В сегодняшней публикации я хотел бы поделиться с вами весьма любопытной вещью, на которую наткнулся не так давно на просторах всемирной паутины. Этот своеобразный свод правил будет интересен всем авторам, работающим в жанре детектива, а также, наверняка, пригодится и тем, кто использует некоторые детективные элементы в собственных произведениях. Итак, речь сегодня пойдет о небольшой ироничной статье английского автора Рональда Нокса «Десять заповедей детективистики». Признаться честно, я не являюсь поклонником этого жанра, однако полагаю, что знание его основ является обязательным для любого писателя. В общем, если вы готовы разобраться, по каким принципам строятся детективные истории – читайте эту статью.
Рональд Нокс.
Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению статьи, думаю, было бы неплохо узнать, кто же такой этот самый Рональд Нокс.
Рональд Арбетнотт Нокс (17 февраля 1888 г. – 24 августа 1957 г.) – английский религиозный деятель, писатель, автор детективов. Родился в городе Кибуорт (Лестершир, Англия) в семье англиканского священника. Рональд пошел по стопам отца и был в 1912 году рукоположен в священнослужители. Еще до принятия сана Нокс издал свой первый сборник стихов, а в последующем стал публиковать эссе на духовные темы. Первая мировая война стала толчком для серьезных размышлений молодого священника, и результатом духовных мытарств стал переход Рональда в католицизм.
В 1925 году выходит первый детектив Рональда Нокса «Убийство у виадука», а после переезда в Оксфорд он пишет еще пять детективных романов. Естественно, церковное начальство не одобряло его увлечений светским жанром, а некоторые знакомые так и вовсе в открытую выражали презрение к его интересам.
Начиная со второго романа и во всех последующих, включая несколько рассказов, главным героем детективов Нокса является Майлз Брэдон – энергичный детектив, в прошлом служивший в разведке и не привыкший в мирное время сидеть без дела. В последних романах на образ Брэдона ощущается сильное влияние произведений Конан Дойля и его Шерлока Холмса.
Однако, не смотря на отсутствие широкой популярности, Рональд Нокс сумел оставить след в жанре: не столько как успешный автор, сколько как скрупулезный критик и систематизатор. Во время своего служения в Оксфорде Нокс публикует детективные романы и в частности пишет свое самое известное эссе, которое представляет собой введение к очередной книге. В нем автор изложил те самые десять заповедей детективистики, которые мы имеем возможность разбирать сегодня. И если романы Рональда Нокса критики называют недостаточно интригующими, то приведенные ниже десять правил прославили его как человека, блестяще разбирающегося в жанре.
Десять детективных заповедей Рональда Нокса.
I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить.
В общем, довольно резонный тезис, потому как вся соль детектива и заключается в том, что преступником оказывает именно тот, кто все время был на виду. Иными словами, эффект удивления достигает тем, что читатель не смог распознать в каком-нибудь дворецком или садовнике дьявольски хитроумного убийцу. А вот если в концовке романа убийцей окажется тот, о ком ни разу за все это время и не упоминалось, то читатель, наверняка, окажется справедливо разочарован.
II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
Это правило, по сути, закрепляет жанр детектива в нише реалистичной, бытовой литературы. Что же дает это самое отсечение непознанного и фантастического? Конечно же, это лишает автора возможности припрятать некий мистический рояль в кустах, который в последствие объяснит цепь невероятных событий вмешательством чего-то сверхестественного. И, разумеется, лишит читателя одного из главных удовольствий от детектива – возможности самому разгадать цепочку преступлений и вычислить злодея.
III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
Фактически прямое продолжение второго постулата. Наличие каких-либо потайных дверей там, где их не может быть по определению, также существенно подрывает реалистичность повествования. Кроме того обустройство подобного рода ходов в современных домах – удовольствие не из дешевых, требующее серьезных и масштабных строительных работ. Так что вряд ли наличие такого прохода останется тайной для окружающих.
IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
А вот и еще пара способов нечестной авторской игры. Как вы уже, вероятно, заметили, Нокс был ярым приверженцем того, чтобы в детективном романе фигурировали исключительно простые, хорошо знакомые читателю вещи, исключающие всякие отсылы к фантазерству, мистике и вымыслу. Поэтому убийства, совершаемые с помощью доселе неизвестного яда, наверняка, окажутся неприятным сюрпризом для читателя.
V. В произведении не должен фигурировать китаец.
Довольно экстравагантный пункт для современных реалий. Однако надо полагать, что Нокс упомянул китайцев по той причине, что в его времена это был своеобразный литературный штамп. В те далекие времена жители Поднебесной были настоящей диковинкой для европейцев и ассоциировались с тайными знаниями, а нередко и со сверхспособностями. Теперь же этот пункт является исключительно памятником истории.
VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.
Стоит запомнить, что главное оружие детектива – логика. Сам жанр во многом построен на противостоянии умов; в нем интеллект сыщика противостоит интеллекту преступника. Таким образом, присутствие безотчетно верной интуиции просто рушит всю интригу, низводит повествование до уровня кукольного спектакля. Безусловно, у сыщика возможны озарения, но озарение здесь – это логический вывод, вытекающий из совокупности уже известных фактов.
VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.
Иначе разрушится само противостояние преступник – детектив. Это приводит нас к тому, что в детективном романе все же должны быть некоторые незыблемые элементы. Многие из них (отсутствие сверхестественного, неизвестных науке ядов и т.д.) уже были перечислены выше; личность детектива точно так же относится к этой категории. Все-таки у читателя фактически не будет шансов самостоятельно вычислить преступника, если повествование изначально ведется от его же лица.
VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
Это, по сути, один из способов вовлечения читателя в процесс разгадки детективной тайны. Ведь кроме соревнования интеллектов сыщика и преступника, здесь имеет место быть и гонка умов самого детектива и читателя. И чтобы это последнее состязание получилось честным, читатель обязан владеть всей той информацией, что и ведущий расследование детектив.
IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать – но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
Ну это как раз на тот случай, чтобы читатель, проигравший в интеллектуальном состязании с сыщиком, удовлетворился маленькой, но все же победой над его недалеким помощником.
Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.
Весьма распространенный, но, тем не менее, не очень честный прием. Поэтому прибегать к нему без должной подготовки крайне не рекомендуется.
Вот такие рекомендации дает нам Рональд Нокс по поводу детективного жанра. Надеюсь, они оказались вам интересны и пригодятся в процессе работы над вашими произведениями. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе выхода новых статей. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Интересная статья. И сразу же пришел в голову фильм иллюзия обмана, совершенно нарушающий одно из непреложных правил мистера Нокса 😀 кто смотрел поймет, кто не смотрел смотрите 😛
Mikomia, непреложные правила такие непреложные 😀
Правила давно устарели)
Они не то что бы устарели, они просто относятся исключительно к классическому детективу
Не согласна. Интересно и разгадываемо в стиле классического детектива можно творить и с нарушением правил. Пример — «Убийство Роджера Экройда», Агата Кристи. Хотя нет правил без исключений...
Любопытно... Занимаюсь переводом игры Virtue's Last Reward с английского. Там приводятся заповеди Нокса. Но, почему-то, они заменили пятый пункт. Вместо китайцев там отсутствие экстраординарных способностей.
Александр, ну, политкорректность, ясное дело. А заменили синонимом. В старых детективах китайцы были своеобразным воплощением чудес востока и как раз носителя экстраординарных способностей.
В детективе «Тетрадь смерти» нарушены все 10 заповедей
Ну так тетрадка это такой же классический детектив, как из меня император вселенной)
Глупые правила, да и к тому же соблюдение этого всего формирует изжеванное клише которое явно делу не поможет.