Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье "Как написать план произведения?" я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.
Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем» небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта. Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.
Определение облика характера от А. Митты.
- Интеллект – как герой принимает решения. Он может быть вспыльчив или нерешителен, хитроумен или откровенно глуп. Вариантов масса, но любой из них, будучи озвученным, однозначно придаст вашему персонажу «объемности».
- Физиология – здоровье, возраст, отклонения от нормы, болезни, отношение к спорту.
- Социальная база – происхождение, класс, религия, партия.
- Экономическая база – насколько богат, или в долгах, или нищий, или вор.
- Талант – что отличает персонаж от других: художник, мошенник, спортсмен. Зачастую совпадает с его работой, иногда – нет. Пока не придумано имя героя, я в своем плане именую его именно по этому пункту: студент, пекарь, бизнесмен и т.д. Очень удобно.
- Посторонние интересы – хобби или пристрастия героя, степень его увлеченности. У каждого есть какие-то увлечения. Даже ежевечернее пролеживание дивана – заметная черта, характеризующая персонажа.
- Сексуальная жизнь – в семье, на стороне, есть ли какие-то проблемы.
- Семья – жена, родители, дети; как персонаж с ними связан; как женился; какие отношения.
- Образование – какое, где получал, с каким успехом. Если герой – самоучка, это тоже важный штрих.
- Неприязни – это то, чего герой на дух не переносит, чего боится. Эти сведения можно использовать и в качестве небольших штрихов, а можно построить на них целый психологический триллер. Ведь герой в ходе конфликта должен сталкиваться с самыми суровыми испытаниями, верно?
К этому списку можно присовокупить и жизненное кредо героя. Девиз может стать яркой отличительной чертой, если наш персонаж, к примеру, всегда и все делает наперекор.
Этот перечень значительно шире того, что я обычно использую при написании рассказов. Однако в полноте его главное преимущество, и я советую вам не преминуть возможностью его опробовать.
Цели и мотивы.
Составляя карточки героев, не забывайте четко формулировать цели каждого из них. Чего герой хочет в общем (сквозная задача на весь текст) и в частности (последовательная цепочка локальных задач от сцены к сцене). Если вам и читателю понятны цели и мотивы персонажей, появляется эмоциональная оценка, а в идеале и сопереживание. Очень часто приходится видеть тексты, в которых совершенно непонятно, какими мотивами руководствуется герой. Он куда-то бежит, что-то делает, палит из всех орудий, безжалостно уничтожая врагов, но ради чего? Именно из-за этой сюжетной бессмысленности, бесцельности возникает странное ощущение, что события истории – не более чем спектакль заезжего кукольного театра, где безусый неопытный драматург, стоя за ширмой и краснея, дергает марионеток за ниточки. Ощущение не из приятных, но таких текстов в интернете полно. Поэтому задача автора как можно скорее показать читателю главную цель героя. Это может быть борьба с антагонистом, спасение собственной жизни, месть, желание воссоединиться с любимой и т.д, но читатель должен четко понять, чего же хочет герой. Советую вам подумать над этим моментом.
Что ж, на этом и остановимся. Теперь вам известно, с чего начинается работа над правдоподобными образами. Надеюсь, что вам удастся успешно применить полученные знания на практике. Более подробно о ролях второго плана читайте в статье "Роль второстепенных персонажей".
Следите за обновлениями блога. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Спасибо огромное! Автор, вы чудесны!
Автор, спасибо вам огромное! Очень помогли! А то сам писал с бухты-барахты 😀
Большое спасибо!
Автору мега респект уже столько времени потрачено на то, чтобы написать связную карточку героя и вот он рецепт. От души.
Гролл, спасибо.
1.❤
2. «Палит из всех орудий» — это так рассмешило?.
3. Автор, натолкнули меня на мысль и на вопрос. Мысль-благодарность: ставя перед начинающими писателями задачу показать в произведении цель героя, учите меня (нас) лучше понимать цели окружающих живых людей. Вопрос: пишу о женщине, которая утверждает, что хочет семью, но на деле слишком часто меняет партнеров, ни один из которых мужем так и не стал. Это значит что её настоящая цель жить в своё удовольствие? Или второй вариант: у нее слишком велик внутренний конфликт и она действительно хочет семью, но слепа в выборе средств, да и вообще не пониимает сути семейной жизни?
4. Прошу простить за косноязычие.
5. Чувство будто выиграла бесплатный билет на посещение дорогущих мастер-классов великого таланта.
Татьяна, спасибо за похвалу, но, кажется, вы меня здорово переоцениваете.
Что касается вашего вопроса, то чем дальше, тем больше я склоняюсь к суждению, что автор, описывая некоторую сложную ситуацию или характер, не должен изо всех сил пытаться выдавить из нее некую абсолютную экзистенциальную истину. Потому что истины этой, по большому счету, не существует. Ваш персонаж вполне может оказаться взбалмашной нимфоманкой, а может — и просто катастрофически неудачливой в любви, но, тем не менее, чистой и нежной душой. В жизни может быть по-всякому, и огромное заблуждение некоторых письменников, что из жизни можно выводить какие-то обобщения. Писатель, по моему мнению, не столько описывает и осмысливает жизнь, сколько выражает и осмысливает самого себя, собственное отношение к происходящему и свое место в этом цирке. Но отталкиваться всегда и везде следует только от самого себя.
Могу порекомендовать в тему беседы сборник рассказов Дж. Джойса «Дублинцы», а конкретно новеллу «Эвелин» — почитайте, она очень короткая, но глубокая, как бездна.
Спасибо большое, очень удобный способ
Спасибо большое, за такую прекрасную статью! Всегда писала без этого, но теперь захотелось более углубиться в тему писательства и начать писать уже более проработанные произведения. Вы здорово помогли мне, что даже на одного персонажа карточка вышла на 5 страниц А5.