Эмоционально-экспрессивная окраска слов

Автор: , 31 Мар 2014

Сегодня мы вновь говорим о стилистике русского языка, и темой нашей беседы станет эмоционально-экспрессивная окраска речи. Не секрет, что стиль художественных произведений сильно отличается от иных языковых стилей (публицистического, официально-делового и т.д.) И отличия эти лежат в плоскости не только широты используемой лексики, но и, в том числе, большого количества эмоционально окрашенных слов. В этом плане художественная речь близка с речью разговорной, но то, что допустимо в последней, не всегда может быть применимо на страницах литературных произведений. Скажем так: автору дозволено многое, но далеко не все.

Поэтому для того, чтобы владеть художественной речью, писать должен хорошо разбираться во многих ее тонкостях, к которым, безусловно, относится и грамотное употребление эмоционально-оценочной лексики. Именно о ней мы сегодня и поговорим.

Экспрессия

Эмоционально-экспрессивная окраска речи.

Как известно, многие слова в русском языке не только непосредственно называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, автор может назвать его белоснежным или лилейным. Заключенная в данных прилагательных положительная оценка отличается от стилистически нейтрального слова «белый». Это и делает их эмоционально окрашенными. Безусловно, возможен и вариант отрицательной оценки: белый – белобрысый. То есть автор, употребляя в контексте то или иное слово, выражает свое отношение, свою оценку предмета, действия или признака.

По этой причине эмоциональную лексику часто называют оценочной или эмоционально-оценочной. Однако важно понимать, что сами по себе эмоциональные слова (к примеру, междометия: ах, ох и т.д.) могут и не содержать оценки. Так же и напротив – слова, где оценка является самим их лексическим значением, могут не относиться к эмоциональной лексике (хороший, дурной, радовать, ругать). Правда, во втором случае оценка является не эмоциональной, а скорее интеллектуальной, логической.

Главной отличительной чертой эмоционально-оценочной лексики является все же факт наложения эмоциональной окраски на самостоятельное лексическое значение слова. Такая лексика выражает отношение самого говорящего к называемому явлению.

Далее не лишним будет привести небольшую классификацию эмоциональной лексики:

  1. Однозначные слова с ярким оценочным значением. Заключенная в них оценка столь ярко и определенно выражена, что слово просто невозможно употребить в другом значении. К ним относятся так называемые слова-характеристики (хапуга, пустозвон, подкаблучник, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку действия, явления или признака (предначертание, надувательство, очаровательный, безответственный, допотопный, воодушевить, осрамить).
  2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получившие яркую эмоциональную окраску при употреблении в качестве метафоры. Например, следующие контексты употребления глаголов: пилить мужа, проморгать автобус, напеть начальству и т.д. В этом случае слово, первоначально нейтральное, становится эмоционально-оценочным исключительно из-за соответствующего контекста.
  3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств. Они могут транслировать как положительную оценку – дружочек, травушка, аккуратненько, так и отрицательную – кулачище, детина, казенщина и т.п. Оценочный результат здесь обусловлен не столько первичным значением слова, а самим словообразованием: одному и тому же слову можно дать как позитивную, так и негативную оценку – стол, столик, столище.

Экспрессивность.

Довольно часто по отношению к эмоционально-оценочной лексике применяют понятие экспрессивная.

Экспрессивность (от лат. еxpressio – выражение) – значит выразительность. На практике же это означает надстройку над номинальным значением слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии. Например, вместо слова плохой можно употребить слова дурной, отрицательный, неверный. В таком случае обычное лексическое значение слова осложняется экспрессией. И как мы можем заметить, в художественной речи количество экспрессивных слов очень часто превосходит долю слов нейтральных.

Следует также помнить, что одно нейтральное слово может иметь сразу несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения (несчастье – горе – бедствие – катастрофа). Экспрессивная окраска изначально присуща многим словам: торжественным (незабвенный, глашатай, свершения), поэтическим (лазурный, воспевать, неумолчный), ироническим (благоверный, соблаговолить, донжуан), фамильярным (смазливый, мыкаться, шушукаться), неодобрительным (претенциозный, высокомерный), пренебрежительным (малевать, крохоборство), презрительным (наушничать, холуйство, подхалим), уничижительным (юбчонка, хлюпик, тарантас), вульгарным (хапуга, фартовый) и, конечно же, бранным (дурак, хам). Как видим, экспрессивно окрашенные слова можно условно разделить на слова, выражающие положительную оценку, и на слова с отрицательной оценкой. Подобное разделение просматривается и на примере синонимических рядов: бояться – трусить – опасаться; лицо – морда – лик и т.д.

Вообще, экспрессивная окраска всегда наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова, причем в одних случаях преобладает экспрессия, а в других – эмоциональная окраска. Поэтому на практике строго разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.

На эмоционально-экспрессивную окраску слова, безусловно, влияет и его значение. Резко отрицательную оценку имеют такие слова, как фашизм, терроризм, коррупция, мафия. За словами законность, правопорядок, равенство закрепилась положительная окраска.

Известно, что метафоризация способствует развитию эмоционально-экспрессивных оттенков того или иного слова. В этом случае стилистически нейтральные слова, употребленные в качестве метафор, наделяются сильной экспрессией: гореть на работе, валиться от усталости, пылающий взор, летящая походка и т.д. Автор же должен помнить, что главным обстоятельством для определения экспрессивной окраски слова является контекст, в котором оно употреблено. Именно он привносит дополнительные оттенки эмоций, а подчас способен и полностью перевернуть его значение (например, торжественное сделать ироничным).

Главное для писателя.

Из всего вышеизложенного следует, что автор при работе над текстом вполне может изменять его эмоциональную окраску, воздействуя тем самым на эмоциональное состояние читателя. Для этого он и использует эмоционально-оценочную лексику. Таким образом, если писатель хочет рассмешить или растрогать, вызвать воодушевление или наоборот – сформировать отрицательно отношение к предмету, он волен выбирать в каждом случае отдельный набор языковых инструментов. При таком подходе возможно уже заранее наметить несколько типов речи даже в рамках одного текста: например, риторически-торжественную, холодную официальную, интимно-ласковую, шутливую и т.д. В противовес им используется речь нейтральная, в основе которой лежат слова и выражения, лишенные сильной стилистической окраски.

Момент использования эмоционально-экспрессивной речи является одним из самых главных при формировании авторского стиля. Полагаю, что умение пользоваться этими приемами во многом и отличает начинающих авторов, которые не чувствуют контекста, от профессионалов.

На этом все на сегодня. В этот раз мы разобрались с теоретической основой использования эмоционально окрашенной лексики, а вот практика применения – в одной из ближайших статей блога. Следите за обновлениями, оставляйте свои вопросы и комментарии. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Максим:

    Хорошо вести электронную переписку — поставил нужный смайлик, вот тебе нужная окраска и настроение. Беда в том, что многие разучились передавать (и понимать) эмоции без этих веселых значков.С дочкой решили как-то попробовать исключить их в своих сообщениях, в итоге почти перестали понимать друг друга. Особенно забавно, что все чаще стали попадаться печатные (!) издания, щедро ими усыпанные :-|

  2. admin200:

    Максим, отлично понимаю то, о чем вы говорите. Смайлики — чрезвычайно удобный инструмент повседневного общения, но они снимают необходимость подбора нужных эмоционально окрашенных слов в письменной речи... А автор, как ни крути, должен уметь передавать эмоции при помощи слов.

Ваш комментарий