Работа над персонажем

В рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями, потому что именно пресловутые ГГ в поделках начинающих авторов чаще всего получаются наименее вразумительными. Косвенно этот аспект писательского мастерства уже затрагивался в нескольких статьях, в том числе и в записи «Как составить подробную карточку персонажа?», которую я рекомендую обязательно прочитать. Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя публикация посвящена тем нюансам работы над героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

работа над героем

Важные аспекты работы над персонажем

Итак, эта публикация будет оформлена в виде перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задача которой — сакцентировать внимание автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь вы встретите и хорошо знакомые, общеизвестные пункты и кое-что новенькое. Начинаем.

Описание внешности

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. Безусловно, внешность является весомым слагаемым образа, и ее нельзя недооценивать. Удачно расставленные акценты и запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать читательскую фантазию, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) внешность порою не столь важна, то для второстепенных персонажей верно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас от крайностей в описаниях внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются портретами своих героев, что выходят за всякие разумные рамки. Я, например, считаю, что описание внешности на полстраницы – уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют персонаж из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя, если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности – это создание у читателя набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера. Хотя допускаю, что по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, важно усвоить, что главный герой по ходу сюжета просто обязан совершать поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей автора.

Вам может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, где главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с тем не совершает поступков. Двигателем таких истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою несчастную жизнь. Но что в том удивительного, если всесильный автор эту жизнь ему сохранит в любом случае, как минимум до финала? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю книгу пролежать на диване: сам-то он никаких действий не совершает!

Таким образом, если вы хотите получить настоящего живого героя, которому хочется верить и сопереживать, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а действия расскажут о его характера лучше любых оценок. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть главный герой.

Мнение автора

Тонкая, чрезвычайно тонкая вещь на самом-то деле.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Эта роль всем привычна. Однако, рискнув привнести в повествование собственное мнение, писатель способен здорово встряхнуть сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она не была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше автора, их придумавшего? Поэтому и мнение его на их счет будет чрезвычайно мощным ресурсом, и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия некоторых граней персонажа. Не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики, это ни к чему. Иногда достаточно одной фразы, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Такой шаг можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый прием, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к герою с почтением и уважением, мы понимаем, что для того есть некий весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, перебивают или просто не слушают, значит, герой не сумел добиться их доверия и уважения, либо умудрился где-то его растерять. Это тоже можно назвать важными деталями, помогающими выписать портрет персонажа.

Тут еще важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он в высшей степени гуманным и добрым, или наоборот – до омерзения жестоким и злым. Добрых будут ценить и любить, но всегда найдутся и те, кто будет завидовать, а также и третьи, кто увидят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться и сторониться их, но объявятся и подражатели, готовые идти за сильной личностью, не разбираясь в ее мотивах и намерениях. Все эти нюансы человеческих отношений нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности даже потребуется нарисовать схему, обозначить на листке всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя

Не следует о них забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – изобразить персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – зачастую с тем намерением, чтобы раскрыть смысл происходящего под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или разворачивающимся событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену незабываемой и искрометной. Так что рекомендую.

Речь героя

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это и воплощение его мыслей, и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

Речь героя также является составной частью диалогов, которые, в свою очередь, могут занимать до половины объема произведения. Именно поэтому работа над речью персонажа чрезвычайно важна. Речь включает в себя как трансляцию собственных мыслей и мотивов вовне, так и мгновенную реакцию на поступающую информацию, чужую речь. Эти два соображения всегда нужно держать в уме при работе над диалогами. Герой в разговоре должен тем или иным образом обозначать свои ценности, интересы, мотивы (иначе он попросту обезличится), а также давать реакцию на чужую речь. Соблюдение этих простых правил станет первым и очень серьезным шагом к созданию правдоподобного образа персонажа через речь. Более подробно о секретах написания диалогов читайте в одноименной статье "Диалоги" на блоге «ЛМ».

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

19 комментариев

  • Елена, скорее нет, кроме, пожалуй, двух случаев: 1) если герой идет под собственным именем; 2) если вы добавляете герою той глубины, каковой у него не было.

  • Спасибо за ответ. Хотелось бы дополнить для понимания картины: я оставляю от героя характер, а иногда беру какие-то внешние черты. Жаль, я думала, так все делают.

  • Весьма интересная статья. Однако, хотелось бы узнать кое что ещё. В моём случае есть весьма... неприятная проблема. Я пишу историю постоянно переключаясь между женскими и мужскими персонажем. Хотелось бы получить советы на подобный случай, так как если с основными проблем нету, то когда задействуются второстепенные, появляются проблемы в виде схожей речи, недостаточно вжился в персонажа и так далее по списку.

    Понимаю, что запрос весьма... абстрактный, но хотелось бы советов как раз на такой случай.

  • Влад, запрос понятный. Но вряд ли найдётся готовый рецепт для решения такой сложной задачи. Вообще, это огромная редкость, чтобы автор достоверно и реалистично отражал мир глазами противоположного пола. Я даже сейчас и не вспомню удачных примеров, а вот неудачных — сколько угодно. Тот же Лукьяненко, как мне кажется, совсем неспособен создать живой женский образ, уж не говоря о том, чтобы вести повествование от его лица. Вот у него женщины — в лучшем случае мужики-траверси, а обычно — просто сюжетная функция. И так у большинства авторов, причём у женщин проблема обратная — им не даются мужские образы.

    Поэтому для меня неудивительно, что у вас возникли такие проблемы. Но вообще, я считаю, нужно начинать с создания двух проработанных индивидуальных характеров. И подавать повествование через призму этих характеров, а уж затем привносить элементы женского и мужского. Однако всё равно без большого жизненного багажа и некоторого чисто психологического таланта понимания противоположного пола решить вашу задачу вряд ли возможно. Наверное, проще пригласить консультантом кого-нибудь из подруг, чтобы девушка указала на некоторые моменты в тексте, которые с нашей мужской точки зрения выглядят иначе.

  • Всем привет, русские классики отлично могли, как мне видится 🙂 .

    И если есть возможность имеет смысл понаблюдать женщин :-), достаточно зайти на живой и чисто женский форум.

  • Олег, могли, наверное, совсем не исключаю такой возможности, однако из-за того, что мы никак не можем пообщаться и понаблюдать женщин того времени, приходится верить на слово. Причём не только русским классикам, у меня та же история и с зарубежной литературой — не зная досконально тамошнего менталитета, приходится доверяться автору. А с современной русской такого нет — там сразу видно, где точно, а где фальшак.

    Я ещё подумал вот о чём. Когда мы пишет от лица женщины, мы не просто должны сымитировать её образ мысли (в этом-то весь и цимес), но и до известной степени манеру изложения. Поэтому да, чтение женской литературы и женских форумов создадут неплохое подспорье.

  • admin200, да да, соглашусь по поводу доверять или недоверять. И еще интересно что первее женщины которые будучи помоложе начитались книжек и стали такими как героини этих книжек, а потом их перевели в героинь книжек следующего поколения. То есть сначала была книга. Или же сначала были первородные женщины которые книжек не читали совсем, но на их беду появился первый литератор и запечетлел их в своих любовых романах. То есть в этом случае сначала были женщины! Всех с пятницей! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *