Типы сюжетов по Блейку Снайдеру. Часть 1

Автор: , 18 Апр 2015

Не так давно я имел удовольствие познакомиться с книгой замечательного сценариста Блейка Снайдера под названием «Спасите котика». Книга весьма интересная и может оказаться полезной не только для сценаристов, для коих она и предназначена, но и для писателей. Сегодня я хочу представить вашему вниманию классификацию сюжетов, которую предлагает Б. Снайдер в этой книге. Лично я страсть как обожаю всякие сюжетные классификации (с вариантами Жоржа Польти и сайта fantlab вы уже могли ознакомиться на нашем блоге), и вот эта чисто киношная классификация показалась мне весьма любопытной. Тем более что автор не просто приводит голый список сюжетов, а еще достаточно подробно описывает, по каким правилам и с использованием каких элементов они строятся. Очень любопытно.

Что ж, вижу, я сумел вас заинтриговать. А раз так, то перейдем уже, наконец, к самой классификации.

Типы сюжетов

Монстр в доме.

Первый тип сюжетов очень часто встречается в жанрах триллера, ужасов и прочей фантастики. Обычно история начинается с того, что совершается некое преступление (часто на почве жадности), которое пробуждает к жизни страшного и кровожадного монстра. Монстр может быть совершенно разный: начиная от космических чудовищ (фильмы «Чужой», «Хищник»), древних рептилий («Парк Юрского периода»), заканчивая потусторонними и темными силами, демонами, иногда спятившими маньяками.

Герои вынуждены противостоять злу, пытаться всячески его уничтожить и, конечно, бороться за жизнь. Сюжет активно эксплуатирует тему борьбы за самосохранение, которая вечна и всегда интересна, а присутствие превосходящего все мыслимые и немыслимые пределы живучести, хитрости и кровожадности монстра только усиливает острые ощущения.

Очень важным атрибутом этого типа сюжета является «дом» — то есть замкнутое пространство, в которое помещены герои и монстр. Он важен потому, что отрезает у героев возможные пути к бегству, а значит, к спасению, и зритель понимает, что протагонисты прижаты к стенке и вынуждены принять бой или умереть. «Дом» не обязательно должен быть помещением («Пила»), это вполне могут быть и джунглями, откуда невозможно выбраться («Хищник»), и космический корабль («Чужой»), и просто провинциальный городок, затерянный где-то в глуши.

Развитие сюжета строится по принципу «бежать и прятаться». Герои пытаются бежать, гибнут по одному, предпринимают попытки справиться с чудовищем, но терпят неудачу. В финале зло, как правило, с великим трудом побеждается главным героем.

Кстати, обратите внимание, почему сюжет зачастую начинается именно с преступления? В частности потому, что монстр нередко выступает инструментом возмездия, которое обрушивается на людей, посягнувших на что-то запретное. Так что определенная мораль и философия также не чужды этому чисто развлекательному сюжету.

Итак, основные элементы сюжета «Монстр в доме»:

  • Кучка героев;
  • Могучий и кровожадный монстр;
  • Замкнутое пространство;
  • Бескомпромиссная борьба за выживание.

Путешествие за золотым руном.

Сюжет, известный испокон веков, берущий свое начало от мифов Древней Греции и античных историй о странствиях Одиссея. В литературе и других видах искусства встречается во множестве разнообразных интерпретаций, будь то «Властелин колец» Толкиена или «Пикник на обочине» братьев Стругацких. В общем, все истории, в которых присутствует путешествие и некая ценность, вокруг которой все вертится, подпадают под эту категорию.

Вообще, если обращаться к символизму в литературе, то любое путешествие – это лишь на первый взгляд поиск и борьба за сокровища и артефакты, на самом же деле это поиск и обретение самого себя. Таким образом, главной темой практически всех подобных историй является тема духовного роста (или взросления) главного героя. Герой отправляется за пресловутым золотым руном, сражается с чудовищами и рискует жизнью, находит и теряет друзей, но в итоге обретает нечто совершенно иное – самого себя. Именно поэтому героем чаще всего выбирается молодой и еще совсем зеленый человек. Из обычного парня он становится кем-то другим – иногда выдающимся, иногда пропащим. Главная цель здесь – именно в изменении характера. Именно в том, как трудности и препятствия куют характер героя или, наоборот, ломают его.

Следует понимать, что историю делают не столько приключения, а то, что герой узнает о самом себе, попадая в них. Именно такой взгляд на данный сюжет дает произведению необходимую глубину.

Итак, атрибуты сюжета «Путешествие за золотым руном»:

  • Отважный и юный главный герой;
  • Надежно спрятанная и охраняемая ценность;
  • Опасное путешествие;
  • Духовный рост главного героя.

Джинн из бутылки.

У этого типа сюжетов возможны два основных варианта.

В первом и самом распространенном мы обычно имеем дело с некой Золушкой – сугубо положительным главным героем, притесняемым и всячески обделенным судьбой. Герой с первых же минут знакомства подкупает нас своей открытостью, трудолюбием, чистотой помыслов и порядочностью. Ну и конечно, у нашего умницы есть заветная мечта. И вот волею случая и обстоятельств неведомая чародейская сила решает эту мечту осуществить. Герой попадает из грязи в князи, наслаждается свалившимся на голову успехом, но достаточно быстро понимает, что в новой жизни не все так просто и радужно, как казалось. Сбывшаяся мечта превращается в неподъемную ношу, и вот герой уже ностальгирует по старым добрым временам. В финале нас ждет понятная мораль –  истинное счастье не в осуществлении мечтаний. Оно возможно лишь тогда, когда человек живет в гармонии с самим собой. В качестве наиболее яркого примера назову известный фильм «Брюс Всемогущий» с Джимом Керри.

Вторая вариация данного сюжета рассказывает о «страшном» проклятье, свалившемся на голову героя. Но тут герой уже другой – это некий придурок, персонаж с кучей недостатков. Он не умеет обращаться с людьми, заносчив и самодоволен. Но, главное, не безнадежен. Именно в перевоспитании и состоит основная тема истории. Неожиданное и неприятное проклятие низвергает героя на самый низ, где он учится заново жить, общаться, выстраивать отношения, по-новому ощущать себя в обществе. Проклятье идет ему на пользу, позволяет исправиться. В финале мы наблюдаем новую переродившуюся личность.

Основные элементы истории «Джинн из бутылки»:

  • Обиженный жизнью главный герой;
  • Необъяснимая волшебная сила;
  • Мечта, которая сбывается;
  • Осознание себя и своего места в жизни.

У чувака проблемы.

Еще один невероятно распространенный тип сюжета. В основе его лежит некая сложная неразрешимая ситуация, в которую попадает вполне обычный главный герой. И тут обстоятельства и сама ситуация могут быть совершенно разные. Все зависит от фантазии автора и от жанра, который диктует свои условия.

Боевик? Пожалуйста, группа террористов захватила аэропорт («Крепкий орешек 2»), военный эсминец («В осаде»),  самолет президента и т.д. Наш герой – обычный полицейский, корабельный кок или кто-то другой – пытается предотвратить трагедию. Нередко в ситуацию замешивают и кого-то из родственников главного героя, чтобы усилить эффект.

Комедия? Нет ничего проще! Обычный советский служащий где-то за границей случайно ломает руку, и в гипсе у него оказываются золото-бриллианты («Бриллиантовая рука»). Главный герой здесь тоже вполне обычный и недалекий, но волею случая попавший в водоворот криминальных событий.

Ужасы? Писатель оказывается в комнате отеля, из которой невозможно выбраться («1408»), молодой парень должен три ночи отпевать в церкви ведьму («Вий»).

Стоит понимать, что не каждая ситуация подходит для такого сюжета. К ней предъявляются особые требования. Ситуация должна требовать от героя, в нее угодившего, мобилизации всех сил и ресурсов.

Само развитие сюжета обычно идет по пути усложнения. Проблема из небольшой разрастается до великой, в происходящее вовлекаются все новые участники, проблема усложняется, низвергая главного героя все ниже и ниже.

Составляющие сюжета «У чувака проблемы»:

  • Обычный главный герой;
  • Сложнейшая ситуация;
  • Постепенное усложнение проблемы до полной катастрофы.

Обряд посвящения.

Здесь история знакомит нас с главным героем, которого неожиданно настиг некий кризис. Это может быть и смерть, потеря близкого человека, развод, болезненное увольнение с любимой работы, просто кризис среднего возраста, связанный с ощущением нереализованности. В отличие от предыдущего сюжета, где тоже фигурировала сложная ситуация, здесь речь идет не о каком-то единичном затруднительном положении (чаще всего сложившимся под влиянием внешних сил), а о глобальных переменах в жизни героя. Под кризисом мы понимаем болезненный переход из одного жизненного этапа  в другой.

Именно человек в кризисе – наша главная тема.

По ходу сюжета герой, естественно, всячески пытается свой кризис преодолеть. Поначалу ему пытаются помочь друзья и знакомые, но ничего не выходит. Привычная жизнь героя стремительно рушится, друзья отворачиваются от него, герой остается один на один со своей проблемой. Здесь можно заметить, что сюжет тоже движется по пути к усложнению ситуации, т.е. к полной катастрофе.

Решение всегда приходит через принятие и смирение. Пока герой сражается со своими драконами, они неуклонно побеждают его. Ему необходимо смириться, принять их как часть своей жизни и идти дальше. Только этот ход может принести ему желаемое успокоение. Пример из кинематографа — «Игры разума» с Расселом Кроу.

Атрибуты истории «Обряд посвящения»:

  • Герой – обычно взрослый и состоявшийся;
  • Кризис, серьезные перемены в жизни;
  • Усложнение кризиса до полной катастрофы;
  • Освобождение через принятие.

Пожалуй, это все на сегодня. Вторая часть классификации появится в ближайшей статье.

В заключении хочу сказать, что данная классификация относится исключительно к кинофильмам и, экстраполируя ее на мир литературы, можно обнаружить определенные несоответствия. В частности, мы хорошо знаем, что во многих великих произведениях объединяются сразу несколько типов сюжета. Книга, благодаря своему неограниченному пространству позволяет нам делать это, а вот экранное время фильма – вещь намного более строгая. Кроме того, в литературе зачастую есть возможность развивать сюжет другими, нестандартными способами, можно откинуть всякую структуру и писать так, как хочется. Литература в этом плане – область более свободная, нежели кинематограф. В кино все несколько строже, оно более структурное, от него требуется четкость, поэтому-то оно и тяготеет к заранее известным работающим приемам. Это тоже надо иметь в виду.

Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии. До скорых встреч!

Похожие записи:

Комментарии к статье

  1. Рубен:

    Очень и очень нужная информация, спасибо =)

Ваш комментарий