Композиция. Часть 1

Автор: , 25 Ноя 2013

Приветствую! Сегодня мы поговорим об организации структуры литературного произведения и вполне целенаправленно обратимся к такому понятию как композиция. Безусловно, композиция является чрезвычайно важным элементом произведения. А все потому, что именно она определяет ту форму, оболочку, в которую «завернуто» содержание. И если, скажем, лет двести назад этой самой оболочке зачастую не придавали большого значения, то уже в наши дни грамотно выстроенная композиция становится чуть ли не обязательным элементом для добротного романа и уж тем более для всякого рода новелл и рассказов. Так что овладение тонкостями построения композиции является для современного литератора чем-то вроде обязательной программы.

Вообще, разбор и усвоение того или иного типа организации композиции проще всего проводить на примерах малой прозы – просто из-за меньшего объема. Так что именно этим мы и займемся в ходе сегодняшнего разговора.

Композиция

Михаил Веллер «Технология рассказа»

Как я уже отметил выше, изучение типологии композиций проще вести через изучение малой прозы, так как в ней, в основном, используются те же самые принципы, что и в крупной. Ну а раз так, то и довериться в этом деле предлагаю профессиональному автору, положившему всю свою жизнь работе над рассказами, — Михаилу Веллеру. Почему именно ему? Дело в том, что Веллер написал целый ряд интереснейших эссе, посвященных писательскому ремеслу, из которых начинающий автор может почерпнуть много интересного и полезного. Лично я могу порекомендовать два его сборника: «Слово и судьба», «Слово и профессия», которые долгое время были моими настольными книгами. Тем, кто еще не читал их, обязательно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

Сегодня же для разбора композиции мы обратимся к знаменитому труду Михаила Веллера «Технология рассказа». В этом эссе автор буквально по косточкам разбирает все особенности и тонкости написания рассказов и новелл, систематизирует свои знания и опыт в этой области. Без сомнения, это один из лучших трудов по теории короткой прозы и, что не менее ценно, он принадлежит перу нашего соотечественника и современника. Думаю, лучшего источника для нашего сегодняшнего обсуждения нам просто не найти.

Композиция.

Итак, давайте вначале определимся, что же такое композиция.

Композиция — это конкретное построение, внутренняя структура произведения (архитектоника), включающая в себя подбор, группировку и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.

Данное определение, конечно, очень абстрактное и сухое. Мне все-таки ближе формулировка, данная Веллером. Вот она:

Композиция – это расположение отобранного для произведения материала в таком порядке, при котором достигается эффект большего воздействия на читателя, чем при простом последовательном изложении фактов.

В общем-то, композиция преследует вполне определенную цель — добиться от текста того смыслового и эмоционального воздействия на читателя, который задумал сам автор. То есть, условно говоря, если автор задумал запутать читателя, то он выстраивает композицию одним образом, если решил поразить его в концовке, то совершенно другим. Именно от целей самого писателя и берут начало те формы и виды композиции, что мы будем разбирать ниже.

1. Прямоточная композиция.

Это наиболее распространенный, хорошо всем известный и привычный способ изложения материала: сначала было так-то, потом произошло то-то, герой сделал вот что, и все закончилось тем-то. Главной особенностью прямоточной композиции является строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей. Здесь все последовательно, понятно и логично.

Вообще, для подобного вида композиции весьма характерна неторопливость и подробность повествования: события следуют последовательно одно за другим, и у автора есть возможность более основательно осветить интересующие его моменты. Вместе с тем подобный подход привычен для читателя: он исключает, с одной стороны, любой риск запутаться в событиях, а с другой, способствует формированию симпатии к героям, так как читатель видит постепенное развитие их характера по ходу истории.

В целом, лично я считаю прямоточную композицию надежным, но очень скучным вариантом, который, возможно, идеально подойдет для романа или какой-нибудь эпопеи, а вот построенный с ее помощью рассказ вряд ли блеснет оригинальностью.

Основные принципы построения прямоточной композиции:

  • Строгая последовательность описываемых событий.

2. Окольцовка.

По большому счету, это та же самая прямоточная история с одним единственным, но важным нюансом – авторскими вставками в начале и в конце текста. По сути, у нас получается своего рода рассказ в рассказе, где герой, представленный нам в самом его начале, и будет рассказчиком основной внутренней истории. Это создает очень любопытный эффект, заключающийся в том, что на изложение самого сюжета накладываются личностные особенности, мировоззрение и взгляды персонажа, ведущего повествование. Здесь автор намеренно отделяет свою точку зрения от точки зрения рассказчика и может вполне ожидаемо не соглашаться с его мнением.

Использование окольцовки дает возможность придать истории тот неповторимый колорит, который был бы невозможен в других обстоятельствах. Дело в том, что рассказчик может говорить любым языком (просторечным, разговорным, даже не особенно грамотным), он может нести любые взгляды (даже противоречащие общепризнанным нормам) – автор в этом случае отстраняется от его образа, персонаж действует самостоятельно, а читатель формирует собственное отношение к его личности. Это автоматически выводит писателя на самый широкий оперативный простор: ведь он вправе выбрать рассказчиком хоть неодушевленный предмет, хоть ребенка, хоть инопланетянина. Степень хулиганства ограничена лишь уровнем его фантазии.

Кроме того, наличие персонифицированного рассказчика формирует в сознании читателя иллюзию большей достоверности происходящего. Это ценно, когда автор – публичная персонала с широко известной биографией, и читатель прекрасно понимает, что этот автор, скажем, никогда не сидел в тюрьме. В таком случае писатель, вводя образ рассказчика – бывалого заключенного, просто снимает это противоречие в умах своей аудитории и спокойно пишет свой криминальный роман.

Окольцовка – очень действенный способ организации композиции, который, помимо всего прочего, иногда используется в паре с каким-то иным композиционным типом.

Признаки окольцовки:

  • Наличие персонажа-рассказчика;
  • Две истории – внутренняя, рассказанная персонажем, и внешняя, рассказываемая самим автором.

3. Точечная композиция.

Характеризуется пристальным рассмотрением одного единственного эпизода, момента из жизни, показавшегося автору важным и чем-то примечательным. Все действия здесь происходят на ограниченном участке пространства в ограниченный промежуток времени. Вся структура произведения как бы сжата до единственной точки; отсюда и название.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот тип композиции чрезвычайно сложен: от автора требуется сложить целую мозаику из мельчайших деталей и подробностей, чтобы получить в итоге живую картину выбранного события. Сравнение с живописью в этом контексте кажется мне весьма удачным. Работа над точечной композицией напоминает написание картины – которая, по сути, тоже является точкой пространства и времени. Поэтому здесь для автора будет важно все: и интонации, и жесты, и детали описаний. Точечная композиция – это момент жизни, рассмотренный через увеличительное стекло.

Основная задумка автора здесь – найти большое в малом. Показать читателю, что для драматизма не нужна масштабность, что даже короткий эпизод может нести в себе огромный художественный потенциал.

Точечная композиция чаще всего встречается в новеллах. Обычно это простые бытовые истории, в которых через мелочи передается огромный поток опыта, эмоций и ощущений. В общем, всего того, что писатель сумел вложить в эту точку художественного пространства.

Принципы построения точечной композиции:

  • Сужение поля зрения до единственного эпизода;
  • Гипертрофированное внимание к мелочам и нюансам;
  • Показ большого через малое.

4. Плетеная композиция.

Отличается главным образом наличием сложной системы изображения большого количества событий, происходящих с разными героями в разные моменты времени. То есть, по сути, эта модель прямо противоположна предыдущей. Здесь автор целенаправленно выдает читателю массу событий, происходящих сейчас, происходивших в прошлом, а иногда и должных произойти в будущем. Автор в большом количестве использует отсылы в прошлое, переходы от одного персонажа к другому. И все для того, чтобы из этой массы связанных эпизодов сплести огромную масштабную картину своей истории.

Зачастую подобный подход оправдан еще и тем, что писатель вскрывает причины и взаимосвязи описываемых событий при помощи эпизодов, имевших место когда-то в прошлом, или неявной связи сегодняшних происшествий с какими-то другими. Все это складывается по воле и задумке автора как сложный пазл.

Данный тип композиции характерен скорее для крупной прозы, где есть место для формирования всех ее кружев и хитросплетений; в случае же новелл или рассказов у автора вряд ли будет возможность построить нечто масштабное.

Основные признаки этого типа композиции:

  • Отсылы к событиям, происходившим до начала истории;
  • Переходы между действующими лицами;
  • Создание масштабности через множество взаимосвязанных эпизодов.

На этом предлагаю остановиться в этот раз. Сильный поток информации часто рождает путаницу в голове. Попробуйте обдумать озвученное и обязательно почитайте «Технологию рассказа» Михаила Веллера. Продолжение – совсем скоро на страницах блога «Литературная мастреская». Подписывайтесь на обновления, оставляйте свои комментарии. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Максим:

    Хороший блог... много полезного вычитал. Спасибо!

  2. Спасибо! Очень понятно, легко запоминается. К экзамену пригодилось =)

  3. Интересный и полезный блог. Подумываю написать рассказик для пробы. Поэтому стал искать ресурсы, посвященные этому. 

  4. admin200:

    OmarSK, обязательно попробуйте! Надеюсь, материалы блога вам пригодятся.

  5. Дамир:

    Спасибо автору за блог. Я написал 5 рассказов. Я хочу написать книгу. Очень помогает этот блог. Еще раз спасибо

  6. Леона:

    Спасибо за статью! С удивлением узнала, что мой роман имеет плетеную композицию! Вот так бывает -пишешь себе спокойно и вдруг узнаешь такие интересные штуки! Но как это сложно — удержать нить логики повествования, не запутаться в  собственной паутине событий. Порой редактирование одной какой-нибудь части ведет к переменам и в другой, одна переделанная фраза может изменить судьбу героя, сюжет меняется, ускользает, герои начинают вытворять неожиданные вещи, повергая меня в шок! и так- до бесконечности! Я не могу работать над произведением строго по плану, восхищаюсь теми, кто может... 

  7. admin200:

    Леона, вы замечательно обозначили сложности, которые создает отказ от использования предварительного плана. Могу порекомендовать почитать Стивена Кинга «Мемуары о ремесле», ну и обзор на эту книгу на данном блоге.

  8. Диана:

    Безумно полезная статья! Я всегда стараюсь писать по четкому плану, в ходе добавляя некоторые несущественные, но придающие произведению характер, моменты. Интересно было узнать о видах композиции, уверена, мне это пригодится  =)

  9. admin200:

    Диана, рад, что вам понравилось.

  10. Элина:

    Спасибо за статью. Мой «вечный»))) роман похоже имеет плетёную композицию. К сожалению, написание его не кончается уже 2 года. Мои герои живут от меня отдельной жизнью и то, что я хочу написать о них, никогда не пишу. Постоянно проверяю написанное и так до бесконечности. Но сил прекратить работать над ним тоже нет — герои  разговаривают со мной в течение дня и в особенности, когда я занята другими делами. (((

  11. admin200:

    Элина, если с вами разговаривает кто-то вымышленный и несуществующий — это очень, очень плохой симптом. :-D

  12. Элина:

    Да мне и не важно, какой это симптом! Главное, чтобы результат хороший принёс =)

     

Ваш комментарий