Сегодняшняя запись будет носить скорее дискуссионный характер, потому как проблема, затрагиваемая в ней, тоже не имеет однозначной окраски – отрицательной или положительной. Речь сегодня пойдет об издании книги за свой счет. Многие из вас в этом месте, возможно, сморщат носы – мол, для настоящего писателя и творческой личности подобные вещи недопустимы. И в чем-то вы будете правы. Но во всемирной паутине предложений подобного рода можно встретить великое множество, а предложение, как известно, рождается спросом. Значит, потребность такая у авторов все-таки существует. Именно о ней мы и поговорим сегодня.
Письмо.
Итак, идею нашего сегодняшнего разговора подкинуло одно интересное письмо, пришедшее мне не так давно в одной из социальных сетей. Текст письма привожу без ссылок, дабы никто не счел это за проплаченную рекламу. Орфография и пунктуация, как всегда, заботливо сохранена.
Здравствуйте!
Ознакомились с Вашим творчеством на samlib.ru (которого, моего творчества, там отродясь не бывало – прим. ЛМ)
Готовы предложить следующие виды сотрудничества:
1. Размещение Вами книги на нашем сайте (бесплатно).
Это дает возможность продавать произведение в электронном виде напрямую читателю. Цену Вы устанавливаете самостоятельно.
Подробности можно прочитать здесь.
2. Участие в социальной сети нашего книжного сообщества (бесплатно).
На Личной Странице соцсети можно:
— вести блог (дневник), получать к нему комментарии, отвечать на комментарии;
— разместить все свои книги и произведения со ссылками на них;
— дать ссылки на ваши страницы в других социальных сетях, контакты.
— общаться напрямую с читателями и другими авторами
Иными словами, Вы получаете не «очередную» страницу в Интернете, а страницу-визитку, витрину своих произведений, одновременно ведущую на все Ваши ресурсы в сети.
Коммерческое сотрудничество:
1. Издание электронной книги от 690 руб./1 а.л. и распространение в нескольких сотнях российских и мировых Интернет-магазинов.
От продаж берем 20-40% себе, 60-80% отдаем Вам. (список магазинов в приложении)
2. Издание и продажа книги в бумажном виде от 2990 руб — ваша книга продается через российские Интернет-магазины в бумажном виде.
3. Если у Вас есть готовая книга — поможем ее распространить в электроном виде, 80% от продаж отдаем Вам
4. Программа PR
Поможем с продвижением Вашей книги и повышением ее популярности у читателя.
Как видите, вариантов много. Наш гендиректор проводит политику «доступные программы издания для авторов». Да, не все бесплатно. Но если уж платно — то нам есть что предложить в сравнении с другими издательствами.
Готова ответить на все Ваши вопросы.
Вот такое письмо. И я бы, конечно, оставил его в стороне и забыл, не веди я этот блог. Поэтому в целях удовлетворения всеобщего любопытства я полез на сайт этого замечательного издательства и начал ознакомление с условиями и, главное, ценами на писательский успех.
Сайт.
Довольно приличный сайт с приятным дружелюбным интерфейсом. Порадовал встроенный прямо на главной странице калькулятор издания книги, который сходу по паре параметров (количество страниц в вашей книге и предполагаемый тираж) способен выдать стоимость всего этого удовольствия. Разумеется, я сразу же ввел книгу в 312 страниц (13 авторских листов), твердую обложку и средненький тираж 5000 экземпляров. Получилось, что издание одного экземплярчика обойдется аж в 191 рубль, а за весь тираж придется выложить 959 тысяч кровных российских рубликов. Обомлев, я углубился в страницы сайта, стремясь отыскать что-нибудь более доступное.
Сама программа издания классических бумажных книг выглядит у них следующим образом.
Писатель делает заявку и оплачивает согласно прейскуранту издание его книги. Самый простой вариант – верстка, изготовление книги, размещение в магазинах, но без корректуры и редактуры – обойдется почти в 1300 рублей за авторский лист. В нашем случае (средняя книжка в 13 авторских листов) все удовольствие будет стоить нам всего лишь 16900. Однако это просто голое издание книги без какого-либо вмешательства в оную. А такой вариант даже я вам не посоветую, все-таки без зоркого профессионального глаза редактора книга обойтись не может. А это уже совершенно иные деньги. Весь комплект, включая корректуру и редактуру, обойдется новоиспеченному литератору всего-то в 2300 рублей за авторский лист или в расчете на наши 13 авторских листов – в 29900 рублей. Далее дополнительно придется оплатить ISBN (международный стандартный книжный номер, который присваивается каждой новой книге) в размере 2000 рублей и изготовление обложки: фотообложка встанет в разумные 2500, а вот на художественную придется раскошелиться – от 5000 до 15000 рублей. В общем, при условии, что больше в процессе ничего не вылезет, издание наших несчастных 13 авторских листов обойдется от 21400 до 46900.
Сам же процесс распространения книги выглядит несколько необычно. Издательство связывается с крупнейшими интернет-магазинами, размещает нашу книжку в их ассортименте и ждет заказов от потенциальных покупателей. Когда поступает заказ, оно печатает экземпляр книги и в течение 3 дней отправляет его заказчику по почте. В принципе, логика такого подхода мне понятна. Наши мечтаемые 5000 экземпляров без рекламы и ажиотажа через интернет-магазины будут распродаваться, наверное, лет 5 или 10, поэтому ни само издательство, ни тем более магазины не захотят захламлять свои складские помещения таким количеством труднореализуемого товара. Такова жизнь.
Что же касается условий продажи, то издательство заявляет, что берет себе всего лишь 20% от стоимости реализуемой книги. Автору остается 80%. Не берусь судить, отчего высчитываются эти 80% — от полной стоимости, за которую была куплена книга, или от прибыли с одной книги, это нужно уточнять уже у самих сотрудников издательства. Ну и конечно, не обойдет стороной автора и приятный бонус: в стоимость всего этого удовольствия уже заложена отправка автору одного экземпляра его книги в мягкой обложке. Правда, только по территории РФ, иностранцам придется раскошелиться на сумму пересылки. Незначительная, но весьма приятная мелочь, не так ли?
PR.
Однако сами понимаете, сколько в наше время продается книг – и в обычных магазинах и на интернет-площадках. Как не затеряться новой книге молодого, никому не известного автора в этом океане макулатуры литературы? Ответ один – реклама. И тут наше издательство тоже готово поспособствовать становлению юного таланта.
Прейскурант цен примерно следующий. Реклама на самом сайте издательства: интервью с автором – 900 руб., анонс его книг в новостях – 600 руб., размещение баннера – от 1500 до 2500 руб. в неделю, включение в рассылку о выходе книжных новинок – 1500 руб.
Но сайт издательства не обладает той массовой аудиторией, которая необходима автору. Поэтому можно и нужно продвигаться в социальных сетях. За ежедневное распространение информации об авторе или книге придется выложить 600 рублей в неделю для одной социальной сети (Вконтакте, facebook). Дублирование интервью с сайта издательства в социальные сети будет стоить уже 900 рублей. Распространение информации в тематических группах – 3600 рублей в неделю. Съемка видеоинтервью и распространение его в соцсетях – 3000 рублей.
Но и это еще не все. В числе прочего самым интересным показалось мне проведение презентации и встречи с читателями в ведущих книжных магазинах обеих столиц (обычной и северной) с видеосъемкой, анонсами и ссылками во все тех же социальных сетях. И стоит недорого – от 9000 рублей.
Ой, чуть не забыл. Разработка индивидуального плана продвижения обойдется нам от 4000 кровно заработанных.
Вообще, как я понял, рекламный бюджет в идеале должен стремиться к бесконечности. Там три тысячи, здесь полторы, там встреча с читателями, здесь видеоинтервью – набегает немало. А выхлоп? Неизвестен.
Выводы.
Как я и ожидал, издание книги за свой счет – удовольствие не из дешевых. И наш верный друг и соратник – издательство – будет выкачивать денежки до тех пор, пока юный талант не продаст жилье и не влезет в долги и кредиты. Благо способов продуктивно потратить деньги нам предоставляется великое множество.
Что же толкает людей на эту извилистую дорожку подкрепления своего авторского роста собственными же деньгами? Я думаю, есть несколько наиболее распространенных вариантов.
- Издание книги – есть главный и заключительный этап творчества данного автора. То есть для этого отдельно взятого человека цель всего его творчества была именно в издании книги. И в какой-то момент он просто решает сделать это за свой счет. Издать, наконец, книжку со своей фамилией на корешке, поставить ее на полку, раздать друзьям и родственникам и заниматься уже другими делами, достигать других целей. Для меня этот вариант самый понятный и логичный.
- Отчаявшийся. Автор несколько лет подряд бьется в двери всевозможных издательств, но везде получает отказ. Однако он уверен, что его книга просто обязана увидеть свет и удивить читателей. Отчаявшись, он решается издавать непризнанный шедевр за свой счет.
- Быстрый старт. Весьма фантастичный вариант, при котором молодой автор решает обойти самый сложный этап пролезания в тираж и околачивания дверей издательств, просто напечатавшись за свой счет. Ведь всем известно, что самое сложное в нашем деле – издать первую книгу. Поэтому издавая ее на собственные деньги, он теоретически ловко обходит это сложнейшее препятствие.
Вот примерно такие мотивы я вижу у людей, решивших издаться за свой счет. Как относиться к ним? Ну, для некоторых в этом занятии нет ничего зазорного – мол, если есть у человека лишние деньги, то и ему решать, на что их тратить. Хочет, в банк отнесет, хочет – прогуляет, а хочет – книжку издаст. Думаю, спорить с этим никто не станет.
С другой стороны многие считают, что автор должен всего добиваться сам, в том числе и признания со стороны издателей и редакторов, а все эти издания за деньги – просто от бессилия или отсутствия таланта. Мол, качественную литературу за деньги никто не издает. Лично я не берусь судить, хорошо это или плохо. Просто лично я не вижу в этом великого смысла. Ну, разве что человек давно мечтал просто о книжке со своей фамилией. В этом случае все вполне оправдано.
В то, что издание за свой счет может стать прорывом в мир большой литературы, я не верю. Более того, считаю, что заплатив однажды, такой автор настраивает издательства на попытки выжать из него еще больше деньжат. Издательский бизнес – это же в первую очередь бизнес, а не просто издание книжек в целях ликбеза и всеобщего просвещения. Сам автор вряд ли сможет процентами от реализации тиража отбить свои потраченные деньги (разве что книга действительно выстрелит и станет вторым «Гарри Поттером» или «Сумерками»), а уж о каком-то значительном заработке и речи не идет. Я не хочу абсолютизировать, но для реального прорыва книги неизвестного автора должны сойти такие звезды и обстоятельства, что сходятся, наверное, раз в сто лет.
Так что думайте сами, решайте сами…
На этом все на сегодня. Призываю делиться своими мнениями на этот счет в комментариях: посещали вас мысли издаться за деньги или, быть может, был опыт подобных затей? Буду рад вас услышать. Подписывайтесь на обновления блога. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Я тоже считаю, что издаваться за свой счёт — это не вариант. Моя мама работает в библиотеке и к ним, частенько, приходят люди, которые напечатали книги за свои кровные денежки. Эти авторы устраивают встречи с читателями, представляют свои опусы и просят библиотекарей рекомендовать посетителям их книги. В основном, конечно, это поэзия. Тут всё понятно — издать сборник стихов сейчас практически невозможно. Но бывает и проза. Качество этих текстов оставляет желать лучшего. Всё на уровне школьных сочинений. А если и попадается неплохой слог и хороший язык, то сюжет, такая скукотища и нудятина, что начинаешь зевать уже на пятой странице.
Для меня очевидно, что если издательство не берёт рукопись, значит — это плохая рукопись. И дело тут не в издательстве, которое, якобы, ничего не понимает в настоящей литературе, а в авторе, который ничего не понимает в писательстве. =)
Здравствуйте!
Прежде всего хочу поблагодарить автора сайта – здесь очень часто размещаются весьма полезные статьи на литературные темы!
Теперь о печати собственного сочинения опуса. Да-да, увы, дело это недешевое и рискованное. Но история знает примеры, когда автор печатал свою книгу на личные сбережения, будучи убежден в ее ценности. Мне кажется, один из таких случаев – роман «Ярость» Юрия Никитина. Впрочем, почитайте его книгу «Как стать писателем». Есть возможность читать и многие из его замечательных книг, их больше тридцати, и каждая довольно объемная. Они, разумеется, художественные.
Но книга «Как стать писателем» может кое-кому из нас быть настольным руководством. Там нет конкретных упражнений, но много таких вещей, о которых даже не задумывается подавляющее большинство пишущих, даже из числа тех, произведения которых публикуются!
Так что, если вы – писатель, если вы работаете со своими текстами с утра до ночи и во всякое досужее время, но какой-либо из ваших романов не берутся издавать, можете на свой страх и риск дать задание одному из многочисленных издательств. А потом сидеть на изданных 5000 тысячах книжек и продавать их желающим.
Да, книга должна быть действительно хороша. Впрочем, нельзя отрицать и того, что далеко не все редакторы в издательствах знают свое дело в совершенстве. Таких редакторов очень и очень мало. Так что, автор, взявший на себя издательство своей книги, может оказаться прав. Скажем, роман «Ярость» ни одно издательство взять не захотело. А после была бойня за право его издавать, не так ли?
Marika, очень занимательный пример. И я полностью согласен с вами, что если книгу не берут, то в подавляющем большинстве случаев именно из-за того, что она не дотягивает по уровню (стиль, сюжет и т.д.).
А поэтам, наверное, единственный реальный способ как-то прославиться и заработать в наше время — писать тексты для песен. Или есть еще варианты?
Юрий, мне очень нравится приведенный вами пример Юрия Никитина. Он хорош тем, что показывает: талант всегда пробьет себе дорогу; главное, не опускать руки. Все-таки целеустремленность и упорство определяет автора не в меньшей степени (а в некоторых случаях и в большей), чем природные способности. Даже на уровне работы с текстом: связать пару фраз в предложение может любой, а вот осилить книгу — уже единицы.
В общем, не будь Никитина, начинающим вообще надеяться было бы не на что.
Причин, по которым люди издают книги за свои деньги, гораздо больше. Я насчитал почти 10 причин, когда издание на свои кровные полностью оправдано. И это не только отсутствие таланта. Кому интересно — «Издание книги за свои деньги: за и против, плюсы и минусы» на моём сайте.
Письмо, которое озвучено здесь, мне тоже приходило. И даже начиналось так же: Ознакомились с Вашим творчеством на samlib.ru. Причём на Самлибе у меня странички нет) Я немного побеседовал с девушкой и понял, что это мне не подходит.
Теперь о своём опыте. Три книги, посвящённые взаимоотношениям мужчины и женщины (популярная конфликтология), я издавал и продавал сам. Причина проста: у меня была готовая аудитория, которая с удовольствием покупала тираж. В этой ситуации глупо искать себе посредника в виде издательств и магазинов, которые заберут почти весь доход. Обычный бизнес: ты пишешь книгу, вкладываешь свои деньги, а потом отбиваешь их с выгодой для себя. Все довольны. Тиражи идут по возрастающей, что говорит о растущем интересе читателей к моим книгам. Так что нет ничего зазорного в издании книг на свои. Ведь тем же самым занимаются все коммерческие издательства)
admin200, я думаю для поэтов в наше время потолок — это выкладывать свои стихи в сеть и ждать когда появится постоянная аудитория. И чем провакационнее и пахабнее стишки, тем аудитория больше. =) Я сама стихов не пишу, но читать их люблю. Поэтому слежу в сети за творчеством новых авторов.
Александр, ваш вариант вполне имеет право на жизнь, однако осуществим он далеко не в любых условиях. Все-таки я воспринимаю подобную деятельность в первую очередь как бизнес, а не как творчество.
Marika, это все достаточно печально. Но массовая культура — это в первую очередь усреднение, и зарабатывать при ней будут только те, кто это усреднение «кормит». Поэзия же в основном всегда требовала от читателя определенного культурного уровня. Потому она сегодня и оказалась на задворках. И в том, что она оттуда выберется в ближайшее время, я сильно сомневаюсь. Нет предпосылок.
В моей схеме творчество сохраняется в полном объёме, ведь текст по-прежнему пишет сам автор, точно так же, как он делал бы это для коммерческого издательства. Никакой разницы нет. Плохой текст одинаково провалится как в издательстве, так и при печати за свои деньги. Его просто не будут покупать. При издании за свои деньги автор, при сохранении обязанностей писателя, принимает на себя обязанности рекламщика, издателя и продавца. В худлите самому продать свои книги сложно, а вот в науч-попе, особенно приближенном к реальной жизни, это несколько проще. И иногда даже выгоднее и полезнее, чем в издательстве (см. пункт о «книге-визитке», которая может заметно упростить контакты с полезными людьми).
Со стихами же сейчас совсем труба. Все известные поэты, которых я знаю, либо раскрутились ещё в былые времена, либо барды, либо злободневщики-чернушники, либо похабники-эпатажники, либо случайно попали под крыло к какому-нибудь мэтру, который занимается продвижением творчества новичка.