Антагонист

Сегодня продолжим разговор о структуре сюжета и затронем важнейший его аспект, который, тем не менее, часто остается без внимания начинающих авторов. Статья посвящается личности главного злодея или антагониста.

Антагонист

Кто такой антагонист?

Прежде чем начать, сделаю важную ремарку. Советы и рекомендации, приведенные в этой записи относятся исключительно к развлекательной прозе и применяются на благодатной почве историй, в основе которых лежит конфликт. Подробнее о нюансах типологии беллетристики читайте в статье "О типах художественной литературы". А мы, пожалуй, начнем. Итак:

Антагонист – это конкретное лицо, персонаж, противостоящий главному герою в конфликте и совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами протагониста.

Еще антагонист – это полноправный участник центрального конфликта произведения. Безусловно, конфликт возможен и без его участия (например, внутренний психологический конфликт персонажа), однако присутствие антагониста, по каким-то причинам не втянутого в главный конфликт, вызывает большие вопросы. Подробно роль конфликта в произведении рассматривалась в одноименной статье блога «Литературная мастерская»: «Конфликт». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней, прежде чем разбирать место антагониста в сюжете. Два этих сюжетных элемента здорово связаны.

Теперь детально разберем приведенное выше определение. Первое, на чем заострим внимание, что антагонист – это всегда конкретный персонаж. Вроде понятно, а пример? Представим, что главный герой борется с могущественным преступным синдикатом, стреляет и дерется, уничтожает его приспешников (отбитых головорезов, продажных копов и наемных убийц), тогда сам синдикат – это не антагонист, а так называемый центр зла истории. Антагонистом в данном случае будет его босс, руководитель. Иными словами, антагонист – это главный злодей истории.

Второе: антагонист в процессе повествования совершает конкретные поступки, направленные во вред главному герою и его интересам. Злодей строит козни, покушается на жизнь героя и сохранность его близких, пытается подставить и оклеветать его — то есть идет на все, чтобы добиться полного уничтожения противника. И чем изощреннее действует наш злодей, тем он интереснее. Поэтому зачастую образ антагониста получается более ярким, ведь тот уже изначально наделен дьявольским интеллектом, чтобы придумывать все свои козни, и завидным упорством, чтобы не оставлять бедного героя в покое ни на минуту. Главное действующее лицо обычно не может похвастаться такими характеристиками: по законам драмы хороший парень всю время терпит обрушивающиеся на него беды, да и помощь всевозможных друзей и мудрых наставников еще никто не отменял. Так что в подавляющем большинстве остросюжетных историй завязка выглядит так: есть какой-то невероятно могущественный враг, а наш главный герой – добрый, но простой в доску парень, который этому злодею где-то перешел дорогу. Ну и сам интерес подобных историй именно в том и заключается: посмотреть, как же маленький положительный герой одолеет большого и злого Бабая.

Противостояние героя и антагониста – это и есть конфликт, основа драматической истории.

Однако ошибочно считать, что все сюжеты строятся только по такому лекалу. Автор волен слепить антагониста по любому образу. Это может быть даже жутко вредный ребенок, строящий козни и издевающийся над взрослыми. Решать только вам.

Центры добра и зла.

Обычно в историях, основанных на конфликте, всегда присутствуют два полярных центра – добра и зла. Раз конфликт – это противостояние двух интересов, то один из них, более близкий автору и читателю, становится центром добра, а второй, противостоящий ему, центром зла. Однако такое разделение не всегда верно: лично я считаю самыми интересными произведения, в которых обе стороны по-своему правы, и где невозможно четко назвать одну из них добром, а вторую злом. Но это скорее редкость, исключение из правил. Обычно же главный герой действует в интересах справедливости и гуманизма, а его противники представляют силы хаоса и деградации.

Стоит понимать, что личность главного героя и центр добра – понятия не всегда тождественные, как не всегда главный злодей является центром зла истории (вспоминаем приведенный выше пример с преступным картелем). Я бы сказал, что главный герой и антагонист – представители центров добра и зла в конкретном произведении. Потому как не всегда после разрешения конфликта героя и злодея разрешается конфликт центров добра и зла, он вполне может сохраниться. В глобальном смысле конфликт сил добра и зла вообще вечен.

Как это использовать на практике?

Еще раз повторюсь, советы из этой статьи относятся исключительно к литературе развлекательной, драматический и остросюжетной, к той, где есть четко выраженный центральный конфликт. Но есть и произведения совсем другие, где ничего подобного не используется. Но вернемся к нашим птичкам...

Прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы как можно скорее обозначить для читателя центры добра и зла в вашей истории. Звучит очевидно, но не всегда срабатывает. Частенько натыкаешься на произведения, в которых вроде бы что-то происходит, кипит борьба, но совершенно не понятно, какие силы и ради чего сражаются. А пока читатель не разобрался с соотношением сил, их целями и мотивами, он никак не сможет определиться, кому он симпатизирует. Ну а если нет симпатии к тому или иному герою – нет и интереса к книге. Очевидно же.

После того, как четко обозначился центр зла, нужно представить публике антагониста. Не обязательно делать это сразу же, но и затягивать особо не стоит. Часто в детективных историях личность злодея долго остается скрыта, но по совершенным преступлениям мы уже ясно догадываемся, что в сюжете действует некий убийца (вор или похититель). Далее нужно обозначить цель нашего злодея, ведь он не может бороться с главным героем просто так, у него обязательно должны быть и мотивы, и четкая цель, и планы ее достижения. Все это должно быть понятно читателю, иначе конфликт не будет выглядеть правдоподобным.

Следующее, чем стоит озаботиться, это чтобы антагонист действовал на протяжении всей истории, чтобы он не был своеобразным сказочным Букой, которым пугают детей перед сном. Главный злодей должен совершать конкретные действия, направленные на достижение собственной цели и на противодействие главному герою. Важно, чтобы степень его агрессии по отношению к герою нарастала постепенно. Сначала, например, антагонист может воздействовать на оппонента словесно, далее в ход пойдут угрозы, а потом уже более решительные шаги. Герой же, преодолевая эти препятствия, растет, его силы крепнут, и в финале он уже готов дать бой казавшемуся непобедимым врагу. В этом, в частности, и заключается эффект преодоления брешей – тоже весьма значимый элемент построения сюжета. Более подробно о брешах и развитии конфликта читайте в статье "Бреши, барьеры и перипетии".

Ну и финале самое главное: у антагониста должна быть собственная индивидуальность. Не пытайтесь плодить сауронов, джокеров и прочих темных властелинов. Это уже давно стало штампом. Помните, антагонистом легко может стать самый обычный человек, да хоть бабулька из соседнего подъезда, – достаточно, чтобы его интересы просто вошли в противоречие с интересами главного героя. И конечно, многие произведения прославились и запомнились именно за счет колоритной личности главного злодея; зачастую его образ не менее важен, чем образ главного действующего лица.

Вот и все на сегодня. Думаю, вы разобрались, кто же такой этот загадочный антагонист и почему так важно, чтобы он присутствовал во всех ваших остросюжетных произведениях. Желаю вам удачи в творческих начинаниях и ярких неповторимых антагонистов! Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Антагонист

13 комментариев для “Антагонист

  1. Прошу прощения, если спрошу глупость. Но уж объясните далекому от писательства человеку.

    А может ли в истории быть несколько антагонистов? Примеры не самые удачные, первые пришедшие в голову. Допустим, есть у нас герой, а у него проблема. Некий мафиозный босс вынуждает героя вновь и вновь выполнять поручения и нарушать закон, взамен обещая помощь. В процессе полиция садится герою «на хвост», детектив начинает расследование, пытается поймать преступника. Кто антагонист: босс или копы?

    Или например в какой-нибудь фантастической антиутопии герой борется против Системы в лице нескольких ее представителей. Исходя из Вашей статьи, Система — центр зла, а не антагонист. Значит антагонисты — в равной степени все эти оппоненты? Или кто-то обязательно должен стать основным?

  2. Мария, все очень просто. Антагонист — это главный злодей.

    Итак, ваш первый пример. Если наш герой — все-таки хороший парень, то антагонистом, разумеется, будет босс мафии. Босс располагается в центре зла истории. А сыщик — представитель центра добра. И конечно, сыщик будет ловить героя, пока тот выполняет поручения центра зла.

    Второй пример. У центра зла может быть сколько угодно приспешников. Но главным будет тот, с чьим уничтожением история завершится.

  3. У меня главный злодей — король желающий власти. Он узнает, что он по наследству не является королем, а истинным наследником является один из его воинов. Он хочет его убить как соперника. Воин — уже устал от битв, ранен в ногу (хромает) и хочет жить мирной жизнью. Но ему не дают. Под бесконечными ловушками и погонями Он излечивается, становится настоящим героем и решает дать отпор.

  4. Он даже не хочет быть королем, хочет просто спокойно жить. Предлагает отказаться от всех прав на трон, но король ему не верит и только смерть его удовлетворит

  5. Любовь, наследник престола из простого народа и узурпатор — два древнейших архетипа средневековых персонажей. Их мы видели в тысяче различных вариаций. Даже в самых известных фэнтезийных сагах современности («ВК» и «ПЛИО») они есть. Хорошенько подумайте, что нового вы можете привнести в историю этих архетипов.

  6. Я это то с трудом придумала. Но особенности есть. Это фэнтези, новые расы, новый мир. У наследника будет ещё спасённая девушка- пленница из враждебной расы, влюбившаяся в него по уши. И куча предательств, заговоров и проч. Герою тяжело будет ещё морально. Влюбляться он не хочет, чтобы не быть привязанным к кому- то и вдруг убьют?

    Это считается ?

  7. Любовь, в качестве писательской практики, набить руку — сойдет. Но на какой-то прорыв рассчитывать не стоит.

  8. Наверняка избитый вопрос, ответ на который я ( и я уверен, многие ) искал и порой находил, но мне интересно Ваше мнение.

    При правильном балансе действий главных действующих лиц, при гигантомысленном многоходовочном сюжете, может ли главный герой и антагонист быть одним и тем же персонажем? Если не сложно, то ответьте, пожалуйста, расширенно, ибо сколько я не читал об этом информации, я до сих пор не понимаю, почему это — табу.

  9. ZaYaZ, не может почти никогда. Думаю, подробно объяснять, почему — не нужно, вся статья примерно об этом. Однако есть такое понятие как антигерой (или отрицательный протагонист), рекомендую обратить внимание. Это как если бы вы писали книгу про Гитлера, он, наверняка, был бы у вас антигероем — главным действующим лицом и одновременно центром зла истории. Так что в какой-то мере это может считаться решением вашей задачи.

    С другой стороны, можно исхитриться и придумать такие обстоятельства, когда главный герой, больной лунатизмом ли, или раздвоением личности, ночью совершает злодеяния, а днем ищет преступника. Но опять же это тоже не ново, сыщик уже бывал убийцей у Агаты Кристи в «Мышеловке» и в «Занавесе».

  10. А при подаче главных действующих лиц как нескольких главных героев, за счет чего из одного героя можно сделать антагониста, такое работает? Или чем больше передовых героев, тем «попкорновее» и неинтереснее произведение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

купить диплом в Рязани на сайте с помощью наших менеджеров онлайн.

Пролистать наверх