Интервью с Натальей Жильцовой

Как было обещано в одной из предыдущих записей блога, в канун новогодних праздников мы публикуем интервью с профессиональным автором, имеющим за своими плечами почти десяток изданных книг. Сегодня гостем «Литературной мастерской» стала Наталья Жильцова – писательница, работающая в жанре фэнтези. Первая книга Натальи «Проклятие некроманта» вышла еще в 2009 году, а в 2014 на счету нашей гостьи уже целых пять романов, хоть два из них и в соавторстве. Немного о жизни, перспективах жанра и ремесле мы и поговорили с ней этим зимним вечером.

Наталья Жильцова

— Здравствуйте, Наталья! Расскажите немного о себе. Чем вы живете и интересуетесь помимо литературного творчества?

— Здравствуйте =) Увлечений и интересов много. От компьютерных игр до создания интернет-сайтов. Жаль только времени на все не хватает. Сейчас, например, у меня переезд и ремонт. С маленьким ребенком — то еще занятие =)

— В какой момент поняли, что хотите посвятить свою жизнь писательскому ремеслу?

— Да я и до сих пор жизнь писательству не посвящала. Писательство — это хобби, для того, чтобы идеи и фантазии в голове не толпились. Крутится в голове — записываю. Выкладываю в первую очередь для пяти человек, с которыми давно общаюсь, и которым мои истории нравятся. Ну и рада, что нравятся еще кому-то. А издаю книги просто потому, что обожаю бумагу и обложки красивые.

— По образованию вы психолог. С чем связан выбор именно такой специальности?

— Когда-то я думала, что знания психологии откроют передо мной тайны человеческого мозга и способностей, (возможно даже сверхспособностей) =) А на деле передо мной открыли различные психические заболевания, дефекты и методы их коррекции. Познавательно, конечно, но не совсем то, что мне бы хотелось. В общем, будь у меня возможность, сейчас я бы пошла на другую специальность.

— Прекрасно вас понимаю. Скажите, реально ли психологу найти работу в Москве?

— Без опыта работы — только малооплачиваемую должность в социальной сфере, или в сфере образования. Ну а дальше нарабатывать опыт и пытаться что-то еще найти. Но вообще, психолог — профессия невостребованная. Лучше быть программистом =)

— В одном из интервью вы признались, что до «Проклятия некроманта» написали целых три романа, но ни один из них не вышел удачным. Что в них было не так?

— Во-первых, я прекрасно осознавала, что пишу их для себя. Причем не всегда с хорошей концовкой. Один из романов так и вовсе очень тяжелый. Они не вписывались ни в одну серию. Во-вторых, качество текста на тот момент было не слишком хорошим.
Разумеется, ни в какие издательства я их не отправляла. За это время я их немного отредактировала, но, опять-таки, чтобы просто было глазу приятно.
Публиковать не буду, точно. Есть книги, в которые вкладываешь душу, и любой негативный отзыв будет бить по нервам очень сильно. Так что лучше этого избегать.
Впрочем, насколько мне известно, подобные вещи есть у многих авторов.

Дела издательские.

— Как появилась возможность издаваться?

— Банально. Дописала «Проклятие некроманта», после чего с дружеского пинка сестры отправила ее в издательство. Больше ничего не делала вообще. Только боялась, помню, жутко. А через десять дней позвонил главред Альфы Маршавин и сказал, что книгу приняли в работу. В 2008—2009 году он еще не электронные письма писал, а звонил, да.
Так что новичку вполне реально издаться. Альфа-книга на новичков заточена.

— Вы издаетесь в сериях «Магия фэнтези» и «Академия магии». Читаете ли вы книги других авторов этих серий?

— А еще в сериях «Романтическая фэнтези» и «Колдовские миры» =)) Читаю, но очень мало кого. Просто времени не хватает.

— Многие начинающие авторы представляют себе, что как только они начнут издаваться, выпустят 5-6 книг, их жизнь круто изменится. Скажите, а ваша жизнь изменилась? Вас узнают на улицах, просят автографы?

— Я не Лукьяненко, чтобы меня на улицах узнавали =)) Жизнь не изменилась особо, как жила-писала, так и живу-пишу. А автографы, да, просят. Периодически встречаюсь с людьми, подписываю книги.
Вообще, на данный момент, писатель — это просто чуть более публичный человек, и только. Того советского трепета и ореола крутизны, что были раньше, уже нет, и никогда не будет. Слишком много людей пишет и издается.

— Кормит ли вас и вашу семью писательский заработок?

— Нет, увы. Чтобы он «кормил», необходимо, чтобы новые книги выходили каждые месяц-два. Потому как стандартный гонорар за книгу сейчас — это средняя месячная зарплата. А выплаты за электронные экземпляры от издательства настолько незначительные, что даже можно не учитывать. Некоторые писатели из-за этого пытаются не предоставлять издательствам права на распространение электронных версий книг и продают их сами, но это весьма рисковое занятие. И из-за пиратов, и издательства очень неохотно и негативно на такое реагируют. Лично я пока не настолько самоуверенна, чтобы портить с ними отношения в этом плане.

— Я знаю одного молодого автора, который всерьез верит, что его еще ненаписанная книга будет экранизирована. Вам таких предложений не поступало? И вообще, насколько реально сейчас продать права на экранизацию и дождаться фильма по своему произведению?

— Нереально. Если у вас нет знакомств нужных, или вы не супер-топ — абсолютно нереально. Даже Панов со своим «Тайным городом» еле-еле пробился и бюджет еле-еле наскреб. И качество его фильмов можно видеть. Что говорить о каком-то неизвестном авторе? Увы. Сейчас уже не то время, к сожалению. Во-первых, идей для экранизации очень много. Очень. Пороги режиссеров денно и нощно обивает толпа страждущих. Во-вторых, есть такая штука, как сценарий. По книге никто и никогда фильм не снимет, сначала эту книгу необходимо обработать и привести в формат сценария. Без этого ни один режиссер даже не взглянет на идею. А годных и умелых сценаристов еще поискать надо и денег им заплатить.
Как пример, могу привести писательницу Юлию Набокову. Она пишет довольно давно, и в кругах городского/вампирского фэнтези известная личность. Так вот еще несколько лет назад, если не ошибаюсь, она сама пошла заканчивать курсы сценаристов, чтобы попытаться хоть как-то продвинуть книги на экранизацию. Пока, насколько я знаю, безуспешно.

— Ваш цикл «Тень» выходит в издательстве Альфа-книга. Как появился вариант с Эксмо? И не возникает ли у издательства недовольств, когда автор параллельно издается у конкурентов?

— Вариант появился прозаически. После «Тени» я начала новый цикл и написала книгу «Полуночный замок», у которой в процессе выкладки на Самиздате был очень высокий рейтинг посещаемости. Эксмо, как и Альфа-книга, подобные рейтинги отслеживает, вот и, что называется, «перехватили» книгу на лету.
А насчет недовольства могу сказать, что многие авторы параллельно издаются в двух издательствах, и в этом нет ничего удивительного. Кто-то предложил более выгодные условия, где-то планы одного издательства на несколько месяцев забиты, и проще и быстрее отдать в другое. В общем, это вполне рабочая конкуренция. Хотя да, топовых авторов издательства, разумеется, стараются удержать любыми способами. Но я к супертопам не отношусь, и недовольства от Альфы по поводу себя не слышала. Тем более, для Альфы пишется продолжение двух книг: соавторская «Две короны. Турнир», и вторая часть «Силы ведьмы» — «Слеза ундины».

— На вашем авторском сайте указано, что вы сотрудничаете с командой mail.ru на ниве ММОРПГ Perfect World. Расскажите поподробнее, в чем заключается это сотрудничество?

— Раньше, пока было время и возможности, администрировала официальный сайт игры. Помогала с новостями и конкурсами. Кроме того я создатель официальной группы по игре Вконтакте. На данный момент времени на большую часть такой работы, к сожалению, нет, так что я присматриваю только за группой. Ну и общаюсь с администрацией периодически.

Жанровые предпочтения.

— В одном из интервью вы сказали, что выбор жанра фэнтези для вашего творчества обусловлен вашими увлечениями – оккультизмом и эзотерикой. Скажите, вам приходилось применять эти тайные знания в реальной жизни? Или вы больше теоретик?

— И на практике приходилось, и теории я много перечитала. Но это такая тема, которую в рамках литературного интервью не охватишь.

— Как вы относитесь к работам французского оккультиста Папюса, в частности к описанным в них ритуалам вызова могущественных светлых и темных сущностей? Вы верите в осуществимость таких вызовов?

— Вот в методики Папюса я не верю. Мне он нравится только из-за возможности взять кусочки текста из «заклинаний» и красивые картинки с колдовскими пентаклями для обложек =)

— Не могу не спросить вас о масштабной экспансии в литературный мир нашего горячо любимого слабого пола. Если, скажем, лет сто назад женщина-писатель была чем-то экстраординарным, то теперь в литературе появился целый пласт женской прозы. Количество дам в писательском цехе с каждым годом растет. Та же тенденция в последние годы хорошо прослеживается и в жанре фэнтези. Чем, по вашему мнению, отличается фэнтези женское от мужского?

— Отличается, как и любой другой жанр, который делится на женский/мужской. Если утрировать, то выглядит это примерно так:
Чисто мужское (фэнтези): «я нашел рарных мегадевайсов, взял пару левелапов, собрал пацанов и подцепил бабу (много баб), потом мы пошли, набили морды вон тем чувакам, и в финале сурово ушли в закат».
Чисто женское (фэнтези): «я была такая серая мышка, а он такой крутой-холодный-неприступный-слюноотделительный альфа-самец, и он пал передо мной на колени, а я так переживала, а потом случилось ужасное, но он меня спас, а я еще на другого посмотрела, а он отбил, и в финале свадьба и беременность».
Ну и всевозможные миксы этих крайностей.
Ничего плохого в том не вижу — у мальчиков и девочек разные игрушки, так почему бы и книгам не быть специализированным наряду с универсальными?

— Из-за наплыва огромного количества однотипных произведений многие читатели (не говоря уже о критиках) отзываются о фэнтези как о низком жанре. В чем-то эти люди правы? И как вы видите перспективы жанра?

— Глупости. Жанр сам по себе никак не связан с количеством и качеством каких-то там произведений. Вряд ли кто-то смог бы подойти к тому же Толкину и сказать ему в лицо — эй, мужик, ты пишешь «низкую» литературу. Судить надо не жанр, а конкретного писателя. Хорошо-плохо, нравится-не нравится, мое-не мое.
А перспективы обычные. Жанр устоявшийся, его любит огромное количество народа. Фэнтези как читали, так и будут читать, для того, чтобы отвлечься от проблем и помечтать о чем-то сказочном.

— Вопрос от читателя блога «Литературная мастерская». Читатель интересуется, реально ли молодому автору пролезть в какую-нибудь фэнтезийную серию и что для этого нужно сделать? Я же добавлю от себя: нужно ли вообще молодым и неопытным стараться пролезать в какие-то серии, если во многом из-за низкого качества именно их работ жанр и приобретает репутацию бульварного?

— Реально. Более чем. В ту же Альфа-книгу, которая, повторюсь, заточена как раз под новичков. Вам нужно просто написать 12 авторских листов связного текста, не нужного, не перегруженного «водой» и без «белых пятен» в сюжете. В тексте должно присутствовать какое-то развитие героя (апгрейд, получение плюшек), плюс концовка должна быть позитивной и логически завершенной.
А насчет качества — я уже ответила выше. Судить надо автора. Если автор написал книгу хорошо, то читатель это увидит и оценит. И по поводу серий — никто новичка отдельно публиковать не станет. Только в серии, без вариантов. Потому что новичка еще никто не знает, и вероятность сбыта книг равна нулю. А в серии одна половина книг из популярных имен продает другую половину — неизвестных новичков.

Продвижение.

— У вас очень красивый персональный сайт. В наше время он обязателен для писателя?

— Спасибо =) Сама делала от и до =)
Сайт не обязателен, но, скажем так, сильно желателен. Пока вы — писатель начинающий, смысла особого в нем нет. Максимум ради визитки сделать. Но если у вас поднакопилось за плечами уже несколько книг — сайт становится необходим. Просто для того, чтобы люди, которые что-то ищут, натыкались на вас, а не на пиратские библиотеки.

— Читательница блога «Литературная мастерская» интересуется, как молодому автору следует начинать продвижение своего творчества? Необходим ли начинающему свой сайт, блог, публичная страница в соц. сетях или же все силы нужно сосредоточить на покорении издательств?

— Покорять издательства не нужно. Они не пиарят новичков, это не рентабельно. Реклама очень дорогая, новичков полно. Рекламу дают только топам, да и то нечасто. Максимум что они сделают — это просто издадут вашу книгу и вбросят на прилавок. Реалии жизни таковы, что раскруткой и пиаром придется заниматься вам самим, иначе продажи будут плохие, и в издании следующих книг вам попросту откажут. Вроде как неприбыльно, «не взлетел автор».
Так что молодым авторам надо искать и завлекать читателей. Особенно в таких местах, где сами издательства отслеживают рейтинги популярности новичков. Например, тот же Самиздат. Начните выкладку своей книги там — и если она будет популярна, вы вполне можете указывать в письме издательству ссылку на СИ. Популярность — это значит, потенциальная аудитория для покупки части тиража. Это маячок сниженных денежных рисков для издателя.
Но, разумеется, речь о том, чтобы не выкладывать книгу полностью. Полного варианта книг выкладывать нельзя.
Блог для начинающего писателя, как и сайт — вторичны. Хотя если вы сможете набрать большую аудиторию именно на блоге — ради бога. Это будет в плюс.

Творческий процесс.

— Сколько вам нужно времени, чтобы написать интересный качественный роман?

— Полгода. На данный момент, в одиночку я быстрее писать не могу. Не знаю, чем это вызвано, внутренним ограничителем, наверное. Да, есть люди, которые пишут быстро, по 2—3 месяца. И в теории я бы, может, и могла управиться в три-четыре месяца, но… все время что-то мешает, останавливает, тормозит. В соавторстве, разумеется, все идет намного быстрее.

— В одном из интервью вы сказали, что пишете по методу Стивена Кинга – то есть практически не продумываете сюжет, полагаетесь на своих персонажей. Вам часто приходится переписывать эпизоды и целые главы? Или оставляете все как есть?

— Нечасто. У меня довольно логичные персонажи, и их поступки не настолько глупы и непродуманны, чтобы переписывать.

— У вас есть опыт работы в соавторстве: со Светланой Ушковой и Анной Гавриловой. Расскажите, как возникают такие варианты и как строится работа над произведением в тандеме?

— Соавторство — штука занятная, но сложная. Начинающим писателям я бы посоветовала все же набивать руку изначально самостоятельно. И имя себе самостоятельно строить. Ну а в моем случае соавторство было спонтанным. С Анной — из экспериментального любопытства. Хотелось узнать, можно ли быстро написать книгу, когда один автор просто «гонит текст», а второй его обрабатывает и редактирует. Этакий «метод штурма». А со Светланой мы играли в текстовую ролевку по миру «Тени», и она писала так много и так «в канон», что когда я решила сделать для фанатов серии приквел по мотивам ролевки «Две короны» — просто не могла не взять ее тексты. Поэтому она и стала полноценным соавтором. Ну а вторую часть «Корон» мы уже пишем целенаправленно, вдвоем. При этом работать со Светланой очень легко, она каким-то образом терпит все мои тиранские замашки, и не парится по этому поводу. Чему я до сих пор удивляюсь =))) Кстати, распробовав писанину, она и сольную книгу успела написать. В январе у нее выходит «Запретный ключ», с чем ее и поздравляю.

— Охотно присоединяюсь к поздравлениям. А вообще, есть ли проверенный рецепт, как избежать конфликтов с соавтором, но сохранить вместе с тем свою индивидуальность в творческом процессе?

— Увы. Вы либо сходитесь характерами и стилем работы, либо нет. Творчество — это довольно воздушная и непредсказуемая штука, а авторы — народ эмоциональный. И иногда одно неправильно понятое слово, или мелкая обида могут совершенно нелогично выбить из колеи на долгие недели. И ты не можешь писать. Совершенно. Да, можно какое-то время идти на уступки, искать компромиссы, но полной индивидуальности не будет. Это надо понять и с этим надо заранее смириться. Если не получится — конфликт неизбежен.

— Если верить статистике ресурса fantlab.ru, в 2014 году у вас вышло целых 5 романов. Качество не страдает от количества?

— Заметьте, два из пяти — соавторские. Соавторская работа намного быстрее и активнее идет. А «Ярость» и «Ведьма» вышли в начале года, написаны они были в 2013 году. То есть, лично я за год написала два романа — «Полуночный замок» (он вышел летом), и «Антимаг» (он выйдет весной 2015). Т.е. свой стандарт — 2 романа в год.

— Кто ваши любимые авторы? Есть ли такой писатель, на чье творчество вы ориентируетесь, но понимаете, что такого уровня никогда не достигнете?

— Булгаков. И даже конкретнее — его роман «Мастер и Маргарита». Я дико, безумно хочу писать так же, таким же языком, так же обрабатывать характеры и описывать ситуации. Но понимаю, что это нечто из разряда фантастики.

— У вас, как у писателя, есть какая-то большая цель?

— Нет. Пишу потому, что нравится, и потому, что идеи в голове. Не более того.

— Наталья, большое спасибо вам за интервью!

— Пожалуйста =)

Вот такое получилось интервью. Полагаю, вы, как и я, смогли почерпнуть из него много интересного. Следите за обновлениями блога. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Интервью с Натальей Жильцовой

8 комментариев для “Интервью с Натальей Жильцовой

  1. Спасибо, было интересно, особенно в части соавторства — всегда удивлялся, как можно вдвоем (или, тем более, втроем) совмещать свои индивидуальности в рамках общей картины. Фэнтези совершенно не мой формат, но Наталье желаю дальнейших творческих успехов.

  2. Максим, полностью разделяю ваше удивление. Для меня тоже соавторство — нечто из разряда непознанного.

    Кстати, рекомендую вместе с этим интервью прочитать и интервью с Евгением Григорьевым. Там в некоторых моментах просто разительные отличия...

  3. Не буду лукавить, рассуждения молодого автора (Е.Григорьева), особенно в части «молодежного постапокалиптичного» будущего литературы, несколько забавны (в хорошем смысле).

    P.S. Мне лично была бы интересна «кухня» более серьезных, профессиональных авторов: З.Прилепин, Виорель Ломов, В.Ерофеев, В.Пелевин и проч. Но я понимаю, что до них не «достучишься»...

  4. Спасибо Наталье и спасибо админу! Интервью очень интересное и содержательное. и спасибо, что ответили на мой вопрос)))

  5. Маргарита, вам тоже спасибо за интересный вопрос.

    Максим, я тоже держу в уме идею интервью с «большим писателем», но останавливает меня пока даже не то, что до известного человека сложно достучаться. Лично мне, как интервьюеру, пока сложно сформировать в голове даже предварительную концепцию такого разговора. Ведь нужно учитывать целый ряд моментов: те интервью, что автор давал ранее (вопросы не должны повторяться), степень открытости человека (он может банально не захотеть обсуждать свои дела с издательствами и гонорары) и т.д.

    Также для меня весьма неоднозначно выглядит практическая польза от такого интервью. 

    Дело в том, что основной «витаминный» элемент в тех интервью, что выходили ранее в рамках блога, заключается в том, каким образом авторам удалось начать издаваться. Причем в современных реалиях. Именно в этом я вижу их практическую пользу. А в случае с мэтром мы, в лучшем случае, узнаем, как это было 20-30 лет назад. Ну и? Секреты мастерства тоже довольно условны. Всем известно, что не боги горшки обжигают, и в написании хороших книг нет никакой магии — только оригинальная идея и мастерское владение родным языком, которые оттачивается годами.

    Если кому-то есть, что возразить, охотно выслушаю вашу точку зрения. Заодно можете предлагать варианты вопросов для такого интервью.

  6. «Витаминный» эффект понятен и, несомненно, важен в качестве некоторого стимула для начинающего писателя. Но только «большой» писатель способен дать профессиональные советы с точки зрения именно качества материала, к чему писатель (любой) должен стремиться в первую очередь. Т.е. тот материал, которому, к счастью, посвящена большая часть записей вашего блога, но с какими-то личными деталями, секретами, предпочтениями, техниками, может быть. Буквально сегодня я около часа пытался «родить» описание позы задумавшейся женщины, в итоге что-то написал, но получилось не совсем то (скорее — совсем не то), что виделось (я сильно-сильно начинающий автор  =) ).

    Но вы правы, задать какой-то конкретный вопрос мэтру — та еще задача, если будут идеи, я, конечно, предложу.

    P.S. Почему тут в комментариях мои посты сопровождаются таким злобным смайлом? 😀

    P.P.S. Нигде на сайте не нашел информации о вас, admin200, хотя бы имени.

  7. Максим, то, что вы описали — это формат скорее мастер-класса, но никак не интервью.

    Картинка присваивается рандомно при публикации первого сообщения. Самостоятельно ее можно назначить через сервис gravatar.

    На блоге информации обо мне действительно нет. Я так изначально решил, чтобы не влиять на восприятие информации читателями блога.

  8. Будем ждать новых интервью, спасибо за вашу работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх