Конфликт

Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте.

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения. В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье "О типах художественной литературы" (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета»). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта. Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье "Трехактная структура произведения"). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

В конфликте приветствуется столкновение крайностей. Чем больше контраст противоборствующих персонажей, чем ярче конфликт. Не забывайте, что стороны в конфликте создают друг другу барьеры – их противостояние ни в коем случае не должно быть умозрительным и вялым, чем больше хитрости и изобретательности проявляют стороны, чем дальше они готовы зайти – тем интереснее. Подробнее читайте в статье "Бреши, барьеры и перипетии".

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор.

Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра» (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт.

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности. В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Более подробно о роли антагониста в сюжете художественного произведения читайте в одноименной статье: «Антагонист».

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте. Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

16 комментариев

  • Савелий:

    Спасибо, очень интересная статья.

    От себя хотел добавить, что конфликт редко остаётся «закрытым», даже если он внутренний. Множество различных обстоятельств, других людей будет постоянно влазить в конфликт и менять расстановку сил в нём.

    Например, отец семейства вспоминает случай из детства: посторонний мужчина спас его, когда он подскользнулся и чуть не попал под трамвай. Это воспоминание подтолкнёт его к благородному решению, т.к. ему уже спасали жизнь и теперь его очередь. В таком случае в конфликт «вмешается» прошлое.

    Кроме того в конфликте скорее всего примут участие другие люди. Например между семьями начнётся резня. В итоге главный герой уже решился отдать лекарство, а отдавать-то некому, т.к. жена уже всех зарезала.

    Такой приём делает конфликт более реалистичным и непредсказуемым, т.к. в жизни не всегда всё зависит от человека.

  • admin200:

    Савелий, вовлечение новых людей — это один из способов развития конфликта. Называется, расширение конфликта. Есть еще углубление, когда конфликт усугубляется, начинаясь с какой-то мелочи, и переходит на иные, более серьезные уровни. Например, семейная ссора, начавшись с неубранных носков, перетекает в разбирательства о трате денег и в подозрения в измене.

  • Клависинщик:

    Думаю рассказа должен выглядеть так:

    Сергей и Виктор дружат с детства. Сергей публичный человек, много времени в последнее время уделяющий благотворительности, голодающим детям, насилию над детьми. Виктор же светила науки. Он изучает змей, и работает над экспериментальных лекарством от рака, на основе змеиных ядов. Оба женаты, воспитывают детей и счастливы в браке.

    Собрались они поехать на природу, за город. Как в том фильме, такая у них традиция — раз в год ездить в с старое зимовьё(друзья там по молодости охотились). Едут дружно, в одной машине. Играет весёлая музыка и семьи в один голос дружно подпевают. Только Виктор всё расстраивается, что никак не может выбрать момент и отдать ему дрель — голова занята разработками. Сергей говорит, что пусть оставит у себя он её ему подарил.

    За разговорами не заметили, как прибывают на место и тут дочь Виктора, изучая зимовьё наступает на змею, та впивается ей в руку Сергею. Маша, дочь Виктора, зная что накосячила, не думая, лезет убрать её, но та извернувшись кусает девчонку и уползает в закат. Вот это поворот!

    Виктор, конечно же признаёт в змее ядовитую тварь, и лезет в сумку за единственным противоядием(Лето, сезон, в магазине больше не было). Сергей пытается достучаться до разума Виктора, говоря, что основной заряд змеи ушёл ему, а девчонке достались лишь крохи. Виктор спорит — девочка маленькая ей много и не надо, а Сергей здоровый мужик. Завязалась драка, а склянка с противоядием логично разлетается о камень зелье утекает в закат.

    Семьи сидят у костра и неспешно беседуют, вываливают все секреты, тайные мысли и грязь. Укушенных лихорадит, смысла везти в больницу нет — слишком далеко. Все обвиняют друг друга после неосторожных слов выясняется, что там все друг с другом переспали. Вот это поворот!

    Уставшие от склоки здоровые и укушенные засыпают и...просыпаются все здоровые на утро. Оказывается этот видный учёный перепутал змей. Виктор понимает, что вся его работа неверна, так как строилась именно на яде этой змеи. Вот это поворот!

    Назад едут молча. Снова играет по радио та самая весёлая песня. Сергей выключает радио и говорит, чтобы Виктор вернул ему дрель. Машина уезжает в закат

  • admin200:

    Клависинщик, что-то не очень. Но я орнул с фразы «зелье утекает в закат».

  • Геннадий:

    Всех благ!

    Собственно, куда я шёл, тут и комментарий. Статью читал уже не раз, не совру, если скажу, что пятый или шестой. Уверен — буду ещё, поэтому прошу не сворачивать проект)

    Прочел «В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения.» и тут же взялся за работу — прописывать интересы сторон. Оказывается, если их прописать, то проще представлять и развивать конфликт. Спасибо!

  • admin200:

    Геннадий, прописывая интересы, неплохо бы подумать, что мы хотим этими интересами и вообще всем конфликтом продемонстрировать. Конфликт — это одно из средств донесения идеи. Причем в современной культуре сильно опошленное. Значит, тем выше требования к его, конфликта, идейному наполнению. Есть тут, над чем призадуматься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>