Обязательная сцена

Эта запись посвящена одному из важнейших, но крайне недооцененных начинающими авторами элементов сюжета – обязательной сцене. Из данной статьи вы узнаете, почему в рассказе или в романе всенепременно должна быть обязательная сцена, как ее написать и каким образом ее наличие влияет на впечатление, производимое историей на читателя. Если вы готовы узнать один из самых главных секретов классного сюжета – милости прошу за мной.

Важное предупреждение: советы и рекомендации из этой статьи относятся главным образом к развлекательной сюжетной прозе, а также к прозе, в основе которой лежит конфликт. Использование данных приемов в литературе иных направлений может не дать желаемого эффекта или вовсе оказаться вредным. Более подробно о классификации произведений читайте в статье "О типах художественной литературы".

Обязательная сцена

Обязательная сцена.

Итак, что же это за сцена такая? Если емко и коротко, обязательная сцена – это финальное столкновение героя и антагониста, темы и контртемы произведения. Из самого названия сцены вы уже, вероятно, поняли, что она в истории должна присутствовать обязательно. Но почему?

Представьте себя читателем. Вот вы открываете какую-то книжку, начинаете лениво пролистывать страницу за страницей, и происходящее потихоньку вас увлекает.

В книге некий главный герой – положительный смелый парень – пускается в опасное дальнее путешествие, чтобы вернуть на родину некую особо ценную вещь. Только вот вещицу эту, важную и нужную чрезвычайно, стережет главный и очень опасный злодей. Много лет назад он вероломно выкрал эту реликвию из дворца, оттащил в свое логово и с тех пор безжалостно убивает каждого смельчака, рискнувшего явиться за ней.

Перед нами первый акт истории: автор обрисовал диспозицию сил, наглядно объяснил, кто здесь добрый, а кто злой. Это мы понимаем. Дальше начинаются активные действия, развитие сюжета и перипетии, а мы пристально следим за ними. А чего, собственно, мы ждем от этой истории? Какой интерес сподвигает нас к чтению? Ведь что-то заставило нас отодвинуть в сторонку домашние дела и пульт телевизора и продолжать читать. Интрига? Верно, но в чем она заключается. Конкретно в этой истории мы хотим увидеть, как герой возвратит (или хотя бы попытается) украденное сокровище и, разумеется, как он победит (или хотя бы сразится) с невероятно сильным злодеем.

Будем ли мы удовлетворены, если главный герой неожиданно погибнет на полпути к логову бармалея, утонув в реке на переправе? Думаю, нет. А будем ли мы довольны, если главный герой дождется глубокой ночи, пролезет в злодейское логово, по-тихому выкрадет сокровище и благополучно вернется домой? Лично я – нет. Если в завязке обозначены две враждующих стороны, и сам сюжет построен вокруг их конфликта, то логично ожидать, что в конце эти две силы сойдутся в открытом противостоянии. Иначе к чему был весь сыр-бор?

Иными словами, мы с вами, как читатели, ждем главного столкновения – битвы доброго смелого парня со всемогущим злом. То есть обязательной сцены. И чем круче и непобедимей кажется зло, тем сильнее мы ждем столкновения с ним.

Фатальная ошибка начинающих авторов.

Думаю, теперь вы прочувствовали всю важность обязательной сцены для повествования. Однако не все начинающие авторы перед тем как набросать сюжет проходят приведенную выше цепочку рассуждений. Чаще всего пишут как пишется, по наитию. Вот и получаются рассказы и повести, где добро борется со злом виртуально, через океаны и космические просторы или просто «для галочки». А потом незадачливые авторы удивляются, почему история получилась такой скучной и почему так плохо принял читатель. А чего ему, читателю, еще остается? Он-то ждал развязки, зубодробительного противостояния, эпической битвы не на жизнь, а на смерть,  а ему подсунули что-то совершенно другое. Нехорошо! Кстати, подобные казусы приключаются не только с начинающими, даже опытные и маститые авторы порой так увлекаются побочными сюжетными ответвлениями, что совершенно забывают о главном конфликте.

Поэтому чтобы не было мучительно больно, всегда и везде: сначала придумывается обязательная сцена! Как только в голове сформировалась идея основного конфликта произведения, сразу же нужно продумать обязательную сцену. Без нее нет смысла браться за остальное. Все дорожки в рассказе ли, романе ли ведут только к ней. Когда вы уже точно определились, кто, где, когда и как в ней схлестнется – только тогда можно придумывать остальной сюжет и его повороты.

Требования к обязательной сцене.

Главное требование, безусловно, чтобы эта сцена была.

Второе по важности требование: читатель должен получить от обязательной сцены то, что он хочет, но совершенно не так, как того ожидает. Вся сложность обязательной сцены в том и заключается, что читатель подсознательно ждет ее и знает, что она будет. Пропадает эффект удивления! Поэтому сцена должна быть, но в ней читателя придется удивить.

В нашем примере читатель ожидает, что герой сразится со злодеем в его логове – мрачном неприступном замке, и что лишь после победы заберет сокровище. Хорошо, мы обманем ваши ожидания. Наш герой проберется в крепость, будет таиться по углам, сражаться со стражей, но главного злодея не обнаружит. Нагнетаем напряжение: герой берет сокровище с золотого пьедестала, но ничего не происходит. Он выходит из замка, но погони нет. Но мы-то с вами знаем… Он отправляется домой. Но погони нет. Он дезориентирован. Неужели все так просто закончится? К концу пути он уже успокоен, вот уже виден вдалеке родной дом. А вот там… Его город сожжен дотла и сровнян с землей, а на руинах дворца восседает главный злодей. И уж теперь-то бежать некуда – герой принимает бой.

Это лишь первый пришедший в голову вариант, но он хорошо иллюстрирует второе требование к главной сцене – она должна обмануть (а в идеале – превзойти) ожидания читателя.

Следует отметить, что обязательная сцена не всегда выливается в бой или в физическое противостояние. Часто обязательная сцена – это разговор. Если мы имеем дело с романтической историей – это воссоединение влюбленных или последняя ночь перед расставанием. Все зависит от характера конфликта, именно поэтому я рекомендую сначала продумывать обязательную сцену. Она – ключ ко всей истории.

На этом пока остановимся. Надеюсь, вы целиком и полностью прониклись важностью обязательной сцены для сюжета, разобрались, каким образом она строится, и теперь сможете успешно применять полученные знания на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская»! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Обязательная сцена

17 комментариев для “Обязательная сцена

  1. кульминация и обязательная сцена — это одно и тоже или нет?

  2. Володя, кульминация и обязательная сцена — это не одно и то же. В некоторых случаях обязательная сцена как таковая, действительно, может совпасть с кульминацией, однако так может быть далеко не всегда. Например, конфликт героя и антагониста может оказаться не основным в произведении. В таком случае обязательная сцена с их участием не будет кульминацией, она последует после — в виде разрешения героем внутреннего конфликта (как вариант). В этом отношении мне понравился опыт украинского дуэта Г.Л. Олди. Так вот, они часто практикуют ложную кульминацию (по сути, обязательную сцену), в которой делают яркое запоминающееся столкновение героя и антагониста, а уже после дают саму кульминацию, значительно менее яркую, но в которой разрешается сам конфликт произведения. Ну и еще одно отличие: обязательной сцены может не быть вообще, а вот кульминация, как правило, в произведении с конфликтом должна присутствовать обязательно.

  3. Понятно) Читал мнение, что столкновение Главгероя и Главгада — это голливудизм. Хотя на мой взгляд, приключенческая книга без этой сцены сильно проигрывает, после прочтения чувствуешь себя обманутым) 

  4. Володя, вы совершенно правы. Еще можно добавить, что в рассмотрении вопроса обязательной сцены все почему-то сразу берут пример боевиков и триллеров. Хотя такая сцена возможна в самых различных сюжетах и конфликтах. Обязательная сцена — это не всегда мордобой, очень часто это разговор или признание в любви. Все зависит от самого сюжета.

  5. То есть обязательная сцена- это ОБЯЗАТЕЛЬНО разрешение главного конфликта и после нее кулаками не машут?  И она в сюжете может быть только одна? Может ли обязательная сцена, к примеру, закончиться неоднозначно, а в кульминации все благополучно разрешиться?

  6. Леона, главный конфликт не всегда разрешается по итогам обязательной сцены (он, бывает, вообще не разрешается). Обязательная сцена должна быть в единичном экземпляре. 

    Встречный вопрос: почему не завершить обязательную сцену однозначно благополучно, если потом все равно все хорошо закончится?

  7. Об обязательной сцене, как о разрешении главного конфликта я написала применительно к своей истории. Но чтобы ответить на ваш вопрос, надо бы раскрыть сюжет, а это долго и страшно =)  Но если издалека, то суть в том, что антагонист, медленно но верно добивавшийся своей цели, почти достиг ее. И вот главный герой в ловушке. Происходит столкновение сторон (это и есть обязательная сцена?) Но в результате неожиданного поворота событий герой  спасен, а судьба злодея неизвестна.  Он появляется уже позже, в самый важный момент жизни протагониста. Происходит опять-таки столкновение, но это уже борьба психологическая, она-то и открывает страшную тайну (главную интригу) антагониста. (а это кульминация?)

     

    В теории все предельно ясно – что это за  сцена обязательная и зачем она нужна. Ясно это на примере других произведений, а вот когда сам начинаешь мастерить, тут уж начинается безудержное самопальство… %)

  8. Леона, меня все равно не покидает ощущение, что у вас в наличии одна сцена, разбитая во времени на две. Ну да ладно...

    А не получается зачастую потому, что мы изначально строим сюжет не так, как принято, например, в кинематографе. Та же обязательная сцена — это вишенка на торте, но чтобы она была по-настоящему вкусной, нужен сам торт — то есть сюжет, выстроенный целиком и полностью под эту сцену.

  9. А можно ли применять обязательную сцену в каждом отдельно взятом акте? Если выстроить сюжет по трёхактной структуре, то возможно ли применение О.С. в каждом акте? Или это будет слишком наигранно? Я немного потерялся в этом вопросе, знаю, что он глупый и всё же — спросить хочу. 

    Статья — бомба. Как и всегда. Сразу всё стало понятно. Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх