Евгений Замятин «Мы»

Автор: , 23 Июн 2014

Сегодня в рамках рубрики «Рецензии» мы поговорим о произведении, которое некоторые специалисты характеризуют не иначе как «роман, открывший новый жанр». Речь пойдет о романе Евгения Замятина «Мы» и жанре антиутопии, в котором он и был написан. Разумеется, «Мы» не самый известный и, наверное, не самый лучший роман в этом жанре. Но определенно – один из первых, если не самый первый. Поэтому сегодня мы обратимся к классике русской литературы прошлого века и выясним, какие же ощущения оставляет книга спустя девяносто лет после выхода в тираж.

Замятин Мы

Евгений Замятин «Мы».

Признаюсь честно, к прочтению данного романа, написанного в далеком 1920 году и опубликованного лишь в 1924, меня подтолкнул тот любопытный факт, что знаменитый Джордж Оруэлл, автор романа «1984» — вероятно, лучшей антиутопии XX века, при написании своего великого произведения испытывал сильное влияние именно романа «Мы» нашего соотечественника Евгения Замятина. А раз так, то я был просто обязан познакомиться с книгой, произведшей такое сильное впечатление на Оруэлла, что тот написал свой знаменитейший роман.

Однако, как это часто бывает, ожидание праздника оказалось слаще самого праздника.

Итак, роман «Мы» повествует нам о жизни идеального города, в котором царит всеобщее счастье и равенство, только вот город этот отгорожен от внешнего мира непреодолимой стеной. Городом правит некто в должности Благодетеля, которого переизбирают один раз год путем всеобщего голосования. Естественно, единогласного. За порядком в государстве следит общество Хранителей, а чтобы следить было проще дома в городе все сделаны из прозрачного стекла, так что всем вокруг прекрасно видно, кто и чем занимается. Впрочем, у жителей практически нет свободного времени: их день жестко регламентирован, а досуг сводится к пешим прогулкам по проспекту ровными шеренгами по четыре человека да специально выделенным «сексуальным часам». Но люди видят в такой закрепощенности истинное счастье. Для удобства они даже отказались от имен, вместо них используются номера. В общем-то, само понятие «человек» в государстве заменено понятием «нумер». Так вот главный герой романа «Мы» — нумер Д-503, известный математик и конструктор. Повествование ведется в форме его личного дневника, который начинается с его случайного знакомства с загадочной женщиной – нумером I-330, в которую он впоследствии и влюбляется по уши. А эта экстравагантная I оказывается ни много ни мало местной революционеркой. Вот и попадает наш несчастный Д прямо меж двух огней – любви и революции с одной стороны, счастья и спокойной жизни с другой.

Конечно, более всего обращает на себя внимание мир произведения. Мир нечеловеческий и, безусловно, жестокий. Все в нем нарочно не похоже на мир, привычный читателю: главным образом упразднены все возможности для проявления личности. Недаром главный герой не использует местоимения «я», везде только «мы», «мы» и «мы». В мире Замятина упразднен институт семьи. Каждый нумер имеет розовую книжку талонов, при помощи которой он имеет право записаться на «сексуальный час» к любому понравившемуся нумеру, причем не обязательно к одному. А появившихся в результате таких встреч детей государство после рождения просто отнимает у матерей. Поэтому впечатления от мира романа во многом сильнее, чем от его сюжетной составляющей.

Но неверно было бы считать, что эта книга о борьбе личности против режима. Скорее эта книга о любви и судьбе несчастного Д. Недаром даже повествование выстроено в форме его личного дневника. Влюбившись в революционерку I, герой оказывается замешан в делах подполья, в которых никогда и не думал принимать участия. Его разрывает внутренний конфликт – гражданский долг, который велит ему сдать I Хранителям, и любовь – первородное чувство, которое он никогда не испытывал. А вот I его хладнокровно и умело использует, хотя и тоже, наверное, любит. Вот в этом любовном конфликте и заключается, по моему мнению, главная соль произведения.

Что касается самого сюжета, его построения, то этот элемент уж точно нельзя назвать сильной стороной романа. В нем достаточно нелогичностей, в некоторых местах он заметно провисает. Все-таки ощущается определенная разница – произведение было написано почти сто лет назад, а в наше время лучшие авторы все-таки уделяют значительно больше внимания построению сюжета. Но даже несмотря на это, книгу стоит дочитать до конца – а там уж терпеливый читатель будет сторицей вознагражден замечательной атмосферной концовкой.

Важно еще отметить, что роман читается крайне тяжело. Замятин использует очень тяжеловесный запутанный стиль с огромным количеством тире и многоточий, с использованием «математических» средств выразительности и неологизмов. Понимаю, что это помогает показать мышление главного героя, создать атмосферу будущего, но читать все это чрезвычайно тяжело.

Итог. Тяжелый для прочтения роман со слабым сюжетом, но с сильной психологической составляющей. Роман, давший начало целому жанру фантастической прозы.

Общая оценка: 7 из 10.

На этом все на сегодня. Оставляйте свои комментарии по поводу книги и этой записи, подписывайтесь на обновления блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. Игорь:

    Читал романы Джорджа Оруэлла «1984» и Замятина «Мы» в одно и то же время, где-то в разгар перестройки. Помню оба произвели тогда на меня сильное впечатление. Не знаю, какой бы была моя реакция сейчас, когда стал старше, и появилось в таком количестве множество как качественной так и не очень литературы.

    Роман «Мы» не был для меня тяжёлым для чтения. Я помню, как мне понравился стиль Замятина, его язык, образы. Под впечатлением от этого романа нашёл другие книги этого автора и с удовольствием прочёл.

    Спасибо за напоминания тех лет, после которых прошло почти четверть века!

  2. Очень полюбился мне роман «Мы» (в отличие от оруэлловского «1984». Замятин — прекрасный автор, хорошо владеющий словом, способный добавить поэзию в прозаический текст.

    Тоталитарное общество, изображенное в романе, не только напоминает советское, но и многие другие, созданные по такому же принципу.

  3. А мне данный роман не понравился. При том, что Оруэлла прочитала запоем, Замятина даже до конца не смогла дочитать. Так что я согласна, читается тяжело. 

Ваш комментарий