Тед Чан «История твоей жизни»

Автор: , 12 мая 2014

Спешу поделиться с вами радостью: совсем недавно я прочитал рассказ, от которого у меня остались самые наилучшие впечатления! Не побоюсь этих слов, то была литература с большой буквы Л.

Ну и что ж тут такого, спросите вы? В мире множество великолепных образчиков малой прозы – рассказов, новелл, миниатюр… Возьмусь с вами спорить, что вещей прямо таки великолепных не так уж и много. Тем более не часто они появляются в последнее время… И тем ценнее для нас, любителей литературы, что-то новое, вышедшее со времен хорошо известной классики прошлого века.

Так вот сегодня я хочу представить вашему вниманию весьма необычный рассказ весьма необычного автора.  Возможно, прочитав заголовок этой статьи, вы озадачились вопросом: «А кто такой этот Тед Чан?» Тед Чан – это американский писатель-фантаст, наш современник, про которого говорят, что у него литературных премий больше, чем самих написанных произведений. Причем Чан неоднократно удостаивался весьма авторитетных наград в области фантастической литературы – Небьюла и Хьюго. В общем-то, именно этой информацией я и был заинтригован, и именно поэтому решил завязать знакомство с его творчеством. И был не разочарован.

История твоей жизни

Тед Чан «История твоей жизни».

«История твоей жизни» — это небольшой фантастический рассказ, переносящий нас в недалекое будущее. На орбите нашей планеты появляются таинственные объекты – звездолеты неведомой инопланетной расы. Вслед за этим по всей территории Земли также неожиданно появляются таинственные устройства – так называемые Зеркала. Они представляют собой некие подобия экранов, с помощью которых можно осуществить контакт с пришельцами. Но вот загвоздка – никто из жителей Земли не владеет их похожим на свист и трещание языком. Командование армии формирует специальные группы контакта из ученых и лингвистов, которым поручено в ходе бесед изучить язык пришельцев и выяснить цель их прибытия. Именно о сотруднице одной из таких групп лингвисте Луизе Бэнкс и пойдет речь в рассказе.

Само повествование построено в форме чередования двух сюжетных линий. В одной Луиза рассказывает историю контакта и изучения диковинного инопланетного языка, а в другой обращается к своей погибшей дочери, вспоминая многочисленные эпизоды из ее детства. Поначалу эти две линии кажутся совершенно независимыми, но чем дальше мы продвигаемся по тексту, тем больше связей замечаем. И, конечно, в финале все самым неожиданным образом связывается и переворачивается под другим углом.

Соль истории, конечно, не столько в развитии сюжета (он достаточно прост), сколько в поднятых авторам идеях. Это непросто описать в рамках короткого отзыва, но если говорить поверхностно и особенно не раскрывать интригу, то Чан строит рассказ вокруг фундаментального различия человеческого восприятия и восприятия инопланетян. Если человек строит свою картину мира в виде причинно-следственных цепочек, то инопланетяне в рассказе Чана видят событие целиком – от начальной до конечной его точки – вне зависимости от того, в каком временном моменте события они сейчас находятся. Получается серьезное столкновение привычной нам свободы выбора с одной стороны и полной предопределенности с другой. И до всего этого героиня рассказа доходит через изучение письменного языка пришельцев. Не слабо, не правда ли?

В общем, однозначно рекомендую этот рассказ всем любителям интеллектуального чтения. Там совершенно нет взрывов, кровопролитий и экшена, но есть широкое пространство для размышлений.

Оценка: 10 из 10.

На этом все. Оставляйте свои впечатления от прочитанного и комментарии. Подписывайтесь на обновления блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Интересно, надо будет почитать. Рассказ, это все же нечто более короткое, нежели роман.:-) время найдется.

  2. Сарвар:

    Обязательно прочту. Люблю такую литературу. 

  3. Маргарита:

    Да, рассказ классный. Когда придумывают свежую расу инопланетян это всегда здорово. И еще мне понравилась форма, я сама очень часто использую такие «перепрыги» от одной линии событий к другой, которые вроде как не связаны, но в конце все приобретает уже абсолютно иной смысл.

  4. Gromka:

    Увидев оценку 10 из 10 тут же решил прочитать сие творение внеземного гения. Естественно, был разочарован и раздражен. Не в первый раз такое происходит и не в последний. Что в этом рассказе такого нашел admin200 совершенно не понятно. 

    Во-первых, рваный сюжет далеко не всем нравится. Я только начинаю понимать куда ведет автор, как сразу повествование обрывается, и начинается какой-то бред о прошлом. Причем вставки эти обретают смысл только ближе к концу рассказа. Во-вторых, рассказ совершенно не интригует в начале, не смотря на происходящее (пришельцы, военные и т.д.). В третьих, я бы не сказал, что язык легкий. Кто уж тут виноват автор или переводчик не знаю, но тут нас ждут — не дождутся диалоги из какого-то дешевого сериала и фирменные «смешные» американские шутки. В четвертых, некоторые места приходится перечитывать по несколько раз из-за специфических терминов. Хорошо ли это для художественного произведения? Что-то я сомневаюсь, что хорошо. 

    Эффект от всего этого очевиден — читаешь и надеешься, чтобы побыстрее эта мутотень кончилась. Ну и как положенно гениальному произведению, рассказ кончается...ничем. Отложив книжку я сам себя спрашиваю: «И зачем я это читал?»

    Не тратте свое время, читайте нормальные книги!

  5. admin200:

    Gromka, порекомендовали бы хоть что-нибудь из нормального...

  6. Gromka:

    Да в этом жанре, слава Богу, есть из чего выбрать: Гарри Гаррисон — Неукротимая планета, Роджер Желязны — Бог света и Хроники Амбера, Стругацкие — Трудно быть Богом и Пикник на обочине, Генри Лайон Олди — Герой должен быть один (им 7 из 10, а Чану этому 10 из 10, ну да, ну да), Андрей Белянин — Тайный сыск царя гороха и Ааргх, Артем Каменистый — Практикантка, Анджей Сапковский — Ведьмак, Дмитрий Глуховский — Метро 2034, Эрик Фрэнк Рассел — Оса, Василий Головочев — Смерш-2, Сергей Лукьяненко — Дозоры. Достаточно?

  7. admin200:

    Gromka, достаточно. Все сходится.

    Вот когда вам надоест вид на один и тот же куст с разных колоколен, тогда и поймете, почему Чан — 10/10.

  8. Gromka:

    Как скажите...

  9. Василёк:

    Прочёл... Возвращаясь к Чёрным квадратам...)))

    Скажу сразу — мысль в рассказе интересная, и доведена до читателя полностью и целиком. Воспринимать сущность природы и событий не отрывками, собирая пазл, а охватывать взглядом целиком, как единую целостною картину — идея любопытная, хоть и не новая. Зато звучит по новому.

    Теория Ферма интересна, но мне кажется, высосана из пальца. Свет не преломляется в воде, это лишь наше восприятие, искажённое эффектом линзы. 

    Странно, что автор не упомянул об одном из способов скорочтения, когда глаз фиксирует изображение страницы, запоминая содержимое без мысленного повторения слов, хотя вокруг этого метода и построен рассказ.

    Что же о стилистике, половина произведения больше похожа на научный отчёт, и/или лекцию. Концовка любопытная, отчасти неожиданная, хотя наиёки по ходу рассказа к ней подводили.

    Посему -7 из 10. 

Ваш комментарий