Типы сюжетов по Блейку Снайдеру. Часть 2

Автор: , 03 мая 2015

Сегодня я продолжаю рассказ об интересной классификации киносюжетов Блейка Снайдера, которую он приводит в своей книге для сценаристов «Спасите котика». В прошлый раз мы познакомились с первыми пятью типами киносюжетов, а в этот разберем пять оставшихся. Хочу обратить ваше внимание, что данная классификация не является абсолютной и всеобъемлющей, и не каждый сюжет ложится в нее идеально, однако с известной долей приближения подавляющее большинство фильмов и книг можно классифицировать с ее помощью.

Итак, если вы готовы, то мы продолжаем.

Типы сюжетов

Два товарища.

Один из чрезвычайно распространенных мотивов, который можно встретить в множестве различных вариаций. Итак, в основе подобной истории лежат взаимоотношения двух, как правило, совершенно разных героев. Это могут быть мужчина и женщина, белый и негр, молодой и опытный, амбал и коротышка, ну и т.д. Важно, чтобы отличия были яркими и значительными, и не только внешне, но и внутренне. Характер, темперамент, взгляды на жизнь – все должно отличаться. В идеале нам необходимы два кардинально отличающихся ярких героя.

Сам сюжет строится на том, что эта горячая парочка объединена некоей целью и для ее достижения вынуждена действовать сообща. Одной из классических вариаций является полицейский боевик, где в качестве героев выступают напарники («Час пик» с Джеки Чаном и Крисом Такером), которые распутывают некое сложное дело (цель). Разумеется, из-за кардинальных расхождений в характере и мировосприятии товарищи сначала друг друга на дух не переносят. Их конфликтные взаимоотношения во многом и притягивают зрительский интерес на протяжении всей истории. Однако, проходя через испытания, они понимают, что нуждаются друг в друге. Осознание этого факта нередко приводит к еще большему конфликту – никто из них не желает признавать свою зависимость от того «чудака». Далее следует сцена расставания. Волею обстоятельств наши герои вынуждены разойтись. Вот тут-то они и понимают, какой слаженной командой стали за это время. И в финале нас уже ждет воссоединение друзей.

В общем-то, все вышеописанное замечательно работает и с любовными историями. Там тоже нередко герои друг друга на дух не переносят, но вынужденные взаимодействовать, постепенно влюбляются. Вынужденное расставание дает осознание чувств.

Необходимые элементы сюжета «Два товарища»:

  • Два абсолютно разных, несовместимых героя;
  • Единая цель для героев;
  • Момент расставания;
  • Воссоединение через осознание.

Преступление и наказание.

О, ну этот мотив, думаю, в представлениях не нуждается. Огромное многообразие сюжетов, в основе которых лежит некое преступление, — едва ли не основа индустрии развлечений во все времена. Это сюжет, породивший целые жанры. Например, детектива.

Но что мы знаем об этом типе историй? Если отбросить в сторону все многообразие вариаций (а их, на самом деле, неисчислимое количество), то в сухом остатке имеем: преступление, преступника и героя, который ведет расследование. Преступление является центральным элементом истории. Это – ядро, вокруг которого все и строится. Именно оно связывает воедино все линии в повествовании. Иногда бывает, что преступление еще не совершено, а история как раз о подготовке к нему («Одиннадцать друзей Оушена»). Но в любом случае, преступление – центральный элемент повествования.

Линия преступник-преступление рассказывает нам историю падшей души, показывает обращение к темной стороне – его причины и последствия. Это то, что непревзойденным образом раскрыто в одноименном романе Достоевского. Взгляд на проблему со стороны преступника – один из распространенных вариантов этого типа.

Линия сыщик-преступление раскрывает историю с иной стороны. Здесь зритель (да-да, именно зритель, а не сыщик) ищет преступника, попутно пытаясь разобраться в его мотивах. Именно поиск мотивов преступления является наиболее интересным, ведь личность преступника до определенной доли не вызывает вопросов – им, как правило, оказывается какой-нибудь садовник (неожиданный и неприметный персонаж). Намного более интересна подоплека, обстоятельства, толкнувшие человека на преступление.

Хочу обратить ваше внимание на то, что хотя тема преступления и преступников разработана и изучена, кажется, вдоль и поперек, подобные истории не перестают будоражить воображение. А все потому, что само повествование зачастую помещено в жесткие рамки (временные и пространственные), в нем есть конкретная цель (найти преступника или, наоборот, скрыться от возмездия) и конкретная угроза (преступления будут продолжаться; героя схватят и кинут за решетку). Зрителю хорошо понятна мотивация обеих сторон. Все эти простые элементы позволяют истории стоять крепко и не разваливаться, а уж наличие неожиданных поворотов делает из нее именно то зрелище, от которого так сложно оторваться.

Элементы сюжета «Преступление и наказание»:

  • Преступление;
  • Преступник;
  • Сыщик.

Торжество чудака.

Весьма интересный тип сюжета, который очень часто ложится в основу разнообразных комедий. Сразу вспоминаются старые французские комедии с Пьером Ришаром и замечательный, можно даже сказать, эталонный образ чудака, который он создал.

Итак, главным героем такой истории обычно является некий тихоня-чудак. Ничего из себя не представляющий, но безобидный и милый человек, который легко завоевывает симпатии аудитории. По стечению обстоятельств этот чудак оказывается втянут в противостояние с неким могущественным плохим парнем (богачем, главарем мафии, чиновником, влиятельным адвокатом и т.д.). Естественно, в успех чудака не верит никто из окружающих. Да и антагонист до поры до времени не берет его в расчет. Однако ж чем дальше в лес, тем очевиднее для нас победа чудака. Герой с легкостью преодолевает чинимые антагонистом препятствия, заставляя того кипеть от злости. В финале наш неудачник оставляет в дураках всех королей жизни.

В общем-то, тема триумфа маленького человека всегда имела успех. Зрителю проще ассоциировать себя с ним, а уж потешить свое самолюбие, наблюдая поражения сильных мира сего, да еще от обычного неудачника – это удовольствие высшей пробы. Так что популярность таких историй вполне объяснима.

Слагаемые сюжета «Торжество чудака»:

  • Главный герой – чудак, тихоня и неудачник;
  • Могущественный антагонист;
  • Финальный успех чудака, в которого никто не верил.

Чувак в группе.

Главной проблематикой сюжетов данного типа является вопрос противостояния личности и социума. Что важнее: индивидуальность или коллективное благо? Где заканчиваются интересы группы и начинаются личные интересы ее членов? Без преувеличения, сюжеты этой категории одни из самых интересных и неоднозначных.

В начале истории нам обычно представляют некую группу – общность людей, объединенных каким-либо фактором (кровным родством, национальной принадлежностью, общей целью, увлечением, политическими взглядами и т.д.) Группа может быть разной, вариантов масса: начиная от итальянской мафии или религиозной секты, заканчивая рабочим коллективом или компашкой друзей. Естественно, у каждой группы есть свои правила и свои цели. К каждому члену группы предъявляются определенные требования, у каждого есть набор обязанностей и своя роль в коллективе. Иными словами, группа предстает перед нами в виде четкой структуры со всеми, как говорится, вытекающими.

Главным героем обычно является новичок, волею обстоятельств попавший в группу. И тут не так важно, стремился он туда или нет, важен лишь сам факт его попадания в эту структуру. Именно глазами новичка нам предлагают взглянуть на порядки, установленные в группе. И естественно, никакого конфликта не получилось бы, не будь в группе что-то не так. Зачастую некоторые порядки, принятые в группе, кажутся дикими нам и новичку. А все потому, что группа, как структура, в первую очередь обеспечивает собственные интересы, а вот интересы членов для нее вторичны. Для стороннего человека это кажется неправильным. Быть может, он даже задастся вопросом: «а не сумасшедшие ли они?»

Далее в какой-то момент новичка ставят перед необходимостью совершить угодный группе поступок, который он ни за что не совершил бы в своих интересах (убрать неугодного группе человека, пойти на какое-то иное преступление или неоднозначный поступок). Именно этот момент призван вскрыть конфликт группы и человека.

Часто в сюжете присутствует так называемый бунтарь – персонаж, открыто выступающий против группы. Не обязательно им будет главный герой, но обычно такой персонаж есть. На его примере новичок может увидеть, как структура расправляется с опасным для нее элементом. Этот ход призван еще более углубить сомнения главного героя в правильности целей и методов, принятых в группе.

Конечно, нужно принимать во внимание, что на этот сюжет также оказывают влияние жанровые законы. Например, в комедии развитие конфликта личность-группа будет совсем иным, чем, например, в боевике.

Составляющие сюжета «Чувак в группе»:

  • Группа;
  • Новичок;
  • Конфликт интересов группы и личности.

Супергерой.

Ну, конечно, куда уж без него… Полагаю, некоторые грустно вздохнут, добравшись до этого типа сюжета, но что поделать?

Тут, правда, стоит заметить, что не все сюжеты данной категории столь прямолинейны, как кажется, и не во всех главным героем является некий супермен, который только тем и занимается, что крушит врагов направо и налево да спасает мир. В более тонких и оригинальных образчиках этого сюжета главным действующим лицом становится персонаж, хоть и наделенный некими сверхспособностями, но помещенный в условия обычной серой повседневности. Причем сверхспособностями может быть не только набившая оскомину суперсила и необъяснимые способности к левитации или телекинезу. Все может быть значительно тоньше и оригинальнее. Например, математический талант героя Рассела Кроу из фильма «Игры разума» — это тоже сверхспособность, ровно как и болезнь графа Дракулы в одноименной истории.

Следует понимать, что главной проблематикой таких историй становится то, что способности – это не только неоспоримое преимущество для их владельца, но и источник постоянной боли и страданий. Именно способности ломают его жизнь, и именно стремление к нормальности зачастую является главной целью героя. Подобная проблематика способна поднять истории этого типа значительно выше прямолинейных сюжетов из комиксов, с которыми их принято ассоциировать.

Главные элементы сюжета «Супергерой»:

  • Герой наделенный сверхспособностями;
  • Способности заставляют героя страдать.

Вот такую классификацию предлагает нам Блейк Снайдер в своей книге. Безусловно, классификация чисто киношная, но это не значит, что ее нельзя использовать и для писательских целей. Наоборот, знание основных принципов построения того или иного сюжета, позволит подходить к написанию более осмысленно.

Также хочу вас предостеречь от отношения к данной классификации как к набору клише для начинающего сценариста. Это далеко не так. Сам Снайдер в своей книге говорит о том, что сценаристу необходимо знать законы жанры, в котором он пишет, чтобы сделать нечто подобное, но лучше. Чтобы стать мастером в какой-то игре, жизненно необходимо знать ее правила. Так и здесь. Классификация не отнимает у автора право на творчество, она лишь дает подсказки, на что обычно обращают внимание в тех или иных типах историй. А вот каким образом использовать данную информацию – каждый решает сам.

Оставляйте свои комментарии по поводу данной классификации, подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе свежих статей. До скорой встречи!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Рубен:

    Все никак не доберусь до «Спасите котика», но данная статья мне говорит о том что это надо сделать обязательно)) Спасибо, все что касается построения сюжетов очень востребовано, жду еще подобных статей =)

Ваш комментарий