Как написать план произведения?

Автор: , 19 Апр 2013

Сегодня в качестве продолжения первой статьи рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю продолжить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составить.

Скажу сразу, что не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на этот вопрос, и в этой статье я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план именно я. Эти соображения не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, можете и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Итак, обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя, данная формулировка не совсем верна: те несколько предложений, в которые умещается суть моего рассказа – не являются синопсисом в классическом его понимании, так как здесь он не получается в процессе сжатия, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на данном этапе моя цель проста – четко сформулировать основную идею рассказа и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как написан синопсис, я начинаю кратко описывать события своей истории. У меня этот шаг занимает порой несколько недель: взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение этих сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает у меня большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется продумыванию сюжета перед написанием, тем обычно качественнее результат. Но это не значит, что над рассказом нужно думать целый год – тут как и везде нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Причем, чем длиннее и масштабнее произведение, тем подробнее характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа» , а здесь я лишь перечислю основные моменты, которые я заношу в карточку действующих лиц:

Имя персонажа, его прозвище.

Профессия и место в истории (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).

Возраст.

Рост и телосложение.

Описание внешности. Обычно это цвет и длина волос, цвет глаз, наличие бороды или усов, какие-то характерные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче какие-то характерные детали, тем более запоминающимся выглядит персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя, однако не переборщите с экзотикой – если каждый второй герой будет хромым горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.

Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность – в общем, то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Тут хочу заметить, что для писателя по жизни очень важна наблюдательность по отношению к окружающим; более того, считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, потому как очень многие детали поведения берутся из повседневности. Порой знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба.

Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.

Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Не всегда в ней есть потребность, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию основных сцен – то есть отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, что нужно понимать, так это то, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменения психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом я расскажу в одной из следующих статей, не пропустите. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч.

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. максик:

    *HELP* 8) а помогите найти готовый план

  2. admin200:

    Максик, а вам зачем?

  3. максик:

    мне бы просто даже план , произведения а не  план героя :( ... =)если поможите вам спасибо =)

  4. Моляна:

    Спасибо-это слишком много!..

     

  5. Serene:

    Большое спасибо!

    Уважаемый Админ200, не могли бы Вы, пожалуйста, ответить вот на такой вопрос: используете ли Вы в самом рассказе заготовки из плана, если не считать сцен, или же Вы не прямо их используете, а погружаете в них персонажей, в голове выдерживая картинки и попутно давая читателю разъяснения?

    Спасибо большое! Я очень рада, что живут люди, которые любят свое увлечение или дело, относятся к нему серьезно и имеют очень мудрые мысли! УРА! Вы меня вдохновили! 

  6. admin200:

    Serene, скорее второй вариант. У меня никогда нет заранее подготовленных кусков текста или диалогов, есть только общая концепция произведения и последовательность сцен.

  7. Леона:

    Выглядит это все действительно очень продуманно, последовательно, логично. В идеале так и должно писаться произведение. Но вот как быть, если план составлен, есть конкретный замысел, четко продуманна идея романа, составлены карточки героев,  начинаешь писать, и вдруг персонажи начинают вести себя не по плану, зачастую меняя ход сюжета. Плохо продуманный план? Всё же составление плана — это не менее (а может и более?) серьезный труд, чем написание текста. Мастерство, которому нужно учиться и учиться =) 

  8. admin200:

    Леона, открою вам небольшой секрет: план тоже можно изменять и корректировать. И по ходу написания, и уже после того, как все написано. Просто потому, что в голову может прийти какой-то жутко интересный поворот или сцена, которая поможет раскрыть характер героев. Главное, придерживаться первоначальной идеи. Так что план — довольно гибкая штука. Не надо быть рабом плана; план — это инструмент для вашего же удобства.

  9. Леона:

    Так оно и получается... )

  10. Сергей:

    Здравствуйте. Решил я  опробовать себя в писательском деле в жанре фэнтези. И прежде чем писать роман начал создавать мир, в котором буде все разворачиваться, ибо живет он давно своей жизнью, и не чего не могу поделать, как выкладывать его на бумаге. Разработал  относительно подробную мифологию с заделом на многомерность вселенной и ну и так сказать локальную мифологию для данного мира. Но вот беда весь свой первоначальный запал, так сказать, творческих сил, потратил на мифологию, хотя  и с учетом того, что персонажи данной мифологии будут непосредственными участниками моих повествований. 

    Но вот есть те, кто говорят мне, что зря я взялся за этот непосильный труд — мир ваять и ни чего у меня в итоге не получится и книги не напишу и мир не создам. И посему с тех пор скребут на душе у меня кошки, не давая мне покоя. 

    Хочу отметить при этом что, даже написав план для книги и приступив к написанию первой ее главы,  чувствую  я,  что не на что мне опереться (даже когда разрабатывал сам план)  именно из-за не проработки окружающего мира, природы, культуры,  государственного устройства страны в которой разворачиваются события (плюс к этому обнаружил так много брешей в моих знаниях). И вот метаюсь я из угла в угол и не знаю, как быть.

    Связи с этим у меня к вам следующие вопросы:

    1.                         Стоят ли чего-либо мои усилия? Правильным ли я путем иду или стоило мне все-таки начать с написания непосредственно романа (да хоть и рассказа), а мир так строить так по ходу дела?

     

    2.                         Бывало ли у вас, что запал вдохновения вдруг иссекал и рука что-либо писать, не подымалась, и что в этом случае вы делали?

  11. admin200:

    Сергей, хорошо понимаю вашу проблему. В какой-то момент, наверное, любой автор нет-нет да и возьмется за что-то настолько эпичное и огромное, что не поднять и не утащить. И здесь, мне кажется, важно понимать две вещи. Первая, что большая вещь пишется долго. Годами и десятилетиями. Вот взять, к примеру, Дж. Мартина и его «Песнь льда и пламени». Он ее пишет с начала 90-х. Т.е. уже 25 лет, и произведение еще не закончено. И он ведь только тем и занимается, что пишет. Не работает на заводе, не учится. Он профессиональный писатель. Понимаете? Вещь вторая, что книга и придуманный мир — две разные вещи. Создать классный самобытный мир — это одно, а вот написать хорошую книгу — совершенно другое. Чрезвычайно сложно объединить два этих навыка. Об этом тоже надо крепко подумать.

    Отвечая на ваши вопросы, скажу, что определить, стоит ли оно того или нет, телепатически я не могу. Единственное, я бы не брался сразу за роман (роман и морально писать тяжелее, и сделать его качественнее в разы сложнее), а начинал бы с рассказов. Рассказы проще, на них можно набить руку, нащупать своего героя, обкатать мир, додумать какие-то нюансы и т.д. Все-таки роман всегда давит, т.к. это большой труд и на него возлагаются большие надежды. 

    Что касается запала, то да, у меня он иссякал и продолжает иссякать регулярно. Потому что писать — это большой труд, тяжелая работа. А писать каждый день — хочешь ты этого или не хочешь — это та еще каторга, особенно если это твой досуг, а не способ заработка. Надо просто понимать, для чего ты это делаешь. А если совсем тяжело, можно и пропустить пару дней, отвлечься.

  12. Сергей:

    Да конечно, я понимаю что полностью мир проработать это не «щас, быстренько, тяп ляп» и на отработку всех его уголков, существ, героев и т.п. можно работать годами. Я пока на это и не замахиваюсь. Я имею ввиду небольшую его часть которая  косвенно или прямо влияет на события в рассказе. Разве это не есть тот самый каркас, скелет который должен обрасти мясом. План разворачивающихся событий в рассказе это одно но ведь на них влияет окружающий мир который имеет свою историю (проработанную без излишнего фанатизма конечно =) ). Допустим когда прорабатываешь героя тут же возникает вопрос,  а какого он роду,племени. А дойдя до племени тут же напрашивается, кто такие да откуда, да как появились ведь это может очень сильно влиять на всю судьбу героя.  Плюс к тому же сюжет может разворачивается вокруг каких либо событий историей своей уходящей в стародавние времена  ждущие своей развязки именно сейчас.

    Нельзя ли  сказать что относительно проработанный мир это и есть главная сцена, декорации, костюмы, атмосфера для сюжета который наверно должен иметь предысторию    аккуратненько вплетаемую  в рассказ, для колорита так сказать. 

  13. admin200:

    Сергей, влияние, безусловно, имеется, но не такое глобальное, как может показаться. Все-таки во главе угла должен стоять не мир (он лишь декорации), а сюжет и персонажи. И проработка сюжета и персонажей должна занимать времени не меньше, чем проработка мира.

  14. Сергей:

    Спасибо за содержательный ответ. =)

  15. сергей:

    я давно уже пишу свою книгу, но нет усидчивости и терпения, а так же знания-плана, подскажите как написать книгу быстрее,спасибо!

  16. admin200:

    Сергей, поставьте себе норму — 3 страницы в день, и неукоснительно ее соблюдайте. Будете писать по три страницы в день и более, книга напишется очень быстро.

  17. Сарвар:

    Мне кажется, что в эту статью стоит добавить несколько шаблонов, образцов для лучшего понимания. Тот же синопсис, например... Думаю, написав краткий образец, Вы очень поможете мне (и другим начинающим писателям). Один раз увидеть куда полезнее, чем двадцать раз прочесть...

Ваш комментарий