10 детективных заповедей Рональда Нокса

В сегодняшней публикации я хотел бы поделиться с вами весьма любопытной вещью, на которую наткнулся не так давно на просторах всемирной паутины. Этот своеобразный свод правил будет интересен всем авторам, работающим в жанре детектива, а также, наверняка, пригодится и тем, кто использует некоторые детективные элементы в собственных произведениях. Итак, речь сегодня пойдет о небольшой ироничной статье английского автора Рональда Нокса «Десять заповедей детективистики». Признаться честно, я не являюсь поклонником этого жанра, однако полагаю, что знание его основ является обязательным для любого писателя. В общем, если вы готовы разобраться, по каким принципам строятся детективные истории – читайте эту статью.

10 детективных заповедей

Рональд Нокс.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению статьи, думаю, было бы неплохо узнать, кто же такой этот самый Рональд Нокс.

Рональд Арбетнотт Нокс (17 февраля 1888 г. – 24 августа 1957 г.) – английский религиозный деятель, писатель, автор детективов. Родился в городе Кибуорт (Лестершир, Англия) в семье англиканского священника. Рональд пошел по стопам отца и был в 1912 году рукоположен в священнослужители. Еще до принятия сана Нокс издал свой первый сборник стихов, а в последующем стал публиковать эссе на духовные темы. Первая мировая война стала толчком для серьезных размышлений молодого священника, и результатом духовных мытарств стал переход Рональда в католицизм.

В 1925 году выходит первый детектив Рональда Нокса «Убийство у виадука», а после переезда в Оксфорд он пишет еще пять детективных романов. Естественно, церковное начальство не одобряло его увлечений светским жанром, а некоторые знакомые так и вовсе в открытую выражали презрение к его интересам.

Начиная со второго романа и во всех последующих, включая несколько рассказов, главным героем детективов Нокса является Майлз Брэдон – энергичный детектив, в прошлом служивший в разведке и не привыкший в мирное время сидеть без дела. В последних романах на образ Брэдона ощущается сильное влияние произведений Конан Дойля и его Шерлока Холмса.

Однако, не смотря на отсутствие широкой популярности, Рональд Нокс сумел оставить след в жанре: не столько как успешный автор, сколько как скрупулезный критик и систематизатор. Во время своего служения в Оксфорде Нокс публикует детективные романы и в частности пишет свое самое известное эссе, которое представляет собой введение к очередной книге. В нем автор изложил те самые десять заповедей детективистики, которые мы имеем возможность разбирать сегодня. И если романы Рональда Нокса критики называют недостаточно интригующими, то приведенные ниже десять правил прославили его как человека, блестяще разбирающегося в жанре.

Десять детективных заповедей Рональда Нокса.

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить.

В общем, довольно резонный тезис, потому как вся соль детектива и заключается в том, что преступником оказывает именно тот, кто все время был на виду. Иными словами, эффект удивления достигает тем, что читатель не смог распознать в каком-нибудь дворецком или садовнике дьявольски хитроумного убийцу. А вот если в концовке романа убийцей окажется тот, о ком ни разу за все это время и не упоминалось, то читатель, наверняка, окажется справедливо разочарован.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

Это правило, по сути, закрепляет жанр детектива в нише реалистичной, бытовой литературы. Что же дает это самое отсечение непознанного и фантастического? Конечно же, это лишает автора возможности припрятать некий мистический рояль в кустах, который в последствие объяснит цепь невероятных событий вмешательством чего-то сверхестественного. И, разумеется, лишит читателя одного из главных удовольствий от детектива – возможности самому разгадать цепочку преступлений и вычислить злодея.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

Фактически прямое продолжение второго постулата. Наличие каких-либо потайных дверей там, где их не может быть по определению, также существенно подрывает реалистичность повествования. Кроме того обустройство подобного рода ходов в современных домах – удовольствие не из дешевых, требующее серьезных и масштабных строительных работ. Так что вряд ли наличие такого прохода останется тайной для окружающих.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

А вот и еще пара способов нечестной авторской игры. Как вы уже, вероятно, заметили, Нокс был ярым приверженцем того, чтобы в детективном романе фигурировали исключительно простые, хорошо знакомые читателю вещи, исключающие всякие отсылы к фантазерству, мистике и вымыслу. Поэтому убийства, совершаемые с помощью доселе неизвестного яда, наверняка, окажутся неприятным сюрпризом для читателя.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

Довольно экстравагантный пункт для современных реалий. Однако надо полагать, что Нокс упомянул китайцев по той причине, что в его времена это был своеобразный литературный штамп. В те далекие времена жители Поднебесной были настоящей диковинкой для европейцев и ассоциировались с тайными знаниями, а нередко и со сверхспособностями. Теперь же этот пункт является исключительно памятником истории.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.

Стоит запомнить, что главное оружие детектива – логика. Сам жанр во многом построен на противостоянии умов; в нем интеллект сыщика противостоит интеллекту преступника. Таким образом, присутствие безотчетно верной интуиции просто рушит всю интригу, низводит повествование до уровня кукольного спектакля. Безусловно, у сыщика возможны озарения, но озарение здесь – это логический вывод, вытекающий из совокупности уже известных фактов.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

Иначе разрушится само противостояние преступник – детектив. Это приводит нас к тому, что в детективном романе все же должны быть некоторые незыблемые элементы. Многие из них (отсутствие сверхестественного, неизвестных науке ядов и т.д.) уже были перечислены выше; личность детектива точно так же относится к этой категории. Все-таки у читателя фактически не будет шансов самостоятельно вычислить преступника, если повествование изначально ведется от его же лица.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

Это, по сути, один из способов вовлечения читателя в процесс разгадки детективной тайны. Ведь кроме соревнования интеллектов сыщика и преступника, здесь имеет место быть и гонка умов самого детектива и читателя. И чтобы это последнее состязание получилось честным, читатель обязан владеть всей той информацией, что и ведущий расследование детектив.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать – но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

Ну это как раз на тот случай, чтобы читатель, проигравший в интеллектуальном состязании с сыщиком, удовлетворился маленькой, но все же победой над его недалеким помощником.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Весьма распространенный, но, тем не менее, не очень честный прием. Поэтому прибегать к нему без должной подготовки крайне не рекомендуется.

Вот такие рекомендации дает нам Рональд Нокс по поводу детективного жанра. Надеюсь, они оказались вам интересны и пригодятся в процессе работы над вашими произведениями. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе выхода новых статей. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

8 комментариев

  • Много кто в комментариях говорит что заповеди устарели ,но если отбросить их то детектив станет только хуже. Предстате себе детектив где преступник это маг способный сотворить всё что угодно ,который не появляется до самого конца романа , постоянно использующий скрытые ходы являющийся двойником кого либо и детектив руководствуется не логикой ,а счастливым случаем (про остальные можно продолжить в том же стиле). Хоть кому нибудь будет интересно? Основной интерес детектива для меня это логическое мышление ,попытка разгадать это самому основываясь на уликах ,а если детектив будет таким какой в нём интерес?

  • Левый чел, душа радуется, когда читаю такие здравые комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *