Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Сегодня в рамках рубрики «Рецензии к прочитанным произведениям» я собираюсь разобрать роман одного из самых раскрученных и именитых отечественных авторов наших дней – Сергея Лукьяненко. Вообще, талант этого автора не вызывает у меня никаких сомнений – те книги, что мне уже удалось прочитать, за одним редким исключением являют собой образцы насыщенных событиями историй, в основе которых лежат очень интересные фантастические допущения. Однако не все так радужно, как хотелось бы. У Лукьяненко есть и слабые моменты, которые, как мне кажется, в некоторой степени являются продолжением сильных сторон, а в другой – есть последствия его увлеченности придуманными им фантастическими допущениями. Сегодня я решил представить вашему вниманию отзыв на один из культовых романов 90-х годов «Лабиринт отражений», сделавший автора безумно популярным в среде активных пользователей интернета. Итак…

Лабиринт отражений

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».

В своей градации произведений я отнесу ее к весьма немногочисленной категории книг, которые в некотором роде «вывернуты наоборот» — то есть изначально захватывают и завораживают, но по мере развития сюжета теряют все свое магическое очарование, окончательно скатываясь к банальностям и прописным истинам. Безусловно, это суждение можно оспорить, но я, тем не менее, постараюсь аргументировать его и объяснить все по порядку.

Начиналось все очень даже радужно. Первая половина романа была прочитана мною за день. Достаточно быстро, и тому я нахожу сразу несколько причин: легкий пластичный язык повествования, стремительное развитие сюжета, и, конечно, загадка. Автор знакомит нас с главным героем – дайвером Леонидом, обозначает диспозицию сил в своем мире и определяет точку (в данном случае персонажа Неудачника), вокруг которой и будет закручиваться весь сюжет. И закручивается он поначалу действительно здорово: мы вместе с героем ломаем голову, кто же такой этот Неудачник, и почему его невозможно спасти. Здесь, по моему скромному мнению, все выстроено просто великолепно.

Однако далее в сюжет вторгается образ виртуального борделя. Неожиданный поворот, не правда ли?

Признаться честно, я не пользуюсь и никогда не пользовался услугами подобных заведений. Более того, в нашей стране это, в общем-то, нелегальный бизнес. Поэтому автор, думаю, пошел на определенный риск, выводя в число главных героев труженицу злачных тылов. Причина этого мне вполне ясна – подобный ход призван придать истории реалистичности, приблизить ее к современным реалиям. Читая, я решил не делать преждевременных выводов об этом весьма неоднозначном выборе и подождать финала – быть может, без подобного сюжетного хода невозможно раскрыть основную идею; возможно, автор скажет этим что-то важное, как-то по-новому раскроет образ блудницы в современной литературе. К сожалению, этого так и не произошло. Конечно, определенные объяснения даны, но я не счел их столь вескими, чтобы выводить в главные герои жрицу любви, описывать жизненный уклад публичного дома и всех его обитателей. Эти элементы мне показались неуместными, как показалась странной и логика самого главного героя, влюбившегося в путану. Ну, да и Бог с ними.

Следующим моментом, который вызвал некоторое разочарование, стала развязка всех неприятностей Леонида. Автор, как мне видится, все делал мастерски: нагнетал угрозу от незначительной до колоссальной, наращивал мощь и натиск противостоящих герою сил. И вот настал момент, когда антипод обрушил на героя свое самое главное оружие. Кажется, Леониду уже ничем не помочь. И... И тут автор не нашел ничего лучше, чем включить страдальцу «режим Бога». И я не шучу. В принципе, на этом книгу можно было бы и заканчивать: наделенный просто невероятной силой, Леонид сметает всех своих могущественных врагов, словно пыль со стола. А раз так, то и мечтать о какой-то неожиданной концовке было уже бесполезно. За несколько глав до конца можно с непозволительной точностью угадать финал. И это уж никак нельзя отнести в плюс данной книге.

Однако впереди у нас еще оставалось решение главной загадки. Быть может, здесь автор приготовил нам некий сюрприз?

Но и тут, к сожалению, все скатилось к абсолютно банальному ходу. Как мне кажется, в попытке придумать, кто же такой этот самый Неудачник, автор выбрал ну самый избитый вариант. Не скажу, что этот вариант плох, но он даже близко не оправдывает все те огромные и, самое главное, заслуженные авансы, что я выдавал произведению на первых порах. Это идентично тому, что, начав обед с омаров, закончить салатом из крабовых палочек. Все-таки очень высоко установлена планка в самом начале.

Ну и, конечно, в избытке моментов, притянутых за уши, в то же время совершенно непонятно, для каких целей. Например, довольно быстро выясняется, что главная героиня обладает теми же способностями, что и прожженный, видавший виды главный герой. Хотя, изначально оговаривалось, что подобных людей на Земле единицы... А два супер-пупера случайно встретились и полюбили друг друга.

Подводя итог, скажу, что книга мне понравилась, и я с удовольствием порекомендую ее тем, кто с ней еще не знаком. Однако мне несколько жаль, что она так и останется в моих ранжирах лишь одной из десятков хороших книг, но так и не станет книгой, по-настоящему выдающейся и где-то даже великой. Хотя, думаю, все предпосылки для этого у нее были.

Оценка: 8 из 10.

Вот такой получился отзыв… Меня эта книга навела на мысли о том, что настоящему таланту, не смотря на всю его яркость и оригинальность, все равно очень просто увязнуть в банальности. И даже написав книгу на 80% процентов блестящую, все равно не получить шедевра. Все-таки нельзя давать себе поблажек ни в чем, нельзя допускать ни единого слабого места в сюжете, нельзя допускать даже мысли, что «и так сойдет» — не сойдет, нужно последовательно и упорно залатывать все бреши, чтобы лодка добралась до берега. Это тяжело, утомительно и нудно. Но именно эта грань отличает просто хорошую книгу от книги на все времена.

Будьте терпеливы. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

13 комментариев

  • admin200:

    Рубен, ну в случае полнейшей изоляции одного человека, писателю несколько проще, чем сценаристу. Потому как никто не запрещает использовать внутренний диалог, раскрывать персонажа через мысли и рассуждения, а не через привычные диалоги. Но этот ресурс также ограничен. Вспоминая образчики подобных произведений, я нахожу, что авторы все равно во второй половине истории добавляю второстепенный персонаж. Так было и в «Робинзоне Крузо», и в «Я — легенда», и в том же «Марсианине». Почему они так делают? Во многом потому, что появление второго человека в таких историях — это мощный поворотный момент, который дает истории другое направление и ведет к развязке.

  • Рубен:

    Спасибо вам еще раз за ценные рекомендации! Супер! А еще вспомнился фильм «Изгой», где создатели ввели интересный ход — герой находит футбольный мяч и от отчаяния делает его своим молчаливым другом. В конце он находит в себе силы и выбирается с одинокого острова. Вот только прожитые на острове годы изменили его и жизнь его близких. Думаю подобный вариант развития событий можно использовать как альтернативу =)   

  • admin200:

    Рубен, да, вполне. Я тоже вспоминал про «Изгоя» и этот интересный ход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>