Композиция. Часть 2

Сегодня мы продолжим начатый не так давно разговор о композиции и структуре материала в художественном произведении. Напоминаю, что в прошлой записи «Композиция. Часть 1» мы начали знакомство с замечательной классификацией типов композиции в малой прозе, предложенной нашим современником – писателем Михаилом Веллером. В этот раз мы разберем оставшиеся варианты и постараемся сформировать целостное представление о роли композиции в восприятии  литературного произведения.

Композиция литературного произведения

5. Остросюжетная композиция.

Это своего рода спекулятивный прием, изменяющий последовательность изложения событий в истории таким образом, чтобы самое значимое Событие оказалось в самом конце. А уже от того, произойдет оно или нет, и будут зависеть жизни и судьбы героев, а зачастую и всего мира в целом. Спекулятивен данный прием потому, что он эксплуатирует простое человеческое любопытство. Автору нужно лишь удачно забросить крючок в начале истории, и читатель проглотит всю его книги лишь для того, чтобы узнать – случится это самое Событие или нет. Ну и вполне естественно, что подобный подход получил самое широкое распространение в коммерческой литературе. Кому, как не авторам бесконечных и бессмысленных серий эксплуатировать банальное людское любопытство?

Причем стоит заметить, что само по себе главное Событие могло бы произойти в любой момент; оно отодвигается к финалу исключительно по воле самого автора. Зачастую это прекрасно заметно для подготовленного читателя, и многим подобное искусственное осложнение сюжета может попросту не понравиться.

Основные признаки остросюжетного построения композиции:

  • Главное событие изъято из прямой последовательности фактов и намеренно отложено до самого конца;
  • Главная интрига истории: произойдет Событие или нет?

6. Детективная композиция.

В чем-то она схожа с предыдущим типом композиции, но есть и заметные отличия. В первую очередь, детективное построение истории выделяется наличием двух больших событий – преступления (которое обычно остается за скобками, то есть предлагается нам как данность) и раскрытия личности преступника. Так вот весь сюжет детективной истории – это путь от первого события до второго. Причем это путь в обратном порядке – своего рода путешествие к прошлому. И уже от автора будет зависеть, насколько увлекательным оно получится. Оставляя многочисленные ниточки и зацепки, он ведет сыщика и читателей по заранее придуманному маршруту, который закончится там, где история фактически началась – на месте преступления.

Необходимые составляющие композиции:

  • Наличие преступления и лица, его совершившего;
  • «Обратное» движение событий – восстановление картины происшедшего.

7. Двухвостая композиция.

Довольно интересный способ построения композиции, который заключается в жестокой игре на контрастах и ожиданиях читателя. В основном течении событий он ничем не отличается, скажем, от прямоточного типа композиции: события следуют одно за другим по заранее определенной автором цепочке. Однако основной упор сделан на концовку, которая состоит из двух частей. Первая обычно – это счастливый финал. Надежды публики на удачный итог и разрешение всех проблем сбываются, читатель счастлив. А вот после этого автор преподносит настоящий финал – как правило, трагический. Счастливый итог оказывается обманом или сном, а на голову читателя выливается ушат суровой реальности. Это рождает эффект контрастного душа, резкий переход от счастья к несчастью.

Признаки двухвостой композиции:

  • Наличие двух концовок – счастливой и трагичной, перечеркивающей счастливую.

8. Инверсионная композиция.

Этот тип композиции, ровно как и предыдущий, используется, в основном, для создания трагического настроения. И если в предыдущем случае автор активно работал с концовкой, оставляя без изменений цепочку событий, то здесь объектом для изменений может стать любая из частей текста.

Суть инверсионного построения композиции заключается в том, что автор намеренно изымает из естественной хронологической цепи какое-то событие и помещает его рядом с другим, противоположным ему по настроению. Таким образом, происходит столкновение, контраст настроений, который эмоционально воздействует на читателя, и которого до этого в прямоточной структуре композиции попросту не существовало.

Здесь Веллер приводит в пример пьесу Пристли «Время и семья Конвей». Там в ходе первого действия молодые люди строят амбициозные планы на будущее, а второе действие переносит зрителя на десять лет вперед, где герои прозябают в нищете. В третьем, являющимся непосредственным продолжением первого, герои продолжают надеяться и бороться, а мы уже фактически знаем, что их надеждам не суждено сбыться. Как видите, это достаточно мощный прием, способный привнести даже в обычную, на первый взгляд, историю сильнейший драматический мотив.

Принципы построения данного вида композиции:

  • Преднамеренное изъятие автором эпизода из истории и внедрение его рядом с другим эпизодом, противоположным по тональности.

9. Шарнирная композиция.

Замечательным и ярким примером этого типа композиции является малая проза О. Генри. Смысл здесь заключается в том, что из общей структуры событий автором намеренно изымается самое важное событие, которое раскрывается только в концовке. В итоге рассказ до самого финала имеет совершенно иной смысл, цели и мотивы героев не всегда понятны читателю, а неожиданная концовка неизменно оставляет публики в дураках, переворачивает весь смысл истории с ног на голову.

По сути, концовка рассказа в случае шарнирной композиции всегда обратна тому, чего ожидает читатель. Рассказ в своей концовке совершает резкий и неожиданный поворот, будто на шарнире, – и все события открываются уже под иным светом, нежели чем были до этого.

Составляющие шарнирной композиции:

  • Важное событие, изъятое автором из прямоточной структуры рассказа и помещенное в конце;
  • Неожиданная концовка, переворачивающая весь смысл истории.

10. Контрапункт.

Вообще, контрапункт – это исключительно музыкальный термин, но Веллер применяет его и в контексте литературной структуры. Контрапункт здесь означает параллельное развитие нескольких независимых сюжетных линий. Чаще всего подобный способ построения композиции применяется в крупной прозе, где объем произведения позволяет проработать каждую из линий более скрупулезно.

Очень часто авторы используют контрапунктную композицию в виде нескольких не связанных между собой линий, которые в результате чередования создают у читателя совершенно новые смысловые и ассоциативные впечатления, которых не было в каждой из этих линий по отдельности. Например, чередование счастливой истории с трагической может вызвать в развязке сложный спектр смешанных ощущений, которого трудно было бы добиться средствами только одной сюжетной линии.

Иногда же писатель может ввести линию из прошлого, которая объясняет мотивы и поведение героя в настоящем

Признаки контрапунктной композиции:

  • Наличие в произведении двух и более независимых сюжетных линий.

11. Револьверная композиция.

В этом типе композиции события истории предстают перед читателем глазами разных героев. И соответственно, чем дальше идет повествование, тем большими подробностями обрастает история. То, что было очевидно для одного персонажа, может оказаться совершенно неясным для другого.

Это позволяет читателю рассмотреть события произведения под разными углами, показать персонажей как со стороны, так и изнутри, их собственными глазами. Разумеется, в таком случае проработка персонажей становится более качественной, образы получаются более живыми.

Само построение сюжета может быть реализовано в виде одного из двух вариантов:

  • В первом каждый из героев повторяет собственную версию одного и того же значимого события, и весь сюжет фактически и вращается вокруг одного экстраординарного происшествия (здесь револьверная композиция создает связку с точечной);
  • Во втором реализован принцип эстафеты, когда рассказчики истории сменяются по мере развития событий.

Признаки револьверной композиции:

  • Несколько рассказчиков внутри истории.

Итог.

Как видите, существует достаточное количество видов композиций, каждый из которых позволяет создать тот или иной эффект от произведения. Но всегда ли стоит обращаться к какому-то из представленных вариантов? Полагаю, что нет. Прямоточная классическая структура в большинстве случаев имеет более выигрышную позицию – она не запутывает и не усложняет повествование, и читателю всегда просто уследить, что, зачем и почему произошло. Выбор же любого иного типа композиции, по моему мнению, должен быть подкреплен первоначальным художественным замыслом автора, а не стремлением к излишнему украшательству.

Стоит также отметить, что разные типы композиции хороши для разных форматов историй. Например, точечная используется, в основном, в рассказах и новеллах, а вот контрапунктная возможна почти исключительно в романах. Есть же композиции универсальные. Все это также следует принимать во внимание при работе над структурой произведения.

На этом все на сегодня. Надеюсь, вы разобрались в этом многообразии видов композиции, и сумеете успешно применить их на практике. Оставляйте свои комментарии к этой статье, и не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Композиция. Часть 2

2 комментария для “Композиция. Часть 2

  1. Здравствуйте, а не подскажите, к какому типу композиций можно отнести фильм Гая Риччи « Карты деньги 2 ствола»

  2. Спасибо. Всё понятно, буду использовать и возвращаться к перечитыванию статьи в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх