Р. Желязны, Р. Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца»

Автор: , 02 Июн 2015

А давненько у нас не было рецензий, вы не находите? Книг за последнее время прочитано достаточно, а вот до того, чтобы высказать мнение по поводу какой-то из них руки как-то не доходили. И вот, наконец, дошли. Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями от романа с амбициозным названием «Принеси мне голову прекрасного принца», написанного в соавторстве двумя замечательными американскими фантастами Роджером Желязны и Робертом Шекли. И если с творчеством второго я знаком весьма поверхностно, то уж знаменитый Желязны полюбился мне еще в детстве, благодаря замечательной серии романов «Хроники Амбера».  Но, конечно, не только «Хрониками…» славен этот автор, в его активе множество великолепных вещей, одна из которых — «Ночь в тоскливом октябре» – вообще является одной из моих самых любимых. И вот захотелось мне немного поностальгировать, вернуться к детским впечатлениям и почитать что-нибудь интересненькое от знаменитого Желязны. Да и книжка заинтриговала своим нетривиальным названием. Так что за прочтение совместной работы этих двух мастеров пера я брался, не предвкушая ничего дурного. Однако ж, достаточно быстро я понял, что чтение этого романа станет для меня сущей каторгой…

Р. Желязны, Р. Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца»

Р. Желязны, Р. Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца»

С самого начала следует сказать, что роман написан в жанре иронического (или, если хотите, юмористического) фэнтези. С сожалением должен отметить, что жанр этот оказался не так прост для восприятия, как я изначально надеялся. Наверное, все дело в том, что каждый воспринимает юмор по-своему. Кто-то сходит с ума от выступлений в стиле Stand Up, а кому-то подавай «Аншлаг» и «Смехопанораму». К чему я это все веду? А к тому, что в книге я так и не нашел ничего смешного. Наверное, авторы старались, придумывали, но на меня почему-то совсем не подействовало. Их герои активно играли в покер на части человеческих тел, сшивали и оживляли мертвецов, облапошивали жадных гномов, но я как-то даже не улыбался. Естественно, по причине моей полнейшей невосприимчивости к подобного рода хохмам я оказался лишен значительной доли удовольствия от этой книги.

Главным героем романа является молодой и чрезвычайно энергичный демон по имени Аззи. Волею случая Аззи покидает пределы адского пекла и попадает на Землю, чтобы сопроводить домой случайно угодившего в ад человека. Выполнив это простенькое задание, Аззи остается предоставлен самому себе. Тоже достаточно случайно он узнает о предстоящих состязаниях в честь тысячелетия Рождества Христова (Аззи попал в средневековую Европу 1000 г.н.э.), в коих силы Света соревнуются с силами Тьмы за право вершить судьбы человечества в течение следующей тысячи лет. Разумеется, Аззи решается принять в них участие. В общем-то, вся книга и посвящена этим самым состязаниям, в которых нашему главному герою доверено представлять силы Зла. Звучит довольно любопытно, но на деле все оказывается намного прозаичнее. Демон решает разыграть историю о спящей красавице, где главными героями (Прекрасным Принцем и Дремлющей Принцессой) станут сшитые из различных частей и оживленные покойники. Ну и естественно, все с самого начала пойдет не так, как представлял себе хитроумный Аззи.

Наверное, это весьма интересная концепция для произведения, но дьявол, как известно, кроется в мелочах. И мелочи губят эту книгу.

Начать следует, конечно, с образа главного героя. Аззи, как мне кажется, во многом стал заложником жанра. Именно из-за общей юмористичности и ироничности текста вместо кровожадного и дьявольски коварного исчадья ада мы получаем безобидного плюшевого шалуна. Наблюдать за демоном действительно странно. Я все время ждал от него каких-нибудь настоящих злодеяний и козней, но так и не дождался. Аззи – злодей исключительно номинальный. Для меня также осталась загадкой мотивация героя. А если конкретно – мотив, ради которого он ввязался в эти состязания. Какую выгоду он хотел извлечь? Авторы подводят нас к тому, что Аззи, мол, был очень честолюбивым демоном и, вероятно, очень хотел прославиться. Звучит неплохо. Но почему тогда другие демоны не добивались того же? Меня поразило то, что Аззи оказался единственным, кто вообще был готов принять участие в этих якобы дико важных состязаниях! Как-то совсем несвязно выходит…

Говоря о номинальной злодейности главного героя, я вынужден обратить внимание на образ антагониста. Антагонистом для сил Зла, кои в состязаниях представляет Аззи, являются силы Добра и их ванильный крылатый делегат – ангел Бабриэль. Про него что-то конкретное сказать очень сложно. Образ получился настолько невразумительным и поверхностным, что Аззи по сравнению с ним – народный артист России. Вообще, Бабриэль – антагонист тоже сугубо номинальный, потому как никаких препятствий своему конкуренту Аззи он не чинил – более того, всячески помогал. Это делает роль ангела в истории еще более странной. Вообще, картонность и невразумительность характерна практически для всех персонажей истории. Ни один из героев не раскрыт в той мере, в которой хотелось бы. Все очень поверхностно. Авторы не утруждали себя даже минимальной прорисовкой мотивов. Хотя лично мне было очень интересно узнать о мотивах горбуна и уродца Фрике, по которым тот поступил на службу к демону.

Особое внимание хочу обратить на диалоги. Все персонажи в этой книге разговаривают друг с другом нарочито официальным тоном: и демоны, и ангелы, и гномы, и обычные смертные. Ума не приложу, откуда они все разом переняли такую официальную манеру речи, но используют исключительно ее. Возможно, это тоже некий юмористический прием, но на меня он почему-то не произвел впечатления.

Еще один момент, который показался мне крайне странным – это многочисленные несоответствия между эпохой, в которую происходят события (а это, напомню, 1000 год нашей эры, раннее Средневековье), и различного рода предметами, устройствами и понятиями, которые будут изобретены намного позднее. Например, на финальном банкете собравшиеся наблюдают что-то на огромном экране, у каждого на ручке кресла прикреплена специальная раковина для голосовой связи с соседями. И таких моментов, в которые хочется спросить «А откуда это здесь?», по тексту достаточно. Конечно, на все это можно закрыть глаза, и я так и делал. Но вообще, дух той эпохи передан чрезвычайно слабо. Ни быта, ни одежды, ни каких-то обычаев, деталей того времени – ничего нет для того, чтобы почувствовать себя в этом пресловутом 1000 году. Авторов, кажется, совершенно не заботили декорации. Они подсунули нам волшебный замок, а дальше, ребята, додумывайте, кому как нравится. Это, конечно, огромнейший минус для атмосферы книги.

Что ж, мой отзыв вышел весьма критичным, но я, правда, не могу найти каких-то выигрышных сторон в этой книге. Да, она читается ненапряжно, там достаточное количество диалогов, сцены не затянуты, но эта легкость не дает нужных эмоций и впечатлений. Может быть, потому, что сам сюжет довольно слаб и предсказуем.

Наверное, это все-таки литература для подростков, а не для взрослых людей. Сама тематика демонов и мертвецов, герой, манера подачи, упор на карусель событий, а не на характеры – наверное, все это понравилось бы мне лет этак в четырнадцать. Но сейчас, конечно, эта книга не выдерживает никакой критики.

Оценка: 3 из 10.

На этом все на сегодня. Оставляйте свои мнения по поводу данной книги, моей рецензии и, самое главное, по поводу самого направления иронического фэнтези. До скорых встреч!

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

Комментарии к статье

  1. Рубен:

    Спасибо за обзор. Еще раз убедился что в соавторстве может родится как и гениальный роман, так и провальный)

  2. Элина:

    Такое сочетание авторов! Нестандартное восприятие после прочтённого обеспечено, кажется, любому читателю. Но для меня Шекли — писатель детства, а о Желязны совсем недавно узнала. Жаль, что Шекли так неизвестен!

Ваш комментарий