Не так давно при весьма необычных обстоятельствах ко мне в руки попала книга американской писательницы Натали Голдберг «Человек, который съел машину. Книга о том, как стать писателем». Книга эта вышла в свет в далеком 1986 году и моментально стала бестселлером. С тех пор она неоднократно переиздавалась, была переведена на двенадцать языков и разошлась общим тиражом более миллиона экземпляров. Тем удивительней тот факт, что до сих пор я ничего не слышал и не знал о ней. И памятуя о моей бесконечной любви к разнообразным учебникам писательского мастерства, вы можете легко догадаться, что я никак не мог пройти мимо этого экземпляра. Мои впечатления от прочитанного – в сегодняшней записи.
Н. Голдберг «Человек, который съел машину».
Первое, что меня жутко заинтриговало, когда я читал аннотацию, что автор книги – писательница, практикующая дзен. Само построение фразы наводило на мысль, что речь не о рядовом писаке, балующимся на досуге какими-то упражнениями, а о профессионале, целенаправленно использующем духовные практики в своем ремесле. Почему-то такое допущение здорово меня взбудоражило, и беспокойное воображение тут же нарисовало образ загадочной, погруженной в медитацию дамочки, держащей под рукой блокнот и ручку для записи божественных откровений. Я искренне полагал, что Н. Голдберг будет предлагать читателю экзотические восточные практики, дыхательные упражнения или гимнастику для достижения глубокого понимания сути литературного процесса. Так я себе представлял книгу с кричащим названием, и с такими сумасшедшими ожиданиями начинал читать. Но, к счастью, никаких мистических ритуалов там не оказалось.
Попытка в подробностях рассказать об этой книге видится мне заведомо проигрышной. Здесь как никогда работает правило – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Книга необычная, но и обычная одновременно. И что-то мне подсказывает, что и отзывы на нее будут диаметрально противоположны: кто-то назовет ее банальной, прямолинейной, очевидной и излишне простой, но многие ею восхитятся. И те, и другие окажутся правы, каждый по-своему. Книга чрезвычайно зависит от читателя, все ее достоинства опираются на нашу чуткость и понимание. Это вам не учебник физики со строгими законами и их неопровержимыми доказательствами, «Человек, который съел машину» — это билет на автобус до дома, путешествие вглубь себя, и только от нас зависит, принесет оно плоды или нет.
Конечно, книга здорово попала в мое настроение, в то ощущение мира и творчества, к которому я интуитивно пришел совсем недавно. И наблюдения автора лишь подкрепили мои суждения. Но год или два назад я бы, не задумываясь, разнес ее. Многим авторам, привыкшим к основательной кропотливой работе, составлению планов и схем, подход Натали Голдберг покажется легкомысленным. Меня вчерашнего сильно бы возмутили ее рекомендации из серии «выбрать какое-нибудь уютное тихое кафе, взять с собой приятеля, устроиться за столиком и начать писать, позволить мыслям литься свободно, записывать их, не останавливаясь и не редактируя». Скажите, разве похоже на метод работы серьезного автора? Не сильно-то соответствует обывательским представлениям о писательском труде! А между тем у всех рекомендаций Н. Голдберг есть серьезные основания. Автор должен уметь писать в любой обстановке, писать много и каждодневно, но главное, он должен слушать себя, позволять звучать самым глубоким мыслям, не сдерживая их грубым внутренним цензором.
«Человек, который съел машину» — это учебник спонтанного письма, спонтанного творчества. И раз уж мы говорим о спонтанности, то нельзя не упомянуть знаменитый и растиражированный учебник Стивена Кинга, который тоже проповедует спонтанное письмо. В чем принципиальное отличие этих двух книг, говорящих разными словами, но об одном и том же? Если Кинг в своих «мемуарах» очень тягуч и словоохотлив, посвящает две трети объема воспоминаниям и рассуждениям, то Голдберг предельно лаконична. Да, она тоже охотно приводит примеры из жизни, но они редко занимают больше абзаца. Оба автора говорят о схожих вещах, практикуют один метод письма, но книга Голдберг в два раза тоньше, и дельных советов там в два раза больше. Вот и вся разница.
Книга разбита на ряд маленьких советов, по две-три странички, каждый посвящен отдельному аспекту или нюансу в работе писателя. Например, силе подробностей, темам для ежедневного письма, экспериментам с синтаксисом, сосредоточенности, писательским марафонам. Автор дает упражнения, призванные раскрепостить воображение или выработать полезные писательские привычки. Благодаря новомодной фрагментарной структуре книгу можно читать с любого места – хоть с конца, хоть с середины, и от перестановки слагаемых сумма не поменяется.
Огромный плюс, что книга очень легко читается. Но проглатывать ее быстро, за один вечер, неправильно – за легкостью и непринужденным стилем скрываются глубокие темы, которые требуют осмысления. Читая наспех, вы рискуете пропустить все интересное мимо ушей.
Повторюсь, что, не смотря на кажущуюся простоту, книга требовательна к читателю. И это главное, что может помешать вам получить от нее пользу и удовольствие. В ее незатейливости немудрено и запутаться, как бы странно это ни звучало, принять очевидные, на первый взгляд, вещи за маловажные. Поэтому у кого-то наверняка созреет скороспелая мысль: «Хорошо, я и так все это знаю. А где советы? Где откровения?» А откровения сыплются уже с первых страниц! Но они настолько доступны и очевидны, что мы можем попросту в них не поверить. Испугаться простоты. Ведь нам постоянно вбивали в голову, что писательство – удел избранных, что авторский труд определяется некими хитроумными схемами, тайными формулами, расставляющими слова и мысли в строгом алхимическом порядке, единственно верном на пути к признанию и успеху. Мы так долго находились в плену у формы, что забыли о главном – о содержании. И именно к этому на протяжении всей книги ведет нас Н. Голдберг. Не к атрибутам творчества, а к его сути. К той первопричине (для каждого своей), которая заставляет нас писать.
Конечно, о книге «Человек, который съел машину» можно говорить много, но она сама скажет за себя в сто крат сильнее и выразительнее. Подведем итоги. Бесспорно, рекомендую книгу всем желающим попробовать себя на ниве писательства, а также тем, кто интересуется процессом создания художественных произведений. Но я бы вряд ли посоветовал ее в качестве первого учебника – велик риск, что вы просто не поверите, что творить можно настолько легко.
Оценка: 9 из 10.
На этом все на сегодня. Как всегда рад увидеть ваши мнения в комментариях по поводу книги «Человек, который съел машину» и по поводу моей скромной рецензии. До скорой встречи!
Спасибо за советы и статью!
Дабы не оценивать Вашу запись в блоге односторонне, я пошёл на Литрес и открыл ознакомительный кусочек(а целая книга стоит аж триста с лишним рублей(!)), перелистнув на вторую страницу фрагмента, прочёл об упражнении на время и понял, что книгу читать буду, что она по мне и что нужна! Ибо призраки мыслей, бродящие на границе сознания, тоже говорили о том же)
Что касается Вашей статьи, то она хороша. Натали уместила в несколько сотен страниц громадный жизненный опыт — куда ещё сокращать? И зачем? Я даже скажу, что этого делать нельзя, ибо при личном прочтении книги от Натали, будет возникать личный опыт, индивидуальное влияние её книги в нужном ракурсе. Поэтому статья хорошая, такая, какой ей положено быть.
Рад, что удалось помочь. Как достаточно долго «варившийся» в этой кухне, примерно знаю, какой Повар чего стОит. Метод, с помощью которого писать Книги, разумеется, каждый выбирает сам — по своим склонностям и желаниям. НО! Просмотрев РАЗНУЮ метод.литературу — без этого — никуда! Успехов!
Андрей.
Геннадий, статья далась нелегко. Для меня всегда проще ругать, чем хвалить. Поэтому и рецензии на блоге почти все критические.
Книга на любителя. Лично мне все советы, которые были предложены в книге, не дали каких-то бонусов к написанию книги.
Купил-таки в июне эту книгу и прочитал. Точнее, утонул в ней на два дня прямо с первых страниц. Это нечто, а не книга! Еще не дочитав и трети, сидел и писал на первом попавшемся клочке бумаги. «Просто сядьте и пишите...» — крутилось у меня в голове. Сейчас, конечно же, в сумке тетрадка и ручка, каждый день пишу понемногу.
Было такое, не писал четыре дня, потом приступил к написанию с первой мысли — «Ничего не писал несколько дней — будто и не дышал все это время.»
Сказанное в книге не просто воспринять и проглотить с первого раза, некоторые главы перечитывал по нескольку раз, но это того стоило. Я, конечно же, не впал в дзен-буддизм, но Голдберг сквозь призму своих воззрений донесла до меня и до остальной читательской массы много интересных и правильных мыслей, чтобы ПРОСТО НАЧАТЬ ПИСАТЬ.
Эту книгу не стоит сравнивать со всеми остальными перечисленными на блоге и в комментариях к этой статье книгами. «Человек, который съел машину» стоит поодаль от всего перечисленного.
Админу еще раз огромное спасибо за рецензию на книгу, поскольку именно на сайте узнал о ее существовании.
serg, я и не сомневался, что книга вам понравится. Все-таки есть вещи, чья польза и значение очевидны. Жаль только, что некоторым лауреатам для того, чтобы увидеть слона необходимо, чтобы каждый встречный указывал на него пальцем.
admin200, для кого-то эта книга точно не будет иметь никакой ценности, поскольку иные авторы учились на иных правилах и догмах. Последние невероятно глубоко и крепко укоренились в головах тех, кто готов отстаивать свою точку зрения до последнего.
serg, по-моему, это просто синдром утенка 🙂