Г.Л. Олди «Герой должен быть один»

Автор: , 08 Сен 2014

Сегодня на нашем предметном столике окажется весьма любопытный роман украинского дуэта Г.Л. Олди под названием «Герой должен быть один». Любопытен он в первую очередь тем, что повествует о жизни величайшего героя древнегреческих мифов Геракла. Разумеется, в авторских интерпретациях. Роман хорошо принят читательской аудиторией, высоко оценен критиками, а потому каждый любитель отечественной фантастической прозы просто не имеет право пройти мимо него стороной. Тем более что древнегреческая мифология – весьма редкая гостья на страницах современных книг.

Олди "Герой должен быть один"

Г.Л. Олди «Герой должен быть один».

Данная книга, как, впрочем, и множество других до нее, попала ко мне в руки исключительно благодаря положительным отзывам в интернете. Немало восхищенных рецензий написано и немало высоких оценок поставлено нашим читательским братом этому роману. Но вот у меня, как у давнего любителя древнегреческой мифологии, было достаточно опасений перед знакомством с «Героем…». Все же книги, написанные на основе чего-то выдающегося, неких придуманных прежде миров, очень часто оказываются пшиком (вспоминаю Толкиена и его многочисленных продолжателей)… И я, честно говоря, даже не представлял, что же еще могут сказать современные авторы по древнегреческой мифологии в целом, и подвигам Геракла в частности. Оказалась, нашли, что сказать… Но обо всем по порядку.

Итак, роман Г.Л. Олди доводит до нас альтернативную авторскую версию жизни знаменитого героя Древней Эллады – Геракла. Главным моментом, отличающим роман от классического мифа, является то, что за именем Геракла скрываются сразу два человека – братья-близнецы Алкид и Ификл, сыновья фиванского полководца Амфитриона. Именно братья и их досточтимый отец и являются, по сути, главными героями романа. Основной конфликт истории строится на том, что поверженные некогда титаны, используя свое влияние на Алкида, пытаются вырваться из заточения и свергнуть Олимпийских богов с насиженных мест. Могущественный Зевс же (который в народе считается отцом Алкида) готовит героя к тому, чтобы тот противостоял поверженным титанам и их монстроподобным детям. В итоге, Алкид, Ификл и Амфитрион вполне предсказуемо оказываются втянуты в жестокую борьбу между богами и титанами.

Что ж, прочитав подобную аннотацию, я счел ее достаточно перспективной и интересной; книга с подобным сюжетом могла получиться очень динамичной и захватывающей, с множеством неожиданных поворотов и по-настоящему эпическим драматизмом. Однако, авторы решили пойти совсем другой дорогой… Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что в книге очень много «воды». Нет, не долгих подробных описаний и разговоров, а мелких малозначимых событий, которые не двигают основной сюжет. Поэтому при прочтении лично меня не оставляло странное ощущение, что на страницах книги хоть и постоянно что-то происходит, но мы, тем не менее, топчемся на месте. Понятно, что в такой ситуации ни о каком динамизме не идет и речи. Книга местами откровенно скучная.

Стоит отметить, что сюжет романа хоть и повествует о жизни Геракла, но авторы целенаправленно решили не касаться его знаменитых двенадцати подвигов. О них, безусловно, упоминается в повествовании, но вот читателю стать их свидетелем так и не удастся. Да и вообще, любителям экшена и зубодробительных схваток «Герой…» явно не придется по вкусу, потому как схваток этих в нем практически нет. Авторы время от времени подкидывают нам какие-то камерные потасовки, но выглядят они зачастую неуместно, и без них вполне можно было бы обойтись. В общем, Олди сделали сознательный упор на психологическую и философскую составляющие истории. Или вернее попытались сделать…

Лично меня абсолютно не впечатлили персонажи в этом романе. За Алкидом и Ификлом следить попросту неинтересно, ребята слишком серые и плоские. И это, конечно, огромный недостаток романа, где именно герои должны были стать во главе угла… Внимания на фоне всех остальных заслуживают лишь Амфитрион и Гермес. Амфитрион вообще действует намного более активно, нежели его сыновья. Да и судьба лавагета (драматизм его отношений с женой и богами, тайна перерождения) вызывает больший интерес. Гермес же вносит уместную нотку юмора и расслабленности, без которых в современной прозе (и тем более в этом романе) уже никуда. Из остальных персонажей истории, к сожалению, не запомнился решительно никто.

С точки зрения положительных моментов стоит выделить, безусловно, привычно красочный и эмоциональный авторский стиль Олди. Многие, конечно, сочтут его в чем-то пафосным, но мне так не показалось. Пафос если и был, то вполне к месту – все-таки это героика на основе древнегреческих мифов. В основном, именно из-за чудесного авторского стиля я и смог дочитать «Героя…» до конца.

Еще книгу стоит похвалить за некоторые философские мысли. Их не так много, не смотря на внушительный объем произведения, но те, которые есть, весьма интересны. Особенно меня тронули рассуждения на тему божественного мышления и самосознания.

Подводя итог, скажу, что книга в целом неплохая, но вот похвалить ее решительно не за что. Авторы сознательно ушли от динамизма сюжета, сделав выбор в пользу психологизма, но он у них как раз и не получился; как не получились и главные герои в истории, где герои по определению должны определять повествование.

Итоговая оценка: 7 из 10.

Вместо послесловия.

Главной причиной «неудачи» (опять же в моих глазах) романа «Герой…» мне видится несоответствие задумки авторов тому материалу, с которым решено было работать. Все-таки жизнь Геракла – это в сознании большинства, в первую очередь, героические подвиги. И именно подвигов и приключений ждет читатель от этого героя. Все-таки Геракл – это не просто литературный персонаж, это уже архетип. А это, как вы понимаете, ко многому обязывает в его отношении.

Конечно, подход Г.Л. Олди имеет полное право на жизнь. Они – авторы, им и решать. Но задача связать судьбу Героя и закулисную борьбу с незримыми врагами и самим собой уже изначально виделась крайне сложной. И, к сожалению, сюжет не был выстроен таким образом, чтобы психологизм борьбы (особенно внутренней борьбы Алкида) вышел на первый план. Его постоянно заслоняли мелочи – незначительные события, которые не имеют для сюжета особого значения. В итоге, авторы так и не смогли достоверно показать переживаний героя, оставили в стороне динамическую составляющую, и повествование попросту зависло в вакууме где-то посередине.

Какой урок следует извлечь начинающим из этого примера? Все-таки не стоит забывать, что замысел предопределяет все: и сюжет, и героев, и стиль. Если материал не подходит под замысел (как в нашем примере), нужно искать другой материал. Как бы жалко и обидно нам не было…

На этом все на сегодня. Оставляйте свои мнения по поводу романа «Герой…», не забывайте подписываться на обновления, если еще не подписались. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

Ваш комментарий