Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Автор: , 16 Окт 2013

Сегодня в рамках рубрики «Рецензии к прочитанным произведениям» я собираюсь разобрать роман одного из самых раскрученных и именитых отечественных авторов наших дней – Сергея Лукьяненко. Вообще, талант этого автора не вызывает у меня никаких сомнений – те книги, что мне уже удалось прочитать, за одним редким исключением являют собой образцы насыщенных событиями историй, в основе которых лежат очень интересные фантастические допущения. Однако не все так радужно, как хотелось бы. У Лукьяненко есть и слабые моменты, которые, как мне кажется, в некоторой степени являются продолжением сильных сторон, а в другой – есть последствия его увлеченности придуманными им фантастическими допущениями. Сегодня я решил представить вашему вниманию отзыв на один из культовых романов 90-х годов «Лабиринт отражений», сделавший автора безумно популярным в среде активных пользователей интернета. Итак…

Лабиринт отражений

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».

В своей градации произведений я отнесу ее к весьма немногочисленной категории книг, которые в некотором роде «вывернуты наоборот» — то есть изначально захватывают и завораживают, но по мере развития сюжета теряют все свое магическое очарование, окончательно скатываясь к банальностям и прописным истинам. Безусловно, это суждение можно оспорить, но я, тем не менее, постараюсь аргументировать его и объяснить все по порядку.

Начиналось все очень даже радужно. Первая половина романа была прочитана мною за день. Достаточно быстро, и тому я нахожу сразу несколько причин: легкий пластичный язык повествования, стремительное развитие сюжета, и, конечно, загадка. Автор знакомит нас с главным героем – дайвером Леонидом, обозначает диспозицию сил в своем мире и определяет точку (в данном случае персонажа Неудачника), вокруг которой и будет закручиваться весь сюжет. И закручивается он поначалу действительно здорово: мы вместе с героем ломаем голову, кто же такой этот Неудачник, и почему его невозможно спасти. Здесь, по моему скромному мнению, все выстроено просто великолепно.

Однако далее в сюжет вторгается образ виртуального борделя. Неожиданный поворот, не правда ли?

Признаться честно, я не пользуюсь и никогда не пользовался услугами подобных заведений. Более того, в нашей стране это, в общем-то, нелегальный бизнес. Поэтому автор, думаю, пошел на определенный риск, выводя в число главных героев труженицу злачных тылов. Причина этого мне вполне ясна – подобный ход призван придать истории реалистичности, приблизить ее к современным реалиям. Читая, я решил не делать преждевременных выводов об этом весьма неоднозначном выборе и подождать финала – быть может, без подобного сюжетного хода невозможно раскрыть основную идею; возможно, автор скажет этим что-то важное, как-то по-новому раскроет образ блудницы в современной литературе. К сожалению, этого так и не произошло. Конечно, определенные объяснения даны, но я не счел их столь вескими, чтобы выводить в главные герои жрицу любви, описывать жизненный уклад публичного дома и всех его обитателей. Эти элементы мне показались неуместными, как показалась странной и логика самого главного героя, влюбившегося в путану. Ну, да и Бог с ними.

Следующим моментом, который вызвал некоторое разочарование, стала развязка всех неприятностей Леонида. Автор, как мне видится, все делал мастерски: нагнетал угрозу от незначительной до колоссальной, наращивал мощь и натиск противостоящих герою сил. И вот настал момент, когда антипод обрушил на героя свое самое главное оружие. Кажется, Леониду уже ничем не помочь. И... И тут автор не нашел ничего лучше, чем включить страдальцу «режим Бога». И я не шучу. В принципе, на этом книгу можно было бы и заканчивать: наделенный просто невероятной силой, Леонид сметает всех своих могущественных врагов, словно пыль со стола. А раз так, то и мечтать о какой-то неожиданной концовке было уже бесполезно. За несколько глав до конца можно с непозволительной точностью угадать финал. И это уж никак нельзя отнести в плюс данной книге.

Однако впереди у нас еще оставалось решение главной загадки. Быть может, здесь автор приготовил нам некий сюрприз?

Но и тут, к сожалению, все скатилось к абсолютно банальному ходу. Как мне кажется, в попытке придумать, кто же такой этот самый Неудачник, автор выбрал ну самый избитый вариант. Не скажу, что этот вариант плох, но он даже близко не оправдывает все те огромные и, самое главное, заслуженные авансы, что я выдавал произведению на первых порах. Это идентично тому, что, начав обед с омаров, закончить салатом из крабовых палочек. Все-таки очень высоко установлена планка в самом начале.

Ну и, конечно, в избытке моментов, притянутых за уши, в то же время совершенно непонятно, для каких целей. Например, довольно быстро выясняется, что главная героиня обладает теми же способностями, что и прожженный, видавший виды главный герой. Хотя, изначально оговаривалось, что подобных людей на Земле единицы... А два супер-пупера случайно встретились и полюбили друг друга.

Подводя итог, скажу, что книга мне понравилась, и я с удовольствием порекомендую ее тем, кто с ней еще не знаком. Однако мне несколько жаль, что она так и останется в моих ранжирах лишь одной из десятков хороших книг, но так и не станет книгой, по-настоящему выдающейся и где-то даже великой. Хотя, думаю, все предпосылки для этого у нее были.

Оценка: 8 из 10.

Вот такой получился отзыв… Меня эта книга навела на мысли о том, что настоящему таланту, не смотря на всю его яркость и оригинальность, все равно очень просто увязнуть в банальности. И даже написав книгу на 80% процентов блестящую, все равно не получить шедевра. Все-таки нельзя давать себе поблажек ни в чем, нельзя допускать ни единого слабого места в сюжете, нельзя допускать даже мысли, что «и так сойдет» — не сойдет, нужно последовательно и упорно залатывать все бреши, чтобы лодка добралась до берега. Это тяжело, утомительно и нудно. Но именно эта грань отличает просто хорошую книгу от книги на все времена.

Будьте терпеливы. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Дмитрий Тагунов:

    О! Первая книга Лукьяненко, с которой я познакомился. :)

    Любопытный отзыв, интересный, хотя не хватает, быть может, более тонкого разбора деталей.

    Будешь ли, кстати, читать продолжение — «Фальшивые зеркала»? Автор там попытался закрыть некоторые нестыковки, которые допустил в первом романе, хотя способ «работы над ошибками» тоже не назвал бы эталонным.

  2. admin200:

    Скорее всего, буду. Но не потому, что безумно жажду продолжения, а по причине, так скажем, невысокого уровня остальной российской фантастики. В этом плане Лукьяненко для меня — добротный проверенный автор, от которого я , в принципе, уже знаю, чего ожидать. 

  3. vanvincle:

    Лучше всего у Лукьяненко получаются короткие повести и рассказы. А его «замахи» на нечто фундаментальное обычно заканчиваются пшиком... Дыхалка  у него короткая...

  4. Рубен:

    Думаю уважаемый автор переоценил некоторые моменты книги, а некоторые недооценил или не обратил на них внимания. Я не думаю, что появление борделя в книге  - нечто выбивающееся или невписывающиеся в общую логику повествования. Не будем забывать что это роман о виртуальном мире, о сети в первую очередь. Как часто мы сталкиваемся с проститутками и борделями в реальной жизни? Думаю обычный обыватель не очень часто, ну по крайней мере не сплошь и рядом. Но на страницах интернета как раз таки сплошь и рядом. Уважаемый автор, попробуйте взглянуть на это с такой точки зрения — в интернете миллионы сайтов околосексуальной тематики. И не отрази это Лукьяненко в своем романе это могло быть упущением. Ведь одна из глобальных идей произведения такова что мы можем использовать сеть как себе во благо, так и во вред. А ведь в сети не все сознательные личности, есть и дети, и подростки. В романе Лукьяненко этот самый ребенок в облике взрослого может попользоваться услугами борделя. Мне кажется что это — сильный образ. Ну по крайней мере я прочувствовал. Что интересно, концовка истории мне понравилась Понравилась она и моему другу сценаристу. Не хочу сказать, что раз она нам понравилась, значит так оно и есть конечно. =) Но, мы оба заметили сходство концовки Лабиринта отражений и небезызвестной Матрицы.(которую я считаю оч достойным фильмом) А ведь СГ писал это до того, как фильм вышел в свет. Герой Матрицы Нео, тоже получает суперсилу и становится избранником сети и побеждает главного антагониста. Проигрывает ли фильм от подобной концовки? Безусловно нет. При внимательном прочтении замечаешь что Леонид «чувствует» сеть, осязает ее, подмечает тонкие градации. Ближе к концу романа эти способности возводятся в абсолют. А не просто так, спонтанно, пришел, увидел, победил. Пришелец наделил силой Леонида не случайно. Он мог наделить ей любого другого дайвера. Но именно Леонид был нужен, как человек ЛЮБЯЩИЙ СЕТЬ, но при этом НЕ ПОТЕРЯВШИЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Но Леонид не сразу предстает таким перед читателем, а раскрывается на протяжении романа. Так что такая концовка вполне закономерна.

  5. admin200:

    Рубен, видите ли, мне даже нечего вам возразить. Возможно, Лукьяненко все сделал правильно. Все может быть. Но мне определенные моменты показались неудачными, вам логичными... А в целом-то, книга очень хорошая.

  6. Рубен:

    Все индивидуальные особенности восприятия =) Кстати, у женщин иногда они могут быть порой очень причудливыми, кто знает тот поймет что я имею в виду, но на этом может сыграть знающий автор =)  Но в целом я с вами согласен, книга стоящая. И да, совсем забыл поблагодарить вас за эту замечательную рубрику и проделанную работу. Вот, спасибище))) И простите за оффтоп в этой рубрике, но не могу не попросить у вас совета, а может и будущей статьи, если посчитаете тему достаточно интересной.

    1 Может статься, что имеется несколько отлично проработанных персонажей, у каждого своя история и особенности биографии, разрозненные интересные истории. Судьба сводит героев вместе... Как органично сплести линии их историй с последующим развитием сюжета ? Есть ли какие-нибудь общие приемы  или только мозговой штурм? =)

    2 В одном из постов был совет не отправлять героев в Штаты. Ну или еще куда. А как быть, если русский сеттинг ну вообще не в кассу, а писать надо фантастику о здесь и сейчас. Или не только фантастику, а триллер типа магический реализм. Ну не получится создать качественный сторителлинг в традициях Кинга, да и не обязательно только Кинга, примеров много. Если вы видели новые русские фильмы ужасов, вы поймете что я имею в виду. Кто-то скажет, что типа не надо равняться на запад и искать свой подход, авторский. В этом есть своя правда. Но если место действа наша Родина, это ведь даст определенный колорит и безусловно скажется на общей атмосфере книги, не всегда лучшим образом. Достаточно провести параллель типа американская глубинка/русская деревня. Короче считаю эту тему очень важной =)

     

  7. admin200:

    Рубен, отличные вопросы! Мой взгляд на эти проблемы следующий:

    1. Здесь мы сталкиваемся с давней авторской дилеммой, что должно быть первостепенно: характеры или сюжет? Либо мы сначала придумываем крутой сюжет и под него подбираем характеры, или как в вашем варианте: придумали яркие характеры и пытаемся смастерить с ними историю. Ну и конечно, в первом варианте мы рискуем остаться с неинтересными героями, а во втором — с хилым сюжетом. Тут мне вспоминается роман супругов Дьяченко «Долина совести». Там авторы имели отличную задумку, понятных героев, но вот внятный сюжет из этого сплести не смогли, что очень досадно.

    Что же касается приемов. Мне вот вспомнилась концепция о двух положительных героях (например, полицейские напарники, сослуживцы, коллеги и прочие). Там сюжет строится на том, что вначале герои в силу огромной разницы менталитетов, взглядов, темперамента друг друга на дух не переносят, однако ж вынуждены взаимодействовать (т.к. есть общая задача, цель). А потом наступает момент, когда они вынужденны разойтись. И тут-то они понимают, как за это время привыкли друг к другу и какая отличная команда у них сложилась. Но это так, в качестве варианта. А вообще, первым делом я бы поразмыслил над главным конфликтом истории. Он на многое должен пролить свет.

    2. Тот совет предназначался исключительно для начинающих. Потому как начинающий не будет проводить никаких предварительных исследований, не будет изучать реалии того места и времени, нравы и обычаи, архитектуру и прочие тонкости. Он будет лепить так, как сам себе это напридумывал. И выйдет глупость. А вот опытный автор в такой омут с головой нырять не будет. Он перелопатит горы материала, чтобы разобраться в тонкостях и нюансах. И этот процесс, разумеется, отнимет колоссальное количество времени и сил. А если поместить историю в современную действительность, то никаких исследований уже и не надо. Силы и время сэкономлены. Только и всего. Так что события могут разворачиваться хоть в Китае, хоть на Марсе, главное, чтобы автор мог достаточно достоверно описать обстановку.

  8. Рубен:

    Спасибо! Очень нужные советы =)  Про противостояние и общий объединяющий фактор, и главный конфликт просто замечательно, теперь знаю точно с чем работать =)  Два полицейских это классика, о которой я совершенно забыл, вернее даже не думал в этом направлении. Действительно, это тему можно обыграть и поместить в любой сеттинг. =)

    По поводу места действия тоже все принято. Полностью согласен что достоверность решает, а отсебятина это конечно...отсебятина =) Кстати о Марсе. Недавно вышел в свет роман Марсианин за авторством Энди Уира. Цитата из рецензии  "Энди Вейер очень ответственно подошел к делу. Он годами прорабатывал идею, тщательно изучал всю доступную информацию, рассматривал карты Красный планеты  и фотографии со спутников, рассчитывал химические реакции и количество потраченных калорий. Чтобы правдоподобно описать курсы движения кораблей и беспилотных зондов , Вейдеру даже пришлось создать собственное программное обеспечение, которое учитывало  меняющиеся орбиты небесных тел!" Вот это я понимаю подход, на этого парня можно равняться =)   

     

  9. admin200:

    Рубен, да, Вейер проделал огромную работу. Я совсем недавно прочел «Марсианина», и впечатления остались положительные. Конечно, книга породила множество споров в интернете на тему «можно ли вырастить картофель на Марсе?» или «может ли человек выжить в космосе, получив ранение и пробой скафандра?», но успех налицо, тем более, насколько я знаю, по книге уже снимают фильм. И учитывая всегдашнюю актуальность темы «борьба человека со стихией», мне успех «Марсианина» вполне понятен.

  10. Рубен:

    Да, согласен, тема очень актуальна, не потеряла очарования со времен рассказов Лондона =) И тема это меня наводит на очередной, не менее интересный вопрос. Как в условиях робинзонады (герой то порой выживает один) поддерживать читательский интерес, ведь мы лишаемся мощного средства — нескольких героев и диалогов. Мне лично этот вопрос очень интересен, поскольку тема эта притягивает, как магнит =)     

  11. admin200:

    Рубен, ну в случае полнейшей изоляции одного человека, писателю несколько проще, чем сценаристу. Потому как никто не запрещает использовать внутренний диалог, раскрывать персонажа через мысли и рассуждения, а не через привычные диалоги. Но этот ресурс также ограничен. Вспоминая образчики подобных произведений, я нахожу, что авторы все равно во второй половине истории добавляю второстепенный персонаж. Так было и в «Робинзоне Крузо», и в «Я — легенда», и в том же «Марсианине». Почему они так делают? Во многом потому, что появление второго человека в таких историях — это мощный поворотный момент, который дает истории другое направление и ведет к развязке.

  12. Рубен:

    Спасибо вам еще раз за ценные рекомендации! Супер! А еще вспомнился фильм «Изгой», где создатели ввели интересный ход — герой находит футбольный мяч и от отчаяния делает его своим молчаливым другом. В конце он находит в себе силы и выбирается с одинокого острова. Вот только прожитые на острове годы изменили его и жизнь его близких. Думаю подобный вариант развития событий можно использовать как альтернативу =)   

  13. admin200:

    Рубен, да, вполне. Я тоже вспоминал про «Изгоя» и этот интересный ход.

Ваш комментарий