует, раз за разом натыкаясь на очередной «рояль в кустах». И конечно, в полотне истории весьма ограничено количество героев, действующих по собственной воле, а не по указке Байяза, Сульта или кого-либо еще. Это еще более усиливает ощущение некоего костюмированного представления, проходящего по сценарию британского режиссера.

Ну и традиционно финал цикла оставил немало вопросов. Фактически главные конфликты истории остались неразрешенными: противостояние Союза и гурков, Байяза и Кхалюля неизменно перейдет на новый виток. Судьба ни одного из главных героев не пришла к спокойствию и разрешению конфликтов. В общем, автор оставил для себя все возможности для продолжения истории еще на несколько томов или даже трилогий.

В целом, подводя итог, скажу, что цикл «Первый закон» оставил крайне неоднозначное впечатление. К сильным сторонам истории могу причислить легкий для чтения авторский стиль, интересные поединки и сюжетные повороты, некоторых колоритных героев (главным образом, Глокта). К слабостям отнесу обилие сюжетных штампов, наличие фактически неубиваемых героев, а также серьезную затянутость повествования. В общем-то, я не отхожу от мнения, что это – образчик коммерческой литературы, но, тем не менее, не лишенный определенных плюсов.

Оценка тома: 7 из 10.

Оценка цикла: 7 из 10.

На этом все на сегодня. Высказывайте собственное мнение по циклу «Первый закон» в комментариях – мне будет очень интересно узнать ваши мысли по поводу работы британского фантаста. Кроме того, не забывайте, что подписавшись на обновления блога «Литературная мастерская», вы будете оповещаться о выходе новых статей в самую первую очередь. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий