Как было обещано в одной из предыдущих записей блога, в канун новогодних праздников мы публикуем интервью с профессиональным автором, имеющим за своими плечами почти десяток изданных книг. Сегодня гостем «Литературной мастерской» стала Наталья Жильцова – писательница, работающая в жанре фэнтези. Первая книга Натальи «Проклятие некроманта» вышла еще в 2009 году, а в 2014 на счету нашей гостьи уже целых пять романов, хоть два из них и в соавторстве. Немного о жизни, перспективах жанра и ремесле мы и поговорили с ней этим зимним вечером.
— Здравствуйте, Наталья! Расскажите немного о себе. Чем вы живете и интересуетесь помимо литературного творчества?
— Здравствуйте =) Увлечений и интересов много. От компьютерных игр до создания интернет-сайтов. Жаль только времени на все не хватает. Сейчас, например, у меня переезд и ремонт. С маленьким ребенком — то еще занятие =)
— В какой момент поняли, что хотите посвятить свою жизнь писательскому ремеслу?
— Да я и до сих пор жизнь писательству не посвящала. Писательство — это хобби, для того, чтобы идеи и фантазии в голове не толпились. Крутится в голове — записываю. Выкладываю в первую очередь для пяти человек, с которыми давно общаюсь, и которым мои истории нравятся. Ну и рада, что нравятся еще кому-то. А издаю книги просто потому, что обожаю бумагу и обложки красивые.
— По образованию вы психолог. С чем связан выбор именно такой специальности?
— Когда-то я думала, что знания психологии откроют передо мной тайны человеческого мозга и способностей, (возможно даже сверхспособностей) =) А на деле передо мной открыли различные психические заболевания, дефекты и методы их коррекции. Познавательно, конечно, но не совсем то, что мне бы хотелось. В общем, будь у меня возможность, сейчас я бы пошла на другую специальность.
— Прекрасно вас понимаю. Скажите, реально ли психологу найти работу в Москве?
— Без опыта работы — только малооплачиваемую должность в социальной сфере, или в сфере образования. Ну а дальше нарабатывать опыт и пытаться что-то еще найти. Но вообще, психолог — профессия невостребованная. Лучше быть программистом =)
— В одном из интервью вы признались, что до «Проклятия некроманта» написали целых три романа, но ни один из них не вышел удачным. Что в них было не так?
— Во-первых, я прекрасно осознавала, что пишу их для себя. Причем не всегда с хорошей концовкой. Один из романов так и вовсе очень тяжелый. Они не вписывались ни в одну серию. Во-вторых, качество текста на тот момент было не слишком хорошим.
Разумеется, ни в какие издательства я их не отправляла. За это время я их немного отредактировала, но, опять-таки, чтобы просто было глазу приятно.
Публиковать не буду, точно. Есть книги, в которые вкладываешь душу, и любой негативный отзыв будет бить по нервам очень сильно. Так что лучше этого избегать.
Впрочем, насколько мне известно, подобные вещи есть у многих авторов.
Дела издательские.
— Как появилась возможность издаваться?
— Банально. Дописала «Проклятие некроманта», после чего с дружеского пинка сестры отправила ее в издательство. Больше ничего не делала вообще. Только боялась, помню, жутко. А через десять дней позвонил главред Альфы Маршавин и сказал, что книгу приняли в работу. В 2008—2009 году он еще не электронные письма писал, а звонил, да.
Так что новичку вполне реально издаться. Альфа-книга на новичков заточена.
— Вы издаетесь в сериях «Магия фэнтези» и «Академия магии». Читаете ли вы книги других авторов этих серий?
— А еще в сериях «Романтическая фэнтези» и «Колдовские миры» =)) Читаю, но очень мало кого. Просто времени не хватает.
— Многие начинающие авторы представляют себе, что как только они начнут издаваться, выпустят 5-6 книг, их жизнь круто изменится. Скажите, а ваша жизнь изменилась? Вас узнают на улицах, просят автографы?
— Я не Лукьяненко, чтобы меня на улицах узнавали =)) Жизнь не изменилась особо, как жила-писала, так и живу-пишу. А автографы, да, просят. Периодически встречаюсь с людьми, подписываю книги.
Вообще, на данный момент, писатель — это просто чуть более публичный человек, и только. Того советского трепета и ореола крутизны, что были раньше, уже нет, и никогда не будет. Слишком много людей пишет и издается.
— Кормит ли вас и вашу семью писательский заработок?
— Нет, увы. Чтобы он «кормил», необходимо, чтобы новые книги выходили каждые месяц-два. Потому как стандартный гонорар за книгу сейчас — это средняя месячная зарплата. А выплаты за электронные экземпляры от издательства настолько незначительные, что даже можно не учитывать. Некоторые писатели из-за этого пытаются не предоставлять издательствам права на распространение электронных версий книг и продают их сами, но это весьма рисковое занятие. И из-за пиратов, и издательства очень неохотно и негативно на такое реагируют. Лично я пока не настолько самоуверенна, чтобы портить с ними отношения в этом плане.
— Я знаю одного молодого автора, который всерьез верит, что его еще ненаписанная книга будет экранизирована. Вам таких предложений не поступало? И вообще, насколько реально сейчас продать права на экранизацию и дождаться фильма по своему произведению?
— Нереально. Если у вас нет знакомств нужных, или вы не супер-топ — абсолютно нереально. Даже Панов со своим «Тайным городом» еле-еле пробился и бюджет еле-еле наскреб. И качество его фильмов можно видеть. Что говорить о каком-то неизвестном авторе? Увы. Сейчас уже не то время, к сожалению. Во-первых, идей для экранизации очень много. Очень. Пороги режиссеров денно и нощно обивает толпа страждущих. Во-вторых, есть такая штука, как сценарий. По книге никто и никогда фильм не снимет, сначала эту книгу необходимо обработать и привести в формат сценария. Без этого ни один режиссер даже не взглянет на идею. А годных и умелых сценаристов еще поискать надо и денег им заплатить.
Как пример, могу привести писательницу Юлию Набокову. Она пишет довольно давно, и в кругах городского/вампирского фэнтези известная личность. Так вот еще несколько лет назад, если не ошибаюсь, она сама пошла заканчивать курсы сценаристов, чтобы попытаться хоть как-то продвинуть книги на экранизацию. Пока, насколько я знаю, безуспешно.
— Ваш цикл «Тень» выходит в издательстве Альфа-книга. Как появился вариант с Эксмо? И не возникает ли у издательства недовольств, когда автор параллельно издается у конкурентов?
— Вариант появился прозаически. После «Тени» я начала новый цикл и написала книгу «Полуночный замок», у которой в процессе выкладки на Самиздате был очень высокий рейтинг посещаемости. Эксмо, как и Альфа-книга, подобные рейтинги отслеживает, вот и, что называется, «перехватили» книгу на лету.
А насчет недовольства могу сказать, что многие авторы параллельно издаются в двух издательствах, и в этом нет ничего удивительного. Кто-то предложил более выгодные условия, где-то планы одного издательства на несколько месяцев забиты, и проще и быстрее отдать в другое. В общем, это вполне рабочая конкуренция. Хотя да, топовых авторов издательства, разумеется, стараются удержать любыми способами. Но я к супертопам не отношусь, и недовольства от Альфы по поводу себя не слышала. Тем более, для Альфы пишется продолжение двух книг: соавторская «Две короны. Турнир», и вторая часть «Силы ведьмы» — «Слеза ундины».
— На вашем авторском сайте указано, что вы сотрудничаете с командой mail.ru на ниве ММОРПГ Perfect World. Расскажите поподробнее, в чем заключается это сотрудничество?
— Раньше, пока было время и возможности, администрировала официальный сайт игры. Помогала с новостями и конкурсами. Кроме того я создатель официальной группы по игре Вконтакте. На данный момент времени на большую часть такой работы, к сожалению, нет, так что я присматриваю только за группой. Ну и общаюсь с администрацией периодически.
Жанровые предпочтения.
— В одном из интервью вы сказали, что выбор жанра фэнтези для вашего творчества обусловлен вашими увлечениями – оккультизмом и эзотерикой. Скажите, вам приходилось применять эти тайные знания в реальной жизни? Или вы больше теоретик?
— И на практике приходилось, и теории я много перечитала. Но это такая тема, которую в рамках литературного интервью не охватишь.
— Как вы относитесь к работам французского оккультиста Папюса, в частности к описанным в них ритуалам вызова могущественных светлых и темных сущностей? Вы верите в осуществимость таких вызовов?
— Вот в методики Папюса я не верю. Мне он нравится только из-за возможности взять кусочки текста из «заклинаний» и красивые картинки с колдовскими пентаклями для обложек =)
— Не могу не спросить вас о масштабной экспансии в литературный мир нашего горячо любимого слабого пола. Если, скажем, лет сто назад женщина-писатель была чем-то экстраординарным, то теперь в литературе появился целый пласт женской прозы. Количество дам в писательском цехе с каждым годом растет. Та же тенденция в последние годы хорошо прослеживается и в жанре фэнтези. Чем, по вашему мнению, отличается фэнтези женское от мужского?
— Отличается, как и любой другой жанр, который делится на женский/мужской. Если утрировать, то выглядит это примерно так:
Чисто мужское (фэнтези): «я нашел рарных мегадевайсов, взял пару левелапов, собрал пацанов и подцепил бабу (много баб), потом мы пошли, набили морды вон тем чувакам, и в финале сурово ушли в закат».
Чисто женское (фэнтези): «я была такая серая мышка, а он такой крутой-холодный-неприступный-слюноотделительный альфа-самец, и он пал передо мной на колени, а я так переживала, а потом случилось ужасное, но он меня спас, а я еще на другого посмотрела, а он отбил, и в финале свадьба и беременность».
Ну и всевозможные миксы этих крайностей.
Ничего плохого в том не вижу — у мальчиков и девочек разные игрушки, так почему бы и книгам не быть специализированным наряду с универсальными?
— Из-за наплыва огромного количества однотипных произведений многие читатели (не говоря уже о критиках) отзываются о фэнтези как о низком жанре. В чем-то эти люди правы? И как вы видите перспективы жанра?
— Глупости. Жанр сам по себе никак не связан с количеством и качеством каких-то там произведений. Вряд ли кто-то смог бы подойти к тому же Толкину и сказать ему в лицо — эй, мужик, ты пишешь «низкую» литературу. Судить надо не жанр, а конкретного писателя. Хорошо-плохо, нравится-не нравится, мое-не мое.
А перспективы обычные. Жанр устоявшийся, его любит огромное количество народа. Фэнтези как читали, так и будут читать, для того, чтобы отвлечься от проблем и помечтать о чем-то сказочном.
— Вопрос от читателя блога «Литературная мастерская». Читатель интересуется, реально ли молодому автору пролезть в какую-нибудь фэнтезийную серию и что для этого нужно сделать? Я же добавлю от себя: нужно ли вообще молодым и неопытным стараться пролезать в какие-то серии, если во многом из-за низкого качества именно их работ жанр и приобретает репутацию бульварного?
— Реально. Более чем. В ту же Альфа-книгу, которая, повторюсь, заточена как раз под новичков. Вам нужно просто написать 12 авторских листов связного текста, не нужного, не перегруженного «водой» и без «белых пятен» в сюжете. В тексте должно присутствовать какое-то развитие героя (апгрейд, получение плюшек), плюс концовка должна быть позитивной и логически завершенной.
А насчет качества — я уже ответила выше. Судить надо автора. Если автор написал книгу хорошо, то читатель это увидит и оценит. И по поводу серий — никто новичка отдельно публиковать не станет. Только в серии, без вариантов. Потому что новичка еще никто не знает, и вероятность сбыта книг равна нулю. А в серии одна половина книг из популярных имен продает другую половину — неизвестных новичков.
Продвижение.
— У вас очень красивый персональный сайт. В наше время он обязателен для писателя?
— Спасибо =) Сама делала от и до =)
Сайт не обязателен, но, скажем так, сильно желателен. Пока вы — писатель начинающий, смысла особого в нем нет. Максимум ради визитки сделать. Но если у вас поднакопилось за плечами уже несколько книг — сайт становится необходим. Просто для того, чтобы люди, которые что-то ищут, натыкались на вас, а не на пиратские библиотеки.
— Читательница блога «Литературная мастерская» интересуется, как молодому автору следует начинать продвижение своего творчества? Необходим ли начинающему свой сайт, блог, публичная страница в соц. сетях или же все силы нужно сосредоточить на покорении издательств?
— Покорять издательства не нужно. Они не пиарят новичков, это не рентабельно. Реклама очень дорогая, новичков полно. Рекламу дают только топам, да и то нечасто. Максимум что они сделают — это просто издадут вашу книгу и вбросят на прилавок. Реалии жизни таковы, что раскруткой и пиаром придется заниматься вам самим, иначе продажи будут плохие, и в издании следующих книг вам попросту откажут. Вроде как неприбыльно, «не взлетел автор».
Так что молодым авторам надо искать и завлекать читателей. Особенно в таких местах, где сами издательства отслеживают рейтинги популярности новичков. Например, тот же Самиздат. Начните выкладку своей книги там — и если она будет популярна, вы вполне можете указывать в письме издательству ссылку на СИ. Популярность — это значит, потенциальная аудитория для покупки части тиража. Это маячок сниженных денежных рисков для издателя.
Но, разумеется, речь о том, чтобы не выкладывать книгу полностью. Полного варианта книг выкладывать нельзя.
Блог для начинающего писателя, как и сайт — вторичны. Хотя если вы сможете набрать большую аудиторию именно на блоге — ради бога. Это будет в плюс.
Творческий процесс.
— Сколько вам нужно времени, чтобы написать интересный качественный роман?
— Полгода. На данный момент, в одиночку я быстрее писать не могу. Не знаю, чем это вызвано, внутренним ограничителем, наверное. Да, есть люди, которые пишут быстро, по 2—3 месяца. И в теории я бы, может, и могла управиться в три-четыре месяца, но… все время что-то мешает, останавливает, тормозит. В соавторстве, разумеется, все идет намного быстрее.
— В одном из интервью вы сказали, что пишете по методу Стивена Кинга – то есть практически не продумываете сюжет, полагаетесь на своих персонажей. Вам часто приходится переписывать эпизоды и целые главы? Или оставляете все как есть?
— Нечасто. У меня довольно логичные персонажи, и их поступки не настолько глупы и непродуманны, чтобы переписывать.
— У вас есть опыт работы в соавторстве: со Светланой Ушковой и Анной Гавриловой. Расскажите, как возникают такие варианты и как строится работа над произведением в тандеме?
— Соавторство — штука занятная, но сложная. Начинающим писателям я бы посоветовала все же набивать руку изначально самостоятельно. И имя себе самостоятельно строить. Ну а в моем случае соавторство было спонтанным. С Анной — из экспериментального любопытства. Хотелось узнать, можно ли быстро написать книгу, когда один автор просто «гонит текст», а второй его обрабатывает и редактирует. Этакий «метод штурма». А со Светланой мы играли в текстовую ролевку по миру «Тени», и она писала так много и так «в канон», что когда я решила сделать для фанатов серии приквел по мотивам ролевки «Две короны» — просто не могла не взять ее тексты. Поэтому она и стала полноценным соавтором. Ну а вторую часть «Корон» мы уже пишем целенаправленно, вдвоем. При этом работать со Светланой очень легко, она каким-то образом терпит все мои тиранские замашки, и не парится по этому поводу. Чему я до сих пор удивляюсь =))) Кстати, распробовав писанину, она и сольную книгу успела написать. В январе у нее выходит «Запретный ключ», с чем ее и поздравляю.
— Охотно присоединяюсь к поздравлениям. А вообще, есть ли проверенный рецепт, как избежать конфликтов с соавтором, но сохранить вместе с тем свою индивидуальность в творческом процессе?
— Увы. Вы либо сходитесь характерами и стилем работы, либо нет. Творчество — это довольно воздушная и непредсказуемая штука, а авторы — народ эмоциональный. И иногда одно неправильно понятое слово, или мелкая обида могут совершенно нелогично выбить из колеи на долгие недели. И ты не можешь писать. Совершенно. Да, можно какое-то время идти на уступки, искать компромиссы, но полной индивидуальности не будет. Это надо понять и с этим надо заранее смириться. Если не получится — конфликт неизбежен.
— Если верить статистике ресурса fantlab.ru, в 2014 году у вас вышло целых 5 романов. Качество не страдает от количества?
— Заметьте, два из пяти — соавторские. Соавторская работа намного быстрее и активнее идет. А «Ярость» и «Ведьма» вышли в начале года, написаны они были в 2013 году. То есть, лично я за год написала два романа — «Полуночный замок» (он вышел летом), и «Антимаг» (он выйдет весной 2015). Т.е. свой стандарт — 2 романа в год.
— Кто ваши любимые авторы? Есть ли такой писатель, на чье творчество вы ориентируетесь, но понимаете, что такого уровня никогда не достигнете?
— Булгаков. И даже конкретнее — его роман «Мастер и Маргарита». Я дико, безумно хочу писать так же, таким же языком, так же обрабатывать характеры и описывать ситуации. Но понимаю, что это нечто из разряда фантастики.
— У вас, как у писателя, есть какая-то большая цель?
— Нет. Пишу потому, что нравится, и потому, что идеи в голове. Не более того.
— Наталья, большое спасибо вам за интервью!
— Пожалуйста =)
Вот такое получилось интервью. Полагаю, вы, как и я, смогли почерпнуть из него много интересного. Следите за обновлениями блога. До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Спасибо, было интересно, особенно в части соавторства — всегда удивлялся, как можно вдвоем (или, тем более, втроем) совмещать свои индивидуальности в рамках общей картины. Фэнтези совершенно не мой формат, но Наталье желаю дальнейших творческих успехов.
Максим, полностью разделяю ваше удивление. Для меня тоже соавторство — нечто из разряда непознанного.
Кстати, рекомендую вместе с этим интервью прочитать и интервью с Евгением Григорьевым. Там в некоторых моментах просто разительные отличия...
Не буду лукавить, рассуждения молодого автора (Е.Григорьева), особенно в части «молодежного постапокалиптичного» будущего литературы, несколько забавны (в хорошем смысле).
P.S. Мне лично была бы интересна «кухня» более серьезных, профессиональных авторов: З.Прилепин, Виорель Ломов, В.Ерофеев, В.Пелевин и проч. Но я понимаю, что до них не «достучишься»...
Спасибо Наталье и спасибо админу! Интервью очень интересное и содержательное. и спасибо, что ответили на мой вопрос)))
Маргарита, вам тоже спасибо за интересный вопрос.
Максим, я тоже держу в уме идею интервью с «большим писателем», но останавливает меня пока даже не то, что до известного человека сложно достучаться. Лично мне, как интервьюеру, пока сложно сформировать в голове даже предварительную концепцию такого разговора. Ведь нужно учитывать целый ряд моментов: те интервью, что автор давал ранее (вопросы не должны повторяться), степень открытости человека (он может банально не захотеть обсуждать свои дела с издательствами и гонорары) и т.д.
Также для меня весьма неоднозначно выглядит практическая польза от такого интервью.
Дело в том, что основной «витаминный» элемент в тех интервью, что выходили ранее в рамках блога, заключается в том, каким образом авторам удалось начать издаваться. Причем в современных реалиях. Именно в этом я вижу их практическую пользу. А в случае с мэтром мы, в лучшем случае, узнаем, как это было 20-30 лет назад. Ну и? Секреты мастерства тоже довольно условны. Всем известно, что не боги горшки обжигают, и в написании хороших книг нет никакой магии — только оригинальная идея и мастерское владение родным языком, которые оттачивается годами.
Если кому-то есть, что возразить, охотно выслушаю вашу точку зрения. Заодно можете предлагать варианты вопросов для такого интервью.
«Витаминный» эффект понятен и, несомненно, важен в качестве некоторого стимула для начинающего писателя. Но только «большой» писатель способен дать профессиональные советы с точки зрения именно качества материала, к чему писатель (любой) должен стремиться в первую очередь. Т.е. тот материал, которому, к счастью, посвящена большая часть записей вашего блога, но с какими-то личными деталями, секретами, предпочтениями, техниками, может быть. Буквально сегодня я около часа пытался «родить» описание позы задумавшейся женщины, в итоге что-то написал, но получилось не совсем то (скорее — совсем не то), что виделось (я сильно-сильно начинающий автор =) ).
Но вы правы, задать какой-то конкретный вопрос мэтру — та еще задача, если будут идеи, я, конечно, предложу.
P.S. Почему тут в комментариях мои посты сопровождаются таким злобным смайлом? 😀
P.P.S. Нигде на сайте не нашел информации о вас, admin200, хотя бы имени.
Максим, то, что вы описали — это формат скорее мастер-класса, но никак не интервью.
Картинка присваивается рандомно при публикации первого сообщения. Самостоятельно ее можно назначить через сервис gravatar.
На блоге информации обо мне действительно нет. Я так изначально решил, чтобы не влиять на восприятие информации читателями блога.
Будем ждать новых интервью, спасибо за вашу работу.