Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»

Автор: , 03 Ноя 2016

Не так давно в обсуждениях очередной рецензии у нас зашла речь о странной тенденции, проявляющейся в разборах на блоге «Литературная мастерская». Выражается тенденция в том, что по непонятным причинам рецензируемые книги чаще всего получают оценку в 7 баллов из 10. Разумеется, сие есть не просто чудачество, а продиктованная психологией привычка. Если книга понравилась, произвела впечатление, разбирать и препарировать ее становится достаточно сложно. Знаете, выискивать недочеты там, где их нет, заполняя пустоты похвалою и восхищениями – занятие то еще. Подобная рецензия, состоящая целиком из одних лестных слов, кажется мне не менее пошлой, чем навязчивая реклама на ТВ. Вот и сторонюсь как могу. Книжки откровенно слабые я не подвергаю разгрому просто потому, что обычно бросаю их где-то на середине. Да и не имею я столько свободного времени, чтобы тратить его на плохие тексты. Но и ругать недочитанную книгу – тоже не имею никакого права. Именно по совокупности этих причин большинство моих разборов посвящены книгам с условной оценкой 7/10. Это неплохие добротные произведения, не лишенные, впрочем, некоторых недостатков. На мой вкус, это идеальное сочетание препарируемого романа, позволяющего и похвалить текст, и покритиковать.

Однако я понимаю, что подход мой слишком однообразен и повторы уже бросаются в глаза, поэтому сегодня я хочу отойти от странной традиции и поделиться мнением о книге, которая мне действительно понравилась. Речь пойдет о романе американского автора Роберта Маккаммона «Жизнь мальчишки». Для меня эта книга стала маленьким откровением; во многом потому, что Маккаммон все эти годы четко ассоциировался у меня с литературой ужасов. Прекрасно помню, как еще в школе зачитывался его крутейшим вампирским боевиком «Они жаждут», да и впоследствии этот автор всегда стоял у меня в одном ряду с другими мастодонтами жанра хоррор – Стивеном Кингом и Дином Кунцом. И тут в интернете я натыкаюсь на рецензию к роману «Жизнь мальчишки», вижу знакомую фамилию и не понимаю, где тут закралась ошибка. А ошибки-то никакой нет – Маккаммон написал роман в совершенно новом для себя ключе. Эта книга позволила взглянуть на автора и его творчество с другой стороны, и, признаться, я не остался разочарованным.

Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»

Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»

Книга рассказывает нам о событиях одного года из жизни простого двенадцатилетнего мальчишки Кори Мэкинсона. Кори – самый обычный американский мальчик, живет в провинциальном городке Зефир, ходит в школу, гуляет с друзьями, катается на велосипеде, играет в бейсбол и мечтает стать писателем. Его отец работает молочником – развозит по утрам молоко жителям городка. История начинается с того, что однажды утром Кори вместе отцом едут по привычному маршруту. В ранний час пригородное шоссе пустынно, но неожиданно с проселочной дороги наперерез их пикапу вылетает автомобиль. Отец выруливает в сторону, чудом избегая столкновения, а бешеная машина пробивает дорожное ограждение и срывается в озеро. Мистер Мэкинсон бьет по тормозам и бросается в воду спасать пострадавших. Но сидящий за рулем незнакомец уже мертв – он задушен струной, а к тому же еще зверски избит и пристегнут к рулевому колесу наручниками. Созданный тонущим автомобилем водоворот едва не увлекает отца на дно. Мужчина с трудом выбирается на берег, а взволнованный Кори замечает на опушке леса загадочную фигуру в длинном пальто…

В дальнейшем нас ждет плавное и неторопливое развитие этой детективной истории со множеством как мистических, так и остросюжетных поворотов.

Однако думать, что «Жизнь мальчишки» – это исключительно детективная линия, значит, сильно заблуждаться. Книжка-то совсем не об этом. Маккаммон старается оформить каждую главу как отдельный рассказ, старательно раскрывая образы персонажей – родителей и родственников, друзей, одноклассников и учителей, а также многочисленных жителей города. Короткие рассказы о людях, эпизоды из жизни и воспоминания, городские традиции – все это значительно более интересно, чем заявленный выше сюжет, и самое замечательное, Маккаммон сам это понимает и акцентирует внимание именно на людях, используя детективную историю в качестве красной нити, связующей разрозненные главы в общее повествование. В центре его внимания всегда главный герой, Кори Мэкинсон, и вместе с мальчишкой мы проходим через победы и поражения, переживаем трогательные, удивительные и трагичные моменты – первую любовь и потерю близких. Поразительно, но жизнь двенадцатилетнего мальчика оказывается настолько интересной, что к середине книги уже напрочь забываешь о загадке утонувшего автомобиля. Правда, потом вспоминать все-таки приходится…

Стоит отметить, что выбор главным героем ребенка позволил органично вплести в ткань повествования множество фантастических допущений (таких как чудовище, живущее в реке Текумсе, или сбежавшего с ярмарки динозавра). «Магия детства» не противоречит общему реализму истории, не отталкивает нас, а наоборот, добавляет в роман то чудесное, удивительное и таинственное, чего так не хватает в повседневной жизни. Ну и конечно, уровень переживаний за ребенка, оказавшегося втянутым в криминальную историю, рискующего здоровьем и жизнью, несравненно выше, чем за любого Крепкого Орешка. Безусловно, Маккаммон не первый и не последний в череде авторов с успехом эксплуатирующих юных главных героев, но на примере данной книги я лишний раз убеждаюсь, какой по-настоящему действенный это прием.

Ткань повествования в романе во многом держится именно на образах. Да, не всегда они получаются яркими и всамделишными, но практически за каждым видна авторская работа: Леди и Человек-Луна, мисс Гласс Зеленая и мисс Гласс Голубая, дедушка Джейберд, парикмахер Доллар, шериф Эмори, богач-нудист Вернон Такстер и многие другие. Безусловно, большое количество персонажей не позволяет раскрыть внутренний мир каждого, но в качестве ролей второго плана все они выглядят весьма гармонично.

Если же говорить о реалистичности и раскрытии характера, то тут мне импонирует работа над образом мистера Мэкинсона, отца Кори. Автор ведет своего героя от испытания к испытанию, от поступка к поступку, и через выбор, который делает персонаж, мы начинаем все больше уважать его, сопереживать ему. Думаю, образ отца, честного и чувственного мужчины, как ни какой другой удался Маккаммону.

Тем не менее, роман не лишен недостатков. Во-первых, это достаточно крупный объем, и как следствие – некоторая затянутость. И во-вторых, конечно, background самого писателя, состоявшегося и успешного автора историй ужасов. Все-таки привычка к жанровой литературе оставляет свой неизгладимый след. У Маккаммона не получается отделаться от свойственных ему остросюжетных и мистических наклонностей – с упорством опытного спортсмена он добавляет, добавляет и добавляет в текст эпизоды с чудовищами, призраками и ночными кошмарами – но делают ли они книгу лучше? Сильно сомневаюсь. Этот факт отмечают во многих рецензиях: сочетание мистического детектива и светлых воспоминаний о детстве получилось у автора весьма странным. И на этот контраст стоит обратить внимание. Наперед зная, что «Жизнь мальчишки» во многом автобиографична, мы можем ощутить и прочувствовать всю ту разницу, которая залегает между жанровой выдумкой и моментами, пережитыми рассказчиком, затронувшими его душу, произведшими впечатление.

В заключении скажу, что книгу, безусловно, нельзя назвать гениальной или выдающейся, но она – яркий пример интересной, добротно сложенной истории. Многие могут скривить носы, дескать, это там не то, да и то не это, но мне кажется, что для любого жанрового автора написать такую искреннюю и добрую книгу – уже большая удача и большое достижение.

Оценка: 8 из 10.

На этом все на сегодня. Как всегда с нетерпением жду ваших мнений и отзывов в комментариях. До скорой встречи!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. dzemon:

    Спасибо, каждую статью или рецензию читаю с огромным удовольствием. И, по большому счету, для меня не так уж важно, семь это из десяти или другая пропорция, потому что из каждого поста узнаю для себя что-то новое и полезное. Про Роберта Маккаммона до этого не слыхал, но теперь точно буду знать, что почитать при случае стоит. Кстати, у меня, кажется, есть проблемы с персонажами второго плана, было бы здорово почитать специальную статью типа инструкции как лучше их создавать, чтобы они получались более живыми и интересными. 

  2. Майя:

    Спасибо за статью) Я о Маккамоне тоже впервые слышу, но попробую найти и прочитать эту книгу (да и другие тоже, ужастики — моя любовь forever *IN LOVE*) . 

    И присоединяюсь к предыдущему пожеланию насчёт второстепенных персов :-[

  3. admin200:

    dzemon, Майя, учту ваши пожелания (хотя, помню, уже писал статью про роль второстепенных персонажей), меня только удивляет то, что вас интересуют именно роли второго плана. Обычно-то у всех проблема именно с главным героем, что его затмевают другие персонажи. 

  4. Старком:

    одна из любимых книг и любимая у этого автора. спасибо, что обратили внимание на шедевр.

  5. МТА:

    Мне кажется основная проблема при создании вторых персонажей, не сделать их слишком живыми, на фоне пассивного главного героя. В этой книге главный герой — мальчик и он не может быть пассивным наблюдателем в силу возраста. На его фоне активность второстепенных персонажей не выпячивается, а дополняет. Почитать книгу стоит и с точки зрения гармоничности вплетения вторичных историй в сюжет. На мой неискушенный взгляд, это автору удалось лучше, чем О Генри в «Королях и капусте»

  6. Rubenizator:

    Спасибо, прочитаю обязательно =)

  7. admin200:

    МТА, верно, я о том и говорю, обычно сделать яркого второстепенного персонажа — не проблема. Ему ведь можно придумывать любые качества, характеристики и привычки. А вот с ГГ так не побалуешь, т.к. образ ГГ тесно связан с сюжетом и формируется с ним в симбиозе.

  8. Ирина:

    Буквально недавно прочитала эти 2 книги о «детстве мальчишки» — очень понравились, такая копилка мыслей не по возрасту главного героя. Но всё время было чувство, что подобный стиль от мыслей мальчишки-писателя я уже читала. Покопалась в своём прочитанном и правда Ден Симмонс «Лето ночи» и продолжение «Зимние призраки». И хотя сюжеты разные, но и там и там главный герой — мальчишка и его друзья (один из которых мечтал стать писателем) в запутанной истории. Так что, кому понравиться «Детство мальчишки», загляните и в «Лето ночи», но приготовьтесь таинственной мистике, вот главное отличие этих произведений.

  9. admin200:

    Ирина, да авторы вообще частенько любят наделять своих главных героев писательскими наклонностями. Тот же Стивен Кинг неоднократно использует этот ход. Его повесть «Тело», по которой снят также неплохой фильм «Останься со мной», — отличный пример подобного рода историй. 

Ваш комментарий