Р. Акутагава «В чаще». Вместо рецензии

В продолжении разговора, начатого недавно в статье «О романе и о рассказе», где я сокрушался о незаслуженном невнимании издательств к жанру короткой прозы, хотел бы познакомить вас с классической новеллой «В чаще» японского автора Рюноскэ Акутагавы. Текст этот широко известен, не раз экранизировался, однако для начинающих авторов может показаться чем-то необычным, отличающимся от привычной формы рассказа. «В чаще» — это замечательный пример авторской работы с композицией, необычного способа подачи истории. Поэтому настоятельно рекомендую вам ознакомиться.

В чаще

Рюноскэ Акутагава «В чаще».

Сам рассказ вы можете прочитать здесь: «В чаще».

Скажу пару слов о тексте. Первое, что бросается в глаза и что выгодно выделяет рассказ среди остальных, это оригинальная форма композиции. Это то, что Михаил Веллер в «Технологии рассказа» классифицирует как револьверную композицию. Сюжет в ней раскрывается с разных точек, и каждый персонаж, выступая рассказчиком, вносит свою лепту в развитие истории и трактовку происходящего. Таким образом, на крохотном пространстве одного эпизода автору удается высвободить целую палитру мировосприятий, показать разницу мотивов и целей героев.

В современной прозе подобную композицию мы наблюдаем в чрезвычайно популярной фэнтезийной саге «Песнь льда и пламени», где Дж. Мартин ведет повествование от лица большого количества ПОВов. ПОВ (сокращение от англ. аббревиатуры «point of view») – это персонаж, глазами которого мы наблюдаем события истории. У Мартина ПОВы сменяются от главы к главе таким образом, что мы как будто читаем несколько отдельных историй, существующих в рамках одного сложно переплетенного сюжета. Цели системы Мартина те же самые – показать события с разных ракурсов, донести до читателей мотивацию и «правду» всех сторон конфликта. В этом плане для меня очевидно, что система ПОВов Дж. Мартина является идейным продолжением револьверной композиции новеллы «В чаще».

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, это образцовый пример реализации альтернативной концовки. Акутагава предлагает нам несколько вариантов произошедшего в чаще и несколько вариантов концовок, однако все они ослаблены недоверием к говорящему. Акутагава предлагает нам самим занять место судьи и решить, кому мы поверим: беспринципному и наглому разбойнику, потерявшей честь девушке или медиуму, якобы транслирующему голос убитого. Это пример гармоничной, вытекающей из логики повествования альтернативной концовки, где автор, кажется, не создает для ее появления никаких усилий. В этой легкости и естественности кроется ее гениальность.

На этом все на сегодня. Делитесь своими впечатлениями в комментариях, предлагайте варианты интересных текстов в новую, саму собой народившуюся подрубрику, подписывайтесь на обновления блога по e-mail и вступайте в группы в социальных сетях, если еще этого не сделали. До скорой встречи!

4 комментария

  • Константин:

    Авторам не стоит забывать, что книга — не только содержание. Работа с текстом, его подача — точно такое же творчество. Но такие эксперименты уместны в боллитре, а не в беллетристике.

  • admin200:

    Константин, по-моему, эксперимент с формой как раз и сделал из примитивнейшего детективного сюжета шедевр.

  • Константин:

    Кто же спорит?) Я просто транслирую реалии современного книжного рынка и намекаю начписам выйти за пределы жанровой литературы.

  • МТА:

    Встречала такой вариант построения сюжета и в фентези, там он воспринимался мной как способ увеличить объем, поскольку приводил к тем же результатам, что и основная линия сюжета. Альтернативные концовки используются часто, в том числе и в кино. Но как способ посмотреть как одно событие влияет на исход всей последовательности. Здесь действительно интересный и необычный вариант. Я не знала, как закончить один из трех своих детективов — теперь поняла, что мне нужно. Использую этот способ, но без полной кальки.

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>