Почему «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое лучшее фэнтези?

Автор: , 04 Июл 2013

Данная статья не будет рецензией или отзывом в классическом понимании; стиль этой заметки я охарактеризовал бы как размышления над прочитанным. Если говорить конкретно, сегодня я собираюсь задаться вопросом: почему цикл Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» является лучшей фэнтезийной сагой нашего времени?

Конечно, вы в праве поспорить, что это не так, однако по мнению большинства любителей фантастики (смотрим рейтинг романов на портале fantlab.ru), да и по моему собственному – это факт, не подлежащий каким-либо обсуждениям. Поэтому предлагаю вам свой взгляд на вопрос, каким образом у Джорджа Мартина получилось переплюнуть всех и вся.

Песнь льда и пламени

1. Фэнтези на грани исторического романа.

Это довод номер один. Книги серии «Песнь льда и пламени» — не просто красивая сказка про рыцарей, королей и драконов, это вполне себе серьезная вещь, в основу которой положены подлинные исторические события (Война алой и белой розы), но перенесенные в вымышленный мир. Причем самого по себе вымысла там настолько незначительное количество, что во многих главах он попросту отсутствует. В итоге у читателя периодически возникает ощущение, что перед ним серьезный исторический роман: и язык повествования, и антураж, и описания нравов и быта – все способствует погружению в атмосферу настоящего темного Средневековья. Даже отношение героев романа к магии, драконам и прочим фантастическим существам напоминает отношение людей из нашего реального мира – то есть настороженно-скептическое. Эти чудеса не являются для персонажей чем-то обыденным, они рождают страх и здоровое любопытство.

В плане реалистичности для меня стал весьма показательным следующий пример. После прочтения четвертой книги цикла – «Танец с драконами», я имел неосторожность взяться за роман С. Лукьяненко «Недотепа». Так вот его я просто не смог дочитать даже до середины – настолько происходящее в мире Лукьяненко казалось детским и сказочным по сравнению с реализмом книги Мартина. Хотя общее направление было примерно тем же, уровень подачи материала оказался просто не сопоставимым.

2. Максимальный реализм.

Да, именно он достаточно резко отличает цикл Джорджа Мартина от других произведений этого жанра. Все-таки в основной своей массе фэнтези – это сказка. Пусть не всегда добрая, но в целом, стремящаяся к конечной справедливости. Безусловно, бывают и исключения – например, цикл Р. Скотта Бэккера «Князь пустоты». Но такие книги скорее редкость. «Песнь льда и пламени» погружает нас в мир настоящей, даже более настоящей и суровой реальности, чем наша. В ней царствует насилие и жестокость, в ней главенствует «право сильного», в ней полно помешанных на жестокости психопатов, в ней женщина не является объектом всеобщего почтения – она, скорее, цель для охоты, а иногда и просто товар. Мартин не стесняется описывать самые нелицеприятные моменты: в его книгах есть и насилие, и секс, и унижения. Но это отнюдь не значит, что книги состоят целиком из них. Напротив, в них есть место и героизму, и чести, и доброте. И мне кажется, именно это столкновение противоположностей и делает цикл таким блестящим. В нем злодеи – не просто люди в черных одеждах, плетущие коварные планы, это настоящие монстры, убивающие детей, сжигающие целые деревни, сдирающие кожу с еще живых людей. И это рождается подлинное ощущение опасности, и, конечно, переживания за положительных героев саги усиливаются в разы.

3. Отказ от основных фэнтезийных штампов.

За это Мартину отдельное спасибо. В книгах цикла нет ни вампиров, ни эльфов, ни орков, ни прочих вымышленных рас. Есть драконы, но они маленькие и пока не представляют реальной опасности. Есть зомби и великаны, но их место в сюжете настолько мало, что про них не сразу-то и вспомнишь. Главный упор здесь делается именно на борьбу и взаимоотношения между людьми. Помните, в статье «10 сокрушительных ошибок начинающих писателей» я озвучивал мнение, что в фэнтези любую расу можно смело заменить на людей, и смысл истории практически не изменится? Так вот «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое яркое тому подтверждение.

4. Главные герои перестали быть неуязвимыми.

Вот именно! Потеряна та аура неприкосновенности, что сопровождает всех главных героев сказочных эпопей. Теперь любое действующее лицо может погибнуть или стать калекой! В первый раз читатель испытывает шок, а потом просто подстраивается под это правило – и читать становится в разы интереснее. Каждая опасность кажется реальной, ведь герой на самом деле может погибнуть, как это уже произошло с кем-то до него. Этот факт не перестает держать в напряжении, он заставляет сопереживать, рождает саспенс! Скажите, что это, если не высочайшее мастерство? А прием, на самом-то деле, очень простой.

И еще хочу обратить ваше внимание, что в романе противоборствующие силы не являются истинно злыми или истинно добрыми. Здесь все как в жизни: у каждого своя правда, каждый борется за свое счастье и благополучие собственной семьи. Это тоже немаловажно, это тоже создает ощущение реальности происходящего.

Вот примерно из таких слагаемых и образовалась глыба под названием «Песнь льда и пламени». Безусловно, у книг серии есть еще масса положительных качеств, как присутствуют, конечно, и некоторые промахи. Однако общее ощущение от прочитанного остается более чем внушительным. Думаю, поклонники серии меня поймут. А тем, кто еще не успел познакомиться с этой сагой – настоятельно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

На сегодня все. Прошу активнее высказываться в комментариях по поводу данного цикла Мартина: чем он покорил или оттолкнул от себя именно вас? Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы быть в курсе всего самого интересного. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Володя:

    Не читал «Песнь льда и пламени», судит не могу. Но пару копеек вставить по поводу статьи обязан) Судя по описанию это вообще не фэнтези, а псевдоисторический роман. Если в фэнтези нет колдовства, чудовищ, разнообразных рас разумных и не очень существ и прочих мифологических архетипов — это не фэнтези. Отсутствие ярко-выраженных Зла и Добра — это характерная черта для большинства современных книг — постмодернизм крепчает. 

     

    На мой взгляд, жанр фэнтези лучше всего воплощен не в литературе, а в компьютерных играх) 

     

  2. Елена Крылова:

    Фэнтези сейчас имеет несколько направлений. То, что вы понимаете под фэнтези, называется классическим. Но оно бывает еще,например, городским, славянским, темным и пр. Цикл Мартина относится к историческому фэнтези.

  3. Александр:

    Володя

    А что плохого в таком постмодернизме? Жанр развивается, но есть слоупоки до сих пор пишущие про орков, эльфов и перечеловеков с двуручным мечом. Заслуга Мартина в том, что он подвел черту между надоевшей нормальным людям «сказочкой» (как правило с отсутствием элементарной логики) и продуманной реалистичной историей. После Мартина писать про «колдовство и разных чудовищ», добавленных ради усиления слабенькой истории — дурной тон. Я надеюсь, что вскоре благодаря таким, как Мартин из фэнтези полностью исчезнут все розовые рыцари и некакающие девочки. 

  4. Может я отношусь к разряду «ненормальных людей», но люблю фэнтези написанное в «сказочном» стиле. =) От нашей реальности так порой устаешь, что хочется поваляться на диване с книжкой в руках,  почитать про эльфов, гномов, горгулий, как например  у Елизаветы Шумской  в книге «Пособие для начинающего мага». Читала «Песнь льда и пламени» и фильм посмотрела. Не скажу, что совсем не понравилось, но... Слишком откровенное смакование жестокости, насилия, массовые кровавые сцены. Вы думаете это реализм? Автор не представляет как это — содрать кожу с живого человека.  От обширного ожога, когда это происходит моментально, человек сначала визжит как поросёнок, потом теряет сознание от  боли или впадает в шок, что смертельно опасно. Пишу не просто так, работала в хирургии, знаю, видела. А здесь Теона Греджоя (обычного слабого человека)  мучают, режут на кусочки, а он только рыдает и молит о пощаде. Не верю в ТАКОЙ реализм. Да и не нужен он. Зачем в людях воспитывать в жестокость? Сначала люди умирают тысячами (как насекомые) в книгах, в фильмах. Потом человек берёт ружьё и выходит на улицу, стрелять в прохожих, он же представление не имеет, что невинным людям безумно страшно умирать —  в книгах же  об этом так интересно пишут. 

  5. Мне нравяться ваши статьи. Перечитала все, некоторые из записей скопировала себе в памятку, что бы ещё раз перечитать в спокойной обстановке. Я тоже отношусь к разряду начинающих, хотя есть и опубликованные книги, рассказы. Рада, что случайно увидела ваш Блог, конечно подписалась на обновление. Написано интересно, доступно, главное для таких как я востребованно. Спасибо.,  Галина.

  6. admin200:

    Галина, спасибо за приятные слова =) 

    Вообще, лично я думаю, что излишняя жестокость применяется Мартином именно для прорисовки отрицательных персонажей — чем изощреннее их садизм, тем страшнее они для нас, читателей, и тем больше мы переживаем за положительных героев, им противостоящим.

     

     

  7. Спасибо, что ответили. Фэнтези самый мой любимый жанр. Из зарубежных больше всех нравится Анджей Сапковский и "Геральт»  и «Цири». Там тоже и борьбы и крови хватает, но как здорово он отслеживает судьбу героев, изменение их мировоззрения, а развязка совсем неожиданная. Я, честно, не ожидала такого финала в «Геральте». Нравится «Чужая война» Натальи Игнатовой, если не читали, советую. Правда, там нелюбимые вами эльфы, но они показаны совсем не такими, какими мы их привыкли видеть, особенно главный герой. Сюжет держит в напряжении от начала до конца. Интересно было бы прочитать ваше мнение об этой книге.

    Насчёт жестокости, я согласна ещё в книге что-то описать, но в фильме... Мир изменился, изменилась мораль, то, что было плохо, стало обыденным. Вы считаете, что  садизм кого-то устрашит? Может кого-то и да, но многим это просто любопытно. Когда-то толпы народа в средневековье сбегались на казнь, смотрели, как четвертуют, возмущались, когда преступнику неожиданно давали помилование и отбирали у них зрелище. Наше общество ушло не так далеко от этого, я думаю и популярность «Песнь льда и пламени» частично отсюда.

     

  8. admin200:

    Галина, по поводу нашего современного общества, конечно, сложно не согласиться.

    А вот по поводу предпочтений — литературных и кинематографических — я думаю, что публику можно условно разделить на две группы. Первым интересна эмоциональная сторона истории, а вторым важно, чтобы была в порядке логика и реалистичность, чтобы все было как в жизни. Людей этих групп легко определить, когда смотришь фильм в компании (там всегда кто-нибудь говорит, что, мол, такого не бывает). Так вот для первых жестокость и насилие на экране или в книге — это проявление отрицательных эмоций, и в произведении это излишние элементы; а вторым вся эта «правдивость» жизненно необходима, они попросту не получат удовольствия, если автор не продемонстрирует им, что история действительно могла произойти на самом деле.

  9. Настя:

     "Песнь Льда и Пламени" никогда не читала и в ближайшее время не собираюсь. Я понимаю, чтобы сравнивать и критиковать книги, надо сначала многое и разное прочитать. Но про насилие, которым полниться современный мир, пока что, так подробно читать не хочу. Зато было бы интересно услышать от вас о циклах «Перси Джексон» и «Герои олимпа» Рика Риордана. Это мои наилюбимейшие книги в жанре фэнтези!!!))) А также рецензию на книги: «Цветы для Элджернона»- Дэниэл Киз, «Джерри Островитянин» и «Майкл Брат Джерри»- Джека Лондона и «Опасные Приключения Сыщика и Мага Скелетжера Ловкача»))) Ваши статьи очень полезные и увлекательные!

  10. Ирина:

    Смотрела сериал «Игра престолов», к сожалению, не читала книги, но очень хочу и собираюсь прочитать! Но уже могу сказать, что мне очень понравилось, кто не смотрел и не читал — очень рекомендую! Спасибо за интересный статьи, admin, и за классные комментарии подписчикам. Замечательный сайт!

  11. admin200:

    Ирина, спасибо за позитивный отзыв. Мартина обязательно почитайте, не пожалеете.

  12. Сарвар:

    Обязательно возьмусь за цикл. Очень заинтересован. Спасибо за отзыв, admin! 

     

  13. Anna:

    Песнь назвать фэнтези никак нельзя. Фэнтези — это героический эпос, с ярко выраженным противостоянием добра и зла. Я бы назвала песнь псевдоисторическим приключенческим романом с элементами фэнтези. *IN LOVE*

  14. Дмитрий:

    Уважаемый admin мне кажется(и полагаю не только мне) что вы считаете «Песнь льда и пламени» лучшей книгой всех времен и народов не вполне оправданно. Почему? Ну давайте разберемся.

    Во первых несколько слов об излишней жестокости в книге,якобы придающей повествованию «реализма». У меня такое ощущение что Джордж Мартин считает что единственный способ заставить читателя сопереживать тому или иному персонажу это испортить ему жизнь самым жестоким образом или попросту прикончить его. В книге мы видим тому подтверждение буквально на каждом шагу. Это отнюдь не говорит о его (автора) писательском мастерстве.

    Идем дальше. Давайте разберем  лишь некоторые из множества сюжетных моментов кишащих фактологическими ошибками и непродуманными поворотами. Взять хотя бы дозорных на Стене. В книге,ещё в самом начале. Восемь человек дикарей убегают от трех стражников девять дней, убегают они домой, да еще и с такой скоростью что всадники их не могут догнать больше недели( если учесть что их средняя скорость примерно 14 км/ч , а стражники едут на лошадях).Из сего делаем вывод что встреча дикарей и дозорных происходит к северу от стены в сотнях километров.Получается что все миссии Ночной стражи — самоубийство. Какой смысл тренировать гарнизон стены если потом отправлять его на верную гибель в никуда?

    Да и если подумать смысла в этой Стене высотой почти в 200 нет, ведь как мы знаем через нее перебираются не только люди но и животные. То есть, другими словами смысл этого сооружения в том чтобы выглядеть МЕГА ЭПИЧНО. Далее, стену построили для того чтобы защищаться от дикарей, но если подумать если они перелезут через стену что они будут грабить, что разрушать? Рядом никаких городов нет и климат очень холодный. Ну ладно дикари набили свои мешки награбленным(снегом наверное) они полезут обратно через стену и вернутся домой? А ничего что их дом как я уж говорил расположен в сотнях километров к северу от Стены? Короче говоря это супер проработанный супер план. Да и кстати еще немного о бесполезности СТЕНЫ. Ничего что её можно обойти с моря на самых примитивных лодках летом и по льду зимой? 

    Хорошо разберем еще один один эпизод.Попытка убийства. Дейенерис. Вот план заговорщиков : торговец на рынке должен быть всучить ей бочонок с отравленным вином, она его выпить и все проблемы нет.Получается если бы она не пошла не пошла на рынок или пошла по нему другой дорогой, или если кто-нибудь попробовал-бы вино перед тем как подать его на стол — покушение проваливалось. Короче говоря шанс успеха этого предприятия очень мал.То же самое сказать о покушении на Брана,

    Вспомним кстати о самом смешном моменте романа. Это ткогда Кхал Дрого плавит золото в котле над небольшим костерком в считанные минуты. Мы все конечно все знаем что золото плавится минимум при 1000 градусов Цельсия, а температура открытого огня 300-400.Делам выводы.

    И подобных эпизодов в романе еще множество.Кстати если говорить о сериале"Игра Престолов" то создатели многое вырезали из романа Мартина, что кстати пошло ему(сериалу) на пользу. 

    Итак. подведём итоги. Хотя во многом роман является качественным представителем жанра фэнтези, он далеко не идеал, и уж точно не «самое лучшее фэнтези»,Его пресловутая реалистичность является во многом плюсом, но гипертрофированная жестокость это лишь ход автора, который таким образом пытается сделать роман «реалистичнее»(кстати говоря это наоборот лишь мешает). Кроме того хотелось бы отметить огромное количество фактологических ошибок и неточностей. 

    В общих чертах это всё. 

  15. admin200:

    Дмитрий, спасибо за развернутый комментарий. Но мне кажется, что ваша манера делать выводы на основании предположений ни к чему хорошему не приведет. С чего вы взяли, что я считаю ПЛИО лучшей книгой всех времен и народов? С каких это пор мы оцениваем мастерство автора на основании субъективного мнения одного читателя?

    Я понимаю, что вам что-то не понравилось в книге. И мне тоже далеко не все пришлось по душе. Но текст-то совсем не об этом. Текст о том, чем Мартин сумел выделиться на общем ванильно-фэнтезийном поле.

  16. Дмитрий:

    Возможно, вы в чем то и правы.Сейчас издается множество однообразных, постных книг в жанре фэнтези представляющих собой набор из штампов и плагиата. ПЛИО как вы сказали привнесла в жанр множество хороших элементов и идей.

    Хотя я считаю многое из выше приведенного текста неправильным, это очень хорошо что вы воспринимаете конструктивную критику.

    P.S. Мнение высказанное мной здесь является отнюдь не субъективно.У такой точки зрения множество сторонников.

  17. Дмитрий:

    Да и кстати хочется еще кое что добавить. Вы говорили : « С каких это пор мы оцениваем мастерство автора на основании субъективного мнения одного читателя?»Так вот не надо путать мое субъективное мнение и простейшие правила фактологии и закону физики.

    Благодарю за внимание.

Ваш комментарий