Как написать план произведения?

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью "Как составить подробную карточку персонажа", обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье "Как написать идеальную сцену". Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью "Подготовка к написанию книги", которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Как написать план произведения?

32 комментария для “Как написать план произведения?

  1. Не всегда это заноза в сердце... Хотя соглашусь, с такой «занозой» выходит очень драматично. Достаточно занозы в другом причинном месте. )))

    «Просто когда пишешь про себя, про то, что пережил и прочувствовал, совершенно другой градус и другой смысл приобретает повествование. Отношение к творчеству меняется.»

    Вот можно немного поподробнее про другой градус и смысл... Как грамотно развернуть сюжетную линию? Возможно есть какие то интересные приемы или правила написания автобиографичных вещей?

    Мне очень понравилось у вас на блоге! Очень полезный материал и легко читается. Спасибо!

  2. Людмила, текст на основе реальных событий писать и проще, и сложнее одновременно. Скажем так, это совершенно иной опыт. Проще тем, что не требуется выдумывать и высасывать из пальца оригинальность — есть история, кусок из жизни, где все логично и правильно, и никто не придерется к вам, дескать, так быть не может или такой-то герой так бы не поступил. У вас есть куча подробностей, которые опять же не надо выдумывать, но которые наполнят текст жизнью. Вам нужно лишь грамотно оформить задумку, выставить на свет те грани происходящего, которые посчитаете важными.

    А вот сложность состоит в том, что в дело вмешиваются эмоции. Возможно, нам приходится описывать не очень приятные для нас ситуации, выставлять себя и знакомых, а иногда и родных в том свете, в котором они никогда не захотели бы показаться. И если тема вас действительно волнует, это создает такой эмоциональный водоворот, который наделяет текст (при должном мастерстве) очень сильным зарядом энергии, и даже если читатель его не почувствует (по ряду причин — невнимательное чтение, иной круг интересов, возраст, мировоззрение), то уж вас он никогда не оставит равнодушным.

  3. Спасибо! Ой, мои ситуации из жизни совершенно не логичны ))))И вы правы, в этом случае очень важно передать эмоцию и что еще более важно, «не захлебнуться» в ней самой! ))

    Так надеялась, что есть какая то структура.)

  4. Людмила, я вам больше скажу — в идеале нужно не просто передать эмоцию, но и пойти еще дальше, вытащить на поверхность глубинные переживания (мы их почти всегда сторонимся, глушим в себе и всячески игнорируем) — именно они и составляют суть той ситуации, которая вас не отпускает. Если мы описываем реальный случай как обычный рядовой текст — поверхностно, не копая вглубь, вещь получится проходная, ничем не примечательная. Преимущество автора, который пишет с себя, опирается на свой опыт, именно в том и заключается, что он досконально изучил и прочувствовал ситуацию и может вытащить на свет ту правду, что лежит в ее корнях. Поэтому надо не просто захлебнуться, но и утонуть, упасть на дно, и со дна уже доставать жемчуг. Я это вижу так.

    Что касается структуры, то я не совсем понимаю, что вы хотите узнать. Написание любого текста состоит из трех этапов:

    1) подбор подходящего, наилучшего и сильнейшего материала для истории;

    2) составление композиции, организация отобранного материала;

    3) перенос истории на бумагу с использованием языковых средств выразительности.

    То, что вы называете структурой — есть пункт 2. Если мы используем свой опыт, то, по сути, сюжет у нас уже есть. Остается организовать композицию — расставить элементы сюжета (эпизоды) таким образом, чтобы это произвело максимальное воздействие на читающего. И естественно, в каждом случае композиция будет разная (о типах композиции можете почитать в одноименной статье на этом же блоге). Универсального рецепта не существует. Мы же все-таки творчеством занимаемся, а не кирпич кладем.

  5. Благодарю Вас за Ваш труд. За помощь начинающим в литературном жанре.

    Вы по существу и очень доходчиво изложили именно те проблемы, с которыми я столкнулся: есть идея (гложущая меня), но из-за отсутствия чёткого плана сюжета, повествование действительно всё время уводит в другую сторону и почему то начинаешь писать не то, что хотел. И этих провалов сюжетной линии тоже очень много, в которые утыкаешься, как в тупик. Сейчас вы просто разъяснили мне, что в моём случае нужно делать, подтвердив мои туманные размытые соображения на счёт плана и прочей подготовительной работы, до начала собственно повествования. И ещё: я был приятно удивлён, узнав о синопсисе, ведь, что то вроде него, буквально вчера, я по наитию написал сам, в полной мере того не осознавая (просто, как шпаргалку), а выясняется, что это вполне отработанный авторами приём.

    Ещё раз спасибо!

  6. Дмитрий, рад, что помог. А вы про что историю пишете, если не секрет?

  7. Простите, что не ответил Вам на ваш вопрос вовремя. Не думал вообще, что может завязаться какой-то диалог.

    Начну с пред истории. Я написал несколько музыкальных композиций, которые хотел объединить в единую концепцию. Её идея возникла на основе картинки, упорно приходившей в голову во время прослушивания одной из зарисовок. Я ухватился за этот образ, вызывавший щемящие чувства и наиболее подходивший для связки совершенно разобщённых по содержанию и настроению музыкальных вещей. Но образ был размыт, и я подумал: а не написать ли целую историю?

    К сожалению, история пока так и остаётся в разработке. Дело в том, что меня с головой захлестнул «душевный кризис», который я принимал за проблему переходного возраста (собственно и в писательство я ударился, наверно, желая как-то освободиться от навязчивого состояния, не вполне осознавая этого). Но совершенное незначительное казалось бы, происшествие, случившееся со мной, явилось кульминацией. Оно обнажило суть проблемы. Я понял: образ концепции возник не на пустом месте, не случайно. Она произросла из моего раннего детства, на почве событий, которые, в точности по Фрейду, были скрыты в подсознании и вышли на поверхность сейчас. Я переключился на свои воспоминания и почувствовал потребность изложить их в виде истории. Если Вас это не затруднит, я хотел бы показать Вам этот рассказ и может быть получить какие-то советы, критику.

  8. Дмитрий, ну показать вы можете, тут нет никаких сложностей, но если это написано по личным воспоминаниям и с целью освободиться от душевного груза, то какие советы и критика могут от меня последовать?

  9. Специально такой цели не было, но как я писал в одном комментарии, сам процесс написания ослабил психологический пресс. А цель , как раз в том, чтобы написать полноценный рассказ. Поэтому я и обратился к Вам — может быть Вы укажете по существу на какие-то излишние места в тексте, шероховатости. Рассказ я уже показал нескольким людям и получил отзывы, которые довольно различаются в оценке. И они общего плана. А я хотел бы услышать указания на конкретные огрехи. Если, конечно, это не слишком затруднит Вас.

  10. Дмитрий, меня это очень затруднит. К чему мне делать пустую работу? Разбирать каждый абзац по предложению, отыскивать ошибки и шероховатости, когда в следующем тексте у вас будут новые, новые ошибки и новые шероховатости, это и называется Сизифов труд. И тот факт, что вы пытаетесь загрузить меня подобной чепухой, показывает, что вы как-то совсем не въезжаете в процесс. Я, может, слишком грубо изъясняюсь, но вы сами подумайте: у каждого свой стиль, своя манера построения предложения, абзацев и композиции. Или вы грешным делом решили, что писательство — точная наука, где каждый член предложения ставится в одно, строго ему отведённое, место? Когда ваш текст правит чужой человек, он правит его только с одной позиции — как этот текст писал бы он сам. Вам это необходимо? Ну давайте планчик, я сам напишу ваш рассказ.

    Поэтому все ваши рецензенты делали абсолютно правильно — писали короткий отзыв самого общего плана. Такой же напишу и я. Отзыв вообще не должен превышать 1/10 от объёма текста, если вы, конечно, не Чехов. Рецензент пробует и оценивает блюдо, но не учит повара держать нож и варить картошку.

    literaturnaya.mastersckaya@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх