Обязательная сцена

Автор: , 16 мая 2013

Данная статья будет посвящена одному из важнейших, но недооцененных начинающими авторами элементов сюжета – обязательной сцене. Из этой статьи вы узнаете, почему в рассказе или в романе всенепременно должна быть обязательная сцена, как ее написать и каким образом ее наличие влияет на впечатление, производимое на читателя. Если вы готовы узнать один из самых главных секретов классного сюжета – милости прошу за мной.

Обязательная сцена

Обязательная сцена.

Итак, что же это за сцена такая? Если емко и коротко, обязательная сцена – это финальное столкновение героя и антагониста, темы и контртемы произведения. Из самого названия этой сцены вы уже, вероятно, поняли, что она в произведении должна присутствовать обязательно. Но почему?

Представьте себя читателем. Вот вы открываете какую-то книгу, начинаете пролистывать страницу за страницей, и происходящее вас увлекает.

В книге некий главный герой – положительный смелый парень – пускается в далекое опасное путешествие, чтобы вернуть на родину некую особо ценную вещь. Однако вещь эту охраняет главный и очень опасный злодей – много лет назад он вероломно выкрал эту реликвию и теперь безжалостно убивает каждого смельчака, посмевшего рискнуть возвратить ее.

Итак, перед нами первый акт истории: автор обрисовал диспозицию сил, наглядно объяснил, кто здесь хороший, а кто плохой. Это мы понимаем. А чего, собственно, мы сами ожидаем от этой истории? Какой интерес сподвигает нас к дальнейшему чтению? Вероятно, мы хотим увидеть, как герой возвратит (или хотя бы попытается) украденное сокровище и, разумеется, как он победит (или хотя бы сразится) с невероятно сильным злодеем.

Будем ли мы удовлетворены, если главный герой неожиданно погибнет на полпути к логову главзлодея, утонув на переправе в реке? Думаю, нет.

А будем ли мы довольны, если главный герой дождется прихода темноты, проберется в логово злодея, выкрадет сокровище и благополучно вернется домой? Лично я – нет.

Иными словами, мы с вами, как читатели, ждем главного столкновения – битвы доброго смелого парня со всемогущим злом. То есть обязательной сцены. И чем круче и непобедимее кажется зло, тем больше мы ждем столкновения с ним.

Фатальная ошибка начинающих авторов.

Теперь вы, думаю, прочувствовали всю важность обязательной сцены для повествования. Однако не все начинающие авторы, перед тем как набросать сюжет, проходят приведенную выше цепочку рассуждений. Вот и получаются у нас рассказы и повести, в которых добро борется со злом виртуально, через океан или просто «для галочки». А потом удивляемся, почему история получилась такой скучной. Кстати, подобные казусы случаются не только с начинающими, даже опытные и маститые авторы порой так увлекаются побочными сюжетными линиями, что совершенно забывают о главном конфликте.

Поэтому, чтобы не было мучительно больно, всегда и везде: сначала придумывается обязательная сцена! Как только в голове сформировалась идея главного конфликта произведения, сразу же нужно продумать обязательную сцену. Без нее нет смысла браться за остальное. Все дорожки в рассказе или романе ведут именно к ней. Когда вы уже точно определитесь, кто, где, когда и как в ней схлестнется – только после этого можно придумывать весь остальной сюжет.

Требования к обязательной сцене.

Главное требование, безусловно, чтобы эта сцена была.

Второе по важности требование: читатель должен получить от обязательной сцены то, что он хочет, но совершенно не так, как того ожидает. Вся сложность обязательной сцены в том и заключается, что читатель подсознательно ждет ее и знает, что она будет. Пропадает эффект удивления! Поэтому сцена должна быть, но в ней читателя придется удивить.

В нашем примере читатель ожидает, что герой сразится со злодеем в его логове – огромном неприступном замке, и что лишь после победы заберет сокровище. Хорошо, мы обманем ваши ожидания. Наш герой проберется в крепость, будет таиться по углам, сражаться со стражей, но главного злодея не обнаружит. Мы нагнетаем напряжение: герой берет сокровище с золотого пьедестала, но ничего не происходит. Он выходит из замка, но погони нет. Но мы-то с вами знаем… Он отправляется к себе домой. Но погони нет. Он дезориентирован. Неужели все так просто? А вот дома… Его город сожжен дотла, а на руинах дворца восседает главный злодей. И уж теперь-то бежать  герою некуда – он принимает бой.

Это, конечно, лишь первый пришедший в голову вариант, но он хорошо иллюстрирует второе требование к главной сцене – она должна обмануть (а в идеале – превзойти) ожидания читателя.

Следует также отметить, что обязательная сцена  не всегда выливается в бой не на жизнь, а на смерть. Очень часто обязательная сцена – это разговор. Если мы имеем дело с романтической историей – это воссоединение влюбленных или последняя ночь перед расставанием. Все зависит от характера конфликта, именно поэтому я и рекомендую сначала продумывать именно обязательную сцену. Она – ключ ко всей истории.

Что ж, на этом пока остановимся. Надеюсь, вы целиком и полностью прониклись важностью обязательной сцены для сюжета, разобрались, каким образом строится обязательная сцена, и теперь сможете успешно применять полученные знания на практике. В чем вам и желаю удачи. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская»! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Светлана:

    спасибо статья супер!

     

  2. Володя:

    кульминация и обязательная сцена — это одно и тоже или нет?

  3. admin200:

    Володя, кульминация и обязательная сцена — это не одно и то же. В некоторых случаях обязательная сцена как таковая, действительно, может совпасть с кульминацией, однако так может быть далеко не всегда. Например, конфликт героя и антагониста может оказаться не основным в произведении. В таком случае обязательная сцена с их участием не будет кульминацией, она последует после — в виде разрешения героем внутреннего конфликта (как вариант). В этом отношении мне понравился опыт украинского дуэта Г.Л. Олди. Так вот, они часто практикуют ложную кульминацию (по сути, обязательную сцену), в которой делают яркое запоминающееся столкновение героя и антагониста, а уже после дают саму кульминацию, значительно менее яркую, но в которой разрешается сам конфликт произведения. Ну и еще одно отличие: обязательной сцены может не быть вообще, а вот кульминация, как правило, в произведении с конфликтом должна присутствовать обязательно.

  4. Володя:

    Понятно) Читал мнение, что столкновение Главгероя и Главгада — это голливудизм. Хотя на мой взгляд, приключенческая книга без этой сцены сильно проигрывает, после прочтения чувствуешь себя обманутым) 

  5. admin200:

    Володя, вы совершенно правы. Еще можно добавить, что в рассмотрении вопроса обязательной сцены все почему-то сразу берут пример боевиков и триллеров. Хотя такая сцена возможна в самых различных сюжетах и конфликтах. Обязательная сцена — это не всегда мордобой, очень часто это разговор или признание в любви. Все зависит от самого сюжета.

  6. Леона:

    То есть обязательная сцена- это ОБЯЗАТЕЛЬНО разрешение главного конфликта и после нее кулаками не машут?  И она в сюжете может быть только одна? Может ли обязательная сцена, к примеру, закончиться неоднозначно, а в кульминации все благополучно разрешиться?

  7. admin200:

    Леона, главный конфликт не всегда разрешается по итогам обязательной сцены (он, бывает, вообще не разрешается). Обязательная сцена должна быть в единичном экземпляре. 

    Встречный вопрос: почему не завершить обязательную сцену однозначно благополучно, если потом все равно все хорошо закончится?

  8. Леона:

    Об обязательной сцене, как о разрешении главного конфликта я написала применительно к своей истории. Но чтобы ответить на ваш вопрос, надо бы раскрыть сюжет, а это долго и страшно =)  Но если издалека, то суть в том, что антагонист, медленно но верно добивавшийся своей цели, почти достиг ее. И вот главный герой в ловушке. Происходит столкновение сторон (это и есть обязательная сцена?) Но в результате неожиданного поворота событий герой  спасен, а судьба злодея неизвестна.  Он появляется уже позже, в самый важный момент жизни протагониста. Происходит опять-таки столкновение, но это уже борьба психологическая, она-то и открывает страшную тайну (главную интригу) антагониста. (а это кульминация?)

     

    В теории все предельно ясно – что это за  сцена обязательная и зачем она нужна. Ясно это на примере других произведений, а вот когда сам начинаешь мастерить, тут уж начинается безудержное самопальство… %)

  9. admin200:

    Леона, меня все равно не покидает ощущение, что у вас в наличии одна сцена, разбитая во времени на две. Ну да ладно...

    А не получается зачастую потому, что мы изначально строим сюжет не так, как принято, например, в кинематографе. Та же обязательная сцена — это вишенка на торте, но чтобы она была по-настоящему вкусной, нужен сам торт — то есть сюжет, выстроенный целиком и полностью под эту сцену.

  10. Сарвар:

    А можно ли применять обязательную сцену в каждом отдельно взятом акте? Если выстроить сюжет по трёхактной структуре, то возможно ли применение О.С. в каждом акте? Или это будет слишком наигранно? Я немного потерялся в этом вопросе, знаю, что он глупый и всё же — спросить хочу. 

    Статья — бомба. Как и всегда. Сразу всё стало понятно. Спасибо Вам!

  11. admin200:

    Сарвар, обязательная сцена — это, как правило, кульминация третьего акта. Ставить ее в каждом акте не получится, т.к. читатель только в конце первого поймет, какие силы противоборствуют в конфликте истории.

  12. Сарвар:

    Ну да, логично. Спасибо за ответ. 

Ваш комментарий