Сюжет литературного произведения

Автор: , 13 Апр 2013

Эта заметка открывает целую рубрику на моем блоге и будет она посвящена наиважнейшему аспекту литературного произведения, а именно – сюжету.

Казалось бы, чего сложного в сюжете? Его может сочинить не то, что школьник, даже малыш из детсада, который не умеет ни читать, ни писать – даже несмышленый карапуз способен нафантазировать какую-нибудь историю! В простейшем рассмотрении сюжет – это всего лишь последовательность действий, происходящих в литературном произведении. Однако если мы начнем вдаваться в подробности, все окажется не так уж и просто.

Кино между адом и раем

Вообще, так уж исторически сложилось, что оригинальных сюжетов или сюжетных ходов человечеством придумано весьма ограниченное количество. Так что сюжет любой книги будет всего лишь комбинацией из 2-3 канонических мотивов. Выявлением этих основополагающих сюжетов занимались многие известные люди, но мне, например, более всего импонирует классификация, приведенная французским писателем и литературоведом Жоржем Польти.  Согласно его рассуждениям вся литература строится всего лишь на 36 драматических ситуациях. Среди которых: мольба, спасение, внезапная жертва, мятеж, похищение, загадка и многие другие. Эту классификацию легко найти в интернете, так что все заинтересовавшиеся с легкостью утолят свое любопытство.

Так уж получается, но на первых порах начинающие писатели уделяют слишком мало внимания сюжету. Да что там, они вообще непростительно мало внимания уделяют самому процессу подготовки к написанию! А зря. Ведь сюжет – это скелет, несущая конструкция литературного произведения. И если в сюжете есть какая-то слабость (или как ее еще называют «провис»), то ждать стройности повествования уже не приходится. Причем эта беда касается не только начинающих, но и уже опытных литераторов. Например, роман супругов Дяченко «Долина совести» с потрясающей идеей был низведен до второсортной драмы именно слабым непродуманным сюжетом. Так что, если сюжет слаб, произведение скорее всего выйдет неудачным.

Зная все это, невольно возникает вопрос: а как научиться выстраивать сюжет? Признаюсь, эта проблема волновала меня весьма продолжительное время, и в поисках ответа я изрыл, наверное, весь интернет, прочел массу статей, но нигде не нашел сколько-либо четкого рецепта. Говорю совершенно точно: в интернете нет ни одной статьи, которая способна научить вас строить сюжет! Интернет завален многочисленными советами для начинающих, но в них пишут о чем угодно, но только не о сюжете. Можно подумать, что выстраивание последовательности событий и сцен – настолько плевое дело, что учить ему просто ниже достоинства наших «аналитиков». Хотя лично у меня совершенно иное мнение – думаю, просто мало кто вообще владеет этим тонким искусством.

Митта. «Кино между адом и раем»

Итак, в поисках ответа шли дни и недели.

Однако решение нашлось довольно неожиданно. И пришло оно не из литературы, как ожидалось, а из кинематографа. На одном из сайтов в разделе с рекомендованными  новичкам материалами я обнаружил книгу Александра Митты «Кино между адом и раем». И тут я позволю себе заметить, что впервые эта книга попала мне в руки лет пять назад, и признаюсь честно, в тот момент я совершенно не оценил, какой же алмаз оказался у меня перед глазами. Тогда, начав читать эту книгу, я через какое-то время забросил ее: Митта делал множество отсылов к кинолентам, давил на структуру драматургии, сыпал незнакомыми терминами. В общем, я решил, что эта книга предназначена сугубо для сценаристов, пишущих драмы и боевики.

Но со временем мозги начали вставать на место. Когда я стал понимать, что мои рассказы сюжетно слабы, я начал искать выход, принялся перелопачивать интернет, читать статьи, и в конце концов вновь вернулся к книге Митты. И уже в этот раз я читал ее, конспектируя. Подумать только! Говорю совершенно точно: нет ни одной книги, которая научит вас работать с сюжетом так, как книга Митты. В ней каждый сюжетный элемент разжеван просто до мельчайших подробностей. Расписано что, зачем и почему. Это настоящий клад, без преувеличения. И если вы еще не прочитали ее, обязательно прочитайте!

Конечно, «Кино между адом и раем»  - книга довольно запутанная, и в том числе и по этой причине мне пришлось писать конспект: соединить воедино все эти драматические ситуации, перепетии, бреши и барьеры неподготовленному человеку достаточно сложно. Кроме того, в книге настолько высокая концентрация идей и приемов, что запомнить каждый просто невозможно! Именно поэтому я предлагаю вам свою помощь в изучении этой книги и в переносе ее опыта на рельсы беллетристики.

Эта рубрика блога будет писаться по мотивам книги «Кино между адом и раем» и на основании моего опыта использования рекомендаций и правил, приведенных в ней. Очень надеюсь, что мои рецепты окажутся вам полезны.

Подписывайтесь на блог. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

Ваш комментарий