Роль второстепенных персонажей

Автор: , 11 Ноя 2013

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская» я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Роль второстепенных персонажей

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными. Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные... Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными. Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества. То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории. Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор. Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Гелла:

    Второстепенные персонажи.

    И первая моя с этим ассоциация — Стругацкие. Не по своему статусу в мире или месте на профессиональной стремянке-нет. По своим героям. И именно второстепенным. Я отличной памятью не изуродована, а потому спустя какие-то жалкие 3 месяца напрочь забываю имена главных лиц, что уж говорить о проходящих персоналиях в книгах. Но Стругацкие в своем «Понедельнике» избавили меня от закоренелого склероза, который на самом деле был синдромом забывания скучных книжных ребят. Их персонажей я помню от макушки до пят, специфический стиль речи, черты характера — спросите хоть среди ночи, выложу всё. И это спустя 4 года после прочтения. 

    Тем самым, напрашивается вопрос: Какого, так сказать, лешего, я помню второстепенных героев Стругацких, а главных персонажей Флоберов, Тургеневых, Вальтеров Скоттов и других, не менее любимых мне авторов, нет? Я понимаю, все зависит от стиля, эпохи и масштабов идеализирования персонажей. Но я читала и экстремального Паланика, который явно стремился запомниться всем и вся. 

    Как добиться легкого и искреннего врезания в память читателя героев, чтобы было «по-Стругацким»? Придание ярких черт, ирония и т.п. — это понятно, как день. Но, думаю, этот прием известен всем писателям и писакам. Почему же запоминаются единицы? 

    С уважением,

    Гелла

  2. admin200:

    Гелла, я считаю, что все зависит не столько от стиля и эпохи, сколько от тех идей, которые раскрывают авторы в своих произведениях. От самого замысла. Если для его осуществления не важны второстепенные персонажи, то и налегать на них не стоит. А у Стругацких, извините, через эти второстепенные характеры порой абсолютно все и строится. Взять, к примеру, повесть «Улитка на склоне» — так там весь сюжет стоит на взаимодействии героев и их окружения. В этом вся соль, сатира и мораль книги. И понятно, что авторы затратили много времени и усилий на проработку всех этих второстепенных образов. Потому и такой результат.

  3. Василёк:

    «Ах, чёртов я шасконец!»- ярчайший пример главного героя, как и его Планше, плевавший от скуки в воду, замечательный примерчик второстепенного персонажа... Таких не забудешь!

  4. Larsen:

    «Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных.»

    Не совсем согласен с Вами на этом моменте. Мне всегда бросалось в глаза, как одним персонажам уделяется все внимание, а другим — никакого. 

    Нет, мне вовсе не жалко других персонажей, я согласен, что они не играют никакой роли(важной), но такой резкий контраст мне кажется каким-то даже высокомерным, что ли... 

    Я не говорю, что надо повышать значимость этих персонажей, но такой контраст слишком бросается в глаза и выглядит не естесственно. Второстепенные персонажи — такие же люди, как и главные герои (хоть и вымышленные).

  5. admin200:

    Larsen, я так и не понял, что конкретно, по-вашему, надо делать?

  6. МТА:

    Сейчас играю в одном конкурсе, с рассказом (примерно -45 тыс.знаков), где у меня десять второстепенных персонажей разной степени второстепенности: ведущие(3) первого плана (2), второго плана(3), упоминающиеся(2). Постаралась их всех сделать разными, поскольку взаимодействуя с ними, слыша их разговоры и думая о них герой принимает решения. Почти во всех замечаниях по тексту читаю, что героев слишком много. В то время как в других рассказах подобного объема второстепенных героев бывает и больше. В чем может быть дело. В малом объеме для такой тщательной прорисовке, или есть другие варианты. Просто варианты без разбора конкретного текста — для самообразования.

  7. admin200:

    МТА, если честно, в первый раз слышу, чтобы у кого-то в тексте героев было слишком много, обычно в вину авторам ставят блеклых и картонных персонажей. Серьезно, это что-то новенькое. Мне кажется, что подобные замечания могут возникнуть в том случае, если общая доля диалогов в тексте сильно превысит обычные 30%, что вызовет ощущение нескончаемой болтовни. Или возможен вариант, что второстепенные персонажи постоянно уводят повествование куда-то в сторону от главной идеи и темы. Все может быть...

Ваш комментарий