Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Автор: , 30 Июл 2013

Сегодня у нас будет несколько необычная запись, потому как в рамках рубрики «Рецензии» я решил взять на себя смелость заговорить о всемирно известной и широко обсуждаемой книге — романе колумбийского писателя, Нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Сто лет одиночества

Конечно, я не стану писать отзыв и уж тем более рецензию на этот роман – к глубокому сожалению, я не обладаю для этого ни соответствующим жизненным опытом, ни глубоким знанием традиций латиноамериканской культуры и литературы, ни возможностью отследить место этой книги в общемировой культуре ХХ века (т.к. «Сто лет одиночества» при всей своей латиноамериканской самобытности все же достаточно космополитическое произведение). Поэтому я приготовил для вас нечто другое. Это запись эфира с обсуждением романа Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Достаточно интересная программа, в которой поднимаются заложенные автором пласты, смыслы и мотивы произведения. Также большое внимание в передаче уделяется основным элементам магического реализма — жанра, которому будет посвящена одна из следующих статей блога «Литературная мастерская». Любопытно, что даже в результате этого разговора нескольких, безусловно, умных и образованных людей, им все равно не удается привести зрителя к определенному выводу касательно этого романа. Нам же остается лишь одно: понять, что это не просто книга, какими являются другие книги – выдуманная история, перенесенная на бумагу. Это, без преувеличения, нечто большее. «Сто лет одиночества» — это явления. Думаю, предложенный ролик будет интересен всем тем, кто уже прочитал этот роман, и, возможно, заставит взять книгу в руки тех, кто пока что с ней не познакомился.

Что касается моих собственных ощущений, то мне, говоря начистоту, роман не понравился. Я прекрасно понимаю все его достоинства и некоторую часть заложенных в нем идей и образов, но все же эта книга оставила у меня ощущение, что она – до определенной степени, книга даже не настроения – жизненной философии. И, конечно, она придется по вкусу не всем. И, конечно, огромная часть ощущений от ее прочтения подразумевает высокий уровень подготовленности читателя, знания основ западной европейской и латиноамериканской культуры. Все-таки это пока далеко от нашей российской реальности, это пока что несколько иное. Но опять же такие рассуждения нисколько не отменяют моих рекомендаций: знаменитейший роман знаменитого автора, веха в литературе ХХ века, обязательная к прочтению.

А какие впечатления оставил у вас роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества»?

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. 1.Мир Разума существует в результате бесконечного повторения (инвентаризации по Карлосу Кастанеде (КК)) простых истин-атрибутов его существования.Например: стол, стул,хлеб и так далее.В посёлке не знали названий предметов и просто указывали на них пальцем.Это период существования раннего человечества, оно ещё в состоянии райского спокойствия,гармонии,связи с невидимой стороной жизни(легко и без удивления реагируют на появление умерших). Исчезновению мира разума угрожает болезнь — бессонница, забывчивость простых вещей, все начинают потихоньку сходить с ума, коллективное сознание покидает место Озабоченности самим собой так называемое(у КК) преддверие места Разума.И лишь благодаря вмешательству ,,человека за сценой,, (КК) Мелькиадеса, представителя провиденциальных сил, сон восстанавливается и память возвращается, а с ней и место Озабоченности(Разума). В восстановлении своего влияния на коллективное сознание посёлка Макондо Разум через своего посредника-цигана Мелькиадеса поставляет всевозможные чудеса, им созданные,тем самым втягивая коллективное  внимание и ,,точку сборки ,,(КК) восприятия и осознания в место Разума из места Безмолвного Знания(Отсутствия жалости к себе и отсутствия Саморефлексии)КК.  Не время сходить с ума не познакомившись с миром Разума досконально, чтобы убедиться в его несостоятельности,дисгармоничности,агрессии и вандализме. Продолжение следует... 8)

  2. Сто лет одиночества. Почему сто лет?Это Век человека, начало и конец. Было Начало — Слово — Бог — Свет — Вода — Мир — Гармония и в ней(нём) — Человек.Не было одиночества, всё было Одно,Едино. Этому соответствовало положение точки сборки восприятия и осознания человека в месте Безмолвного Знания, в месте Абсолютной Целостности, Красоты и Совершенства, коллективного сознания ребёнка. Никто не умирает, человеку неизвестно кладбище и болезни , а значит неизвестен конец. Разговор ещё не развит, ибо неразумен Человек, но чист и бесстрашен. Знакомство через Разговор с Мелькиадесом и диковинками Разума напоминает  библейское совращение Адама и Евы, являющихся по сути носителями коллективного сознания. Первая из диковинок — Магнит- символизирует Материнскую сторону Человека-Землю — Лилит( ,,Роза Мира,,Д.Андреев) ,совращённую ещё до появлений человека. Это был первый сдвиг точки сборки раннего коллективного сознания жителей Макондо к месту Озабоченности,предшественником места Разума(КК). С этих пор началась гонка за накоплением богатства, разделения труда на земледелие и скотоводство и так далее, описанное в библии.А с ними возникло осознание одиночества, неприкаянности, беспокойства . Одиночество не понимается главным персонажем книги как  уединённость. Это скорее осознание собственной ничтожности перед лицом вечности, неспособности вернуться к началу, неосознанная тоска по утраченной связи с первоисточником,гармонией,красотой,абсолютной свободой. Красота (Ремедиос Прекрасная) разделена с коллективным сознанием, страдает в неприкаянной отрешенности от общественной жизни поселян,и покидает безнадёжно-погрязшего в заботах человека, вознесясь к источнику на белоснежной простыне. Все считали её никудышней и глупой в отличии от Аурелиано,отличающего её от других незаурядной рассудительностью. Продолжение следует... 8)

  3. продолжение...Интересна фигура цыгана Мелькиадеса,появляющегося  ниоткуда и исчезающего в никуда. Он выглядит старым и немощным, имеет сильный акцент, владеет и представляет различные диковинки  мира Разума, отвлекая жителей Макондо от гармонии коллективного восприятия мира. Показывая подзорную трубу и лупу, выводит внимание наружу, вынуждая сосредоточиваться на желаниях обладать, обогащаться. Сильный акцент подчёркивает чужеродность  цигана. Мелькиадес является по сути представителем мира Разума, он сам, многословно расписывая прелести этого мира, и есть Слово, Разговор, без помощи которого Разум несостоятелен. Но Разум со своими порядками также чужероден для жителей Макондо .  Аурелиано Буэндиа отвергает и выставляет вон его военного представителя, пытающегося вносить новшества в традиции поселян. Однако у жителей Макондо всё-таки имеется свой собственный старый Разум, принесённый с собой изначально, сосуществующий в гармонии с коллективным сознанием и не имеющий ничего общего со встроенным извне чужеродным Разумом и его компаньоном Разговором(КК). Старый Разум сосуществует с безрассудностью у Ремедиос Прекрасной, живым воплощением Красоты на земле. Мелькиадес,( Разговор,Слово) является Хранителем нового Порядка от Нового Разума и следит за развитием и укреплением Слова и различных понятий, бесконечно насаждая их в коллективное сознание,тем самым пытаясь его разделить на индивидуальные сознания. Бессонница расценивается как угроза для мира Разума из-за нарастающей забывчивости жителей Макондо-ведь мир Разума как извне встроенный механизм требует энергии поддержания(топлива,горючего) для собственного существования от своих подданных, которая поставляется памятью и ведением бесконечных разговоров о проблемах существования. Разум придумывает, а Разговор внедряет в жизнь людей проблемы и заботы о самих себе. Насаждение приказав составлять инвентарные списки(КК) мира Разума происходит преимущественно в состоянии сна(сновидений). Вместе с приказами Разума человек получает во сне энергию мира Разума, без которой существовать в этом мире не может. Длительная бессонница для коллективного сознания не смертельна именно в силу объединения его и связью с глубинами Безмолвного Знания, дающего энергию жизни... Разъединённое сознание на  совокупность многих Эго,вероятно, не имеет других источников энергии, кроме энергии, получаемой в процессе сна(сновидений).На это указывает прибытие из ниоткуда Мелькиадеса с лекарством от бессонницы. Мелькиадес(Слово,Разговор)от начала и до конца присутствует в жизни жителей Макондо зримо и незримо,физически и в тонком теле, выписывая историю их жизни шаг за шагом в хронологически  и в то же время сжимая многообразие жизни в единое нераздельное мгновение ,происходящее здесь и сейчас и существующее как одно в другом без времени и места в потоке воображения одного Осознания, непосредственно участвующего в событиях, которые сам и творит, способного пережить собственную смерть как в воображаемом, так и в действительном, разницы между которыми не существует. Продолжение следует...ы

  4. продолжение...Интересна фигура цыгана Мелькиадеса,появляющегося  ниоткуда и исчезающего в никуда. Он выглядит старым и немощным, имеет сильный акцент, владеет и представляет различные диковинки  мира Разума, отвлекая жителей Макондо от гармонии коллективного восприятия мира. Показывая подзорную трубу и лупу, выводит внимание наружу, вынуждая сосредоточиваться на желаниях обладать, обогащаться. Сильный акцент подчёркивает чужеродность  цигана. Мелькиадес является по сути представителем мира Разума, он сам, многословно расписывая прелести этого мира, и есть Слово, Разговор, без помощи которого Разум несостоятелен. Но Разум со своими порядками также чужероден для жителей Макондо .  Аурелиано Буэндиа отвергает и выставляет вон его военного представителя, пытающегося вносить новшества в традиции поселян. Однако у жителей Макондо всё-таки имеется свой собственный старый Разум, принесённый с собой изначально, сосуществующий в гармонии с коллективным сознанием и не имеющий ничего общего со встроенным извне чужеродным Разумом и его компаньоном Разговором(КК). Старый Разум сосуществует с безрассудностью у Ремедиос Прекрасной, живым воплощением Красоты на земле. Мелькиадес,( Разговор,Слово) является Хранителем нового Порядка от Нового Разума и следит за развитием и укреплением Слова и различных понятий, бесконечно насаждая их в коллективное сознание,тем самым пытаясь его разделить на индивидуальные сознания. Бессонница расценивается как угроза для мира Разума из-за нарастающей забывчивости жителей Макондо-ведь мир Разума как извне встроенный механизм требует энергии поддержания(топлива,горючего) для собственного существования от своих подданных, которая поставляется памятью и ведением бесконечных разговоров о проблемах существования. Разум придумывает, а Разговор внедряет в жизнь людей проблемы и заботы о самих себе. Насаждение приказав составлять инвентарные списки(КК) мира Разума происходит преимущественно в состоянии сна(сновидений). Вместе с приказами Разума человек получает во сне энергию мира Разума, без которой существовать в этом мире не может. Длительная бессонница для коллективного сознания не смертельна именно в силу объединения его и связью с глубинами Безмолвного Знания, дающего энергию жизни... Разъединённое сознание на  совокупность многих Эго,вероятно, не имеет других источников энергии, кроме энергии, получаемой в процессе сна(сновидений).На это указывает прибытие из ниоткуда Мелькиадеса с лекарством от бессонницы. Мелькиадес(Слово,Разговор)от начала и до конца присутствует в жизни жителей Макондо зримо и незримо,физически и в тонком теле, выписывая историю их жизни шаг за шагом в хронологически  и в то же время сжимая многообразие жизни в единое нераздельное мгновение ,происходящее здесь и сейчас и существующее как одно в другом без времени и места в потоке воображения одного Осознания, непосредственно участвующего в событиях, которые сам и творит, способного пережить собственную смерть как в воображаемом, так и в действительном, разницы между которыми не существует. Продолжение следует... 8)

  5. Магический реализм знаменует переходный период к качественно-новому мировосприятию и мироосознанию  безличной стороны действительности, стиранию принципиальных различий между безличным и личным, сдвиг точек сборки восприятия и осознания с обычного местоположения в сторону кардинально-нового мировосприятия и мироосознания, свободного и целостного. Сто лет одиночества Г.Г.Маркеса есть по сути книга бытия, переведенная на простой человеческий язык. Имеется и ключ к расшифровке повествования. Применение учения дона Хуана (КК) особенно в части понимания сути человеческого поведения в зависимости от положения точки сборки его восприятия и осознания мира в диапазоне от места Безмолвного Знания — места без жалости к себе -места озабоченности самим собой — к месту Разума  позволяет с достаточной ясностью воспринимать суть романа и его магическую природу без сомнений и предвзятости, без упрёков и раздражения. Г.Г.Маркес и К.Кастанеда два классика, дающие миру целостный подход к пониманию,насколько это возможно для обычного человека, процессов,отражающих движение не только человеческого восприятия и осознания, но и неорганического восприятия и осознания...

  6. Сто лет одиночества.  Сто лет — это Мера бытия человеческого существа, приходящаяся впору всем его представителям: индивидуум,семья,род,община и так далее до всего человечества в целом. Как в капле росы отражается Вселенная, так в  точке отсчёта содержится завершение, так отдельный человек неотделим от целого, отражаясь в нём как Вселенная в капле росы, повторяясь, множась отдельной судьбой в судьбах человечества. Одиночество — это осознаваемая мера Бесконечности. Каждая осознающая себя частица сущего- бесконечно непостижима, являясь вещью в себе. И человек, и мир также непостижимы, и осознание собственной бесконечности, пустоты, отсутствия знания -заполняет существо одиночеством,взамен целостности.

  7. Не знаю и не понимаю кто в контакте выпендривается тем, что он читал эту книгу. Хотя я подозреваю из этих товарищей процентов эдак 70 на самом деле ее не читали. Я пробовал, честно. Ну никак. Вообще не цепляет. Героически пытался несколько раз — ведь надо приобщиться к кладези мировой культуры, тем более, что все кто считает себя интеллектуалом хвалят ее, хотя и общими фразами (опять смутные подозрения).  Возможно я не дорос =) 

  8. admin200:

    OmarSK, всему свое время. А книга — сложнейшая.

  9. У меня ассоциация с Ветхим заветом. Тот-то жил тогда-то, женился на той-то, родили таких-то. В итоге я потом стал путаться кто есть кто. 

  10. admin200:

    OmarSK, если ассоциации возникают, то не на пустом месте. Рекомендую книгу Т. Фостера «Искусство чтения». В ее конце, в списке литературы, автор как раз упоминает «100 лет одиночества» именно как произведение, наполненное символами.

  11. Почиткаю, надеюсь, что не унылая книга как школьная программа)))

  12. Элл:

    Впечатления отличные! Это, конечно, мозговыносящая Санта-Барбара, но ужас как затягивает. Страниц 20 — и уже не можешь оторваться.  *DANCE*

    Сюжет заеимателен, идей очень много и тяжело ухватить все за одну читку. И морали много. И одиночество, и страхи/предрассудки, и преступление перед Богом, и даже глобальнее — цикличность бытия... В общем есть над чем порыдать и над чем задуматься. 

    Кстати, мне СЛО бОльше понравилось, чем «Полковнику никто не пишет». Повесть, казалось бы, должна больше цеплять, но увы и ах... Сюжет вроде попроще, проблемы острее и сложнее (бедность, гордость и все то же одиночество), да и название попретензыоннее будет. Но все равно как-то оставило равнодушным. И может мне не хватило кульминации и развязки, — факт остается фактом. СЛО горячо люблю и стоит перечитывать, а вот ПННП на один раз. Имхо, конечно.

  13. admin200:

    Элл, спасибо за развернутый комментарий.

  14. Элл:

    admin200, Вам спасибо за статью и за блог. Хотя я не особый поклонник «конструкторского» метода написания, но тут все же есть множество хороших советов. И это уже личный вопрос каждого, как фильтровать информацию :)

  15. Alex:

    Не могу назвать  Сто лет одиночества лучшим творением Маркеса, мне гораздо больше понравились его рассказы, особенно хорош сборник 12 рассказов-странников.

  16. Я прочла книгу прям залпом. Помню, что закончила читать её в 4 утра. Ощущение было, будто вынырнула из кумара и по-новому пытаюсь осознать реальность. 

    Но я ничего не поняла. Я не поняла ни о чем это, ни к чему это.  Редкий случай, когда книга и захватила, и понравилась, хотя ничего в ней не понял.

    Это было лет 15 назад. Надо пересчитать, может я подросла до того, чтобы её ещё и понять. Хотя, вот не хочу её понимать. Хочу просто вдыхать её и все :)

  17. Эстелиель:

    Мне кажется, я сейчас скажу большую глупость, :-x  но для меняя СЛО — это разнообразие женских образов в мире. Есть нежные фиалки, которые не подпускают к себе мужей. Есть психованные и раскованные. А есть Матери с большой буквы, благодаря усилиям которых держится не только быт, но и семьи, стачиваются резкие углы мужских характеров, начинают жизнь мальчики, гости чувствуют себя, как дома. Но они точно так же, как другие, могут провести все свои 100 лет жизни в одиночестве, хоть и номинально в семье. 

  18. admin200:

    Эстелиель, ну почему же глупость? Если увидели, значит, оно там есть.

Ваш комментарий