36 драматических ситуаций по Жоржу Польти. Часть 1

Автор: , 08 Сен 2013

В этой статье я хотел бы поговорить об основных вариациях сюжетов, известных в мировой литературе. Ни для кого не секрет, что литературные произведения затрагивают, в общем-то, вполне определенный круг извечных проблем: любовь, предательство, борьба за существование, война и т.д. Эти вещи всегда интересовали и будут интересовать людей, поэтому о них всегда будут писать. Безусловно, здесь речь идет только о сюжетных произведениях, основанных на конфликтах, столкновениях интересов. Так вот для них можно попытаться выделить определенные тенденции, выстроить все многообразие сюжетов в небольшую классификацию с ограниченным количеством типовых ситуаций. Именно о такой классификации сегодня и пойдет речь. Вашему вниманию представляется 36 драматических ситуаций по Жоржу Польти.

36 драматических ситуаций

36 драматических ситуаций по Жоржу Польти.

Итак, Жорж Польти (1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895 году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций», которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.

1. Мольба.

Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.

Основные элементы, присущие этой ситуации:

  1. преследователь (или антагонист);
  2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;
  3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.

2. Спасение.

Эта ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.

Слагаемые этой ситуации:

  1. спасаемый;
  2. преследователь (антагонист);
  3. спаситель.

3. Месть, преследующая преступление.

Очень распространенный в литературе сюжет. Может раскрываться в виде конфликта на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем наказания неосужденного преступника.

Элементы этой ситуации:

  1. мстящий;
  2. виновный;
  3. преступление.

4. Месть близкому за близкого человека.

Разновидность предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм. Классическим примером ситуации является месть Гамлета своему отчиму и матери за убитого отца.

Элементы ситуации:

  1. живая память о нанесенном близкому человеку вреде;
  2. мстящий родственник;
  3. родственник, виновный в причиненном вреде.

5. Преследуемый.

Тоже довольно распространенный сюжет, в ходе которого герой, совершивший злодеяние или невиновный, преследуется превосходящими его враждебными силами. Тут может быть множество вариантов: преступник, скрывающийся от властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель, преследуемый мафией и т.д. В рамках других сюжетов этот может вырождаться в отдельные сцены погони, весьма распространенные в наше время в кинематографе.

Слагаемые сюжета:

  1. причина преследования (преступление, ошибка);
  2. укрывающийся от кары.

6. Внезапное бедствие.

Некто могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это может быть как отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и целый город, государство.

Основные элементы ситуации:

  1. появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;
  2. поверженный или сраженный известием о крахе властитель.

7. Жертва.

Это может быть как жертва других людей, так и жертва сложившихся обстоятельств, главное, что этот конкретный человек пострадал. А вот вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.

Примерные элементы сюжета:

  1. угнетатель или угнетающее обстоятельство;
  2. жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.

8. Бунт, мятеж.

В данной ситуации речь идет о недовольстве одного или многих политикой руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое выступление или вооруженное восстание.

Элементы сюжета:

  1. тиран;
  2. заговорщик.

9. Дерзкая попытка.

Здесь у нас довольно распространенный приключенческий мотив, подразумевающий под собой и множество рисковых предприятий, и нарушение неких табу и запретов. Это может быть и похищение какого-то объекта, женщины. Естественно, уровень эмоционального напряжения напрямую зависит от серьезности тех опасностей, которые подстерегают персонажа, решившегося на эту дерзкую попытку.

Составляющие ситуации:

  1. дерзающий;
  2. объект дерзновения;
  3. антагонист.

10. Похищение.

Хорошо известный всем древний сюжет, который является в некотором роде вариацией предыдущего. В основном, объектом похищения является женщина (ничего о похищении не знающая, либо, наоборот, страстно его желающая), однако похищать можно и детей, и мужчин, но уже с целью выкупа, например. Частным случаем похищения может считаться спасение – то есть похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.

Элементы сюжета:

  1. похититель;
  2. похищаемый;
  3. охраняющий.

11. Загадка.

В этой ситуации с одной стороны присутствует сила, загадку задающая, а с другой – герой, стремящийся эту загадку разгадать. Классическим случаем сюжета являются знаменитые загадки Сфинкса. Однако есть еще масса вариантов, в которых под страхом смерти нужно разыскать некий предмет или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые жанры – например, детективный, где загадка является движущей силой всего произведения.

Элементы ситуации:

  1. задающий загадку или что-либо скрывающий;
  2. стремящийся разгадать загадку;
  3. загадочное (предмет загадки).

12. Достижение чего-либо.

Вбирает в себя огромное множество историй, различающихся и по цели достижения (богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой, хитростью, красноречием, обманом).

Примерные слагаемые сюжета:

  1. герой, стремящийся чего-либо достичь;
  2. тот, от чего согласия или помощи зависит достижение цели;
  3. сторона, противодействующая достижению.

На этом пока остановимся. Следующие типы драматических ситуаций – в свежих статьях блога «Литературная мастерская», следите за обновлениями. До скорых встреч!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Дмитрий:

    А не могли бы вы составить список этих произведений по данным сюжетным линиям, если конечно это не затруднит вас.?(На выбор)

  2. Анна:

    На мой скромный взгляд, драматические ситуации вроде «дерзкой попытки или «похищения» не самые удачные шаблоны ситуаций. Потому как в роли объекта похищения часто выступает женщина, которая не является полноценным участником повествования. Писатели/игроделы/авторы всех мастей зачастую не прорабатывают такого персонажа. Подобный герой получается до отвратительного картонным и неинтересным, не играющим роли. 

    Довольно неприятно читать подобное. В принципе, мне не нравятся книги/фильмы, в которых женщина равняется объекту, не воздействуя вообще ни на что в сюжете, присутствуя лишь для «красоты» или разбавления команды мужчин.

  3. admin200:

    Анна, вы правильно все заметили. У подавляющего большинства авторов-мужчин огромные проблемы с изображением женских образов. Именно поэтому женщинам уделяется минимум места в тексте. А хорошо известный нам Юрий Никитин вообще считает, что женщина — это всего лишь функция, помогающая раскрытию образа главного героя.

    Вот такие пироги.

  4. Сергей:

    Все без исключения персонажи второго плана — лишь функции, раскрывающие героя повествования. А «подавляющее большинство авторов-мужчин» — посредственные писатели (драматурги). Как и большинство женщин. Именно в этом их проблема.

  5. admin200:

    Сергей, как у вас все просто, однако...

    Только вот мне не понятно, как определить, является ли автор посредственностью. Если у него, скажем, одна книга — ну совсем замечательная, а все остальные слабые, он тогда кто?

  6. Сергей:

    Как определить посредственность, слава Богу, не понятно никому. Точных определений тут быть не может. Но вот перед глазами – текст, он мне нравится или не нравится. В зависимости от этого, я на автора могу навесить ярлык посредственности или гения – что с того? Все эти "параметры" – вещь субъективная, как и вся гуманитарная сфера в целом. Потому, читайте себе тексты, да и ладно...

     

  7. Сергей:

    Но в посте уважаемой Анны речь шла о «субъектах» и «объектах». Тут и вовсе обижаться нечего: если говорите Вы, а я слушаю, то я – объект акта коммуникации, а Вы – субъект. Стоит заговорить мне, и мы поменяемся ролями. Условности, видите ли…

  8. admin200:

    ...«подавляющее большинство авторов-мужчин» — посредственные писатели...

    Как определить посредственность, слава Богу, не понятно никому...

    ...я на автора могу навесить ярлык посредственности или гения...

    Именно в этом их проблема.

  9. Сергей:

    Да. Мы поняли друг друга абсолютно. Искусство – зона произвола, и есть ли в том проблема, каждый решает сам.

Ваш комментарий