Работа над персонажем

Автор: , 12 Окт 2013

Ни для кого не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями. Этому аспекту писательского мастерства уже посвящены несколько статей, в том числе и «Как составить подробную карточку персонажа?» Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя наша публикация будет посвящена тем аспектам работы над литературными героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить некие информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

работа над героем

Важные аспекты работы над персонажем.

Итак, эта публикация будет оформлена в виде некоего перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задачей которой является сакцентировать внимания автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь будут и хорошо знакомые вам пункты и кое-что новенькое.

Описание внешности.

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. И безусловно, внешность является весомым слагаемым образа. Ее нельзя недооценивать.  В том плане, что удачно расставленные акценты, какие-то запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать фантазию читателя, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) порою внешность не столь важна, то для второстепенных персонажей удачно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас и от крайностей в описании внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются описаниями своих героев, что выходят за разумные рамки. Я, например, полагаю, что описание внешности на полстраницы – это уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют его персонажа из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя  — если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве небольшого резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности персонажа – это создание у читателей набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки.

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера. Хотя, конечно, по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, нам важно усвоить, что главный герой произведения по ходу сюжета просто обязан совершать какие-то поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей самого автора.

Вам вполне может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, в которых главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с этим не совершает поступков. То есть двигателем истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою жизнь. Но что в этом удивительного, если автор в любом случае эту жизнь ему сохранит как минимум до финала книги? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю историю пролежать на диване: сам-то он никаких действий не предпринял.

В общем, если вы хотите получить настоящего живого героя, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а уже действия будут раскрывать его характер. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть ваш главный герой.

Мнение автора.

На самом деле, это чрезвычайно тонкая вещь.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Однако привнося в повествование собственное мнение, он способен здорово разнообразить сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она ни была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше самого автора, их придумавшего? Поэтому мнение автора на их счет будет чрезвычайно мощным и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия определенных граней персонажа. И не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики – иногда одной фразы достаточно, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Конечно, это можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый момент, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей.

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к нему с почтением и уважением, мы начинаем понимать, что для этого есть какой-то весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, значит, герой либо не сумел добиться их доверия и уважения, либо когда-то умудрился его потерять. Как вы понимаете, это тоже довольно важные детали, которые помогают выписать портрет персонажа.

Тут еще очень важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он идеально гуманным и добрым или наоборот – до ужаса жестоким и злым. Добрых всегда будут любить, но найдутся также и те, кто им завидует, а будут и третьи – они видят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться их и сторониться, но объявятся и те, кто будет готов подражать или идти за сильной личностью, не смотря на его мотивы и намерения. Все эти нюансы человеческих отношений нам нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности понадобится даже нарисовать схему, обозначив в ней всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя.

Про это тоже не следует забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – то есть отображению персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя в этом смысле – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – и зачастую с тем намерением, чтобы мысли эти раскрывали смысл сказанного (сделанного) под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или происходящим вокруг событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают его характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену непередаваемой и искрометной. Так что, рекомендую.

Речь героя.

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это как воплощение его мыслей, так и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

Еще следует понимать, что речь героя является составной частью диалогов, которые, в свою очередь, могут занимать до половины объема произведения. Именно поэтому работа над речью персонажа чрезвычайно важна. Речь включает в себя как трансляцию собственных мыслей и мотивов вовне, так и мгновенную реакцию на поступающую информацию, чужую речь. Эти два соображения всегда нужно держать в уме при работе над диалогами. То есть в разговоре герой должен тем или иным образом обозначать свои ценности, интересы, мотивы (иначе он попросту обезличится), а также давать реакцию на чужую речь. Соблюдение этих простых правил станет первым и очень серьезным шагом к созданию правдоподобного образа персонажа через речь.

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Диана:

    Долгое время читала Ваши статьи с телефона (по некоторым причинам) и не могла оставлять комментарии. Зато теперь с удовольствием буду Вас благодарить за ценную информацию! Спасибо большое, отличная статья!

  2. Вита:

    Приятно, что мои собственные понятия о характере главного героя совпали с вашими. Значит, я на правильном пути. Благодарю за статью.

  3. Полезные рекомендации. Кстати, по ассоциации вспомнил двух писателей: Бахтин интересно писал о диалоге автора и героя на примере романов Достоевского, а Кокто — о своём молодом приятеле-французе, поставившем себе задачу вывести формулу написания великого романа на основе анализа лучших классических произведений. Насколько я помню, он умер ещё молодым, так и не написав шедевра. Но возможно, что про свою «секретную формулу» он что-то успел написать. Хотя я лично не верю в возможность её выведения. 

  4. Олександр:

    Дякую Вам величезне! Дуже цінні поради молодим авторам. Буду радити Ваш сайт своїм знайомим. Щиро вдячний. З повагою з України.

  5. Дайра:

    Здравствуйте. Ваша статья действительно важна для многих современных писателей, ведь они допускают огромное количество ошибок в описании героев. Советы дельные, но я считаю, должны присутсвовать примеры, чтобы человек мог понять, что именно от него хотят.

  6. admin200:

    Дайра, я вот тут подумал... Вы сказали, что современные авторы делают ошибки в описании героев. Я полагаю, что понятие «ошибки» вообще слабо применимо к прорисовке образов в литературе. Тут как с тем розовым слоном — всегда 50 на 50 — либо герой получился живым, либо не получился. 

    Еще очень много зависит от объема текста, приходящегося на каждого персонажа. Допустим, если у нас есть 400 страниц и только один герой, то выписать его сможет даже дилетант. А вот когда те же 400 страниц, а героев целая толпа, то тут и выходит на первый план авторское мастерство. А мастерство — это умение создать образ не через многостраничные описания, биографию и размышления, а через крохотные, но яркие детали. Кажется, современная литература требует именно этого. Во всяком случае, на данный момент я вижу это так.

    Что же касается примеров, то их отсутствие — это, конечно, бич и беда данного блога. Однако, у меня попросту не хватает свободного времени, чтобы отыскать все эти красочные и запоминающиеся цитаты в книжных дебрях и зарослях. Но когда-то, я надеюсь, у меня дойдут до этого руки, и примеры появятся.

  7. Ria:

    Здравствуйте) Хотела спросить у меня практически все персонажи женского пола. Нормально ли это? Потому что обычно в книгах всё в точности наоборот

  8. admin200:

    Ria, в литературе это обычное дело. У авторов-мужчин подавляющее большинство действующих лиц — мужчины, у женщин — женщины. Кроме того я уже говорил как-то, что редкий автор способен создать правдоподобный образ противоположного пола.

  9. Ольга:

    Благодарю за статью. За полезность и информативность в ней, высший бал. 

Ваш комментарий