Типы сюжетов по Блейку Снайдеру

Не так давно я имел удовольствие познакомиться с книгой замечательного сценариста Блейка Снайдера под названием «Спасите котика». Книга весьма интересная и может оказаться полезной не только для сценаристов, для коих она и предназначена, но и для писателей. Сегодня я хочу представить вашему вниманию классификацию сюжетов, которую предлагает Б. Снайдер в этой книге. Лично я страсть как обожаю всякие сюжетные классификации (с вариантами Жоржа Польти и сайта fantlab.ru вы уже могли ознакомиться в этом блоге), и вот эта чисто киношная классификация показалась мне весьма любопытной. Тем более что автор не просто приводит голый список сюжетов, а еще с подробностями описывает, по каким правилам и на какой элементной базе все они строятся. Очень любопытно.

Что ж, вижу, я сумел вас заинтриговать. А раз так, то перейдем уже, наконец, к самой классификации.

Типы сюжетов

Монстр в доме

Первый тип сюжетов очень часто встречается в жанрах триллера, ужасов и прочей фантастики. Обычно история начинается с того, что совершается некое преступление (часто на почве жадности), которое пробуждает к жизни страшного и кровожадного монстра. Монстр может быть совершенно разный: начиная от космических чудовищ (фильмы «Чужой», «Хищник»), древних рептилий («Парк Юрского периода»), заканчивая потусторонними и темными силами, демонами, иногда спятившими маньяками.

Герои вынуждены противостоять злу, пытаться всячески его уничтожить и, конечно, бороться за жизнь. Сюжет активно эксплуатирует тему борьбы за самосохранение, которая вечна и всегда интересна, а присутствие превосходящего все мыслимые и немыслимые пределы живучести, хитрости и кровожадности монстра только усиливает острые ощущения.

Очень важным атрибутом этого типа сюжета является «дом» — то есть замкнутое пространство, в которое помещены герои и монстр. Он важен потому, что отрезает у героев возможные пути к бегству, а значит, к спасению, и зритель понимает, что протагонисты прижаты к стенке и вынуждены принять бой или умереть. «Дом» не обязательно должен быть помещением («Пила»), это вполне могут быть и джунглями, откуда невозможно выбраться («Хищник»), и космический корабль («Чужой»), и просто провинциальный городок, затерянный где-то в глуши.

Развитие сюжета строится по принципу «бежать и прятаться». Герои пытаются бежать, гибнут по одному, предпринимают попытки справиться с чудовищем, но терпят неудачу. В финале зло, как правило, с великим трудом побеждается главным героем.

Кстати, обратите внимание, почему сюжет зачастую начинается именно с преступления? В частности потому, что монстр нередко выступает инструментом возмездия, которое обрушивается на людей, посягнувших на что-то запретное. Так что определенная мораль и философия также не чужды этому чисто развлекательному сюжету.

Итак, основные элементы сюжета «Монстр в доме»:

  • Кучка героев;
  • Могучий и кровожадный монстр;
  • Замкнутое пространство;
  • Бескомпромиссная борьба за выживание.

Путешествие за золотым руном

Сюжет, известный испокон веков, берущий свое начало от мифов Древней Греции и античных историй о странствиях Одиссея. В литературе и других видах искусства встречается во множестве разнообразных интерпретаций, будь то «Властелин колец» Дж. Толкиена или «Пикник на обочине» братьев Стругацких. В общем, все истории, в которых присутствует путешествие и некая желанная ценность, вокруг которой все вертится, подпадают под эту категорию.

Вообще, если обращаться к символизму в литературе, то любое путешествие – это лишь на первый взгляд поиск и борьба за сокровища и артефакты, на самом же деле это поиск и обретение самого себя. Таким образом, главной темой практически всех подобных историй является тема духовного роста (или взросления) главного героя. Герой отправляется за пресловутым золотым руном, сражается с чудовищами и рискует жизнью, находит и теряет друзей, но в итоге обретает нечто совершенно иное – самого себя. Именно поэтому героем чаще всего выбирается молодой и еще совсем зеленый человек. Из обычного парня он становится кем-то другим – иногда выдающимся, иногда пропащим. Главная цель здесь – именно в изменении характера. Именно в том, как трудности и препятствия куют характер героя или, наоборот, ломают его.

Следует понимать, что историю делают не столько приключения, а то, что герой узнает о самом себе, попадая в них. Именно такой взгляд на данный сюжет дает произведению необходимую глубину.

Итак, атрибуты сюжета «Путешествие за золотым руном»:

  • Отважный и юный главный герой;
  • Надежно спрятанная и охраняемая ценность;
  • Опасное путешествие;
  • Духовный рост главного героя.

Джинн из бутылки

У этого типа сюжетов возможны два основных варианта.

В первом и самом распространенном мы обычно имеем дело с некой Золушкой – сугубо положительным главным героем, притесняемым и всячески обделенным судьбой. Герой с первых же минут знакомства подкупает нас своей открытостью, трудолюбием, чистотой помыслов и порядочностью. Ну и конечно, у нашего умницы есть заветная мечта. И вот волею случая и обстоятельств неведомая чародейская сила решает эту мечту осуществить. Герой попадает из грязи в князи, наслаждается свалившимся на голову успехом, но достаточно быстро понимает, что в новой жизни не все так просто и радужно, как казалось. Сбывшаяся мечта превращается в неподъемную ношу, и вот герой уже ностальгирует по старым добрым временам. В финале нас ждет понятная мораль –  истинное счастье не в осуществлении мечтаний. Оно возможно лишь тогда, когда человек живет в гармонии с самим собой. В качестве наиболее яркого примера назову известный фильм «Брюс Всемогущий» с Джимом Керри.

Вторая вариация данного сюжета рассказывает о «страшном» проклятье, свалившемся на голову героя. Но тут герой уже другой – это некий придурок, персонаж с кучей недостатков. Он не умеет обращаться с людьми, заносчив и самодоволен. Но, главное, не безнадежен. Именно в перевоспитании и состоит основная тема истории. Неожиданное и неприятное проклятие низвергает героя на самый низ, где он учится заново жить, общаться, выстраивать отношения, по-новому ощущать себя в обществе. Проклятье идет ему на пользу, позволяет исправиться. В финале мы наблюдаем новую переродившуюся личность.

Основные элементы истории «Джинн из бутылки»:

  • Обиженный жизнью главный герой;
  • Необъяснимая волшебная сила;
  • Мечта, которая сбывается;
  • Осознание себя и своего места в жизни.

У чувака проблемы

Еще один невероятно распространенный тип сюжета. В основе его лежит некая сложная неразрешимая ситуация, в которую попадает вполне обычный главный герой. И тут обстоятельства и сама ситуация могут быть совершенно разные. Все зависит от фантазии автора и от жанра, который диктует свои условия.

Боевик? Пожалуйста, группа террористов захватила аэропорт («Крепкий орешек 2»), военный эсминец («В осаде»),  самолет президента и т.д. Наш герой – обычный полицейский, корабельный кок или кто-то другой – пытается предотвратить трагедию. Нередко в ситуацию замешивают и кого-то из родственников главного героя, чтобы усилить эффект.

Комедия? Нет ничего проще! Обычный советский служащий где-то за границей случайно ломает руку, и в гипсе у него оказываются золото-бриллианты («Бриллиантовая рука»). Главный герой здесь тоже вполне обычный и недалекий, но волею случая попавший в водоворот криминальных событий.

Ужасы? Писатель оказывается в комнате отеля, из которой невозможно выбраться («1408»), молодой парень должен три ночи отпевать в церкви ведьму («Вий»).

Стоит понимать, что не каждая ситуация подходит для такого сюжета. К ней предъявляются особые требования. Ситуация должна требовать от героя, в нее угодившего, мобилизации всех сил и ресурсов.

Само развитие сюжета обычно идет по пути усложнения. Проблема из небольшой разрастается до великой, в происходящее вовлекаются все новые участники, проблема усложняется, низвергая главного героя все ниже и ниже.

Составляющие сюжета «У чувака проблемы»:

  • Обычный главный герой;
  • Сложнейшая ситуация;
  • Постепенное усложнение проблемы до полной катастрофы.

Обряд посвящения

Здесь история знакомит нас с главным героем, которого неожиданно настиг некий кризис. Это может быть и смерть, потеря близкого человека, развод, болезненное увольнение с любимой работы, просто кризис среднего возраста, связанный с ощущением нереализованности. В отличие от предыдущего сюжета, где тоже фигурировала сложная ситуация, здесь речь идет не о каком-то единичном затруднительном положении (чаще всего сложившимся под влиянием внешних сил), а о глобальных переменах в жизни героя. Под кризисом мы понимаем болезненный переход из одного жизненного этапа  в другой.

Именно человек в кризисе – наша главная тема.

По ходу сюжета герой, естественно, всячески пытается свой кризис преодолеть. Поначалу ему пытаются помочь друзья и знакомые, но ничего не выходит. Привычная жизнь героя стремительно рушится, друзья отворачиваются от него, герой остается один на один со своей проблемой. Здесь можно заметить, что сюжет тоже движется по пути к усложнению ситуации, т.е. к полной катастрофе.

Решение всегда приходит через принятие и смирение. Пока герой сражается со своими драконами, они неуклонно побеждают его. Ему необходимо смириться, принять их как часть своей жизни и идти дальше. Только этот ход может принести ему желаемое успокоение. Пример из кинематографа — «Игры разума» с Расселом Кроу.

Атрибуты истории «Обряд посвящения»:

  • Герой – обычно взрослый и состоявшийся;
  • Кризис, серьезные перемены в жизни;
  • Усложнение кризиса до полной катастрофы;
  • Освобождение через принятие.

Два товарища

Один из чрезвычайно распространенных мотивов, который можно встретить в множестве самых разнообразных вариаций. В основе подобных историй, как правило, лежат взаимоотношения двух максимально не похожих героев. Это могут быть мужчина и женщина, белый и негр, молодой и опытный, амбал и коротышка, ну и т.д. Важно, чтобы отличия были запоминающимися, яркими и значительными, и касались не только внешности, но и внутреннего содержания. Характер, темперамент, взгляды на жизнь – все должно отличаться. В идеале нам необходимы два кардинально отличающихся ярких героя.

Сам сюжет строится до неприличия просто: наша горячая парочка объединена общей целью и для ее достижения вынуждена действовать сообща. Одной из классических вариаций является полицейский боевик, где непохожие друг на друга напарники распутывают некое сложное и опасное дело («Час пик» с Джеки Чаном и Крисом Такером). Разумеется, из-за этой пресловутой непохожести, тотальных и непреодолимых расхождений мировоззрений товарищи поначалу друг друга на дух не переносят. Их конфликтные взаимоотношения, во многом, и притягивают зрительский интерес на протяжении всей истории. Однако, проходя через испытания, они понимают, что нуждаются друг в друге. Осознание этого факта нередко обостряет конфликт – никто из гордецов не желает признавать свою зависимость от того «чудака». Далее следует сцена расставания. Волею обстоятельств наши герои расходятся. Вот тут-то они и понимают, как здорово они сработались, какой слаженной командой стали за это время. И в финале нас ждет воссоединение друзей.

В общем-то, все вышеописанное замечательно работает и с любовными историями. Там тоже нередко герои друг друга на дух не переносят, но переживая совместно разные испытания, постепенно влюбляются. А вынужденное расставание дает острое осознание чувств.

Необходимые элементы сюжета «Два товарища»:

  • Два абсолютно разных, несовместимых героя;
  • Единая цель для героев;
  • Момент расставания;
  • Воссоединение через осознание.

Преступление и наказание

О, ну этот мотив, думаю, в представлениях не нуждается. Огромное многообразие сюжетов, в основе которых лежит преступление, — едва ли не основа индустрии развлечений во все времена. «Преступление и наказание» — инвариант, породивший целые жанры. Например, детектива.

Но что мы знаем об этом типе историй? Если отодвинуть в сторонку все многообразие вариаций (а их, на самом деле, неисчислимое множество), то в сухом остатке имеется: преступление, преступник и следователь. Преступление всегда выступает центральным элементом истории, ядром, вокруг которого разрастается мякоть сюжета. И именно оно связывает воедино все линии повествования. Иногда, правда, бывает, что преступление еще не совершено, а только задумано, и сюжет рассказывает о подготовке к нему («Одиннадцать друзей Оушена»). Но как бы то ни было, преступление – центральный элемент повествования.

Линия преступник-преступление раскрывает тему падшей души, описывает опыт обращения к темной стороне, его причины и последствия. Это то, что непревзойденным образом раскрыто в одноименном романе Достоевского. Взгляд на проблему глазами преступника – тоже один из распространенных вариантов этого типа.

Линия сыщик-преступление раскрывает историю с иной стороны. Здесь зритель (да-да, именно зритель, а вовсе не сыщик) ищет преступника, попутно пытаясь разобраться в его мотивах. Именно поиск мотивов преступления является наиболее интересным, ведь личность преступника до определенной доли не вызывает вопросов – им, как правило, оказывается какой-нибудь садовник (неожиданный и неприметный персонаж). Намного более интересна подоплека, обстоятельства, толкнувшие человека на преступление.

Хочу обратить ваше внимание на то, что хотя тема преступления и преступников разработана и изучена, кажется, вдоль и поперек, подобные истории не перестают будоражить воображение. А все потому, что само повествование зачастую помещено в жесткие рамки (временные и пространственные), в нем есть конкретная цель (найти преступника или, наоборот, скрыться от возмездия) и конкретная угроза (преступления будут продолжаться; героя схватят и кинут за решетку). Зрителю хорошо понятна мотивация обеих сторон. Все эти простые элементы позволяют истории стоять крепко и не разваливаться, а уж наличие неожиданных поворотов делает из нее именно то зрелище, от которого так сложно оторваться.

Элементы сюжета «Преступление и наказание»:

  • Преступление;
  • Преступник;
  • Сыщик.

Торжество чудака

Весьма интересный тип сюжета, который очень часто ложится в основу разнообразных комедий. Сразу вспоминаются старые французские комедии с Пьером Ришаром и замечательный, можно даже сказать, эталонный образ чудака, который он создал.

Итак, главным героем такой истории обычно является некий тихоня-чудак. Ничего из себя не представляющий, но безобидный и милый человек, который легко завоевывает симпатии аудитории. По стечению обстоятельств этот чудак оказывается втянут в противостояние с неким могущественным плохим парнем (богачем, главарем мафии, чиновником, влиятельным адвокатом и т.д.). Естественно, в успех чудака не верит никто из окружающих. Да и антагонист до поры до времени не берет его в расчет. Однако ж чем дальше в лес, тем очевиднее для нас победа чудака. Герой с легкостью преодолевает чинимые антагонистом препятствия, заставляя того кипеть от злости. В финале наш неудачник оставляет в дураках всех королей жизни.

В общем-то, тема триумфа маленького человека всегда имела успех. Зрителю проще ассоциировать себя с ним, а уж потешить свое самолюбие, наблюдая поражения сильных мира сего, да еще от обычного неудачника – это удовольствие высшей пробы. Так что популярность таких историй вполне объяснима.

Слагаемые сюжета «Торжество чудака»:

  • Главный герой – чудак, тихоня и неудачник;
  • Могущественный антагонист;
  • Финальный успех чудака, в которого никто не верил.

Чувак в группе

Главной проблематикой сюжетов данного типа является вопрос противостояния личности и социума. Что важнее: индивидуальность или коллективное благо? Где заканчиваются интересы группы и начинаются личные интересы ее членов? Без преувеличения, сюжеты этой категории одни из самых интересных и неоднозначных.

В начале истории нам обычно представляют некую группу – общность людей, объединенных каким-либо фактором (кровным родством, национальной принадлежностью, общей целью, увлечением, политическими взглядами и т.д.) Группа может быть разной, вариантов масса: начиная от итальянской мафии или религиозной секты, заканчивая рабочим коллективом или компашкой друзей. Естественно, у каждой группы есть свои правила и свои цели. К каждому члену группы предъявляются определенные требования, у каждого есть набор обязанностей и своя роль в коллективе. Иными словами, группа предстает перед нами в виде четкой структуры со всеми, как говорится, вытекающими.

Главным героем обычно является новичок, волею обстоятельств попавший в группу. И тут не так важно, стремился он туда или нет, важен лишь сам факт его попадания в эту структуру. Именно глазами новичка нам предлагают взглянуть на порядки, установленные в группе. И естественно, никакого конфликта не получилось бы, не будь в группе что-то не так. Зачастую некоторые порядки, принятые в группе, кажутся дикими нам и новичку. А все потому, что группа, как структура, в первую очередь обеспечивает собственные интересы, а вот интересы членов для нее вторичны. Для стороннего человека это кажется неправильным. Быть может, он даже задастся вопросом: «а не сумасшедшие ли они?»

Далее в какой-то момент новичка ставят перед необходимостью совершить угодный группе поступок, который он ни за что не совершил бы в своих интересах (убрать неугодного группе человека, пойти на какое-то иное преступление или неоднозначный поступок). Именно этот момент призван вскрыть конфликт группы и человека.

Часто в сюжете присутствует так называемый бунтарь – персонаж, открыто выступающий против группы. Не обязательно им будет главный герой, но обычно такой персонаж есть. На его примере новичок может увидеть, как структура расправляется с опасным для нее элементом. Этот ход призван еще более углубить сомнения главного героя в правильности целей и методов, принятых в группе.

Конечно, нужно принимать во внимание, что на этот сюжет также оказывают влияние жанровые законы. Например, в комедии развитие конфликта личность-группа будет совсем иным, нежели чем в боевике.

Составляющие сюжета «Чувак в группе»:

  • Группа;
  • Новичок;
  • Конфликт интересов группы и личности.

Супергерой

Ну, конечно, куда уж без него… Полагаю, некоторые грустно вздохнут, добравшись до этого типа сюжета, но что поделать?

Тут, правда, стоит заметить, что не все сюжеты данной категории столь прямолинейны, как кажется, и не во всех главным героем является некий супермен, который только тем и занимается, что крушит врагов направо и налево да спасает мир. В более тонких и оригинальных образчиках этого сюжета главным действующим лицом становится персонаж, хоть и наделенный некими сверхспособностями, но помещенный в условия обычной серой повседневности. Причем сверхспособностями может быть не только набившая оскомину суперсила и необъяснимые способности к левитации или телекинезу. Все может быть значительно тоньше и оригинальнее. Например, математический талант героя Рассела Кроу из фильма «Игры разума» — это тоже сверхспособность, ровно как и болезнь графа Дракулы в одноименной истории.

Следует понимать, что главной проблематикой таких историй становится то, что способности – это не только неоспоримое преимущество для их владельца, но и источник постоянной боли и страданий. Именно способности ломают его жизнь, и именно стремление к нормальности зачастую является главной целью героя. Подобная проблематика способна поднять истории этого типа значительно выше прямолинейных сюжетов из комиксов, с которыми их принято ассоциировать.

Главные элементы сюжета «Супергерой»:

  • Герой наделенный сверхспособностями;
  • Способности заставляют героя страдать.

Вот такую классификацию предлагает нам Блейк Снайдер в своей книге. Безусловно, классификация чисто киношная, но это не значит, что ее нельзя использовать и для писательских целей. Наоборот, знание основных принципов построения того или иного сюжета, позволит подходить к написанию более осмысленно.

Также хочу вас предостеречь от отношения к данной классификации как к набору клише для начинающего сценариста. Это далеко не так. Сам Снайдер в своей книге говорит о том, что сценаристу необходимо знать законы жанры, в котором он пишет, чтобы сделать нечто подобное, но лучше. Чтобы стать мастером в какой-то игре, жизненно необходимо знать ее правила. Так и здесь. Классификация не отнимает у автора право на творчество, она лишь дает подсказки, на что обычно обращают внимание в тех или иных типах историй. А вот каким образом использовать данную информацию – каждый решает сам.

В заключении хочу сказать, что данная классификация относится исключительно к кинофильмам и, экстраполируя ее на мир литературы, можно обнаружить определенные несоответствия. В частности, мы хорошо знаем, что во многих великих произведениях объединяются сразу несколько типов сюжета. Книга, благодаря своему неограниченному пространству позволяет нам делать это, а вот экранное время фильма – вещь намного более строгая. Кроме того, в литературе зачастую есть возможность развивать сюжет другими, нестандартными способами, можно откинуть всякую структуру и писать так, как хочется. Литература в этом плане – область более свободная, нежели кинематограф. В кино все несколько строже, оно более структурное, от него требуется четкость, поэтому-то оно и тяготеет к заранее известным работающим приемам. Это тоже надо иметь в виду.

Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии. До скорых встреч!

Типы сюжетов по Блейку Снайдеру

2 комментария для “Типы сюжетов по Блейку Снайдеру

  1. Очень и очень нужная информация, спасибо =)

  2. Ещё не читал этой статьи. Оказалась очень полезной, понравилась. В голове аж зудит от желания начать продумывать сюжет на основе этих конструкций) Спасибо.

    Кстати, Гарри Поттер угадывается просто жуть как. Монстр в Доме — это четвёртая часть и финальная сцена в лабиринте. Обряд Посвящения — это в какой-то из частей, когда его из школы турнули. Джин из Бутылки — это вообще про серию))

  3. Хочу заметить, что сюжет романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствеут типу «преступление и наказание» только вначале, условно, до убийства (или до того момента, когда читатель понимает, что Раскольникова не найдут, или не особо ищут). Основной сюжет идёт по схеме «обряд посвящения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх