Типы сюжетов по Блейку Снайдеру. Часть 2

Сегодня я продолжу рассказ о классификации киносюжетов Блейка Снайдера, приведенной в замечательной книге для сценаристов «Спасите котика». В прошлый раз мы познакомились с первыми пятью типами киносюжетов, а в этот разберем пятерку оставшихся. Обращаю внимание, что данная классификация отнюдь не является абсолютной и всеобъемлющей, далеко не каждый сюжет ложится в нее идеально, однако с известной долей приближения подавляющее большинство фильмов и сюжетных историй можно классифицировать с ее помощью.

Итак, если вы готовы, то мы продолжаем.

Типы киносюжетов

Два товарища

Один из чрезвычайно распространенных мотивов, который можно встретить в множестве самых разнообразных вариаций. В основе подобных историй, как правило, лежат взаимоотношения двух максимально не похожих героев. Это могут быть мужчина и женщина, белый и негр, молодой и опытный, амбал и коротышка, ну и т.д. Важно, чтобы отличия были запоминающимися, яркими и значительными, и касались не только внешности, но и внутреннего содержания. Характер, темперамент, взгляды на жизнь – все должно отличаться. В идеале нам необходимы два кардинально отличающихся ярких героя.

Сам сюжет строится до неприличия просто: наша горячая парочка объединена общей целью и для ее достижения вынуждена действовать сообща. Одной из классических вариаций является полицейский боевик, где непохожие друг на друга напарники распутывают некое сложное и опасное дело («Час пик» с Джеки Чаном и Крисом Такером). Разумеется, из-за этой пресловутой непохожести, тотальных и непреодолимых расхождений мировоззрений товарищи поначалу друг друга на дух не переносят. Их конфликтные взаимоотношения, во многом, и притягивают зрительский интерес на протяжении всей истории. Однако, проходя через испытания, они понимают, что нуждаются друг в друге. Осознание этого факта нередко обостряет конфликт – никто из гордецов не желает признавать свою зависимость от того «чудака». Далее следует сцена расставания. Волею обстоятельств наши герои расходятся. Вот тут-то они и понимают, как здорово они сработались, какой слаженной командой стали за это время. И в финале нас ждет воссоединение друзей.

В общем-то, все вышеописанное замечательно работает и с любовными историями. Там тоже нередко герои друг друга на дух не переносят, но переживая совместно разные испытания, постепенно влюбляются. А вынужденное расставание дает острое осознание чувств.

Необходимые элементы сюжета «Два товарища»:

  • Два абсолютно разных, несовместимых героя;
  • Единая цель для героев;
  • Момент расставания;
  • Воссоединение через осознание.

Преступление и наказание

О, ну этот мотив, думаю, в представлениях не нуждается. Огромное многообразие сюжетов, в основе которых лежит преступление, — едва ли не основа индустрии развлечений во все времена. «Преступление и наказание» — инвариант, породивший целые жанры. Например, детектива.

Но что мы знаем об этом типе историй? Если отодвинуть в сторонку все многообразие вариаций (а их, на самом деле, неисчислимое множество), то в сухом остатке имеется: преступление, преступник и следователь. Преступление всегда выступает центральным элементом истории, ядром, вокруг которого разрастается мякоть сюжета. И именно оно связывает воедино все линии повествования. Иногда, правда, бывает, что преступление еще не совершено, а только задумано, и сюжет рассказывает о подготовке к нему («Одиннадцать друзей Оушена»). Но как бы то ни было, преступление – центральный элемент повествования.

Линия преступник-преступление раскрывает тему падшей души, описывает опыт обращения к темной стороне, его причины и последствия. Это то, что непревзойденным образом раскрыто в одноименном романе Достоевского. Взгляд на проблему глазами преступника – тоже один из распространенных вариантов этого типа.

Линия сыщик-преступление раскрывает историю с иной стороны. Здесь зритель (да-да, именно зритель, а вовсе не сыщик) ищет преступника, попутно пытаясь разобраться в его мотивах. Именно поиск мотивов преступления является наиболее интересным, ведь личность преступника до определенной доли не вызывает вопросов – им, как правило, оказывается какой-нибудь садовник (неожиданный и неприметный персонаж). Намного более интересна подоплека, обстоятельства, толкнувшие человека на преступление.

Хочу обратить ваше внимание на то, что хотя тема преступления и преступников разработана и изучена, кажется, вдоль и поперек, подобные истории не перестают будоражить воображение. А все потому, что само повествование зачастую помещено в жесткие рамки (временные и пространственные), в нем есть конкретная цель (найти преступника или, наоборот, скрыться от возмездия) и конкретная угроза (преступления будут продолжаться; героя схватят и кинут за решетку). Зрителю хорошо понятна мотивация обеих сторон. Все эти простые элементы позволяют истории стоять крепко и не разваливаться, а уж наличие неожиданных поворотов делает из нее именно то зрелище, от которого так сложно оторваться.

Элементы сюжета «Преступление и наказание»:

  • Преступление;
  • Преступник;
  • Сыщик.

Торжество чудака

Весьма интересный тип сюжета, который очень часто ложится в основу разнообразных комедий. Сразу вспоминаются старые французские комедии с Пьером Ришаром и замечательный, можно даже сказать, эталонный образ чудака, который он создал.

Итак, главным героем такой истории обычно является некий тихоня-чудак. Ничего из себя не представляющий, но безобидный и милый человек, который легко завоевывает симпатии аудитории. По стечению обстоятельств этот чудак оказывается втянут в противостояние с неким могущественным плохим парнем (богачем, главарем мафии, чиновником, влиятельным адвокатом и т.д.). Естественно, в успех чудака не верит никто из окружающих. Да и антагонист до поры до времени не берет его в расчет. Однако ж чем дальше в лес, тем очевиднее для нас победа чудака. Герой с легкостью преодолевает чинимые антагонистом препятствия, заставляя того кипеть от злости. В финале наш неудачник оставляет в дураках всех королей жизни.

В общем-то, тема триумфа маленького человека всегда имела успех. Зрителю проще ассоциировать себя с ним, а уж потешить свое самолюбие, наблюдая поражения сильных мира сего, да еще от обычного неудачника – это удовольствие высшей пробы. Так что популярность таких историй вполне объяснима.

Слагаемые сюжета «Торжество чудака»:

  • Главный герой – чудак, тихоня и неудачник;
  • Могущественный антагонист;
  • Финальный успех чудака, в которого никто не верил.

Чувак в группе

Главной проблематикой сюжетов данного типа является вопрос противостояния личности и социума. Что важнее: индивидуальность или коллективное благо? Где заканчиваются интересы группы и начинаются личные интересы ее членов? Без преувеличения, сюжеты этой категории одни из самых интересных и неоднозначных.

В начале истории нам обычно представляют некую группу – общность людей, объединенных каким-либо фактором (кровным родством, национальной принадлежностью, общей целью, увлечением, политическими взглядами и т.д.) Группа может быть разной, вариантов масса: начиная от итальянской мафии или религиозной секты, заканчивая рабочим коллективом или компашкой друзей. Естественно, у каждой группы есть свои правила и свои цели. К каждому члену группы предъявляются определенные требования, у каждого есть набор обязанностей и своя роль в коллективе. Иными словами, группа предстает перед нами в виде четкой структуры со всеми, как говорится, вытекающими.

Главным героем обычно является новичок, волею обстоятельств попавший в группу. И тут не так важно, стремился он туда или нет, важен лишь сам факт его попадания в эту структуру. Именно глазами новичка нам предлагают взглянуть на порядки, установленные в группе. И естественно, никакого конфликта не получилось бы, не будь в группе что-то не так. Зачастую некоторые порядки, принятые в группе, кажутся дикими нам и новичку. А все потому, что группа, как структура, в первую очередь обеспечивает собственные интересы, а вот интересы членов для нее вторичны. Для стороннего человека это кажется неправильным. Быть может, он даже задастся вопросом: «а не сумасшедшие ли они?»

Далее в какой-то момент новичка ставят перед необходимостью совершить угодный группе поступок, который он ни за что не совершил бы в своих интересах (убрать неугодного группе человека, пойти на какое-то иное преступление или неоднозначный поступок). Именно этот момент призван вскрыть конфликт группы и человека.

Часто в сюжете присутствует так называемый бунтарь – персонаж, открыто выступающий против группы. Не обязательно им будет главный герой, но обычно такой персонаж есть. На его примере новичок может увидеть, как структура расправляется с опасным для нее элементом. Этот ход призван еще более углубить сомнения главного героя в правильности целей и методов, принятых в группе.

Конечно, нужно принимать во внимание, что на этот сюжет также оказывают влияние жанровые законы. Например, в комедии развитие конфликта личность-группа будет совсем иным, чем, например, в боевике.

Составляющие сюжета «Чувак в группе»:

  • Группа;
  • Новичок;
  • Конфликт интересов группы и личности.

Супергерой.

Ну, конечно, куда уж без него… Полагаю, некоторые грустно вздохнут, добравшись до этого типа сюжета, но что поделать?

Тут, правда, стоит заметить, что не все сюжеты данной категории столь прямолинейны, как кажется, и не во всех главным героем является некий супермен, который только тем и занимается, что крушит врагов направо и налево да спасает мир. В более тонких и оригинальных образчиках этого сюжета главным действующим лицом становится персонаж, хоть и наделенный некими сверхспособностями, но помещенный в условия обычной серой повседневности. Причем сверхспособностями может быть не только набившая оскомину суперсила и необъяснимые способности к левитации или телекинезу. Все может быть значительно тоньше и оригинальнее. Например, математический талант героя Рассела Кроу из фильма «Игры разума» — это тоже сверхспособность, ровно как и болезнь графа Дракулы в одноименной истории.

Следует понимать, что главной проблематикой таких историй становится то, что способности – это не только неоспоримое преимущество для их владельца, но и источник постоянной боли и страданий. Именно способности ломают его жизнь, и именно стремление к нормальности зачастую является главной целью героя. Подобная проблематика способна поднять истории этого типа значительно выше прямолинейных сюжетов из комиксов, с которыми их принято ассоциировать.

Главные элементы сюжета «Супергерой»:

  • Герой наделенный сверхспособностями;
  • Способности заставляют героя страдать.

Вот такую классификацию предлагает нам Блейк Снайдер в своей книге. Безусловно, классификация чисто киношная, но это не значит, что ее нельзя использовать и для писательских целей. Наоборот, знание основных принципов построения того или иного сюжета, позволит подходить к написанию более осмысленно.

Также хочу вас предостеречь от отношения к данной классификации как к набору клише для начинающего сценариста. Это далеко не так. Сам Снайдер в своей книге говорит о том, что сценаристу необходимо знать законы жанры, в котором он пишет, чтобы сделать нечто подобное, но лучше. Чтобы стать мастером в какой-то игре, жизненно необходимо знать ее правила. Так и здесь. Классификация не отнимает у автора право на творчество, она лишь дает подсказки, на что обычно обращают внимание в тех или иных типах историй. А вот каким образом использовать данную информацию – каждый решает сам.

Оставляйте свои комментарии по поводу данной классификации, подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе свежих статей. До скорой встречи!

2 комментария

  • Рубен:

    Все никак не доберусь до «Спасите котика», но данная статья мне говорит о том что это надо сделать обязательно)) Спасибо, все что касается построения сюжетов очень востребовано, жду еще подобных статей =)

  • Геннадий:

    Хех, читаю вторую и сразу вспоминается из категории Два Товарища — сейчас идёт аниме популярное «Моя Геройская Академия», так ну такая разница, что жуть. Уметь бы мне так же описывать характеры, как удаётся японцам и опытным писателям)

    Торжество Чудака — часто встречается в аниме) А Чувак в Группе — вообще часто)))

    Про Супергероя и говорить не будем, но мне, например, никакой оскомины не набила) Хорошая конструкция.

    Спасибо за статьи! Прям большое такое спасибо! Мне предстоит большая работа по выбору основной линии сюжета, формировании из неё трёх актов. Потом проработка кусочков(как сетевой автор, мне нужно на равные куски разбить) и для каждого небольшой сюжетец, конфликт, три акта и всё вытекающее) Эта подборка как нельзя кстати)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>