Сергей Лукьяненко «Черновик»

Автор: , 18 Ноя 2013

Сегодня в рамках рубрики «Рецензии» мы продолжим обсуждение творчества известного российского фантаста Сергея Лукьяненко. В прошлый раз на нашем предметном столике уже побывал его «Лабиринт отражений», а вот сегодня на этом же месте окажется роман «Черновик» — первая часть эпопеи «Работа над ошибками». Скажу честно, я не очень люблю циклы произведений, и главным образом потому, что они очень часто отличаются излишней затянутостью, а иногда даже и цикличностью повествования. А для меня эти две неприятные особенности совершенно не вяжутся с четкой и грамотной подачей идеи произведения, способность к которой (к грамотной подаче) как раз и отличает авторов больших от всех прочих. Разумеется, я ни в коем разе не навязываю свою точку зрения, и все, прочитанное вами ниже, будет исключительно моим частным мнением по поводу прочитанной книги.

Черновик

Сергей Лукьяненко «Черновик»

Недоумение и разочарование.

Именно такие чувства остались у меня после прочтения романа Сергея Лукьяненко «Черновик». Нет-нет, далее и ниже я буду хвалить и в чем-то восхищаться, но это именно тот редкий и странный случай, когда противоположности настолько тесно сплетаются, что не позволяют вынести внятный читательский вердикт: хорошо или плохо. Я и сам, если честно, не люблю категоричности, а роман «Черновик» – и дивным образом чудесен, и издевательски плох одновременно. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, все начинается с того, что молодой москвич по имени Кирилл выпадает из повседневной реальности, забываемый соседями, друзьями и домашним питомцем. Цепь его грошовых злоключений заканчивается попаданием в Башню. Вот отсюда и стартует все самое замечательное в этой книге. А именно сама идея параллельных миров. Она реализована просто шикарно. С этого момента и до самой середины книги мы, раскрыв рот, взахлеб проглатываем страницу за страницей, наслаждаясь тем сказочным путешествием, что приготовил нам автор. Чрезвычайно интересно вникать во все эти подробности мироустройства, разбираться в мирах, функциях и порталах, знакомиться с новыми мастерами и их супер-способностями. В общем, сие есть, на мой взгляд, самая удачная и интересная часть книги.

Однако.

Однако хочу обратить ваше внимание, что на протяжении всех вышеописанных событий мы совершенно не наблюдаем главного антагониста. То есть нам, конечно, подсовывают шайку малолетних забияк, но это, сами понимаете, скупая щепоть экшена в супе путешествий по параллельным мирам. А между тем, отсутствие ярко выраженного (да что там, хотя бы просто формально обозначенного) антагониста делает повествование (в нашем случае – суп) до обидного пресным. И чем дальше мы идем по сюжетной линии, тем громче в голове раздается вопрос: а в чем же смысл происходящего?

И тут мы как раз подходим к недоумению и разочарованию... К сожалению, весь смысл сюжета данного романа сводится к постепенному, набирающему обороты от главы к главе обману читателя. То есть, дочитав «Черновик», вы, вероятно, почувствуете, что остались, как и главный герой, в дураках, и этим дураком были на протяжении всей истории. Я же говорил: недоумение и разочарование. Причем, если рассматривать историю целиком, то можно прийти к выводу, что, по большому счету, никаких действительно значимых событий так и не произошло. Более того, сюжет закольцован, и после смерти пары второстепенных персонажей возвращается ровно в то самое место, с которого и начался, толком ничего так и не объяснив. Именно это мне больше всего и не понравилось.

И еще такой интересный момент. «Черновик» стал вторым крупным произведением Лукьяненко, которое я прочитал. До этого был «Лабиринт отражений». И, быть может, совпадение, но в обеих книгах главный герой выбирает себе в спутницы девушку, скажем так, неразборчивую в отношениях с мужчинами. И ведь герои как назло целиком и полностью положительные и благородные, но вот тянет их на гулен, хоть ты тресни! Не знаю, почему автор так неблагосклонен к своим героиням, но мне этот момент в глаза бросился.

Итак, подводя итог, хочу сказать следующее: в романе «Черновик» замечательным образом реализована идея параллельных миров и порталов между ними. Однако сам сюжет книги, хоть и виртуозно закрученный, сдобренный россыпью неожиданностей, показался мне всего лишь пустышкой, оставившей больше вопросов, чем ответов.

Оценка: 7 из 10.

Вот примерно такое мнение осталось у меня после прочтения романа «Черновик». Конечно, вслед за этой книжкой автор уже выпустил следующую, продолжающую цикл, но вот желания читать ее у меня, увы, пока нет. И вовсе не потому, что Лукьяненко пишет как-то не так. Совершенно наоборот, он – очень талантливый и интересный автор, он, действительно, умеет придумать вещь и закрутить ее. Но пишет он коммерческую литературу, которую надо продавать. Увы.

На этом все на сегодня. Если вам близки обсуждаемые здесь вопросы, смело высказывайте свое мнение в комментариях, подписывайтесь на обновления блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Фрути:

    Да уж. Русскоязычная фантастика определенно дно литературы. И неудивительно, почему так много начписов и халтурщиков сразу идут в фантастику. Стругацкие, Лем пытались приблизить фантастику к большой литературе, а современные авторы с какой-то упертостью и смакованием бегут в обратном направлении.

  2. Алвисид:

    Писать быстрее. Издать больше. Продать дороже.

  3. admin200:

    Полагаю, что качественно писать фантастику невозможно без умения качественно писать современную реалистичную прозу. 

  4. Рубен:

    Да, как бы я не любил сего автора приходится признать что роман слабоват местами. А ведь как бы было круто если бы на этот сеттинг лег не менее достойный сюжет. Сложилось впечатление что Лукьяненко придумывал раскрытие по ходу не особо заморачиваясь)) Мне ход в стиле «а убийца оказывается дворецкий» совсем не импонирует. А вообще все, что вышло у Лукьяненко после Черновика не катит вообще никак. Очень советую вам почитать его романы 90х и начала нулевых. Повести Звезды холодные игрушки и Звездная Тень — просто великолепны. Емкие, искрометные, с стремительно развивающимся сюжетом, не лишенные философии (не кухонной). Короче читаешь — душа радуется. Не менее сильное произведение Спектр, там чуть более плавный ритм, но атмосферность не хуже чем в том же Черновике. И да, Фальшивые Зеркала. Тут автор подошел к делу как Джеймс Кемерон ко второму Терминатору , то есть не стал дальше гнуть одну линию, а поменял все с ног на голову. Результат — отличный роман. =)        

  5. admin200:

    Рубен, спасибо за рекомендации, я как раз сейчас раздумываю, чего бы такого качественного почитать. Что же касается Лукьяненко, то его я считаю одним из сильнейших отечественных фантастов, только вот реализовать свой потенциал у него выходит, увы, далеко не всегда.

  6. Рубен:

    Не за что, а я пока думаю почитать Террор Дена Симмонса, а параллельно прикуплю еще что-нибудь. Ждем от Вас новых рецензий =)  

  7. Леона:

    Более всего порадовал момент открытия «Нирваны». Почему-то он запомнился больше всего =)  А в целом… Очень живописно, остроумно, правдоподобно… Особенно в описаниях мучений – физических и психологических, автор конечно неподражаем. Чувствуется образование психиатра )

    Но вот не покидает ощущение, что автора слишком много в повести. Он незримо присутствует на каждом шагу. Может все дело в слишком частых философских рассуждениях? Может они мешаются там, где нужна динамичность сюжета? Вначале я грешила на очень своеобразный стиль повествования. Но пришла к выводу, что дело все-таки не в стиле…

    Идея, конечно, просто превосходная! Но вот не хватает более глубокого описания других миров, более частых путешествий по ним, более подвижных моментов, чем просто разговоры о бытии.

    А в выборе спутницы с сомнительной репутацией, мне кажется ГГ руководствовался лозунгом «лучше так, чем никак» Видимо автор хотел показать невыносимость одиночества – в принципе, а из кого еще было выбирать?

     

    Закрываешь книгу и чувствуешь, как вы выразились очень точно – недоумение. В голове осталась куча вопросов – как и почему, а где же само воплощение зла? и т.д. Может быть, ответы на них имеются в следующей книге, но вот чтобы взяться на нее, нужно дождаться «второго» дыхания.

  8. admin200:

    Леона, а лично мне вторую книгу читать совершенно не хочется. Потому что нет никакой уверенности в том, что после нее не придется читать третью.

  9. Дима:

    Читал Черновик и Чистовик лет пять назад сюжет помню смутно , но очень понравилось весь экшн и развязка в Чистовике.

Ваш комментарий