А. Пехов, Е. Бычкова, Н. Турчанинова «Мастер снов»

Как вы могли заметить, есть в современной отечественной фантастике один автор, книгам которого я уделяю повышенное внимание. На блоге уже было несколько рецензий на его романы и, вероятно, будет еще, потому как пишет автор много и пишет интересно. Речь идет об Алексее Пехове. На мой субъективный взгляд, Алексей – один из самых талантливых русскоязычных фантастов нашего времени, и мне чрезвычайно интересно следить за его прогрессом, подмечать в его книгах какие-то профессиональные тонкости и приемы.

В этот раз я хочу поделиться впечатлениями от романа «Мастер снов» — первой книги очередного (и вероятно, большого) цикла, над которым Алексей работает в соавторстве со своей женой Еленой Бычковой и ее подругой Натальей Турчаниновой. Для меня эта книга тем более любопытна, ведь до этого я читал исключительно сольные произведения автора, а теперь смогу оценить его навыки работы в команде.

Для читателей, не знакомых близко с творчеством автора, хочу отметить, что не так давно Пехов завершил цикл романов «Страж», который, по моему мнению, стал если не прорывом, то значительным шагом вперед в его творчестве. Цикл, действительно, стоящий, и всем интересующимся я рекомендую его к прочтению. Но как часто бывает, громкий успех одной книги может бросить тень на последующие. Именно с таким эффектом мы и столкнемся в ходе сегодняшнего разбора.

Мастер снов

«Мастер снов».

Роман «Мастер снов» рассказывает нам о сновидящем по имени Мэтт, чья работа – исцелять людей от различных болезней (чаще психических), воздействуя на их сознание/подсознание через сон. Мэтт, как и другие сновидящие, имеет способность осознано путешествовать в своих и чужих снах и изменять их. В мире романа деятельность эта вполне легальна, более того, большинство сновидящих объединено в специальную организацию (этакий профсоюз), возглавляет которую совет пяти, или т.н. Пятиглав. Помимо сновидящих светлых, которые трудятся на благо пролетариата, существуют и темные (именуемые дэймосами), которые насылают на маглов людей кошмары, мучают, а порой даже и убивают во сне. Разумеется, одна из основных задач Пятиглава – активно бороться с этой нечистью.

Действие книги начинается в тот момент, когда главный герой возвращается домой после десятилетнего отсутствия. По счастливому совпадению в дом к нему забралась девочка-подросток по имени Хэл, которая неожиданно тоже оказывается сновидящей. Мэтт распознает в ней дар темной гурии и, чтобы не допустить ее превращения в дэймоса, предлагает стать его ученицей. Дальнейшее повествование рассказывает нам о нелегком труде сновидящих, первых шагах любознательной Хэл и укреплении неведомой угрозы в лице окрепших и объединившихся дэймосов.

Книга имеет сериальную структуру. Каждая глава в ней – отдельная новелла со своим сюжетом. Обычно это расследование какого-то дела – спасение от внезапной болезни очередного клиента. Сами новеллы, как бисеринки на нитку, насажены на сюжетную линию Мэтта, его ученицы и дэймосов. Данная структура отнюдь не нова, и мы уже видели ее у Пехова в цикле «Страж». Но там, как мне кажется, структура выглядела гармоничнее – герой больше путешествовал по миру, и целью его поездок как раз и был поиск и отлов темных сущностей. Здесь же клиенты вроде как сами должны находить сновидящего, который фактически привязан к своей резиденции, поэтому некоторые «расследования» (рождающиеся, например, из случайной беседы в электричке) выглядят очень надуманно.

Читая книгу, трудно отделаться от сравнений со «Стражем», которые невольно напрашиваются буквально во всем. Это и сама сериальная структура, и главный герой, наделенный необычным даром и призванный помогать людям, и специальная организация, подобных уникумов объединяющая, и многое другое… Конечно, автор приложил немало усилий, внес большое количество косметических изменений (вроде античного антуража), но общий смысл истории все равно перекликается со «Стражем». И сравнение это пока явно не в пользу «Мастера снов».

Вообще, у цикла отличная задумка, мощная система «механик» фантастического допущения, которая открывает широкое поле для авторской фантазии. Это то, ради чего книгу определенно стоит читать.

Но есть множество моментов, которые вызвали вопросы или просто мне не понравились. Во-первых, в книге не так много по-настоящему интересных новелл. Сюжет большинства из них предельно прямолинеен. У кого-то (клиента, главного героя или его друга) возникает некая проблема. Мэтт некоторое время ищет зацепки в реальности, а потом отправляется в сон, где проблема успешно решается. И так раз за разом. Во-вторых, в тех главах, где автор организует отсылки в прошлое и раскрывает историю Мэтта, сюжет весьма слаб, и не вызвал у меня особого интереса. А это очень печально, ведь образ сновидящего является центральным в книге, и именно на интриге его характера, в принципе, должно держаться повествование.

Но к образу главного героя у меня слишком много претензий. Пехов в очередной раз создает характер в меру рассудительного, в меру рискового героя-одиночки, которому чужды политические интриги, который больше думает о благе окружающих, чем о собственной безопасности. Таким был герой «Стража», таков же и Мэтт. Я понимаю, что подобный положительный герой послушно ложится в канву любого сюжета, что он по указке автора будет прыгать в любое пекло, ведь он великий альтруист и готов положить жизнь за свои идеалы. Но этот парень реально скучен! Его поведение предсказуемо до предела. Мы всегда знаем, что если кому-то угрожает опасность, он полезет даже в самую очевидную ловушку, а его друзья и союзники будут рвать жилы, чтобы наш храбрец раньше времени не откинул копыта. Но мы-то с вами знаем, что герой доживет как минимум до последней главы последнего тома, а вот некоторым его компаньонам повезет меньше. Все это столь предсказуемо, что итог почти каждого «расследования» можно предугадать уже в самом начале. Кажется, даже сам автор чувствует это, поэтому пытается заинтриговать нас другим приемом – до последнего скрывает личность главного злодея (как скрывал это в том же «Страже»). И он опять повторяет самого себя, и это выглядит неважно.

Возвращаясь к образу главного героя, отмечу, что в этот раз Пехов решил добавить в характер перчинки. Ну и конечно, сделал это весьма своеобразно. Почему-то он решил сделать Мэтта не обычным целителем, а бывшим дэймосом, вставшим на путь исправления. Все бы ничего, если бы автор, изображая героя, не пытался усидеть на двух стульях – создать образ положительного героя, который понравился бы читателю, и соблюсти легенду об опасном и могущественном темном сновидящем. И первое получается у него значительно лучше, чем второе. Скажем прямо, плохиш из Мэтта, как из самого Пехова – ну никакой. Даже в главах, раскрывающих предысторию, герой все равно в доску положительный. Он всего лишь подросток, попавший в зависимость от обстоятельств, но борющийся за безопасность своих друзей. Не хотел этого писать, но Мэтт в романе «Мастер снов» — это натуральный, махровый такой Мэри Сью. Вселенское средоточие морали и гуманизма с мифическими проступками в далеком прошлом.

Еще в глаза мне бросился один момент, который ранее в произведениях Пехова я не замечал. Возможно, это связано с работой в соавторстве с Е. Бычковой и Н. Турчаниновой, но в книге прослеживается какой-то маниакальный фетиш, касающийся описания глаз. Авторы почему-то считают своим долгом указать цвет глаз каждого действующего лица. Причем делают это порой настолько изощренно, что попадается примерно такое: «Темно-серые глаза с вкраплениями желтых искорок вокруг зрачка», «У него были удивительные глаза. Левый зеленый, правый светло-ореховый. Редчайший случай полной гетерохромии». Лично я совершенно не понимаю ценности подобных описаний. Тем более что такими фокусами авторы пытаются заменить яркие черты внешности, на которые должен ориентироваться читатель, и которые любезные авторы почему-то не желают придумывать. Как результат я так и не смог четко представить себе ни одного из действующих персонажей, а различать их исключительно по крапинкам вокруг радужек у меня нет никакого желания.

Подводя итог, скажу, что книга отличается весьма перспективной идеей и столь же посредственной реализацией. Будь эта книга первая в своем роде у автора, она воспринималась бы иначе, но я знаю, как может писать Пехов, я читал «Стража», и на его фоне этот новый проект выглядит очень блекло. Увы.

Итог: 7 из 10.

На этом все на сегодня. Жду ваших комментариев по поводу романа «Мастер снов» и моей скромной рецензии. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе выхода свежих статей. До скорой встречи!

11 комментариев

  • admin200:

    Azamat, трудно с вами не согласиться. С 2010 года Пехов выпустил 12 книг. Стабильно по 2 книжки в год. В 2014 вышло аж целых 4. Это очень много. Понимая, какая напряженная работа сопутствует выпуску каждой из них (учитывая и хороший уровень русского языка, и какой-никакой интересный сюжет), можно представить мощности того литературного конвейера, который организовал автор вместе со своими женщинами. Оставляя за рамками требования издательства, о которых доподлинно мы не знаем, я предполагаю, что у Пехова просто нет времени, чтобы взять паузу и проанализировать свое творчество и те моменты, которые мы сейчас активно раскритиковали. Безусловно, у него, как у хорошего ремесленника, за эти годы выработалась собственная манера — набор приемов построения сюжета и мира, который он использует «на автомате», не имея времени на разработку чего-то нового. Именно поэтому главные герои неизменно похожи друг на друга, «Мастер снов» похож на «Стража», а личность главного злодея скрывается до последнего...

    Но это отнюдь не ставит на нем крест. Перспективы роста по-прежнему остаются. Просто нам, как читателям, нужно смириться с тем, что автор просто зарабатывает творчеством, и не ждать чуда в каждой следующей книге или цикле. Лет через пять он напишет еще что-то оригинальное (или не напишет, кто знает), вот тогда и почитаем. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>