Эксперимент. Часть 3. Работа над сюжетом

Автор: , 24 Мар 2014

Прошло уже несколько недель с начала нашего страшного эксперимента. За это время мы сумели собрать больше десятка работ, из которых в качестве объекта для издевательств была выбрана одна-единственная. В прошлый раз мы ознакомились с текстом-«победителем», и теперь вплотную подошли к самому вкусному – непосредственному исправлению сюжета. Дело это, как по-моему, весьма интересное и занимательное. Однако я не намерен чрезмерно увлекаться и допускать фанатизма, переделывая текст рассказа целиком и полностью. Все же основной конфликт и идея произведения должны быть сохранены. Все элементы, кроме разве что структуры (то бишь их, элементов, последовательности) должны понести легкие косметические изменения. А вот структура текста обязана быть пересмотрена весьма значительно.

Поэтому наша сегодняшняя работа будет состоять из двух частей. Первая – это анализ основных составляющих текста и внесение в них незначительных корректив. Вторая – составление нового плана произведения на основании идей первой части и разбора, устроенного в прошлый раз. Итак, начнем-с.

Эксперимент 3

Анализ основных элементов.

Как я уже объяснил в коротеньком вступлении, основные составляющие сюжета (конфликт, герои, антагонист и т.д.) не нуждаются в серьезной переработке. Это, если хотите, те самые столбы, на которые мы и будем опираться в процессе исправления. Откажись мы от них – в итоге получился бы совсем другой рассказ, имеющий мало общего с нынешним.

Главный герой.

Желание начать вмешательство именно с личности главного героя возникло у меня далеко не случайно. Дело в том, что в рассказе наблюдается некая нездоровая двойственность: лично мне с трудом удается определить, кто же из героинь – Марина или Даша – является главной в данном рассказе. Судите сами. У них фактически одна и та же цель – спасти ребенка, они в равной степени замешаны в основном конфликте произведения – борьбе за собственные жизни против маньяка. И если бы не концовка, где подруги вынуждены разделиться, их образы вполне можно было бы заменить одним – образом главной героини. Конечно, такой необычный подход имеет право на жизнь, но что он привносит в рассказ? Так ли необходимы две главные героини? Наверное, нет.

Поэтому первое, что следует сделать – определить, кто же будет главной. Принципиально не так важно, кто из девушек окажется на первых ролях. Но той, кто все-таки будет утверждена на должность, следует уделить особое внимание. Это касается, в основном, мотивации и истории жизни.

С мотивацией Даши, матери больного ребенка, все понятно. А вот почему Марина взялась помогать ей – для всех нас не так очевидно. Вероятно, их связывает большая дружба. А раз так, то для нас принципиально показать, из чего эта дружба выросла. Наверняка, был некий тяжелый жизненный момент, который сплотил этих женщин. Этот момент очень важен для нашей истории, которая, помимо всего прочего, и о дружбе в том числе.

Что касается истории жизни главной героини, то в рассказе, действие которого происходит в некоем необычном месте, куда герои попали из-за нужды, это – весьма важный момент. Реалити – это здесь и сейчас. Но жизнь до телекамер и шоу чрезвычайно важна. И у главной героини она должна быть очерчена.

Также раз уж мы заговорили о героях, обращаю внимание на тот факт, что у девушек по ходу рассказа совершенно не просматривается отрицательных черт. Слишком уж идеально выглядят готовая на самопожертвование мамаша и ее альтруистичная подружка. Я не буду настаивать на введении в сюжет дополнительного конфликта или неожиданного предательства, но вот курение, нервозность, стервозность или вспыльчивость вполне можно использовать для придания образам девушек реалистичности. Каждую нужно наделить хотя бы одной отрицательной чертой. Ну не бывает идеальных людей!

Итак, необходимо: выбрать главную героиню. Осветить ее жизнь до реалити. Четко обозначить ее мотивы – зачем пришла на шоу. Обозначить момент из прошлого, благодаря которому героиня так сдружилась со своей подругой. Выбрать для девушек хотя бы по одной отрицательной черте характера или вредной привычке.

Более подробно вопрос прорисовки характеров освещен в статье «Работа над персонажем». Рекомендую ознакомиться.

Конфликт.

Конфликт, наверное, один из тех элементов нашего рассказа, которые вызывают у меня наименьшие нарекания. Тут все достаточно четко и прозрачно. Есть две борющиеся стороны. Главная героиня и ее подруга, стремящиеся во что бы то ни стало победить в шоу и получить приз, чтобы спасти больного ребенка, и маньяк-организатор, стремящийся перебить всех участников, чтобы завоевать любовь волчицы. Здесь все остается так, как и задумывал изначально автор.

На нашем блоге данному вопросу также посвящена отдельная статья – «Конфликт».

Антагонист.

К сожалению, личности главного антагониста Романа Лесового в оригинальной версии рассказа уделено непозволительно мало внимания. Он незримо присутствует и обсуждается в диалогах девушек, однако самого его, его действий на наших глазах – абсолютный минимум. И это необходимо исправлять. И даже не только потому, чтобы ярче обрисовать конфликт, а именно из-за очень необычной мотивации Романа. Дело в том, что по легенде наш злодей совершает убийства с целью очаровать дикого зверя – волчицу, живущую в усадьбе. Согласитесь, не каждый день такое встретишь. А раз так, то нам просто необходимо обрисовать его отношения с животным. И не просто словами в диалоге, а цельными яркими эпизодами. Вот Лесовой кормит волчицу, и рука его нервно дрожит, видно, как он хочет прикоснуться к ее шерсти. Вот Роман наблюдает за ней, как она спит в тени елей, глаза его смотрят неотрывно, с каким-то странным вожделением. Эти или подобные эпизоды, характеризующие, но не озвучивающие его отношение, следует расставить до вскрытия шокирующей правды. Еще я полагаю, что орудием убийства никак не должен быть пистолет. По идее Роман должен убивать жертв по-звериному – ножом (ассоциирующимся с когтями) или вообще голыми руками. Вряд ли волчица бы оценила браваду убийства огнестрелом с безопасного расстояния.

Кроме того следует несколько раз показать Лесового в нормальном человеческом виде. Например, в момент встречи участников на площадке реалити. Следует подчеркнуть его первоначальную нормальность. Ведь для участников и читателей это – успешный медийный человек.

Необходимо: внести в сюжет несколько сцен с Романом. В одной из них он в виде преуспевающего человека в дорогой одежде встречает участников реалити, в другой он кормит волчицу, в третьей наблюдает за ней. Также нужно заменить орудие убийства с огнестрельного на холодное.

Тонкости работы над главными злодеями в произведении раскрываются в специальной статье «Антагонист».

Обязательная сцена.

Обязательная сцена, а именно непосредственное финальное столкновение героев и антагониста, в рассказе, к счастью, присутствует. Однако хочу заметить, что к этой самой сцене еще и необходимо грамотно подойти. В оригинале рассказа она стартует самым неожиданным образом, прерывая психологическую дискуссию двух подруг: маньяк просто спускается в подвал с пистолетом наизготовку и начинает откровенно валять ваньку. Лично я убрал бы все эти странные рассуждения Лесового на тему «одну я убью, а вторую отпущу с миром и с миллионом евро, авось никто и не поверит, что тут именно я всех перебил». Все же такие неожиданные порывы к благородству выглядят весьма нелогично и к тому же сильно сбивают градус самого противостояния. Все-таки раз на кону человеческая жизнь, не должно быть никаких поблажек. В этой сцене маньяк приходит убивать своих последних жертв – и они это прекрасно знают.

Необходимо: убрать из финальной сцены в подвале все напускное благородство. Оставить исключительную борьбу за существование: либо он нас, либо мы его.

Статья по теме – «Обязательная сцена».

Построение линейки сюжета.

Во втором этапе нашей работы необходимо выстроить сюжет таким образом, чтобы получилась цельная история. Изначально линейка сюжета выглядит примерно так:

  • Отбор на шоу;
  • Прибытие в дом;
  • Объявление правил;
  • Исчезновение первых людей;
  • Обнаружение трупов;
  • Неудачная попытка сбежать;
  • Плен;
  • Битва с маньяком;
  • Бегство;
  • Спасение.

Как видите, в числе пунктов появились и такие, которых до этого не было в оригинальном рассказе (в частности – неудачная попытка сбежать). Это сделано для того, чтобы текст не провисал в середине, и конфликт имел хотя бы минимальное развитие. Можно накрутить еще больше действий и сюжетных поворотов, однако мы возьмем самый необходимый минимум.

Саму структуру текста я предлагаю выстроить, используя трехактную систему, уже описанную в одной из статей блога. Итак…

Акт 1.

Основные задачи первого акта произведения:

  • Обозначить главных героев и их мотивацию.
  • Обозначить главного антагониста и его мотивацию.
  • Обозначить конфликт.
  • Запустить цепь противодействий.

Здесь нам необходимо решить, с чего же начнется рассказ. Можно начать с отбора на шоу, можно непосредственно с приезда участников, а можно прямо со сцены в подвале, как и было в оригинале рассказа. Особой разницы нет. Главное, чтобы автор позаботился о выполнении основных задач первого вступительного отрезка. Лично я предлагаю оставить все, как было – сцена заточения вполне неплохо описывает и сам конфликт, и его участников. Таким образом, первый акт будет состоять из следующих сцен:

1. Сцена в подвале. Девушки сидят в подвале, размышляя о своей нелегкой доле. На улице гуляет волчица. Девушки разговаривают о маньяке, о шоу и своей судьбе. Воспоминаниями они возвращаются в первый день шоу.

2. Сцена прибытия. Участники прибывают в усадьбу. Их встречает Роман. Объявляются правила. Одновременно с этим рассказывается предыстория: кастинг, желание Даши выиграть приз, чтобы спасти ребенка.

3. Неожиданное исчезновение первого участника. На второй день шоу выясняется, что исчез один из участников. Кто-то обращает внимание, что в усадьбе нет технического персонала – все камеры управляются автоматикой, а из организаторов здесь только Роман и Лана. Марина и Даша видят, как Лесовой кормит во дворе волчицу.

Акт 2.

Основная задача:

  • Развитие конфликта.

После того как конфликт и его стороны обозначены, наступает время «боевых действий». В нашем случае в рассказ необходимо добавить те сцены, в ходе которых конфликт истории развивается. Это и неожиданные таинственные исчезновения людей, и обнаружение тел, и отчаянная попытка участников сбежать из дома, и провал этой затеи. Переломным моментом (или переходом от второго акта к третьему) станет пленение девушек.

Сцены второго акта:

4. Исчезновение очередного участника. На следующий день выясняется, что пропал еще один участник. Причем все личные вещи так и остались в его номере. Многим это кажется подозрительным. Нервное напряжение нарастает. Кто-то из участников, почувствовав себя плохо, просит Лану разрешения покинуть шоу, но администратор отвечает ему категорическим отказом. Девушки обращают внимание, как Лесовой задумчиво любуется волчицей.

5. Обнаружение тел. На следующее утро выясняется, что пропал еще один человек. Участники, обсудив положение, решают обыскать дом. Марина и Даша обнаруживают в подвале тела двух выбывших участников.

6. Попытка сбежать. Участники решают бежать из усадьбы. Когда они пытаются преодолеть высокий забор, Лесовой расстреливает людей из винтовки. Оставшиеся в живых разбегаются по территории. Девушки разделяются. Главная героиня долго прячется в доме, периодически слыша звуки выстрелов и крики, пока ее не настригает Роман. Мужчина сильно избивает девушку и отволакивает в подвал. Там уже сидит ее подруга.

Акт 3.

Цели третьего акта:

  • Кульминация истории.
  • Развязка.

В третьем акте нашей основной задачей будет достойно завершить рассказ, разрешив тем или иным образом конфликт истории.

Сцены третьего акта:

7. Битва в подвале. В подвал к двум пленницам спускается Лана. Она бледна и поражена тем, какую бойню устроил в доме Лесовой. Она говорит девушкам, что собирается помочь им бежать. В этот момент в подвал спускается сам Лесовой. Он вооружен, и присутствие здесь Ланы повергает его в ярость. Он избивает девушку и в пылу борьбы заявляет, что все это время использовал ее. Выясняется, что все убийства он совершал исключительно ради волчицы. Одной из пленниц удается бежать.

8. Бегство. Беглянка выбирается из усадьбы и долго бредет через лес. На дороге ее подбирает попутка. Девушка спешит в отделение полиции, рассказывает там всю историю. Полицейские едут в усадьбу, где обнаруживают вторую тяжело раненую пленницу.

9. Эпилог. Не смотря на однозначные показания свидетельниц, следствие движется очень вяло. У Лесового вдруг обнаруживается железное алиби, а администратор Лана признается в убийствах. В итоге суд осуждает именно ее. Лесовой объявляет в интернете кастинг нового сезона громкого телешоу.

Вот примерно такой план у нас получился. Обращаю особое внимание, что в рассказ, скорее всего, нужно будет добавить второстепенных персонажей, чтобы текст не казался безлюдным. Но с этим, полагаю, не должно возникнуть особых проблем.

На этом на сегодня все. Переписанный вариант появится в одном из ближайших выпусков. Жду ваших комментариев по поводу проделанной работы и самого сюжета: как лично вы выстроили бы текст? Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить результат нашей работы. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Андрей:

    где можно прочитать сам рассказ?

  2. admin200:

    Андрей, в прошлой записи: Эксперимент. Часть 2.

  3. Дионис:

    Вот вы иногда думаете, что зря тратите время на этот блог, уважаемый автор??? Совсем нет! Вы очень, и очень хорошо помагаете, каждая статья — чудо! Спасибо вам! Не оставляйте это дело, прошу! Есть! Есть люди, читающие все это и которые говорят вам Спасибо! *ROSE* *ROSE* *ROSE*

  4. admin200:

    Дионис, я, честно говоря, и не думаю, что трачу зря время. Я с самого начала решил, что даже если никто читать этот блог не будет, то все равно я буду его вести. В виде дневника или записной книжки, чтобы те приемы, которые я использую или намереваюсь попробовать, не забылись и не затерялись.

    Другое дело, что в таком формате вряд ли ресурс сможет существовать очень долго. Ну, два года, три — максимум. Все-таки будущее за контентом, генерируемым пользователями. Сможем перейти на этот формат — будем жить, нет — значит, нет.

    А вам, конечно, спасибо вам на добром слове!

Ваш комментарий