Как написать план произведения?

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью "Как составить подробную карточку персонажа", обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье "Как написать идеальную сцену". Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью "Подготовка к написанию книги", которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

24 комментария

  • максик:

    *HELP* 8) а помогите найти готовый план

  • admin200:

    Максик, а вам зачем?

  • максик:

    мне бы просто даже план , произведения а не  план героя :( ... =)если поможите вам спасибо =)

  • Моляна:

    Спасибо-это слишком много!..

     

  • Serene:

    Большое спасибо!

    Уважаемый Админ200, не могли бы Вы, пожалуйста, ответить вот на такой вопрос: используете ли Вы в самом рассказе заготовки из плана, если не считать сцен, или же Вы не прямо их используете, а погружаете в них персонажей, в голове выдерживая картинки и попутно давая читателю разъяснения?

    Спасибо большое! Я очень рада, что живут люди, которые любят свое увлечение или дело, относятся к нему серьезно и имеют очень мудрые мысли! УРА! Вы меня вдохновили! 

  • admin200:

    Serene, скорее второй вариант. У меня никогда нет заранее подготовленных кусков текста или диалогов, есть только общая концепция произведения и последовательность сцен.

  • Леона:

    Выглядит это все действительно очень продуманно, последовательно, логично. В идеале так и должно писаться произведение. Но вот как быть, если план составлен, есть конкретный замысел, четко продуманна идея романа, составлены карточки героев,  начинаешь писать, и вдруг персонажи начинают вести себя не по плану, зачастую меняя ход сюжета. Плохо продуманный план? Всё же составление плана — это не менее (а может и более?) серьезный труд, чем написание текста. Мастерство, которому нужно учиться и учиться =) 

  • admin200:

    Леона, открою вам небольшой секрет: план тоже можно изменять и корректировать. И по ходу написания, и уже после того, как все написано. Просто потому, что в голову может прийти какой-то жутко интересный поворот или сцена, которая поможет раскрыть характер героев. Главное, придерживаться первоначальной идеи. Так что план — довольно гибкая штука. Не надо быть рабом плана; план — это инструмент для вашего же удобства.

  • Леона:

    Так оно и получается... )

  • Сергей:

    Здравствуйте. Решил я  опробовать себя в писательском деле в жанре фэнтези. И прежде чем писать роман начал создавать мир, в котором буде все разворачиваться, ибо живет он давно своей жизнью, и не чего не могу поделать, как выкладывать его на бумаге. Разработал  относительно подробную мифологию с заделом на многомерность вселенной и ну и так сказать локальную мифологию для данного мира. Но вот беда весь свой первоначальный запал, так сказать, творческих сил, потратил на мифологию, хотя  и с учетом того, что персонажи данной мифологии будут непосредственными участниками моих повествований. 

    Но вот есть те, кто говорят мне, что зря я взялся за этот непосильный труд — мир ваять и ни чего у меня в итоге не получится и книги не напишу и мир не создам. И посему с тех пор скребут на душе у меня кошки, не давая мне покоя. 

    Хочу отметить при этом что, даже написав план для книги и приступив к написанию первой ее главы,  чувствую  я,  что не на что мне опереться (даже когда разрабатывал сам план)  именно из-за не проработки окружающего мира, природы, культуры,  государственного устройства страны в которой разворачиваются события (плюс к этому обнаружил так много брешей в моих знаниях). И вот метаюсь я из угла в угол и не знаю, как быть.

    Связи с этим у меня к вам следующие вопросы:

    1.                         Стоят ли чего-либо мои усилия? Правильным ли я путем иду или стоило мне все-таки начать с написания непосредственно романа (да хоть и рассказа), а мир так строить так по ходу дела?

     

    2.                         Бывало ли у вас, что запал вдохновения вдруг иссекал и рука что-либо писать, не подымалась, и что в этом случае вы делали?

  • admin200:

    Сергей, хорошо понимаю вашу проблему. В какой-то момент, наверное, любой автор нет-нет да и возьмется за что-то настолько эпичное и огромное, что не поднять и не утащить. И здесь, мне кажется, важно понимать две вещи. Первая, что большая вещь пишется долго. Годами и десятилетиями. Вот взять, к примеру, Дж. Мартина и его «Песнь льда и пламени». Он ее пишет с начала 90-х. Т.е. уже 25 лет, и произведение еще не закончено. И он ведь только тем и занимается, что пишет. Не работает на заводе, не учится. Он профессиональный писатель. Понимаете? Вещь вторая, что книга и придуманный мир — две разные вещи. Создать классный самобытный мир — это одно, а вот написать хорошую книгу — совершенно другое. Чрезвычайно сложно объединить два этих навыка. Об этом тоже надо крепко подумать.

    Отвечая на ваши вопросы, скажу, что определить, стоит ли оно того или нет, телепатически я не могу. Единственное, я бы не брался сразу за роман (роман и морально писать тяжелее, и сделать его качественнее в разы сложнее), а начинал бы с рассказов. Рассказы проще, на них можно набить руку, нащупать своего героя, обкатать мир, додумать какие-то нюансы и т.д. Все-таки роман всегда давит, т.к. это большой труд и на него возлагаются большие надежды. 

    Что касается запала, то да, у меня он иссякал и продолжает иссякать регулярно. Потому что писать — это большой труд, тяжелая работа. А писать каждый день — хочешь ты этого или не хочешь — это та еще каторга, особенно если это твой досуг, а не способ заработка. Надо просто понимать, для чего ты это делаешь. А если совсем тяжело, можно и пропустить пару дней, отвлечься.

  • Сергей:

    Да конечно, я понимаю что полностью мир проработать это не «щас, быстренько, тяп ляп» и на отработку всех его уголков, существ, героев и т.п. можно работать годами. Я пока на это и не замахиваюсь. Я имею ввиду небольшую его часть которая  косвенно или прямо влияет на события в рассказе. Разве это не есть тот самый каркас, скелет который должен обрасти мясом. План разворачивающихся событий в рассказе это одно но ведь на них влияет окружающий мир который имеет свою историю (проработанную без излишнего фанатизма конечно =) ). Допустим когда прорабатываешь героя тут же возникает вопрос,  а какого он роду,племени. А дойдя до племени тут же напрашивается, кто такие да откуда, да как появились ведь это может очень сильно влиять на всю судьбу героя.  Плюс к тому же сюжет может разворачивается вокруг каких либо событий историей своей уходящей в стародавние времена  ждущие своей развязки именно сейчас.

    Нельзя ли  сказать что относительно проработанный мир это и есть главная сцена, декорации, костюмы, атмосфера для сюжета который наверно должен иметь предысторию    аккуратненько вплетаемую  в рассказ, для колорита так сказать. 

  • admin200:

    Сергей, влияние, безусловно, имеется, но не такое глобальное, как может показаться. Все-таки во главе угла должен стоять не мир (он лишь декорации), а сюжет и персонажи. И проработка сюжета и персонажей должна занимать времени не меньше, чем проработка мира.

  • Сергей:

    Спасибо за содержательный ответ. =)

  • сергей:

    я давно уже пишу свою книгу, но нет усидчивости и терпения, а так же знания-плана, подскажите как написать книгу быстрее,спасибо!

  • admin200:

    Сергей, поставьте себе норму — 3 страницы в день, и неукоснительно ее соблюдайте. Будете писать по три страницы в день и более, книга напишется очень быстро.

  • Сарвар:

    Мне кажется, что в эту статью стоит добавить несколько шаблонов, образцов для лучшего понимания. Тот же синопсис, например... Думаю, написав краткий образец, Вы очень поможете мне (и другим начинающим писателям). Один раз увидеть куда полезнее, чем двадцать раз прочесть...

  • Савелий:

    Лично у меня планы произведений берутся из моего личного опыта. Не нужно ничего выдумывать — всё уже прожито и обдумано. Остаётся только перенести на бумагу свою жизнь, немного её завуалировав и добавив несущественных деталей.

    Работаю сейчас над своей первой повестью, посвящённой ситуации, которая в корне изменила мою жизнь . Некоторые сцены, диалоги и даже мысли пишу точно, как было на самом деле.

    Но немногим начинающим писателям подойдёт такой метод. Для этого нужно прожить либо тяжёлую, либо долгую жизнь.

  • admin200:

    Савелий, вы не поверите, но ваш подход удивительным образом похож на мой нынешний. Я устал от сюжетки и теперь пишу на темы, которые волнуют меня, описываю ситуации из собственной жизни, пытаюсь вынести из этого какие-то выводы. Просто когда пишешь про себя, про то, что пережил и прочувствовал, совершенно другой градус и другой смысл приобретает повествование. Отношение к творчеству меняется.

    Знаете, у меня есть одна теория. Заключается она в том, что творческой личности для того, чтобы создавать нечто по-настоящему сильное и животрепещущее, надо страдать. Если у автора все хорошо и гладенько — у него и тексты такие же, сытые, причесанные, вальяжные. А когда торчит у него в сердце заноза, когда проблема его волнует, причем волнует по-настоящему, что он просто не может молчать, вот тогда получается совершенно иначе. Может, я заблуждаюсь, но с моей колокольни это выглядит именно так.

  • Савелий:

    Ваша теория полностью подтверждается биографией многих писателей. Достаточно вспомнить Достоевского или Булгакова.

  • Людмила:

    Не всегда это заноза в сердце... Хотя соглашусь, с такой «занозой» выходит очень драматично. Достаточно занозы в другом причинном месте. )))

    «Просто когда пишешь про себя, про то, что пережил и прочувствовал, совершенно другой градус и другой смысл приобретает повествование. Отношение к творчеству меняется.»

    Вот можно немного поподробнее про другой градус и смысл... Как грамотно развернуть сюжетную линию? Возможно есть какие то интересные приемы или правила написания автобиографичных вещей?

    Мне очень понравилось у вас на блоге! Очень полезный материал и легко читается. Спасибо!

  • admin200:

    Людмила, текст на основе реальных событий писать и проще, и сложнее одновременно. Скажем так, это совершенно иной опыт. Проще тем, что не требуется выдумывать и высасывать из пальца оригинальность — есть история, кусок из жизни, где все логично и правильно, и никто не придерется к вам, дескать, так быть не может или такой-то герой так бы не поступил. У вас есть куча подробностей, которые опять же не надо выдумывать, но которые наполнят текст жизнью. Вам нужно лишь грамотно оформить задумку, выставить на свет те грани происходящего, которые посчитаете важными.

    А вот сложность состоит в том, что в дело вмешиваются эмоции. Возможно, нам приходится описывать не очень приятные для нас ситуации, выставлять себя и знакомых, а иногда и родных в том свете, в котором они никогда не захотели бы показаться. И если тема вас действительно волнует, это создает такой эмоциональный водоворот, который наделяет текст (при должном мастерстве) очень сильным зарядом энергии, и даже если читатель его не почувствует (по ряду причин — невнимательное чтение, иной круг интересов, возраст, мировоззрение), то уж вас он никогда не оставит равнодушным.

  • Людмила:

    Спасибо! Ой, мои ситуации из жизни совершенно не логичны ))))И вы правы, в этом случае очень важно передать эмоцию и что еще более важно, «не захлебнуться» в ней самой! ))

    Так надеялась, что есть какая то структура.)

  • admin200:

    Людмила, я вам больше скажу — в идеале нужно не просто передать эмоцию, но и пойти еще дальше, вытащить на поверхность глубинные переживания (мы их почти всегда сторонимся, глушим в себе и всячески игнорируем) — именно они и составляют суть той ситуации, которая вас не отпускает. Если мы описываем реальный случай как обычный рядовой текст — поверхностно, не копая вглубь, вещь получится проходная, ничем не примечательная. Преимущество автора, который пишет с себя, опирается на свой опыт, именно в том и заключается, что он досконально изучил и прочувствовал ситуацию и может вытащить на свет ту правду, что лежит в ее корнях. Поэтому надо не просто захлебнуться, но и утонуть, упасть на дно, и со дна уже доставать жемчуг. Я это вижу так.

    Что касается структуры, то я не совсем понимаю, что вы хотите узнать. Написание любого текста состоит из трех этапов:

    1) подбор подходящего, наилучшего и сильнейшего материала для истории;

    2) составление композиции, организация отобранного материала;

    3) перенос истории на бумагу с использованием языковых средств выразительности.

    То, что вы называете структурой — есть пункт 2. Если мы используем свой опыт, то, по сути, сюжет у нас уже есть. Остается организовать композицию — расставить элементы сюжета (эпизоды) таким образом, чтобы это произвело максимальное воздействие на читающего. И естественно, в каждом случае композиция будет разная (о типах композиции можете почитать в одноименной статье на этом же блоге). Универсального рецепта не существует. Мы же все-таки творчеством занимаемся, а не кирпич кладем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>